Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четвертое условие – единый коллектив



Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя.

Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников – взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитания воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив – старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

В жизни же нередко процесс воспитания сводится только или по преимуществу к воздействию воспитателей на воспитанников: родители учат младших членов семьи, учителя – учеников, вожатые – пионеров и октябрят... Воспитываться самим воспитателям уже не надо, или уже поздно, или не хватает времени и сил. Воспитываться самим воспитанникам, наоборот, еще рано. Их дело – пока еще учиться у воспитателей.

Именно поэтому и получается порой, что у октябрят и пионеров не формируется важнейшая привычка отвечать за себя и за товарищей, самим развивать у себя необходимые личностные качества и преодолевать недостатки характера. Вожатые же (педагоги) тогда лишают себя важнейшего способа постоянного самоусовершенствования, постоянного духовного роста, высокой требовательности к себе и другим воспитателям, основанной на уважении к себе как старшим товарищам воспитанников.

Пятое условие – творчество, а не шаблон

Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредствованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда октябрята и пионеры не чувствуют себя и не являются лишь объектами воспитания. Они – прежде всего! – участвуют в творческом решении общих с воспитателями (вожатыми, педагогами, своими родными) жизненно важных практических задач.

Они – младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо – в личном общении, и опосредствованно – через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое, и опосредствованное воздействие должно иметь практическую направленность: что и как сделать, чтобы улучшить жизнь – окружающую и своего коллектива? А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть...), которые при этом ставятся воспитателями, решаются незаметно для воспитанников. Это и есть незаметное, скрытое воспитательное воздействие, важность которого подчеркивали
А. С. Макаренко, В. Н. Терский, В. А. Сухомлинский.

Тогда открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач: «Чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то! » И что особенно важно, такое открытое воздействие становится необходимым не только для воспитателей, но и для самих пионеров и октябрят, оно используется не только прямо, самим педагогом, но и опосредованно, через воспитанников. Используется по-разному в разных ситуациях и разными конкретными способами, т.е. воспитательными приемами.

Однако нередко нравственное воздействие происходит только или по преимуществу открытым и прямым образом, к тому же лишь привычными, «отработанными», стандартными способами. Считается, что это кратчайший, а значит, наилучший путь к достижению воспитательных целей. Но именно поэтому при самых добрых намерениях и не удается вывести воспитательный процесс за узкие рамки шаблонного влияния воспитателей на воспитанников со всеми теми негативными последствиями, о которых говорилось выше.

Коллективные творческие дела должны быть способом – общим и конкретным – всестороннего товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытесняя их из педагогической практики.

Наше время требует реального участия пионеров и школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости на своем, «детском» мире. Учиться демократии – это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не уводите ребят от трудных проблем, а вместе с ними ищите пути их решения на главных направлениях преобразования нашего общества.

Область действия и содержание КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Реально содействовать перестройке школьники могут, создавая трудовые хозрасчетные объединения (кооперативы), включаясь в движение борцов за мир, защитников культуры и экологии, памятников старины (истории), занимаясь благотворительной деятельностью и т.д. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Каждое дело – с пользой, иначе – зачем?

Каждое дело – людям, иначе – зачем?

Каждое дело – творчески, иначе – зачем?

Наша цель – счастье людей!

Мы победим – иначе быть не может! [4]

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ГАЗМАН О. С.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ

Что она такое?

Педагогическое явление, обозначаемое то как «коммунарская методика», то как «методика творческого воспитания», то как «орлятская педагогика», то как «методика И. Иванова», – понятия не абсолютно идентичные и в то же время они одного корня, одного рода.

В основе их лежат педагогические идеи Н. Крупской, А. Макаренко, С. Шацкого, развитые и технологически разработанные профессором И. Ивановым.

Второе, что объединяет эти явления, – существование в Ленинграде Коммуны юных фрунзенцев, коллектива, ставшего длительно действующей моделью нового воспитания, он с 1959 по 1972 год питал практическую педагогику поиска, объединял тех, кто тянулся к новому в школе. Это был живой коллектив, а потому он не стоял на месте, развивался сам и развивал заложенные в него идеи. И в этом несомненная и основная заслуга Ф. Шапиро, старших коммунаров и их старших друзей – М. Казакиной, Б. Неменского, С. Соловейчика и других, с разных сторон обогащавших развитие этого коллектива.

Говоря в общем виде о сути обсуждаемой методики, определим ее пока как методику интенсивного формирования и творческого развития коллектива социалистического типа.

В чем ее суть? Эта методика предполагает:

– создание коллектива на основе борьбы за высокие, привлекательные для детей идеалы, формируемые не лозунгами, а жизненной позицией педагога и делами, направленными на гражданскую заботу об улучшении окружающей жизни;

– построение коллектива на принципах сменяемости всего актива, коллективного планирования, организации и анализа – и общих дел, и отношений, и поступков;

– организацию деятельности, общественно-значимой («для людей»), личностно-значимой («творчески – иначе зачем»), художественно инструментованной (ритуалами, законами, традициями), очеловеченной искренностью, юмором и пониманием взрослыми потребностей детства – что и составляет следующий компонент;

– особую позицию педагога как старшего товарища, способного к сотрудничеству с воспитанниками, позицию, которая обеспечивает полное взаимопонимание, взаимодействие коллектива педагогического (старших друзей) и детского (друзей младших).

Отличительная черта методики в том, что субъектом ее применения выступают и воспитатели, и воспитанники в равной мере.

Основной педагогический результат применения методики – развитие гражданского самосознания и способность к социальному творчеству.

В развитии коммунарской методики можно выделить 5 стадий, отражающих её отношения с практикой:

период рождения идей на базе нескольких школ и пионерских дружин Ленинграда (проектировочный период) – 1956–1959 гг.;

период рождения экспериментальных коллективов и создания целостной коммунарской методики (строительный период), включающий создание клуба юных фрунзенцев «Орленка», клуба юных коммунаров – 1959–1962 гг.;

период распространения методики – 1962–1966 гг.;

период консервации – 1966–1986 гг.;

период расконсервации.

Чтобы понять, что нового эта методика внесла в педагогику, позволим себе несколько штрихов к портрету школы начала пятидесятых годов.

Из нее ещё не ушел аскетизм военных лет: серая одежда, одинаковые прически, отчужденность – следствие раздельного обучения мальчиков и девочек; в школе и вне ее никакого труда. Вся воспитательная работа – в стенах школы, сборы – продолжение уроков и по форме (все сидят за партами) и по содержанию («Волга – русская река», «пословицы и поговорки»).

На пионерских сборах и комсомольских собраниях разбор нарушителей дисциплины и успеваемости. Высшее проявление коллективного творчества – художественная самодеятельность в виде выступления хора, исполнения монтажей, физкультурных упражнений. В коллективе ученическом, в комсомольской группе, в пионерском отряде – четкое разделение на начальство (актив, учителя, вожатые) и подчиненных им членов коллектива. Одни только выступают, другие только слушают, поэтому реальной была педагогика зрительного зала. Кое-где замечались тлеющие угольки тимуровской работы.

В теории и на практике коллектив рассматривался как внешняя по отношению к личности, принудительная сила. Это был период, когда идеи А. Макаренко еще только начинали прививаться на почве массовой школы, причем из всего богатства его наследия настойчиво внедрялись лишь «единые требования». На педагогических чтениях Института теории и истории педагогики в 1953 году выступило 36 докладчиков. Из них о формировании сознательной дисциплины и отношения к учению с помощью ученического коллектива, пионерской и комсомольской организаций, о работе над Правилами для учащихся, о режиме дня, об организации учителем дежурств в школе, о дневнике как средстве воспитания, о единых требованиях – двадцать шесть; об изучении индивидуальных особенностей – один, о дружбе и товариществе – три (в том числе доклад В. Сухомлинского), об эстетическом воспитании – один. Об инициативе и самодеятельности – ни одного.

В середине 50-ых годов над страной пронесся ветер перемен. Критика культа руководящей личности и его последствий, восстановление социалистической законности, возрождение гуманистических идеалов и ценностей, творческого духа народа – такова атмосфера того времени. Явления духовной жизни общества: наука, искусство, культура, образование – испытывали в этих условиях ощутимое возрождение.

К началу 60-х годов обозначились два прорыва к новому в пионерской педагогике – эмоционально–романтический, мажорный тон в жизни детского коллектива, осуществленный С. Шмаковым и его друзьями по «Союзу одержимых» в Новосибирске. На смену серым тонам одежды и форм воспитания приходили яркие пилотки, портупеи, шевроны, восстанавливались игровые традиции 20–30-х годов – пионерские речевки, живые газеты, агитбригады, синие блузы, военные игры.

Другой подход – сущностно-самодеятельный опирался на творческую мысль и нравственную активность самих детей, мысль и активность которых, однако, проявляется лишь в совместной товарищеской заботе, воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни.

Этот подход осуществлял И. Иванов со своими друзьями по «Союзу энтузиастов» в Ленинграде.

Ко времени создания Коммуны юных фрунзенцев (КЮФ) И. Ивановым была сформирована методика коллективной организаторской деятельности, включавшая 3 звена: коллективное планирование, организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку сделанного. Причем каждый компонент этой методики был обеспечен новой технологией, отработанной в 202-й, 317-й, 157-й школах Ленинграда с помощью Л. Борисовой и Н. Сыч.

Непосвященному многие элементы коммунарской методики в словесном изложении покажутся, возможно, банальностью. Но будем помнить: без технологии воспитания не существует. За одними и теми же словами: сбор, огонек, коллективный анализ, планирование, разведка дел и друзей, творческая забота, организаторская деятельность – может не содержаться ничего кроме пустых слов, а может – огромное педагогическое богатство.

Выход в жизнь

Все, кто бывал в КЮФе, пережили переворот в своих представлениях о коллективном воспитании. Лишь потом, через много лет, узнали мы, что наряду со знакомой нам «педагогикой деятельности» существует «педагогика отношений» и «педагогика сотрудничества». Много позже, заново осмысливая Маркса, мы открывали для себя, что деятельность воспитывающая, т.е. изменяющая человека, лишь та, которая изменяет окружающий мир. Тогда же, в начале шестидесятых, непривычно поражала практика коллективной жизни подростков, абсолютно непохожая на ту, что была в массовой школе.

Все, кто побывал в КЮФе или в «Орленке», даже те, кто много лет проработал воспитателями, учителями, вожатыми, студенты, комсомольские работники пережили переворот представлений.

Прежде всего – представлений о коллективной деятельности и ее цели. Оказывается главное – не работа, а забота! Забота о Человеке, близком и далеком. А забота – это поиск. Оказывается, надо откликаться не на призыв начальства, а на позывные сердца «Будь коммунар новой жизни творцом, армии Ленина смелым бойцом! » (так говорилось в заповедях коммунаров). Оказывается, природа детства и природа взрослого совместимы, и стертые слова «общественно-полезная деятельность» могут означать детскую радость: трудовой десант и гайдаровский рейд, операцию «Радость людям» и политбой, разнобой и защита проектов, суд над общественным злом и бой ораторов, разговор «Расскажи мне обо мне».

Далее – переворот в представлениях о коллективном воспитании; о структуре самодеятельности коллектива и руководстве самодеятельностью детей.

Оказывается, можно с успехом работать не с массой – дружиной, школой, а с первичным коллективом. И самая рабочая, самая творческая его единица – это звено или бригада, команда или небольшой сводный отряд. И для каждой такой единицы есть набор интересных дел, ребята их сами придумывали и каждое звено по очереди выступает организатором жизни отряда, класса или даже школы. Не в дружине, а здесь, в звене – центр проектирования любого дела и улучшения окружающей жизни. И оценка отсюда же. Вот это и есть коллективная организаторская деятельность; все думают, что делать и как; все по очереди организуют и все анализируют. О том, что надо больше работать со звеном, говорили многие, но получалось, по настоящему, только здесь. Когда все организаторы и все исполнители – нет зрителей, все активны!

Отметим переворот и в понимании возрастных особенностей: оказывается, главное для ребят не развлечение, не праздники, не танцы и вечера, а самоанализ и раскованность в творчестве, чтобы самоутвердиться как гражданину. Оказывается, есть такая деятельность – коллективный анализ. Обсуждение, оценка дня, дела – это не просто «нравится – не нравится». Это особая, сложно организованная и захватывающая общая работа. Хорошо провести анализ тяжелее, чем самый трудный урок. Удивительно: в коммуне ребята все сами делали, сами старались и сами же себя беспощадно критиковали – чтобы завтра было лучше. Анализ – это когда в простом открываются сложности, а сложное становится простым.

И, наконец, переворот представлений о роли педагога и его отношениях с детьми – личностями, с детьми – индивидуальностями.

Оказывается, педагог – это не артист, выступающий со сцены, не лектор, вещающий с кафедры, и не все знающий наставник, ведущий назидательный монолог, а товарищ по борьбе, по постижению знаний, по игре и творчеству, идейный не по должности, а по душе. Оказывается, с детьми можно разговаривать не только, когда они – линейка, каре. Самый лучший разговор в кругу; самая демократическая форма общения – круг. Оказывается, бывают сборы и собрания не одних детей, но и общие собрания – детей и взрослых (общий сбор), где все важно для всех, и где все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность и имеет право на свое мнение, с которым он и уходит с собрания.

Иначе говоря, поражало очевидное присутствие в ребячьих коллективах как раз того, что составляет сущность подлинной коллективности: коммунистической направленности, демократизма, внимания к человеку.

Создав сводную пионерскую дружину при Доме пионеров Фрунзенского района И. Иванов, Л. Борисова и Ф. Шапиро поставили перед собой цель испытать методику «Союза энтузиастов», для чего обучить актив коллективной организаторской деятельности. Но тут-то и вышел великий педагогический парадокс: хотели испытать методику, а получили живой, боевой, строптивый, идейный и творческий коллектив. Эффект Буратино: делается предмет, а выходит живое существо, которое растет, временами болеет и не всегда предсказуемо, потому что – живое.

Напомню о гуманизме и нравственной красоте отношений, о самодеятельности и юморе, оставшихся в законах коммуны: «Правда – но без громких фраз. Красота – но без прикрас, и добро – не на показ – вот, что дорого для нас! »

«В коммуне нет начальства, хозяин – коллектив, а кто начальство корчит, тот гнусный жалкий тип».

В 60-е годы ответом на общественные запросы в области воспитания становится коммунарская методика. Вот почему Коммуна юных фрунзенцев, а затем «Орленок» стали своеобразной педагогической Меккой. А трибуной, пропагандирующей гражданскую, творческую позицию школьного человека – ученика и учителя, – «Комсомольская правда».

В январе 1962 г. «Комсомольская правда» открыла на своих страницах заочный «Клуб юных коммунаров». Школьным комсомольским группам клуб предлагал общественные задания, трудовые десанты, новые формы творческой коллективной жизни. В «Комсомольскую правду» шли отчеты, раскрывающие горизонты активности и творчества комсомольцев-школьников и их друзей. В школах стали возникать секции клуба юных коммунаров.

ЦК ВЛКСМ с самого начала поддерживал это искреннее патриотическое движение юных. Летом 1962 года ЦК ВЛКСМ выделил 40 путевок в «Орленок» для представителей коммунарских секций. Сюда были приглашены семеро ребят из КЮФ и трое вожатых: Л. Балашкова, И. Леонова и В. Малов. В последующий год уже 500 старшеклассников приезжают на учебу в «Орленок». В каждом отряде два ленинградских коммунара-инструктора. После 1963 года пошла цепочка сборов: в Салехарде, в Горловке, в Перми, в Новосибирске, в Киеве, в Петрозаводске, в Архангельске, в десятках других городов. При горкомах, райкомах комсомола, при школьных комитетах стали собираться неравнодушные, недовольные серостью школьной жизнью подростки. Коммунарство давало им путь обновления жизни.

Началось своеобразное движение по обмену опытом. Одни коммунары приглашали к себе других. Ребята коллективно зарабатывали деньги и ехали на коммунарские сборы в Сибирь, в Петрозаводск, на Украину, на Урал.

Коммунарство как новый дух и как новая методика пошло по стране заразительно, по-настоящему инициативно. Это были «неформалы» с духом коммунарства. И там, где партийные и комсомольские организации, педагогические коллективы поддержали ребят, помогли им преодолеть максимализм, – повысилось качество воспитания в школе и комсомоле.

Отсутствие на первом этапе методических обобщений создавало впоследствии у многих иллюзию собственного открытия. Кое до чего докапывались сами, кое-что переделывали. Так возникал механизм соавторства. Если в 1963 г. в «Орленке» делался лишь механический оттиск КЮФа, то в 1964–1966 гг. – это было уже новое явление, ориентированное на массовую школу.

Стоит, наверное, сказать: надо различать два явления. Одно – движение юных коммунаров, другое – движение самой коммунарской методики.


Поделиться:



Популярное:

  1. I Межрегионального фестиваля фольклора среди художественных коллективов русской самобытной культуры «Веселая карусель», посвященный Году гостеприимства в Республике Тыва.
  2. IX.6. Исследование коллективной мысли
  3. А. В. Петровский разработал следующую схему развития групп. Он утверждает, что существует пять уровней развития групп: диффузная группа, ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив.
  4. Административно-правовой статус коллективных субъектов административного права.
  5. Алгоритмическая структура цикл с предусловием
  6. Алгоритмы с повторениями. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT
  7. Белоруссия, Казахстан и Российская Федерация являются государствами Таможенного союза- имеющими одну таможенную территорию ,единый таможенный тариф ТС, Единую ТН ВЭД ТС.
  8. В будущем семьи больше не будут изолированным племенным явлением, а станут коллективным паттерном, объединяющим всех человеческих существ.
  9. В каком году началось совершение коллективных намазов
  10. Воспитание в коллективе и через коллектив
  11. Воспитание как условие психического развития дошкольников
  12. Все мое сyщество -- единый глаз


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь