Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозные организации и религиозное воспитание
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим – после семьи – фактором. В процессе секуляризации, т. е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти. Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм – и многие их разновидности (всего – более шестидесяти вероисповеданий различного направления). Религиозные организации реализуютряд функций. Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения. Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других – менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам. Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительным принципам конкретной религии. Милосердная (благотворительная) функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности, как в рамках организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт. Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей. И, наконец, воспитательная функция – религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих прихожанам целенаправленно и планомерно внушаются мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран – преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в т. ч., детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации, т. е. наделения явлений окружавшей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня религиозного воспитания – рациональный и мистический. Рациональный уровень включает в себя три основных компонента – информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии: – информационный компонент – это знания по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; – нравственный компонент – научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; – деятельностный компонент – участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в разных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты – подготовка и участие к церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (семинары, лекции, клубы для групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т. д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. Многообразны средства религиозного воспитания, определяющиеся конфессиональными особенностями. В христианских конфессиях таковыми являются: • церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; • проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению, молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; • исповедь, приучающая к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); • пост, помогающий обуздать похоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; • епитимья – наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения. В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом – стратегии адаптации и обособления в социуме[120]. ПО МАТЕРИАЛАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА «СЛОВО» ВЕСТНИКИ «Детское православное движение» Вестники! Дети – это завтрашний день нашей страны и будущее нашей Церкви. Что мы видим сегодня. Беспризорность, безнадзорность, бессмысленное времяпровождение, наркомания во всех проявлениях от курения до компьютерной и игровой зависимости, инфантилизм и развращение детей, нежелание учиться и работать, прагматизм, детское одиночество и как следствие детская агрессия. Причина этого – в кризисе состояния духа в нашем государстве. За 80 лет сменилось четыре поколения, для которых человек не есть образ Божий и подобие Бога. Соответственно, без Бога все дозволено – и общество теперь пожинает страшные плоды. Крушение семьи, вымирание и деградация населения, – закономерный результат. И, к сожалению, сегодня государство достаточно вяло решает эти вопросы. Православие в России возрождается, об этом можно судить по числу восстанавливаемых храмов и монастырей. Но труднее, чем возвести стены и позолотить кресты, – осуществить христианское просвещение. Не достаточно просто говорить и проповедовать молодежи, что надо поститься и молиться – необходимо показать, почему и как это все следует делать в современных условиях. Нужно помочь сознательно принять нравственный евангельский идеал и положить его в основу личной, семейной и общественной жизни. Кто сегодня реально это может сделать: Церковь, Семья, Школа? Церковь занимается спасением души того, кто пришел в Храм. Ребенок должен до Храма дойти; семья привела – лава Богу, а если нет, то кто? Дело культурного возделывания души остается за Школой, которая в своем большинстве формальна и далека от Бога. У подростков есть большая потребность в физическом движении, исследовании окружающего мира, общении со сверстниками. Однако, известные формы работы на факультативах, в кружках и секциях в силу своей узкой специализации не удовлетворяют этой потребности и не решают задачи формирования нравственной личности. Необходимо заметить, что и православные дети сегодня одиноки, зачастую изолированы в виду своей малочисленности. Многочисленные воскресные школы, решая задачи катехизации и нравственного воспитания, вынуждены делать это исключительно в форме школьного урока, что делает воскресную школу мало привлекательной для подростков. Для подростков родители перестают быть безусловными авторитетами, а потребность в авторитетах остается. Этим умело пользуются деструктивные неформальные организации. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы