Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическая коммуникация. Роль средств массовой информации в формировании политической культуры.



Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами.

 

Построение демократического государства не может быть ограничено только созданием совокупности демократических институтов и норм. Они приобретают смысл и необходимую устойчивость в контексте существующей политической культуры, т.е. ценностно-нормативного измерения, влияющего на политическое поведение.

Рассматривая прессу в качестве средства оперативного реагирования на происходящие явления и события, нельзя не исключить из поля зрения такую важную функцию СМК, как установление связи времен. И в этом проявляются ее патриотические качества. СМИ формируют память социальной системы, поэтому должны содержать информацию о событиях не только современного периода, но также прошлого и будущего времени. Результаты контент-анализа дают основания для следующей гипотезы: центральные и региональные газеты в большей степени ориентируются на современный ритм социума, и связи с историческим опытом ощущаются ими как менее существенные. СМИ, как правило, фиксируют симультанность, т.е. то, что происходит в данный момент (70-73 % материалов). Они рассматривают свою аудиторию как общность, организованную только в пространстве. Осознание же индивидом/группой таких категорий, как «патриотизм», «Родина», «история», «народ», возможно, на наш взгляд, исключительно при поддержании неразрывной связи настоящего с прошлым.

В результате отказа от социализации цели, т.е. согласования и приведения в соответствие политики, проводимой властными структурами, с интересами социума, страдает и система государственного управления, и пространство самоорганизации. Невозможность публичного обсуждения стратегий развития государства лишает субъекта управления таких качеств, как гибкость и адаптивность, а следовательно, и поддержки проводимых реформ со стороны населения. Подобные приемы, исключающие обратную связь, способствуют конструкции общества, лишенного видимого социально-политического разнообразия.

 

 

39. Национальная и государственная символика России как элемент политической культуры российского общества.

Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика. Без уточнения ее особенностей, свойств и характеристик объективное познание политической культуры невозможно.

Что же такое политическая символика? Это совокупность символов в образно-процессуальной форме отражающих либо идеализирующих мир политики.

Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но далеко не всегда ему тождественный. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью. Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот ни находится.

В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. R основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:

1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национльно-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры.

К национально-государственной символике относятся, прежде всего, флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др.

Цель подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.

Эмоционально-психологическое, патриотическое воздействие подобной символики на гражданина весьма ощутимо. Так, министр иностранных дел Франции Ламартин в 1848 г. говорил: «Если вы отнимете у меня трехцветный флаг, то отнимете у меня полови:, ну мощи Франции как здесь в стране, так и за границей». То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.

Правда, современная Россия в этом плане находится в особой ситуации. Она переживает весьма болезненный процесс кардинальных изменений государственно-политической системы. Россия находится в режиме «формационной ломки». Эта ломка сопровождается не всегда продуманным отказом от «советской» атрибутики. По этим причина попытка возврата страны в 1989 г. к бело-сине-красному флагу встретила в обществе неоднозначную реакцию.

Тем более, красные флаги (стяги) были распространены на Руси издревле. Например, под красными либо малиновыми стягами русские войска отстаивали независимость нашего народа во время Куликовской битвы с татаро-монголами (1380 г.), в борьбе против польского нашествия под руководством Минина и Пожарского. Красный цвет издавна символизировал те жертвы, которые принес наш народ ради своей свободы и независимости.

На ряду с флагами та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев отождествляется с ее гербом.

Часто в качестве центрального элемента государственных гербов выступают изображения растений или деревьев. Например, у Ливана - кедр, у Канады - кленовый лист и др.

Отметим, что двуглавый орел - один из древнейших символов власти и господства, встречающийся в таком качестве уже в Древнем Египте. В VII в. до н. э. Двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

В России же стремление представлять высшую власть над людьми с помощью изображения орла приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности по специальному указу Президента РФ в конце 1993 г., - но парламентом России в таковом качестве не одобрен до сих пор.

Одно из центральных мест среди государственных символов занимают национальные гимны. Они представляют собой официальные патриотические символы, особый «музыкальный эквивалент» герба или флага страны. Гимны отражают единство или характер нации - ее настроение, желание и цели так, как их представляют себе существующая власть.

Гимны, подобно другим национальным символам, также являются «визитной карточкой» нации. Они - музыкальные знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей «идентичности».

Современный российский гимн на музыку И. Глинки в этом плане полностью отражает всю сложность периода, переживаемого нашей страной. Он представлен лишь мелодией, слова пока отсутствуют.

Национально-государственные символы и общественные идеалы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. В свою очередь идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо произведения искусства, изречения, документа.

Например, в США первым и основополагающим символом американской нации и государственности является Декларация не­зависимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.

После гражданской войны 1861-1865 гг. место главного документального символа нации Декларация независимости уступила Конституции с Биллем о правах. Конституция США стала и символом стабильности. Большинство американцев и поныне рассматривает свою конституцию как священный документ. В этом главном государственном документе - символе они видят твердую гарантию своих прав и свобод, своего гражданского статуса, своего будущего.

2. Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. Помимо прочего они являются символическим компонентом «гражданской (или политической) религии», характерной для конкретного общества.

С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т. е. торжественного вступления в должность) президента США или коронации королей в Англии. При этом коронация представляет собой политико-религиозную церемонию, осуществляемую в Вестминстерском аббатстве под руководством архиепископа Кентерберийского. А Президент США, вступая в должность, произносит свою клятву на Библии.

В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднования исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процесс е возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т. д.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь