Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление «нового журнализма» в США. Макрейдеры и возникновение расследовательской журналистики.



В 20-е годы XIX века в Америке началась промышленная революция, которая открыла новые пути создания денежных империй. После войны 60-х годов было уничтожено рабство. Экономика получает новый толчок для своего развития и по Америке проносится волна коррупции и жажды «легких денег». В этих годах С. Клеменс приходит на должность репортера в «Territorial enterprise», более известный под псевдонимом Марка Твена. Он начинает проводить собственные расследования коррупции, которые нашли отражения в его статьях. Его репортажи становятся все более и более влиятельными и его приглашают сотрудничать с «Morning Call», «которая издавалась в Сан-Франциско, и становится чем-то вроде генерального цензора в этом городе, где, по его словам, «самый воздух был отравлен распутством и слухами о распутстве» Фонер Ф. Марк Твен - социалист-критик. М., 1961. С. 26..
Стали появляться статьи, борющиеся с мелкой буржуазией, монополией рынка. К примеру, в конце 90-х годов выходят статьи Э. Кросби, Д. Флинта, Э. Лефевра, которые анализировали увеличение монополистического капитала. В это время К. Ридпет выпускает статью, разоблачающую республиканское правительство, и вводит термин «Невидемая империя», означающую коррупцию в высших кругах власти.
В большей степени ежемесячный журнал «The McClure's» просвещал читателей о проблемах современности, который быстро стал популярным и приобрел общественную значимость. В нем выходят статьи Киплинга, Конан Дойля, Т. Гарди и многих других журналистов. Особое значение принесли Э. Лефевра и Ф. Вилларда. Они определили развитие журнала своими статьями о муниципальной коррупции.
В конце 1880-х - 90-х гг. внимание публики привлекли два новых журнала, взявших курс на агрессивную журналистику и разоблачительные материалы, предвосхищая появление " разгребателей грязи". Речь идет о нью-йоркском " The Forum" (1886-1950) и бостонском " The Arena" (1889-1909), предложившим читателю сенсационные материалы-разоблачения различных сфер политической и экономической жизни.
Традиционно начало " макрейкерства" в американской журналистике возводится к публикациям Джекоба Рииса и Генри Демареста Ллойда. Когда Джекоб Риис, корреспондент " The New York Sun", обратился к социально-публицистическому исследованию нью-йоркских трущоб и обобщил свои наблюдения и выводы в книге " Как живет другая половина" (1890). Факты, полученные Риисом в результате непосредственного знакомства с жизнью и нравами трущоб, производили шокирующее впечатление. Сам термин «макрейкер» (буквально «разгребающий грязь лопатой») появился позднее, в 1906 г., после того как президент Теодор Рузвельт публично назвал так энтузиастов-журналистов, раздраженный их разоблачительными выступлениями в печати перед публикой, по образному выражению американского историка Б.Л. Паррингтона, «сточные ямы», загрязняющие политическую жизнь страны, обнаружили их под каждой мэрией, каждым зданием, где располагались власти штата. Десятилетний " крестовый поход" Джекоба Рииса, описанный им в публицистической книге " Битва с трущобами" (1902), позволил ему занять почетное место в истории американской журналистики. Не меньшее значение для становления движения " разгребателей грязи" сыграли статьи и книги Генри Д. Ллойда, независимою журналиста-реформатора из Чикаго. Г.Д. Ллойд впервые обратил на себя внимание в 1881 г. небольшой статьей, опубликованной в журнале " The Atlantic Monthly". В ней точно, сжато и доказательно описывались грязные методы ведения бизнеса могущественной нефтяной компанией " The Standard Oil" Классическим произведением Г.Д. Ллойда стала книга " Богатство против благосостояния" (1894), в которой рассказывалось " как могущественные люди накапливали богатство, не стесняясь в средствах и прибирая к рукам правительство, церковь и сферу образования < …> Что бы не хотел доказать Ллойд <.. > он убедил всех, что можно говорить о сведениях, добытых из отчетов комиссий конгресса и судебных бумаг, с такой ясностью и человеческой страстностью, что сочинение на экономические темы могло стать значительным литературным произведением <...> и занять достойное место в литературе идей последней четверти XIX столетия" [2]. Афористичная фраза Г.Д. Ллойда о том, что " свобода порождает богатство, а богатство разрушает свободу" [5], стала девизом " разгребателей грязи". Именно эта социальная критика всей общественно-политической системы отличала движение " разгребателей грязи" от разоблачительной журналистики предыдущих десятилетий, несшей на себе печать политических пристрастий.
1900-е гг. отмечены появлением целой группы журналов, которые можно классифицировать как " макрейкерские", -- " McClure's Magazine", " The Arena", " Everybody's Magazine", " The American Magazine", " Collier's Magazine", " Cosmopolitan Magazine" и т.д.
Успеху " макрейкерских" изданий в немалой степени способствовали технические инновации рубежа веков, связанные с появлением линотипа, брошюровочных и переплетных машин, которые привели к почти полной механизации издательского дела. Более дешевая и доступная техника фототипии вытеснила дорогостоящую ксилографию. В результате солидные иллюстрированные издания типа " The Century" лишились преимущества над недорогими макрейкерскими изданиями или изданиями " желтой прессы"
Наибольшую известность из периодических изданий подобной ориентации приобрел нью-йоркский журнал " McClure's Magazine" (1893-1929). Журнал выдвинулся на передовые позиции с появлением на его страницах в октябре 1902 года статьи " Времена Твида в Сент-Луисе", написанной Линкольном Стеффенсом, одним из наиболее видных и талантливых журналистов макрейкеров. Публикация статьи Стеффенса, разоблачавшей коррупцию муниципальных властей, считается официальной датой начала эпохи " макрейкерства" в американской журналистике. Номер журнала со статьей Стеффенса разошелся необычайно быстро, и читатели требовали новых сенсационных разоблачений
Публикации журналистов-макрейкеров приносили издателям журналов значительные прибыли, поэтому в начале века издатели и редакторы многих периодических изданий поощряли деятельность макрейкеров. Но разоблачения макрейкеров затрагивали интересы многих, поэтому неизбежно со стороны влиятельных кругов Америки последовала контратака на " разгребателей грязи" и на реформаторские идеи, исповедуемые этими журналистами. " Консервативные редакторы, церковные проповедники и политики стремились дезавуировать публикации и чернить агрессивных либералов. Бизнесмены вмешивались в издательскую политику популярных периодических изданий, угрожая изъять размещаемую рекламу, а в ряде случаев они получали контроль за редакторской политикой путем прямой покупки издания. " American News Company" [6] также использовала свое влияние против прогрессивных журналов, препятствуя их распространению. Стеффенс вводит новое значению термину «система» и понимает, что в возникновении проблем виноваты не только люди, но и «система». В результате макрейкерские издания стали исчезать одно за другим или менять свою издательскую политику" [6].
1910 г. стал своеобразной чертой, подведенной под деятельностью макрейкерских изданий. Движение «разгребателей грязи» ушло на спад и, впоследствии, было задавленно монополистическими кругами. Громадные тиражи в последующие пару лет поползли вниз. Практически все журналы подобной ориентации либо поменяли свой профиль, либо прекратили существование, либо слились с другими изданиями. Но новое общественное мнение уже сформировалось и требовало новых реформ.

7. Массовые информационные потоки в журналистике.
В современном мире передача и получение информации происходит беспрерывно и неизбежно, существует невероятное множество источников инфо. Все менее возможным становится их контролировать – инфо процессы превратились в огромный непрерывный инфопоток (мощный глобальный).
Основа информации в СМИ – сообщения о фактах, их комментарии и экспертные оценки.
Важнейшая хар-ка – информационное поле (информационное пространство, охватывающее тот или иной объем фактов, событий реального мира и представленный репертуар тем). Инфополе – категория, связанная с понятием инфнормы: в идеале все СМИ должны сообщать о ВСЕХ возможных фрагментах действительности (начиная от слета школьных лесничеств в Мегете и конкурсе юных комбайнеров в Бобруйске – до принятия в России закона о запрете игорного бизнеса).
Массовые ИП создаются и распространяются непрерывно, любой чел подвергается их воздействию, и выйти из него в современном мире почти невозможно.
ИП делятся:
-
По типу: нейтральные (естественные: окружающая речь, звуки, техногенные шумы); запрашиваемые (газеты, книги, Инет); требуемые (недоступные: например, жизнь на Марсе)
-
По виду: естественные и искусственные (сознательно формируются и направляются на потребителя с определенной целью – ТВ, радио, пресса). Искусственно созданный поток зачастую приобретает св-ва естественного: стихийность, неконтролируемость, непредсказуемость.
Итак, массовые потоки распр-ся все более непрерывно, мощно, быстро. В дожурналистское время массовые потоки формировались по схеме: событие – очевидец. Современный чел получает инфо как отраженную, то есть переданную ему с помощью разных носителей и технологий. Схема:
ж-т (очевидец) – текст (отраженная инфо, частично искаженная)
носитель – распространение
потребитель – отражение

С развитием Инета формирование ИП приняло прям-таки стихийный хар-р (анонимное, ни к чему не обязывающее общение). Легитимным и массовым механизмом формирования ИП являются инфоагентства. (первое агентство – Давас, в Англии, с 1830 года)
Также в ИП поставляют инфо:
- журналисты (как выразители мнений рук-ва: редакции, учредителя)
- пресс-секретари
- пресс-службы
- Пи-Ар агентства

ИП – содержание (факты, новости, события), а СМИ – каналы их распространения. «Средства массовой информации», а правильнее сказать «система средств массовой информации», в языковой практике общества сформировалось как обозначение более масштабного объекта действительности, чем коммуникационные каналы. В его рамках объединены и производство, и распространение МИП, причем во всей сложности того и другого. В отличие от всех этих видов творчества, ориентированных на создание определенного типа произведений, ж-ка оказывается еще и деятельностью, направленной на производство МИП. Организуя духовное сотрудничество в обществе и централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовой информации, она моделирует эти потоки, формируя из отдельных произведений номера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения, образующие в совокупности новый, «сборный» продукт: ИП несут в себе развивающуюся, многомерную, движущуюся информационную картину современности как части мирового процесса. Именно эта актуальная инфокартина мира опосредует воспроизведение в обществе массового сознания, служит самоопределению общественного мнения, способствует созданию общественного настроения, во многом предопределяющего поведение членов общества и социальных институтов.
Что представляет собой структура распространения МИП? В ней четко определяются три взаимосвязанных, обусловливающих друг друга элемента:
1) тиражирование информационных продуктов;
2) хранение их;
3) доставка получателю.
А если в качестве основания для рассмотрения взять каналы распространения МИП, то получится такая структура:
1) книга;
2) периодическая печать;
3) радио;
4) телевидение;
5) кино;
6) компьютерные сети.
В производстве массовых ИП задействованы следующие процессы:
- деятельность организаторская, то есть направленная на организацию духовного сотрудничества в обществе во имя создания МИП
- деятельность моделирования, подчиненная задаче выявления содержания и создания формы для тех или иных фрагментов МИП (номер газеты, программа радио или телевидения) – так сказать, задаче создания средств для организации разных видов массовых информационных продуктов в единое целое
- деятельность редактирования, цель которой – привести все привлеченные информационные продукты в соответствие с нормативами, обеспечивающими восприятие их массовой аудиторией
- собственно журналистское творчество, связанное с подготовкой особого вида текстов.
- деятельность по выпуску МИП (точнее, их соответствующих фрагментов).

МИП, несущие в себе оперативную модель мира, – продукт столь значимый и в современных условиях столь сложный, что для производства его оказались нужны, с одной стороны коллективные усилия, а с другой – специалисты-универсалы. В силу этого перечисленные виды деятельности сложились в единую структуру таким образом, что на основе административно- и морально-ответственной зависимости участников производственного процесса образовали систему профессиональных обязанностей, предполагающих согласованное решение коллективных творческих задач и потому выступающих как единая деятельность – творческая деятельность журналиста.
При структурировании системы производства МИП по средствам производства выделяются виды произ-ва:
1) книжное;
2) газетно-журнальное;
3) телевизионное;
4) радийное;
5) кинопроизводство.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь