Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РЕШЕТНИКОВ О. В., БОГУСЛАВСКИЙ М. В.



СКАУТИЗМ

М. В. Богуславский

Скаутизм в России

В России скаутские отряды появились в 1908 –11 гг. в Царском Селе, С.–Петербурге, Москве, Батуми и были построены на основе системы Р. Баден-Поуэлла с учётом национальной специфики. В отряды входили в основном мальчики из семей военных, служащих, предпринимателей. Преобладала военная подготовка юных разведчиков.

Идею создания детских организаций патриотического типа поддерживал Николай II. По его приказу Генеральным штабом была переведена книга Р. Баден-Поуэлла «Скаутинг для мальчиков» (1908).
В 1910 г. в Петербурге начал выходить еженедельный журнал «Ученик», в котором был специальный раздел «Юный разведчик» (редактор В. Г. Янчевецкий – позже известный писатель-историк В. Ян).
В 1912 г. близ г. Лахти (Финляндия) организован первый русский лагерь для скаутов Петербурга под руководством Янчевецкого.
В 1911 г. на 3ападной Украине возникли аналогичные объединения «пластунов». В 1914 г. в Петрограде лейтенант О. И. Пантюховосновал Всероссийское общество содействия мальчикам-разведчикам («Русский скаут»), в котором сотрудничало свыше 200 педагогов, военных, врачей (председатель – адмирал И. Ф. Бострём, секретарь –
И. Н. Жуков). Обществу покровительствовала великая княгиня Елизавета Фёдоровна. Основная цель – сплочение взрослых энтузиастов скаутинга для содействия нравственному и физическому развитию юношества и воспитание достойных граждан.

Скаутинг был общественно значимым движением, воспитывал в подростках положительные черты личности, гуманность, милосердие, рыцарство, формировал у них потребность в самосовершенствовании.

В 1914–1916 гг. скаутские организации были созданы более чем в 20 городах (Пермь, Саратов, Астрахань, Одесса и др.). В 1915 году начали действовать организации герлскаутов (девушек-скаутов) в Петрограде и Киеве.

В 1915 г. руководитель 1-й Московской дружины и редактор журнала «Вокруг света» основали при редакции Музей по скаутизму (один из первых в мире). В русском скаутизме определились три основных направления:

первое – главное внимание уделяло военной и спортивной подготовке, оказанию помощи солдатам и раненым (А. К. Анохин);

второе – стремилось создать политическую детскую организацию для воспитания подростков в духе верноподданности, религиозности, патриотизма, благородства и т. п. (О. И. Пантюхов);

третье – центральной задачей ставило воспитание на гуманистических идеалах (И. Н. Жуков).

На 1-м Всероссийском съезде инструкторов и лиц, интересующихся скаутингом (1915 г., Петроград), были приняты Торжественное обещание, молитва, законы, заповеди и обычаи, ритуальная сказка.
В этих документах сформулированы основные принципы русского скаутизма: религиозность, верноподданность и патриотизм в сочетании с гуманизмом, общечеловеческими идеалами добра, справедливости, чести, служения людям и нравственного самоусовершенствования. Местные организации вошли в единый Всероссийский союз (около 50 тысяч членов).

В скауты принимались подростки 12–18 лет без ограничений по социальным, религиозным или национальным признакам (практически преобладали представители обеспеченных слоев населения). Каждый отряд состоял из 8 отделений (320 чел.), в которых организовывались патрули и команды: санитарная, пожарная, морская, пионерская и велосипедная.

По уровню владения навыками скауты делились на два разряда. Организация действовала на принципах самоуправления. Отрядом руководил штаб (старший скаут-мастер и его помощники – начальники отделений); избирался суд чести. К атрибутике скаутизма относились отрядное знамя с изображением Святого Георгия Победоносца, форма, галстук, скаутский знак и билет. За овладение гимнастикой, санитарным делом, электротехникой и т. д. вручались нарукавные значки, за особые заслуги и храбрость – почётные звания и значки «Белого медведя» и «Волка». Для детей 8–11 лет при отрядах существовали подготовительные патрули («Волчата» и «Медвежата»).
К 1917 году в России сложилась организованная сеть скаутских объединений. В годы Первой мировой войны многие скауты служили в разведке русской армии.

После Октябрьской революции в скаутском движении произошёл идейный и организационный раскол. Значительная часть юных разведчиков сражалась в рядах белогвардейцев. В армиях Колчака и Деникина назначались специальные лица, ответственные за работу со скаутами. Кроме разведки скауты входили в состав трудовых дружин, распространяли газеты и пр. Однако немало подростков-скаутов воевало и в Красной Армии.

Осенью 1917 г. на съезде Всеобуча было принято решение создать на базе оставшихся скаутских отрядов организацию юных коммунистов (юки). В 1918 г. действовали организации левого направления: Пролетарские скауты (Н. Новгород), Интернациональные скауты (Кременчуг), РОЮР (Петроград), Союз свободных скаутов (Москва). Скауты, не пожелавшие войти в организацию юков, создали в 1919 г. подпольное содружество «Братьев Костра». В том же году в Челябинске на территории, контролируемой белыми, состоялся съезд скаутских руководителей Сибири, Урала и Приуралья, учредивший Всероссийскую организацию скаутов (её руководителем избран Пантюхов), а в Новочеркасске на территории войска Донского прошёл съезд скаутских деятелей Юга России.

В 1919–1920 гг. предпринимались попытки приспособить методику скаутинга к задачам советской власти: организовывались части особой подготовки допризывной молодёжи при Всевобуче, отряды юных коммунистов-скаутов, красных скаутов, создана Русская организация юных революционеров и др. Скаутские организации не имели единого руководящего центра, но общались через информационное бюро. Наметилась тенденция к объединению скаутов во всероссийском масштабе.

В 1921–1923 гг. определились два направления: со стороны РКСМ – курс на полную ликвидацию всех скаутских организаций; с позиций руководителей Наркомпроса (Н. К. Крупская, А. В. Луначарский), левых скаут-мастеров и педагогов (И. Н. Жуков, В. А. Зорин, М. Стремяков) – стремление приспособить скаутизм к воспитательным задачам строительства социалистического общества (в 1923 г. в Советской России было 8 тыс. скаутов).

Идеи использования скаутизма изложены Крупской в её книге «РКСМ и бойскаутизм» (1922). Многие принципы и формы работы легли в основу создания пионерских отрядов, а скаут-мастера стали первыми вожатыми. В 1922 г. на Всероссийском совещании скаут-мастеров произошло дальнейшее размежевание русских скаутов: наиболее многочисленная часть скаутов перешла к построению комсомольской организации; ряд скаут-мастеров предпринял попытки обновить скаутизм, сохранив его традиции (И. Н. Жуков); некоторые скаутские организации прекратили все связи с РКСМ и предпочли нелегальную работу со скаутами (В. Попов).

В 1923 скаутизм в России был запрещён. Некоторые скаут-мастера нелегально продолжали руководить отрядами до конца 20-х гг. Впоследствии тысячи скаутов и скаут-мастеров были репрессированы «за помощь международной буржуазии».

В 20-х гг. во Франции, США и Канаде были созданы объединения – преемники русского скаутизма: Организация российских юных разведчиков (ОРЮР, штаб-квартира в Нью-Йорке) и Национальная организация русских скаутов (НОРС, Париж), которые действовали и в 90-е гг. Эти объединения потомков русских эмигрантов стремятся воспитывать подростков в духе уважения и понимания русской культуры (НОРС поддерживает контакты с Всемирной организацией скаутского движения, но не входит в нее). Организации «пластунов» имеются в Швейцарии, США и Канаде.

В конце 80-х гг. в СССР предпринимались попытки возрождения скаутских отрядов (Прибалтика, Закавказье, Молдавия и Украина, Сибирь, Урал). В некоторых регионах скаутские организации пользуются поддержкой властей. Съезд представителей скаутского движения (1990) при содействии Комитета по делам молодёжи СССР и Национальной организации русских скаутов и Организации российских юных разведчиков (ОРЮР) провозгласил создание Ассоциации возрождения российского скаутизма, но в основном принципы деятельности скаутов в современных условиях разработаны не были.

В начале 90-х гг. в России действовали скаутские дружины: Организация русских юных разведчиков-скаутов (ОРЮР; 1990), Федерация скаутов России (ФСР; С.-Петербург, 1991, зарегистрирована как национальная организация скаутов РФ) и Федерация православных скаутов (ФПС; Москва, 1991). В регионах действуют Ассоциация скаутов С.-Петербурга, Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и др. Устанавливаются связи с зарубежными скаутскими союзами[127].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

АЛЕКСАНДРОВ К.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА РУССКОГО СКАУТИЗМА

«Господи, спаси Россию! »

Молитва скаутов-разведчиков

После развала СССР, мы приходим к выводу о том, что формирование и развитие личности должен на себя взять некий другой социальный институт гражданского общества, институт, которого, увы, почти нет, и имя которому – социальная педагогика.

Под институтом социальной педагогики подразумевается существование в обществе многообразия инициатив, направленных на удовлетворение потребностей личности подростка: это сеть клубов по интересам, клубов по изучению специальностей, творческих студий и мастерских, и главное, как представляется автору, целого спектра детских и молодежных движений, организаций.

С социальной педагогикой в России очень неважно, не говоря уже о том, что отсутствует сам статус социального педагога. И, тем не менее, есть целый ряд признаков, которые позволяют говорить о формировании целой сети отраслей, напрямую связанных с социально-педагогической направленностью. И в этой статье я предлагаю вам рассмотреть опыт и методику движения, существующего в мире
85 лет и известного под названием скаутинга или скаутизма. С точки зрения автора, скаутизм наиболее полно обеспечивает развитие и становление здоровой физически и богатой духовно личности, ведь недаром на Западе бывшие скауты составляют самую здоровую часть общества.

Наверное, начать необходимо с того, что скауты называются скаутами в основном лишь в англоязычных странах, в любой другой стране присутствует национальное название скаутов. Например, во Франции – эклерер, в Польше – харцер, в Германии – пфадфиндер, в Венгрии – черкес и т.п. На русский язык слово «скаут» переводится буквально как «разведчик», поэтому Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) именует своих членов и «скаутами», и «разведчиками». Из этой небольшой справки вы уже можете почерпнуть один из главных принципов скаутизма – его глубоко национальный характер для каждой страны.

Исходя из наиболее полного определения солидаристов о том, что нация – органическое объединение людей, одного или нескольких народов, сознающих свое единство, творящих общую культуру, спаянных воедино общностью этой культуры, общностью духовных стремлений, государственных и экономических интересов, общим историческим прошлым, и главное, единым устремлением в будущее, можно говорить о скаутизме как методе воспитания патриотизма и гражданственности для каждой страны. Любой скаут – достойный гражданин и патриот своей Родины, это проявляется и в экстремальной ситуации, и в быту, как-то: он никогда не позволит себе неуважительных действий по отношению к государственной символике, знает и любит историю, культуру своей страны и т. п. Несмотря на то, что существуют общие черты у различных скаутских организаций, самобытность скаутизма определяется влиянием на него местных национальных особенностей в каждой стране мира.

Второй постулат скаутизма – это Вера, религиозность. Скаутизм без религии – уже не скаутизм, а нечто иное, ибо выхолащивается суть и смысл его. Как вера без дела мертва, так и духовный облик личности, с точки зрения автора, ее внутренний мир не может существовать без Бога.

Первый закон любой скаутской организации гласит: «Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам» (возможны текстовые отклонения, но смысл такой же). Скауты и в Индии, и во Франции, и в США, и в России – верующие люди, несмотря на разницу в вероисповедании. Вера для скаута – это его духовное наполнение, к нему никогда не отнесутся слова Ф.М. Достоевского: «Если Бога нет, значит все позволено». Это не только исповедование постулата о бессмертии души, но и постоянное стремление к корректировке своего жизненного пути в соответствии с догматами своей религии, для христианина это – Нагорная проповедь, а для православного – еще и весь идейный багаж, смысл православного вероучения. ОРЮР, как российская организация, допускает существование членов ОРЮР разных конфессий, не допуская лишь безбожников, ибо, как писалось, не может быть скаутом-разведчиком атеист. Не дано ему осознания принципов служения, греха, покаяния.

Большая часть членов ОРЮР – это православные, так как православие – национальная религия России, ставшая таковой в силу исторических причин. Но мы, как было сказано, допускаем свободу вероисповедания, при этом, если к нам приходит человек, абсолютно ничего не знающий о вере, мы наставляем его на путь к православному храму. Национальное и религиозное воспитание в ОРЮР осуществляется путем бесед, рассказов, самостоятельной работы, обязательного совместного творчества и молитв. Молитва – обращение к Богу – становится в ОРЮР для человека привычным и, самое главное, важным делом его бытия. Во многом скаутизм определяется тем языком, который главенствует, таким языком для нас является русский, поэтому можно говорить о феномене русского скаутизма. До революции
1917 г. в России существовали и национальные отряды евреев, мусульман, где главенствовали свои языки, но в нынешней России подобная практика пока, к сожалению, отсутствует.

Толчком для возникновения скаутизма послужил обобщенный опыт развития скаутизма в Западной Европе и в Северной Америке: в 1913 году в Великобритании скаутов было больше 100000 (мальчиков и девочек), а создатель движения Р. Боден-Поуэлл в 1927 году за свою работу получил титул пэра. Для своего времени скаутизм имел важное свойство: он сглаживал социально-классовые противоречия, находя в обществе солидаристские ценности, то есть то, что было одинаково дорого и крестьянину, и пролетарию, и лавочнику: Вера, Родина, нация. Вот почему для России скаутизм играл особую роль, так как любой элемент солидарности, привносимый в жизнь российского общества 1905–1914 гг., способствовал усмирению центробежных сил.

30 апреля 1909 г. штабс-капитан Русской армии О. И. Пантюхов создал 1-ый отряд разведчиков, и этот день теперь считается Днем Рождения российского скаутизма. Бурный рост скаутизма в России приходится на 1914–1917 гг. – Первую мировую войну, когда открылось большое поле для приложения сил молодежи России. Скауты дежурили на станциях и в госпиталях, помогали раненым, устраивали благотворительные концерты, работали в деревнях, помогая семьям тех, чьи родные были на фронте. В 1915 г. в Киеве доктор А. К. Анохин создал 1-ый отряд разведчиц (girl-guides).

К 1917 г. в России скаутов было более 50000; прошли два Всероссийских съезда по скаутизму. Октябрьский переворот большинство русских скаутмастеров и скаутов восприняли отрицательно. В их представлении большевизм нес смертельную угрозу России как нации, ее традиционным ценностям: религии, культуре, нарождающимся свободе и самоуправлению. Активное неприятие большевизма привело взрослых скаутмастеров в ряды Добровольческой и Сибирской армий, а детей на территорию России, занятую белыми. Кто-то из детей сумел попасть добровольцем в белые строевые части, введя командиров в заблуждение относительно своего возраста, остальные в тылу помогали фронту, чем могли, а кто-то в прямом смысле был разведчиком на территории, занятой Красной Армией, используя свои скаутские навыки.

Естественно, это вызвало соответствующую реакцию у советских органов внутренних дел: скауты всячески преследовались. В 1920 году, после взятия Крыма войсками Южного Фронта под командованием М. В. Фрунзе, в угаре красного террора были расстреляны Старший Скаут Крыма И. Смолянинов, скаутмастер Э. Цитович и др. Измученный, но не сломленный русский скаутизм приняла эмиграция. Так было положено начало работе скаутов России в зарубежье.

В РСФСР скаутские отряды были распущены по решению РКСМ в 1919 г. Однако какое-то время они существовали под маской «юк-скаутов», или «юных коммунистов-скаутов»: была изменена лишь форма, но осталось нетронутым содержание работы с детьми.

Н.К. Крупская требовала использовать некоторые элементы скаутизма для работы по созданию детской коммунистической организации, для воспитания «будущих граждан коммунистического общества», с ней были согласны некоторые другие советские лидеры – все это привело к рождению 19 мая 1922 года пионерской организации.

Общеизвестную Всесоюзную Пионерскую Организацию имени
В. И. Ленина создавали бывшие скаутмастера, например, скаутмастер Игорь Жуков. Отчаявшись спасти скаутизм, они пошли на создание новой детской организации, чтобы спасти хоть что-то. Людей, подобных Жукову, талантливому педагогу, можно понять: они и не представляли, каким монстром формализма, равнодушия и бюрократии станет их детище. Но все равно, пионеров в 1923/24 гг. насчитывалось около 4000 человек, в то время как разведчиков было 50–60 тысяч.

Какая-то часть скаутмастеров установила нелегальные связи с
О. И. Пантюховым, который был избран в 1919 году пожизненно Старшим Русским Скаутом и эмигрировал с армией Врангеля. Результатом деятельности этой группы стало создание подпольной детской организации «Братья Костра». Дети всех времен и народов обожают конспирироваться от кого угодно, а тем более скауты. В те годы они распевали следующую песенку:

Нас десять – вы слышите, десять,

А старшему – нет двадцати.

Конечно, конечно, нас можно повесить,

Но прежде нас нужно найти.

Подобные игры с Советской властью окончились печально.
В 1926 году ОГПУ арестовало свыше 1000 скаутмастеров и старших разведчиков, большинство из них попали в Соловецкие Лагеря Особого Назначения. Со скаутизмом в СССР было покончено, в архиве Старшего Русского Скаута последние сведения о работе подпольных скаутских групп датируются 1927 годом. В зарубежье О. И. Пантюховым была создана общая вертикальная организация, которой до
1917 г. не существовало: Национальная Организация Русских Скаутов – НОРС. В 1925 г. она была принята в официальный Бойскаутский комитет в Лондоне как представительство русских скаутов (в изгнании). Работа НОРС охватила тысячи детей русских эмигрантов, правда, в 20-х годах ей пришлось пережить несколько расколов.
В 1926 г. из нее выделилась ставшая крайне правой Национальная Организация Русских Разведчиков – НОРР во главе со скаутмастером Богдановичем, она порвала со скаутизмом вообще и после 1945 г. фактически прекратила свое существование. В 1928 г. из НОРС ушла группа скаутмастера Федорова, создавшего в 1934 г. организацию взрослой молодежи – Национальную Организацию Витязей (НОВ), она в очень небольшом, но спаянном составе существует и сейчас.

В 30-е годы многие скаутмастера НОРС стали членами Национально-Трудового Союза Нового Поколения – НТСНП, существующего и по сей день. Несмотря на то, что сейчас в ОРЮР и НОРС членов НТСНП всего лишь 5–6 человек, это дает повод распространять про ОРЮР – НОРС легенды о том, что это молодежные организации НТСНП. ОРЮР – НОРС не занимается политикой, и не связана ни с какими политическими группировками, всякая пропаганда в ОРЮР – НОРС запрещена. Во время войны 1939–1945 гг. русские скауты и витязи преследовались как советским НКВД, так и немецким гестапо, некоторые члены организации погибли в советских и немецких концлагерях. Однако НОРС продолжал подпольную работу в оккупированной Гитлером Европе, и к 1945 г. располагал кадрами готовых руководителей. В 1943 г. членом НТСНП и скаут-мастером НОРС Ростиславом Полчаниновым в оккупированном немцами Пскове был создан подпольный скаутский отряд, который вел разведческую работу до 1944 г. Кстати, этот отряд скрывался и от гестапо – СД, и от советского подполья; в 1944 г. Полчанинов «за антинемецкую деятельность» был арестован гестапо.

В 1945 г. на съезде руководителей скаутских организаций Европы была создана ОРЮР. Раскол в НОРС и выделение из нее ОРЮР были вызваны внутренними противоречиями, которые были изжиты лишь в 1979 г. Огромную роль в работе ОРЮР сыграл ее Старший скаутмастер Б.Б. Мартино – талантливейший педагог, историк. ОРЮР охватила своей работой все места рассеяния русской послевоенной эмиграции. Ее отделения есть в Австралии, Южной и Северной Америке, Европе, а теперь и в России.

В 1989 г. руководителями ОРЮР был создан сектор «Лицом к России», поставивший своей целью возвращение скаутизма из эмиграции в Россию. Во главе его стоял скаутмастер Г. Лукьянов, проделавший колоссальную работу для возвращения организации на Родину. В 1990 году в город Черноголовку под Москвой ОРЮР совершил первое паломничество, а в мае 1991 г. в Санкт-Петербурге прошли первые курсы начальников единиц (КНЕ). Состоялся первый массовый прием в ОРЮР из числа российских скаутов. В мае того же года была создана 1-ая петербургская дружина ОРЮР «Санкт-Петербург», ее начальником стал штаб-инструктор Петр Тищенко. Впоследствии была организована 2-ая петербургская дружина скаутов-разведчиков «КРЫМЪ». 1991–1992 гг. – это период массового роста ОРЮР в России. Наши единицы есть в Москве, Черноголовке, Санкт-Петербурге, Воронеже, Нижнем Новгороде и других городах. Летом 1992 г. прошли КНЕ-2 и КНЕ-3 в Гатчине и Анапе. За лето 1992 г. ОРЮР провел в России 15 лагерей. Численность самого большого из трех отделов в России, Центрально-российского, превысила 800 человек (ребят и взрослых). 14–15 ноября 1992 года в Санкт-Петербурге прошел первый поместный съезд руководителей Центрально-российского отдела ОРЮР, избравший начальником отдела штаб-инструктора И. Айдыняна.

Теперь о самой ОРЮР. Членом ОРЮР может быть каждый, кто считает законы и Устав ОРЮР для себя обязательными, и кто является верующим человеком. Главная задача ОРЮР – воспитание в национально-религиозном духе и формирование личности будущего гражданина Российского государства. Возраст для вступающих не ограничен, но к взрослым, вступающим в ОРЮР, предъявляются серьезные духовно-нравственные требования, ибо взрослый должен отдавать себе отчет, что он добровольно, в служении Богу, России и ее детям, связывает свою жизнь с ОРЮР. Для членов ОРЮР это колоссальный по важности шаг, может быть поэтому мы оцениваем его почти также, как и принятие Святых таинств. В ОРЮР есть и т. н. «разведческая лестница» – система разрядов взрослых и ребят:

Младшая ветвь, волчата и белочки (7–11 лет): одноглазка, двуглазка, таежный волчонок/белочка.

Средняя ветвь (12–17 лет): разведчик 3-го, 2-го, 1-го разряда, опытный разведчик, разведчик Родины.

Старшая ветвь (от 18 лет): витязи и дружинницы.

Руководительская ветвь (те взрослые, кто сознательно посвящает себя работе в ОРЮР): штаб-инструктор, инструктор, скаутинструктор и скаутмастер. В чин руководителей производит Старший скаутмастер ОРЮР, избираемый один раз в три года на съезде руководителей ОРЮР.

Для перехода по ступенькам роста и волчата, и разведчики проходят всякие хитрые испытания, скаутские премудрости, получая право носить соответствующие знаки отличия на форме и галстуках.

Кроме того, работает целая система курсов, готовящих кадры для ОРЮР: курсы для вожаков, курсы начальников единиц и курсы для руководителей. Как правило, на них учатся не только члены ОРЮР, но и все, кто работает с детьми, используя нашу методику. Для вступления в ОРЮР и дачи Торжественного обещания всем кандидатам необходимо сдать экзамены на третий разряд. Они включают в себя определенные знания, усложняющиеся от разряда к разряду, по следующим разделам: «Религия» (основы вероучения, 4 главные молитвы, главные праздники), «Родиноведение» (краткие сведения по истории древней Руси), «Разведчество» (история, форма ОРЮР, законы и т. п.), «Практика» (умение разжечь костер, поставить палатку, и т. д.). Это не так просто, как кажется, и для ребят, и для взрослых. Торжественное обещание члена ОРЮР звучит так: «Честным словом обещаю исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков». Кроме разрядов, разведчики изучают специальности, за которые разведчик тоже получает особую нашивку на форму.

Специальностей десятки; мои ребята изучают фехтование, барабанный бой, сигнализацию, приобретают навыки, необходимые в походных условиях. За особое умение, старание, опыт члену ОРЮР может быть присвоено «лесное имя» другими «зверями», то есть теми, кто такое имя носит. И человека в ОРЮР зовут не по имени, а по «лесному прозвищу», например, Медведь, Горный Ручей, Ловкая Пума и т. п., насколько хватит фантазии. Церемония дачи лесного имени – тайная. Могу лишь сказать, что мое «лесное имя» – Львенок. В общем-то это – чистая «индейщина», доставшаяся скаутизму от Фенимора Купера. Главное разведческое дело – это лагерь, который проводится летом, а по возможности – несколько раз в течение года, например, как в моем отряде – каждые каникулы. Основную часть работы в городе несет на себе звеньевая система – краеугольный камень скаутизма. Звенья – микрогруппы во главе с лидером-вожаком проводят сборы, на которых изучают разряды, играют, занимаются совместным творчеством и благотворительностью, например, работой в детском доме, распространением гуманитарной помощи и т. п. Скаутизм воспитывает в личности самостоятельность, поэтому руководители лишь контролируют, но не тащат на себе весь отряд.

Неотъемлемая часть разведчества – это игра. Игр у нас десятки, и самых разных. От больших ролевых типа «Робин Гуда» или «Штурма Перекопа», до маленьких, на наблюдательность, ловкость, смекалку.

И, наконец, все, что мы вкладываем в человека в детстве, у него и остается, недаром английская пословица говорит: «Скаут однажды – скаут на всю жизнь». И, конечно, еще скаутизм – это наша дружба, общение, поддержка друг друга в трудный час, наше братство: в ОРЮР все являются друг другу братьями и сестрами. И всегда нам сопутствует наш клич: «Всегда готовы! За Россию! »

Конечно, и у нас есть проблемы. И финансовая, и материальная, и проблема свободного времени. Одна из острейших проблем – отношения со Всемирной Организацией Скаутского Движения (ВОСД).
В России ВОСД представляет Федерация Скаутов России (ФСР), а в Петербурге – Ассоциация Скаутов Петербурга (АСП), являющаяся субъектом ФСР. В 1945 г. все национальные скаутские организации в изгнании были исключены из Международного Бойскаутского Бюро, по чисто политическим причинам. В то время США и Англия были союзниками Сталина и начали широкое наступление на русскую эмиграцию, везде, где было можно. В первую очередь это проявилось в массовых насильственных репатриациях в СССР, когда сотни тысяч людей были выданы на расправу МГБ СССР. Исключение составила лишь лига Армянских Скаутов, так как армянская диаспора за рубежом дала МББ солидную взятку. С тех пор НОРС-ОРЮР не имели контактов с ВОСДом, всячески обвинялись им, но продолжали работу, невзирая на клевету. Грустно признать, что наши (все-таки) братья из АСП и ФСР и сейчас в России продолжают в том же духе.

Есть между ОРЮР и ФСР разногласия и идеологического характера. ФСР строит «новый российский скаутизм», их не интересует ни прошлое, ни настоящее, а только будущее. Для ФСР скаутизм возник и начался с 1992 года, а мы считаем себя прямыми наследниками
1-ого скаутского отряда О. И. Пантюхова, созданного в 1909 г., нас интересует религия, история России, ее корни и традиции, как и корни и традиции русского скаутизма. И все же мы никогда не забываем, что: «Разведчик – друг всем и брат всякому другому разведчику».

Но главная проблема – руководители, строевики. Детей-то сейчас мы можем набрать сколько угодно, к нам очень многие хотят, другое дело, что взрослых витязей и руководителей, которые работали бы с ними, увы, очень мало.

И все-таки это не мешает нам работать.

Ибо каждый из нас нашел свой путь служения России, каждый раз, расходясь со сборов, мы тихонько шепчем себе: «Счастливой разведки! Ищите новые пути! ».

Кирилл Александров

начальник 2-ой петербургской дружины

скаутов-разведчиков «КРЫМЪ» (1993)[128]

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

КУДРЯШОВ Ю. В.

СКАУТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

 

По материалам Международной Ассоциации исследователей детского движения, в современном детско-юношеском общественном движении России действует более 20 тысяч объединений, охватывающих своим влиянием свыше 5, 5 млн детей и юношества. Это составляет 30 % детей, обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях.

Современный российский скаутизм – это многоплановый социально-культурный феномен, которому сегодня нет однозначной оценки. Феномен не новый, но и не старый.

Исследователи уже прочно признали скаутское движение как особый тип общественного объединения детей и молодежи, обозначивший себя в начале XXI века, причем ставя его на первое место среди других детских общественных объединения:

· скаутские организации;

· объединения для детей-инвалидов;

· пионерские организации;

· патриотические формирования;

· национальные объединения;

· экологические объединения;

· культурно-краеведческие формирования;

· клубные объединения по интересам.

Оставляем в стороне рассказ об успехах развития скаутинга и программ с использованием скаутского метода в современной России и отметим некоторые проблемы, упрочившиеся к середине первого десятилетия XXI столетия и влияющие на современную ситуацию:

– запущенные в середине 1990-х гг. центробежные процессы препятствуют развитию скаутского движения в России;

– амбиции лидеров мешают созданию единой общероссийской скаутской организации;

– бедность организаций выразилась в примитивности подготовки кадров, недостатке методической литературы, периодики;

– борьба за финансовую и организационную помощь движению, объективно способствовавшей развитию скаутинга, провоцировала дальнейший внутренний раскол;

– обострились проблемы во взаимоотношениях с церковью, которая хотела бы полностью подчинить молодежное движение;

– скаутский метод стал рассматриваться разновидностью системы дополнительного образования;

– членство в скаутских организациях перестало расти, но при этом увеличилось количество организаций;

– скауты и их руководители перестали что либо понимать в организационном многообразии;

– на обыденном уровне понятие «скаут» ассоциируется с самоуверенным, но неуспешным человеком.

За прошедшие годы не найдено компромиссное решение в определении миссии и векторе развития скаутинга. В настоящее время наблюдается несколько различных направлений развития: скаутинг как разновидность дополнительного образования, где основой является соответствующая образовательная программа; скаутинг как некоммерческая организация, где ведущей линией становится поиск финансовых средств.

Очевидно, что движение пережило своеобразную точку бифуркации – выбор состоял в том, что движению придет неизбежный конец, или оно сможет выбраться из состояния стагнации. По нашему мнению, расколы и появление новых организаций все-таки являются свидетельством положительных тенденций и вызывают некоторый оптимизм.

Значимым достоянием периода 1999–2004 годов является постепенная стабилизация положения в сфере деятельности детских объединений, налаживание их руководителями конструктивного диалога с государственными органами, различными общественными структурами, кампаниями и фондами. В их направленности постепенно усиливалась социально-региональная составляющая, выражаемая в экономической, патриотической, культурно-исторической, волонтерской и тому подобных видах деятельности (М. В. Богуславский).

С вполне реальным появлением детских припартийных объединений скаутам, возможно, придется оказаться в особой сфере детского движения – политически нейтральных детских объединений гуманистической ориентации, которые будут, по мере возможности, продолжать осуществлять свою деятельность, направленную преимущественно на развитие интересов членов организаций.

В настоящее время структура скаутских организаций в России весьма пестра. С начала третьего тысячелетия существует шесть всероссийских скаутских организаций. Но порой даже в рамках одной скаутской организации можно найти отряды, различающиеся по уровню подготовки и духу.

Останавливаясь на некоторых проблемах движения, начнем с отношений скаутских организаций с государством и общественностью.

Скаутинг, как метод, активно используется в практике. Но позволят ли скаутингу люди, «принимающие решения», как организации, занять достойное место в числе детских и молодежных организаций общероссийского уровня без его выраженной политической позиции? Или скаутинг останется общественным детско-молодежным движением, но разрешенным лишь для уровня грантовой поддержки?

Дальнейшее развитие скаутского движения в России напрямую будет зависеть от того, какой путь он выберет. С кем он пойдет. Он может быть замкнутым «лесным» движением, но может научиться выстраивать диалог с властью, стать частью гражданского общества. Сегодня совершенно сознательно скаутами проводится политика установления связей с общественностью, активного участия в государственных, общественных акциях. Впервые скауты ставят перед собой проблему государственного и церковного лицензирования своей образовательной и воспитательной деятельности, сертификации курсовых и разрядных программ. Но утверждать, что скаутизм становится заметным общественным явлением, что он стал однозначно понятным и привлекательным для государства, будет преждевременно.

Скаутинг сам воспроизводит свои кадры. Это отличается от сложившейся в стране системы. Ее сила в государственной поддержке: если государство заинтересовано – оно развивает систему, насаждает содержание, формы и методы работы, готовит кадры руководителей в соответствии с государственной идеологией. Слабость здесь же – при смене курса, прекращается поддержка, ликвидируется система подготовки кадров работников. Вспомним ВПО имени В. Ленина – полезное для общества и государства, но не имевшее своей внутренней системы подготовки кадров движение.

Скаутский метод предполагает формирование управленческих, организаторских умений и навыков в своей организации. В этом еще одна уникальная черта скаутинга.

Для подготовки лидеров в скаутинге используется воспитательная система, благодаря которой скаут одновременно рядовой и командир, организатор дел и эксперт. За сто лет выстроена лесенка поручений, благодаря которой скаут получает возможность развить в себе задатки организатора, или, по крайней мере, научиться быть органичным в коллективной деятельности. Система формирования лидера по принципу «делай как я» недостаточна.

По скаутингу почти нет современной литературы (в особенности для старших и младших скаутов). До сих пор не могут оказать помощь скаутам педагоги-теоретики и практики. Вот и приходится лидерам использовать старые пионерские разработки, пособия русских эмигрантов, распространять свои собственные программы, переводить пособия американских и английских коллег. Остра необходимость обширной информационной программы с участием всех российских организаций: некоторые шаги к этому уже делаются.

Добавились проблемы во взаимоотношениях с церковными лидерами, которые хотели бы полностью подчинить это молодежное движение Московской Патриархии. Что Церковь больше всего привлекает в скаутизме? Прекрасный путь воцерковления детей и молодежи.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.091 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь