Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конвергентные процессы в современной журналистике. Конвергентная редакция. Медиатекст.



Конверге́ нтная журнали́ стика (англ. Convergence journalism) — этопроцесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационныйресурс. Сегодня современные медиа-компании расширяют свой спектр информационных и развлекательныхпродуктов и используют при этом " новые" формы подачи медиапродукта: он-лайн газета, радио в интернете, веб-телевидение [1].

Само слово конвергенция произошло от латинского convergo — «сближаю». В английском языке convergenceозначает «схождение в одной точке». Павликова М. дает следующее определение, ссылаясь при этом наканадского исследователя СМИ и коммуникаций Дэниса Макуэйла: «Это распространение одного и того жесодержательного продукта по разным каналам, разными средствами». В широком смысле конвергенцияможет пониматься не только как взаимное влияние явлений, но и взаимопроникновение технологий, стирание границ между ними, слияние [2]. А.Г. Качкаева предлагает следующую классификациюконвергенции:

• Конвергенция как бизнес стратегия медиахолдинга

• Конвергенция как тактика

•Конвергенция как «переупаковка» • Конвергенция в сфере сбора и производства информации

•Конвергенция как новый вид подачи информации

Таким образом, конвергенция может пониматься какпередача единого контента разными средствами (с помощью текста, звука или видео) и по разным каналамкоммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет)[3

Возникновение конвергентной журналистики

Впервые новый подход к деятельности СМИ и определение понятия «система средств массовойинформации» были введены Хелемендиком В. С. в 1977 году. В итоге изменяется традиционная системаСМИ. Современные газеты, радио, телевидение и Интернет функционируют в мультимедийной среде, гдеобразуется сбилижение. Хелемендик обозначил ведущие принципы координации средств массовойкоммуникации: специфичность, систематическое корректирование содержания, функциональнаявзаимозависимость и необходимость признания общности функций печати, радио и телевидения и ихвзаимодействия. Это позволило ученому еще в 1970-е годы выдвинуть гипотезу о том, что " со временеморганизационная структура журналистики изменится и ныне самостоятельная газета, радио, телевидениесольются в своеобразные объединения с общим информационным центром, планированием и измерениемэффективности их воздействия на массы" [4].

«Стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» Итьель деСоло Пуль

Дэниел Белл обозначил особенности новых концепций и представлений об информационном обществе ивыдвинул идею, где конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х годовпонятие " конвергенция" все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных икоммуникационных технологических устройств, например, компьютеров, телефонов, телевизоров.Дальнейшее развитие термин получил в ходе обсуждений о дерегулировании телекоммуникационного рынкав США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х годах. Но лишь в 1990-е годы быстрое внедрениеИнтернета в обыденную жизнь миллионов людей придало разговорам о конвергенции широкий практическийсмысл[5].

Именно последние 20 лет начали всерьез говорить о мультимедиа. Это произошло в связи с прогрессом иразвитием компьютерной техники, компьютерных носителей и компьютерных сетей как способа трансляции.Ведь именно эти технологии позволили объединить внутри одного носителя - компакт-диска, разные ранеенеобъединимые средства коммуникации – визуальную, текстовую и звуковую, речевую[6].

Тренды журналистики

Мультимедийный продукт

На сегодняшний день работа с видеомонтажом, с цветом, компьютерная обработка фотографий, анимация, инфографика, работа со звуком, достигли необычайных высот. Все эти художественно-изобразительныесредства свободно интегрируются в медиа. Сегодня уровень технологий создания продукта СМИ позволяетреализовать любую творческую идеи. Сегодня одной из наиболее успешных концепций развитиямедиаиндустрии и отношений между СМИ и аудиторией стало мультимедиа. Специалисты определяют егокак " интеграцию двух или более коммуникационных средств и каналов с компьютером" [7]. Теперь под подсловом " мультимедиа" понимается передача информации одновременно несколькими коммуникационнымиканалами: аудио-, видео-, виртуальных коммуникаций. Поэтому мультимедиа можно легко представить какединую информационную систему, в основе которой оперирует любые типы СМИ, чьи информационныепродукты частично " сливаются" друг с другом.

Мультимедийная история

Благодаря влиянию интернет-технологий многие традиционные жанры стали мультимедийными. В результатепоявились новые " гибридные жанры" в интернет-журналистике. Процесс влияния интернета натрадиционный журналистский текст, в первую очередь, привел к возникновению именно такого гибридногожанра как мультимедийная история. Информационный атом – это наименьшая единица информации. Онаможет быть выражена в виде текста, фотографии или рисунка, аудио- или видеоматериал. При сочетанииатомов образуется инфомолекула.[3]. Мультимедийная история или статья – это информационный жанронлайн-журналистики, сочетающий в себе элементы медиаконвергенции, обладающий свойствоминтерактивности, состоящей из информационных единиц разных жанров. Феномен мультимедийной историипредполагает, что новостная информация состоит из элементов различных языков: визуальных, текстовых, графических, аудиовизуальных. Если радио позволяет узнать что произошло, телевидение позволяет увидетькак это происходило, а газета на следующий день позволяет узнать почему это произошло, то благодарявлиянию интернета ответы на все эти вопросы содержатся в одном журналистском тексте. В итоге мыполучаем совершенно новый продукт, обладающий уникальными свойствами, технологией производства, особенностями восприятия.

Мультимедийная история может включать в себя: • текст с гиперссылками, • видео, • фото, • слайд-шоу, •аудио, • инфографика, • карикатура, • интерактивные формы (голосование, комментарии, рейтинги). Ихудобно классифицировать на первичные и вторичные компоненты. К первичным можно отнести текст сссылками на другие ресурсы, фото, видео или аудио. Без этого не обходится не один материал. Всеостальные являются второстепенными. Если в традиционном жанре заметки текст выполняетпервостепенную роль, то в мультимедийной заметки это не обязательно так. Основную информацию можетнести картинка, фоторяд. Текст же выполняет роль комментария, уточнения, заголовка и т.д.

" Новые медиа"

Понятие " новые медиа" вошли в нашу жизнь с появлением цифровых, информационных, компьютерных, сетевых технологий и коммуникаций. Под " новыми медиа" понимается " любая медиапродукция, являющаясяинтерактивной, и распространяемая цифровыми методами" [8]. Сегодня представлены основные критерии, покоторым можно определить и разделить медиа на традиционные и " новые". Это, в первую очередь, доступность и способы доставки конечного продукта потребителю, а также интерактивность, которая являетсяключевой характеристикой «новых медиа». Так же нельзя не учитывать важность Интернета в становлении«новых медиа». Именно развитие Интернета предоставило новые возможности для распространенияинформационного продукта: аудио-, видео-, изображение, текст, графику.

Контент СМИ

Контент СМИ или с англ. содеражние в медиаиндустрии определяется как данные в виде текста, звука, зрительных образов или объединения мультимедийных данных. Они представлены в аналоговом илицифровом формате на разнообразных носителях. Сюда можно отнести бумагу, магнитные или оптическиезапоминающие устройства, а также микрофильмы[9]. Контент предоставляет широкий спектр содержаниятекстовых единиц, фотографий, видео, инфографики, аудио-подкастов. Сегодня информация доходит допотребителя именно в том формате, в каком он захочет ее принять.

Конвергентная редакция

Сегодня конвергентная редакция считается одной из перспективных моделей развития медиа. Идея самойконцепции объединенной редакции заложена в интеграции всех возможных на сегодня форматов медиа-продукта: он-лайн, печатного, мобильного, а также вещательного. Вообще реализация идеи конвергенцииподразумевает " новую систему" производства информационного продукта, в котором основной идеейявляется создание полноценной конвергентной редакции[10]. Теперь такие форматы редакции действуют попринципу трансмедийного повествования, которые обмениваются информацией, анонсами, а такжессылками на материалы СМИ участников самого процесса создания общего информационного продукта. Приэтом единый информационный центр увеличивает свой потенциал и повышает качество поставляемыхновостей, тем самым удовлетворяя потребности различной аудитории.

Типы конвергентных редакций

Мультимедийная редакция - это редакция, в которой ключевым является наличие специальноподговленныхредакторов для каждого технологического пласта издательства. Здесь имеются в виду отдельныередакционные единицы, которые работают одновременно для печатной и он-лайн версий издания.

Интегрированная редакция - это редакция, в которой объединяются все новостные потоки, проходящие наосновных технологических пластах издательства. Это происходит на уровне планирования и производства, обеспечивающего контент, содержащий все информационные каналы. В такой редакции нет одногоработника, ответственного за определенный информационный канал. Ответственность за освещениеновостей на печатных и цифровых пластах издательства лежит на плечах редактора определенноготематического отдела.

Кросс-медийная редакция - это редакция, в которой рабочий процесс происходит по принципу взаимногообмена информацией. Сюда относится создание, обработка и распространение контента, которыепроизводятся сразу для всех технологических пластов издательства. В такой редакции работники различныхтематических отделов создают контент и для печатной, и для он-лайн версии издания. Это позволяетобеспечивать видео- и аудио-роликами веб-сайт.

" Новый" журналист

Сегодня в процесс СМИ происходит внедрение идеи " универсального журналиста", или " нового" журналиста.Такой журналист является основной рабочей единицой современной медиасреды. Журналистам, которыеработая в конвергентной редакции, необходимо избавиться от принципа вражды между представителямиразных видов СМИ[11]. Это поможет повысить уровень создания медиапродукта. Основным качество«универсального» медиаработника является умение быстро определять лучший формат подачиинформационного продукта. Для того, чтобы иметь четкое представление о том, какой контент лучше, журналист должен обладать навыками работы в различных видах СМИ и знать, каким образом контентопределенного типа создается. Стоит отметить, что " новый" журналист должен уметь снимать видео, производить текст, записывать аудио-подкасты, монтировать сюжеты, работать с блогами, чтобы собратьзначительное количество информации, и максимально раскрыть суть медиапродукта. Для этого" универсальному журналису" важно научиться мыслить мультимедийно. " Новый журналист", работающий вконвергентной редакции должен уметь:

· производить новостные материалы для он-лайн ресурсов;

· загружать аудио- и видео-подкасты в Интернет;

· снимать видео-репортажи;

· делать фотографии, а также обрабатывать их и загружать в Интернет;

· оперативно работать на компьютере;

· ориентироваться в сети Интернет;

· делать новостные сообщения в виде SMS-сообщений;

· использовать всевозможные компьютерные программы;

· передавать информацию через Wi-Fi сразу в выпуск, в номер и на сайт;

· вести всевозможные блоги;

· отбирать качественные факты и данные;

· быть доступным в любое время суток.

МЕДИАТЕКСТ

Изменения в коммуникативных процессах конца ХХ – начала ХХI вв., отражающие мощное воздействие на реальную жизнь современных массмедиа, актуализировали проблемы, связанные с пониманием медиатекста. Наиболее востребованный для обозначения текстов массовой коммуникации термин «медиатекст» вобрал в себя параллельные, взаимозаменяемые или пересекающиеся феномены – массово-коммуникативный текст, массмедийный текст, журналистский текст, публицистический текст, газетный текст, телетекст, рекламный текст, PR-текст, Интернет-текст и т.д. Следует отметить, что смысловое наполнение термина медиа (от лат. «media», «medium» – средство, способ, посредник) позволяет называть медиатекстом любой носитель информации, начиная от наскальных рисунков, традиционных книг, произведений искусства и заканчивая суперсовременными феноменами технического прогресса. Однако как обобщающий термин медиатекст закрепился именно за текстами массовой коммуникации. Другой вопрос связан с объемом медиатекста, поскольку все, что вовлечено в сферу СМИ, вполне уживается в рамках этого понятия. По-видимому, свою объяснительную силу термин обретает при интерпретации медиатекста как совокупного продукта трех глобальных подсистем массовой коммуникации: журналистики, PR и рекламы.
В настоящее время медиатекст приобрел статус базовой категории в медиалингвистике, медиакультуре, медиаобразовании – новых направлениях лингвистической, философской, педагогической науки (работы Т.Г. Добросклонской, Н.Б. Кирилловой, Г.Я. Солганика, А.В. Федорова, Н.В. Чичериной и др.). Можно говорить и о том, что теория медиатекста претендует на самостоятельную нишу в рамках теории текста или стремится отпочковаться от нее.
Сущностные признаки медиатекста
Медиатекст можно рассматривать, во-первых, как текст «в универсальном, классическом значении этого понятия» (Б.Я. Мисонжников), во-вторых, как уникальный тип текста – в отличие от текстов других сфер коммуникации (научных, художественных и др.), в-третьих, как совокупный продукт массовой коммуникации – тексты журналистики, рекламы и PR, каждый из которых имеет свои специфические характеристики.
В настоящее время немало пишут о том, что предложенные в лингвистике признаки являются недостаточными при объяснении текстов, функционирующих в массовой коммуникации. Оспариваются такие критерии, как форма существования текста, вербальный характер текста, законченность отдельных произведений, авторство, обязательное наличие заголовка или сверхфразовых единств. Отметим некоторые оценки массовой коммуникации, которые меняют традиционное понимание текста: «Обладая адресатом, тексты в СМИ не обязательно обладают завершенностью, поскольку сообщают одни и те же содержания, хотя и в разных комбинациях и модальностях» [Волков, 2008, 130]; «… Постоянная и бесконечная ссылка текстов друг на друга и постоянное цитирование» делает эти тексты лишь звеном в передаче информации [Артамонова, Кузнецов, 2008, 110], массово-коммуникативные тексты существуют как гипертексты или интертексты, «в перекличке с другими текстами, даже если последние явно не цитируются» [Петренко, 2008, 170].
Вместе с тем следует говорить не столько о недостатках классической теории, сколько о том, что современная текстовая действительность, не отменяя традиционных теорий, требует интегративных интерпретаций, способных объяснить новые аспекты или новые типы текстов массовой коммуникации – смешанных, креолизованных, поликодовых, гипертекстов, мультимедиатекстов, сущностные характеристики которых связаны с развитием новых информационных технологий и конвергенцией средств массовой коммуникации. Таким образом, при переносе классического текста в сферу массмедиа текст получает новые смысловые оттенки и медийные добавки [Добросклонская, 2008], приобретает расширительное толкование и – в итоге – выходит за пределы знаковой системы языка, приближаясь к семиотическому пониманию текста [Солганик, 2005, 15].

Типология медиатекстов
Вопросы типологии текстов и выделение базовых категорий, которые могут быть положены в основу членения текстового континуума, остаются в лингвистике текста открытыми.
Специфику текстов, функционирующих в массовой коммуникации, объясняют через модели коммуникации, в кругу которых классической считается модель американского политолога Г. Лассуэлла: кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом. Массовая коммуникация, представленная как более или менее сложный процесс информационной связи, учитывает взаимодействие различных элементов: автор, адресат, канал, код, текст, контекст, шумы, обратная связь, эффективность коммуникации. Именно эти элементы могут выступать критериями типологии медиатекстов[напр.: Добросклонская, 2008; Чичерина, 2008].
Лингвистическое представление функциональной модели коммуникативного акта, предложенное Р. Якобсоном, включает шесть элементов: адресант, сообщение, адресат, контекст, контакт, код.Они полностью накладываются на функциональное представление масс-медийного продукта, предложенного в социологии журналистики [Социология журналистики, 2004, 90–108], где адресант – «издатель», «журналист»; сообщение – «текст»; адресат – «аудитория»; контекст – «социальные институты», «действительность»; контакт – «канал», код – «язык» и другие семиотические системы.
Следуя моделям коммуникации, в основу выделения текстотипов, которые понимаются как разновидность, образец, схема построения и восприятия аналогичных текстов, можно заложить следующие категории:
• адресант (автор, производитель текста) – социальный/частный, в соответствии с чем в текстовой ткани формируется авторская модальность (объективное или субъективное отношение к действительности),
• адресат (аудитория) – массовый/специализированный,
• канал распространения – печать, радио, телевидение, Интернет,
• институциональный тип текста: журналистский, рекламный, PR-текст,
• типологические характеристики изданий,
• сообщение (текст) – функционально-жанровая классификация текстов трех социальных институтов массовой коммуникации,
• код (язык) – вербальные, невербальные, вербально-невербальные (поликодовые, креолизованные) типы текстов.

Медиатекст (от англ. – media text) - любой медиа продукт или продукт коммуникации, который может быть включен в разные медийные структуры (вербального, визуального, аудитивного или мультимедийного планов) и в разные медийные обстоятельства (периодическая печать, радио, телевидение, Интернет, мобильная и спутниковая связь и др.)

 

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Термин медиатекст возник в англоязычной литературе в 90-х годах XX века с целью обозначения текста, помещенного в среду СМИ. Необходимость введения в науку этого термина обусловлена развитием информационной сферы и появлением новых средств массовой коммуникации – радио, телевидения и сети Интернет. Понятие медиатекст постепенно расширяется, и помимо вербального компонента, оно уже включает в себя множество паравербальных и невербальных составляющих.

 

КЛАССИФИКАЦЯ

По способу создания

  • Авторский
  • Коллегиальный

По способу воспроизведения

  • Устный
  • Письменный

По каналу распространения


Поделиться:



Популярное:

  1. Contemporary –вид современной хореографии
  2. X. Технологические процессы отделочных работ.
  3. Адаптационные процессы, обусловленные тренировкой с отягощениями
  4. Банизацию и рационализм современной жизни, кажутся довольно убедительны-
  5. Биохимические процессы при послеуборочном дозревании и хранении зерна.
  6. Взгляды и мнения на использование фотомонтажа в фотожурналистике.
  7. Влияние мировых тенденций и направлений развития российской экономики на экономические процессы Республики Бурятия.
  8. Внутренние (эндогенные) геологические процессы. Эффузивный магматизм (вулканизм)
  9. Вопрос 19. Россия и транснациональные иммиграционные процессы
  10. Вопрос 3. Речевая деятельность как основа современной риторики.
  11. Вопрос 35. Специфика и функции современной профессиональной этики в медицине.
  12. ВОПРОС 38. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь