Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что помогает человеку сохранять сабыр? Две вещи.
В первую очередь человеку помогает проявить терпение знание того, что беда, постигшая его, результат его грехов и нет необходимости искать виновных, причину надо искать в своих делах. Доказательство в суре «аш-Шура» (30): « Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое ». Здесь Аллах дает нам знание того, что Он наказывает нас только по причине наших грехов. Как передает ибн Аби Шейба слова Али ибн Абуталиба, который говорил: «Несчастье приходит по причине греха и не уходит пока не будет покаяния». Иброхим ибн Изиди ан Нахаи, ученый табиин, говорил: «Когда я совершал какой-то грех - я уже чувствовал и видел результат этого в том, как портились характер и поступки моей жены и моего раба». Человек, зная, что это наказание от Аллаха за какие-то его грехи, не должен ругаться и выяснять отношения дома, а должен совершить тауба, покаяние. И то, что мы видим результаты наших ошибок или грехов – это большая милость от Аллаха, так Он дает нам шанс исправиться – вспомнить грех и получить прощение за него, совершив тауба.
Второе , что помогает проявить терпение - это награда, которую Аллах даст ему за проявление сабыра. В том случае, когда испытание или беда приходит от Аллаха и по причине какого творения (человека), у человека есть три выбора поведения: 1. Ему разрешается отомстить в том, же размере, в каком он получил вред, но в пределах дозволенных шариатом (к примеру, высказать в ответ словами, которые допускаются шариатом); 2. Он может простить, как прощали посланники и праведники; 3. Он может отомстить, взяв больше чем нанесенный ему вред – это запрещено шариатом (харам).
Вместо того, чтобы отомстить, для него лучше будет простить ради Аллаха. Доказательством на то, что ответить добром на зло, будет лучше, являются слова Аллаха в суре «Фуссылят» (34): « Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник ». Поступив так, человек получит награду от Аллаха и вражда сменится на любовь и братство. Ибн Масхуд передал (Муслим): «Когда в него кидали камнями – Пророк, салаллаху алейхи уасалям, вытирая лицо от крови, просил Аллаха: «Прости их, ибо они не знают». Доказательство на награду от Аллаха за проявленный сабыр в ответ на зло в суре «аш-Шура» (40): « Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников ».
Доказательства о награде за сабыр из сунны:
1. Как передает Бейхаки в своем «Сунане»: «В Судный день всему человечеству скажут: «Пусть тот, кто простил своему брату, ради награды Аллаха войдет в Рай (2р.)». И тогда все люди захотят, чтобы им тоже причинили вред в этой жизни, и они бы простили, чтобы также стоять перед Аллахом в ожидании обещанной награды». Если человек оставит месть и простит тому, кто навредил ему – то Аллах вознаградит его.
2. Также о награде Аллаха за проявление сабыра приходит в хадисе от Абдуллах ибн Амр ибн Аса (Бейхаки): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Кто воздержит свой язык – Аллах скроет грехи этого человека в Судный День, того же, кто сдержит свой гнев – того Аллах освободит от наказания в Судный День»».
3. Как приходит в сборнике Муслима хадис, в котором Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «Как хорошо мухмину (верующему) – все его дела прекрасны: когда к нему приходит милость Аллаха – он благодарит Его и это для него обернется добром, когда же к нему приходят трудности и беды от Аллаха – он терпит и это для него также будет добром».
4. Хадис от Айшы, радый Аллаху анха (Байхаки, Тирмизи): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, сказал: «Кто требует согласие Аллаха, несмотря на то, что в этом согласии есть гнев всего человечества, тот достигнет согласия Аллаха и Аллах сделает всех людей довольными этим человеком. Если же человек требует согласие людей, оставив довольство Аллаха и навлекая гнев Аллаха, то Аллах будет недоволен этим человеком и все люди будут недовольны этим человеком»». Польза из этого хадиса: у разумного человека есть выход – немного потерпеть и требовать довольство Аллаха и в конце у него будет и довольство Аллаха и довольство людей. В противном случае – человек теряет довольство Аллаха и довольство людей и умирает как животное, не оставив после себя ничего хорошего и полезного.
5. Хадис от Саид ибн Мусаяб (Абу Дауд): «Однажды когда Абу Бакр был с Пророком, салаллаху алейхи уасалям, пришел один человек и в присутствии Пророка, салаллаху алейхи уасалям, начал ругать Абу Бакра Сиддика. В первый раз Абу Бакр промолчал, проявив сабыр. И во второй раз Абу Бакр промолчал. Пророк, салаллаху алейхи уасалям, слышал это, дивясь и улыбаясь. Но в третий раз Абу Бакр не выдержал и начал отвечать этому человеку, защищая себя. И в этот момент Пророк, салаллаху алейхи уасалям, встал со своего места, разгневался и ушел. Абу Бакр последовал за Пророком, салаллаху алейхи уасалям, и спросил: «О посланник Аллаха, когда он бранил меня, ты сидел, а когда я ответил ему, ты разгневался и ушел? » На что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, ответил ему: «О Абу Бакр, когда этот человек начал ругать тебя, а ты молчал, проявляя терпение, с неба спустился ангел и стал защищать и оправдывать тебя, обвиняя того человека во лжи. Но когда ты не выдержал и начал защищать себя – ангел ушел и вместо него пришел шайтан. А когда приходит шайтан, я не могу находиться рядом с ним. О Абу Бакр, три вещи, и каждая из них – истина: 1.Аллах обязательно станет всячески поддерживать любого раба, которому нанесли обиду, если он простит ее ради Всемогущего и Великого Аллаха; 2.Если человек откроет врата даров, стремясь к поддержанию связей, Аллах обязательно добавит за это многое; 3.Если же откроет человек врата просьб, желая приобрести многое, то Аллах непременно усугубит его нужду! »».
Тот же, кто пойдет третьим путем - будет мстить больше чем нанесенный ему вред – то Аллах этого не любит.
Урок 5. Доказательством на все 4-е вопроса шейх ат-Тамими приводит суру «аль-Аср», в которой Аллах клянется (уаЛлахи, биЛляхи, таЛлахи) временем «аср» – одним из Своих творений. Человеку не разрешено клясться творениями Аллаха, только Аллахом он может клясться, как сказал Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям: «Кто хочет поклясться – пусть клянется Аллахом или молчит» или как в другом хадисе от ибн Умара: «Кто клянется не Аллахом – то это куфр и ширк» или как в другом риваяте «куфр». Аллах же клянется чем хочет!
В других хадисах приходит, что Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, приказывает клястья только в том, что правда. А с теми, кто клянется во лжи, в Судный День Аллах не будет разговаривать и на них падет гнев Аллаха! Несмотря на тяжесть такого греха, ибн Масхуд (Аби Шейба) говорил: «Для меня милее поклястья Аллахом и соврать, чем покляться не Аллахом и сказать правду».
Что такое «аср» в этой суре? Некоторые ученые говорят – в этой суре имеется в виду молитва «аср». Большинство ученых считает, что Аллах клянется временем, потому что время для каждого человека очень важная и дорогая вещь.
Далее Аллах утверждает, что все люди в убытке, все без исключения – что бы они не делали, богатые или бедные, успешные и неудачники, с детьми или без них, долго будет жить или мало. Кроме тех, которые обладают 4-мя качествами: 1 – те, которые уверовали (уверовать без знаний не возможно, т.е. обладающие знанием), 2 – те, которые совершают праведные дела (чтобы совершать праведные дела необходимо иметь знание - что есть праведное, т.е. дела на основе знаний), 3 – призывающие к истине (при условии что у человека будут знания и вера, и он будет подтверждать их делами), 4 – терпеливые ( терпеть самому и призывать других к терпению ). Каждый человек, кто не обладает этими качествами, в убытке. И это говорит Аллах, который создал человека и лучше всех знает свое творение.
Как приходит в хадисе Анаса ибн Малика (Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит: «В Судный день приведут человека, который будет одним из обитателей ада. Этот человек проживет в этом дуние самым счастливым человеком, не зная никакого горя (как говорит шейх Фаузан – это человек, прожившую долгую жизнь больше среднего срока, который определил Пророк, салаллаху алейхи уасалям: «Моя умма живет в среднем 60-70 лет и редко кто проживает больше»), имея много богатств и детей, и не зная никакого недостатка в этой дуния. Но этот человек забыл о самом главном – о Судном дне. И этого человека кидают ненадолго в Ад и, сразу же вытащив его оттуда, спросят: «О сын Адама, ты прожил долгую жизнь? Видел ли ты в своей жизни какое-нибудь добро? Ощутил ли какую-нибудь сладость? » И тогда этот человек, познавший ужас ада и забыв от ужаса о том хорошем, что было у него в жизни, скажет: «Нет! » Вот так человек, забывший о Судном дне, оказывается в убытке – все хорошее в Судный день исчезает, забывается и аннулируется. И точно также приведут мухмина (верующего), который в своей жизни уверовал в Аллаха, творил благие дела и помнил о Судном дне, несмотря на то, что жизнь его была полна горя и недостатков. Этого мухмина заведут ненадолго в Рай и, выведя его из него, спросят: «Ты прожил трудную жизнь – помнишь ли ты что-нибудь плохое в своей жизни? » И он, познав Рай, ответит: «Нет! Клянусь Аллахом, ничего плохого в моей жизни не было»».
Польза из этого хадиса – в Судный День, когда человек будет стоять перед Аллахом, ему не поможет ни его авторитет, ни его богатства, ни дети. Только те 4-е качества – вера, дела, призыв и терпение – спасут его от убытка в Судный день. Шейх уль-ислам ибн Кайим: «У великого джихада – джихада против своего нафса есть 4-е условия успеха: 1 – требовать знания, чтобы отдалить невежество от своего нафса; 2 – совершать дела в соответствии с полученными знаниями; 3 – призывать к первым двум условиям; 4 - проявлять сабыр на этом пути».
Далее шейх ат-Тамими приводит слова имама аш-Шафии – великого ученого ахлюсунна, полное имя которого Мухамад ибн Идрис ибн иль Аббас ибн Усман Альмуталлиби. Имам аш-Шафии является потомком общего с Пророком пра-прадеда. Пророк Мухамад ибн Абуллах ибн Абдульмуталлиб ибн Хашим ибн Абдуманаф. У пра-дедушки Пророка Хашима был брат Альмуталлиб, их отец Абдуманаф. Род аш-Шафии берет начало от Альмуталлиба брата Хашима. Аш-Шафии родился 150 г.х., в этом же году скончался имам Абу Ханифа. Умер он в 204 году хиджры. Делая тафсир этой суре «Аср» имам аш-Шафии говорит, что если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве наставления и доказательства, то этого было бы достаточно. Здесь имам не имеет в виду весь Коран. На такие важные вещи как знание, дела, призыв и сабыр в Коране приходит очень много аятов (90 аятов только о сабыре). И в суре «Аср» Аллах собрал эти 4-е вопроса в одном месте и еще раз подтвердил их особую важность. И именно об этом хотел сказать имам аш-Шафии, имея в виду, что «если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода на эти 4-е важных вопроса (знания, амалы, призыв, сабыр) то этого было бы достаточно».
Далее ат-Тамими приводит слова имама Бухари, полное имя которого, Абу Абдиллях Мухаммад ибн Исмаил ибн Иброхим ибн Мугира аль Бухари, родился в 194 г.х и умер 256 г.х. Его знаменитая книга «Ас-Сахих», которая считается второй книгой после Корана и признается единодушно всем мусульманским миром сборником достоверных хадисов. Книга о хадисах и фикхе «ас-Сахих» подразделена на отдельные 99 книг, каждая книга разделена на главы. В книге «Ильм», есть глава «Знание прежде слов и дел». И доказательство на это утверждение имам приводит в суре «Мухаммад» (19): « Знай, что нет божества кроме Аллаха, и проси прощения за грех свой ». Просить прощения за грех – мы понимаем, как говорить словами и подтверждать делами. Т.е. прежде слов и дел, Аллах приказывает нам получить знание. Какое знание – знание о таухиде, о том, что только Аллах – Единый Бог, достоин поклонения и возвеличивания!
Абу Дарда, радыйаллаху анху, говорит: «Как хорошо человеку, который действует мало (т.е. мало совершает гибадат), но строго со знанием, т.е. с доказательствами! Счастлив человек, который ночью спит, днем кушает, а поститься только в месяц рамадан, читает 5-ый намаз, совершает призыв – но все это с далелем, каждый шаг с далелем, и его дела совпадают с сунной Пророка, салаллаху алейхи уасалям. И как ошибочно завидуют тем, кто всю ночь читает намаз, весь следующий день постятся (все 365 дней в году) – и весь свой гибадат они совершают без знаний. Они же махрур! ». Пример таких – хавариджы.
Имам Мухамад ибн Насыр ибн Марвази передает следующий асар от Абу Саляба (сахаби): «Будьте осторожны – скоро вам откроется мир – у вас будет много имущества. Когда появится имущество – придет фитна. У кого есть знание – то к нему фитна придет белая (т.е ясная для знающего), к тому же, у кого нет знаний – к нему фитна придет черная (невежда не сможет спастись от опасного искушения)».
Абдулла ибн Мубарак, а также Суфьян ибн Уейна говорят: «Кто действует без знаний – тот похож на христианина, а тот, кто имеет знание и не действует – тот похож на яхудов».
Ибн Кайим: «Человек, делающий амалы без знания, похож на транспорт без водителя. Такой транспорт нанесет вред окружающим и в конце еще и себя погубит».
Урок 6. __________________________________________________________________________ Матн из книги: Знай, да смилостивиться над тобой Аллах, что каждый мусульманин и каждая мусульманка обязана познать следующие три вопроса и действовать в соответствии с ними. 1. Аллах создал нас, дал нам средства к существованию, и не оставил нас, предоставив самим себе. Он отправил к нам посланника, и тот, кто подчинился ему, войдёт в рай, а кто ослушается его, попадет в Огонь, Доказательством этого является высказывание Всевышнего: ﴿ إ ِ ن ّ َ ا أ َ ر ْ س َ ل ْ ن َ ا إ ِ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ر َ س ُ و ل ا ً ش َ ا ه ِ د ا ً ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ك َ م َ ا أ َ ر ْ س َ ل ْ ن َ ا إ ِ ل َ ى ف ِ ر ْ ع َ و ْ ن َ ر َ س ُ و ل ا ً * ف َ ع َ ص َ ى ف ِ ر ْ ع َ و ْ ن ُ ا ل ر ّ َ س ُ و ل َ ف َ أ َ خ َ ذ ْ ن َ ا ه ُ أ َ خ ْ ذ ا ً و َ ب ِ ي ل ﴾ [ا ل م ز م ل: 15، 16
2. Аллах недоволен, когда кто-либо приобщает к Нему равных в поклонении, будь то приближённый ангел или посланный пророк. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: و َ أ َ ن ّ َ ا ل ْ م َ س َ ا ج ِ د َ ل ِ ل ّ َ ه ِ ف َ ل ا َ ت َ د ْ ع ُ و ا م َ ع َ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ح َ د ا ً (ا ل ج ن 18) «Мечети - для Аллаха, поэтому не взывайте ни к кому наряду с Аллахом» 3. Кто подчинился посланнику и не приобщал равных к Аллаху не должен любить тех, кто враждебен к Аллаху и Его посланнику, даже если это самый близкий родственник. Доказательством этого является высказывание Всевышнего: : ﴿ ل ا َ ت َ ج ِ د ُ ق َ و ْ م ا ً ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ ب ِ ا ل ل ّ َ ه ِ و َ ا ل ْ ي َ و ْ م ِ ا ل آ خ ِ ر ِ ي ُ و َ ا د ّ ُ و ن َ م َ ن ْ ح َ ا د ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ و َ ر َ س ُ و ل َ ه ُ و َ ل َ و ْ ك َ ا ن ُ و ا آ ب َ ا ء َ ه ُ م ْ أ َ و ْ أ َ ب ْ ن َ ا ء ه ُ م ْ أ َ و ْ إ ِ خ ْ و َ ا ن َ ه ُ م ْ أ َ و ْ ع َ ش ِ ي ر َ ت َ ه ُ م ْ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ك َ ت َ ب َ ف ِ ي ق ُ ل ُ و ب ِ ه ِ م ُ ا ل إ ِ ي م َ ا ن َ و َ أ َ ي ّ َ د َ ه ُ م ب ِ ر ُ و ح ٍ م ّ ِ ن ْ ه ُ و َ ي ُ د ْ خ ِ ل ُ ه ُ م ْ ج َ ن ّ َ ا ت ٍ ت َ ج ْ ر ِ ي م ِ ن ت َ ح ْ ت ِ ه َ ا ا ل أ َ ن ْ ه َ ا ر ُ خ َ ا ل ِ د ِ ي ن َ ف ِ ي ه َ ا ر َ ض ِ ي َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ن ْ ه ُ م ْ و َ ر َ ض ُ و ا ع َ ن ْ ه ُ أ ُ و ْ ل َ ئ ِ ك َ ح ِ ز ْ ب ُ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ل ا َ إ ِ ن ّ َ ح ِ ز ْ ب َ ا ل ل ّ َ ه ِ ه ُ م ُ ا ل ْ م ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ ﴾ [ا ل م ج ا د ل ة: 22 «Ты не найдёшь людей, которые веруют в Аллаха и в Последний день, чтобы они любили тех. кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. Аллах написал в их сердцах веру и подкрепил их духом от Него и введёт их в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом Это - партия Аллаха, Поистине, партия Аллаха - они счастливые! »
Второе вступление.
Шейх ат-Тамими говорит, что каждому уаджиб изучить три следующих вопроса и совершать дела в соответствии с ними. Суть первого вопроса – таухид рубубия и следование посланнику.
1. Шейх ат-Тамими говорит, что Аллах сотворил нас. Доказательства на то, что Аллах нас создал, делятся на два вида:
Доказательства из Корана.
Доказательства из разума. Спор имама Абу-Ханифа и безбожника. Это спор о том, как со слов имама корабль сам построился из деревьев и без людей перевез имама через реку – на что безбожник, выслушавший этот рассказ, обвинил имама в сумасшествии. В ответ имам назвал безбожника еще более сумасшедшим по причине того, что он считает, что вселенная появилась и существует сама по себе, случайно. Если человек спокойно поразмыслит и ответит на этот вопрос «Может ли целая вселенная с ее точнейшим порядком произойти и существовать сама по себе, случайно? » – то он поймет, что есть Создатель, который создал все и всем управляет. В противном случае, у этого человека проблемы с разумом.
Доказательства из Сунны. Хадис (Бухари, Муслим) передает Джубайр ибн Мут’им (в то время когда этот сподвижник еще был язычником, он приехал в Медину решить вопрос по пленным после битвы Бадр): «Когда я приехал в Медину уже настало время намаза – Магриб и Посланник Аллаха, салаллаху алейхи уасалям, совершал эту молитву. И я услышал, как Посланник в первом ракагате читал суру «Тур» и когда он дошел до аятов (35-36): «Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? », мое сердце чуть не выскочило из груди. И тогда вера вошла в мое сердце! » Польза из этого хадиса - в аятах этой суры «Тур» Аллах говорит о возможном происхождении человека, предлагая два варианта из трех возможных, и оба эти варианта противоречат разуму. Остается только один вариант – у человека есть создатель и это Аллах.
2. Далее шейх ат-Тамими говорит, что Аллах дает нам пропитание (ризык). Доказательство из Корана - сура «аз-Зариат» (56-58): « Я создал джинов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким ». Доказательство из Сунны – знаменитый хадис от Абдулла ибн Масхуд (Бухари, Муслим): «Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорит, что когда ребенок появляется в утробе своей матери и ему исполняется там 120 дней, Аллах приказывает ангелу спуститься к ребенку и написать 4-е слова: Первое слово – это ризык ребенка (что он будет есть, и как он будет зарабатывать); Второе – ажал (сколько он будет жить и когда он умрет); Третье – амал (какие дела он будет совершать – праведные или грехи); Четвертое – шакы или са’ид (несчастный или счастливый, т.е. попадет в Ад или в Рай)». Однажды у Хасана аль-Басри спросили: «Почему ты не занимаешься своим ризыком? Не пытаешься его увеличить как другие люди? ». На что он ответил: «Зачем? Мой ризык у меня на руках. Когда я был в утробе матери Аллах написал мне мой ризык. И что бы я не делал – мой ризык не изменится». Еще одно доказательство из акыла (разума) на то, что Аллах – является Раззак (Дающий пропитание) – это то, что мы чувствуем и анализируем. Когда мы находим еду, мы понимаем, что это от Аллаха. Например, если не будет дождя, то урожая пшеницы не будет и тогда все умрут от голода, однако так не происходит и дождь непременно бывает. И мы понимаем, что дождь от Аллаха и все необходимые проявления природы происходят только по воле Всевышнего. 3. Далее шейх говорит, что Аллах создав нас и дав нам пропитание, не оставил нас предоставленным самим себе. Доказательство из Корана.
Шейх Абдразак на слова «без присмотра» дает следующее объяснение – т.е. не будет оставлен без приказа и без запрета. Он же говорит: «Если бы Аллах не приказал и не запретил нам – мы бы не отличались от животных». Поэтому Аллах создал человека и дал ему эту жизнь в качестве испытания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы