Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философское учение Платона. Введение в платоноведение.



Философское учение Платона. Введение в платоноведение.

Платон является одной из важнейших фигур в истории античной философии. Как философ энциклопедист времен расцвета греческой философии, буду первоначально учеником Сократа, в результате Платон объединил в своем учении практически все философские знания, существовавшие до него.

Платон родился в Афинах в 427 или 428 году до н.э. Настоящее имя – Аристокл, прозвище Платон, что означает «широкий» якобы дано ему за мощное телосложение. Происходил из знатного рода. Есть версия, что генеалогия со стороны отца его восходила к царю Корду, а со стороны матери – к Соломону. Получил хорошее образование, в молодости до встречи с Сократом занимался поэзией.

Встреча с Сократом определенно стала одним из важнейших моментов в его жизни. Есть легенда, что незадолго до встречи с Платоном, Сократ видел во сне у себя на коленях молодого белого лебедя, и счел это знаком, что скоро он встретит самого значимого своего ученика. Действительно, из всех Сократовских учеников Платон оставил в мировой философии наибольший след.

После смерти Сократа, которую Платон воспринял как личную трагедию, он начинает развивать собственную философию, стоящуюся на идеях Сократа и предпринимает несколько поездок, с целью опробовать свои политические идеи. Он едет в Сиракузы, однако Дионисий 1 не разделает его идей, и в результате Платон едва избегает продажи в рабство. Второе путешествие, уже во время правления Дионисия 2 имеет больший успех, однако после попытки утвердиться в Сиракузах во время третьего путешествия в 362 г до н.э. он снова оказывается в опале.
Вернувшись в Афины, Платон собирает учеников и открывает платоновскую академию, из которой позже вышло множество известных философов – один из них Аристотель.

Свои философские взгляды Платон излагал преимущественно в диалогах, главным героем которых был Сократ, занимавшийся жесткой полемикой с софистами. Касательно подлинности всех диалогов Платона высказывались разные мнения, однако сейчас принято считать, что все они принадлежат собственно Платону. Хотя большинство диалогов написано на основе реальной полемики, тем не менее надо учитывать, что Сократ, которого рисует Платон, не есть Сократ в действительности, он выступает платоновским резонером.

В целом, Платон развил идеи Сократа о добродетели и справедливости, но в то же время добавил в своем учении много нового, а так же заимствованного у других философов, в особенности – у пифагорейцев. Платон затронул практически все раздели философии от метафизики до этики, что дает основание считать, что платоновские идеи хотя и не представляли системы в полном смысле слова, однако претерпели определенную систематизацию и имели предпосылки сложиться в систему.

Платоновская концепция субъекта

Платоновская концепция субъекта в основном сводится к вопросу о справедливости. Главная задача человека – воспитание души. Как и Сократ, средствами для воспитания души Платон считал добродетель и справедливость – одно неотделимо от другого. Субъект человеческой личности по Платону – состоит из души и тела, эта мысль не нова. Так же, как не нова и идея метемпсихоза. Но отличной чертой платоновской концепции является то, что душа относится более к платоновскому миру идей (хотя идеей как таковой не является).

От Сократа в традицию Платона идет традиция выделения четырех основных добродетелей: мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность. Рассудительность — свойство ума, разумной части души и имеет отношение ко всем прочим добродетелям. Справедливость есть нравственная мера в распределении преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество — воинская добродетель, способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ поведения применительно к чувственным удовольствиям.

Но на самом деле данное разграничение является лишь формальностью. Так от Сократа в платоновских диалогах нередко можно услышать: не есть ли справедливость и добродетель одно и то же? Для Платона это безусловно так. Это касается так же и всех остальных добродетелей.

Человек как субъект познания у Платона не играет такой важной роли. Душа по Платону уже се знает, остается только вспомнить.

Критика софистической концепции воспитания

Платон как и Сократ был непримиримым противником софистов. Жесткая полемика с софисами велась практически по всем вопросам, но одним из важнейших вопросов был вопрос воспитания. Для софистов воспитание и обучение (особенно обучение) было весьма важно, поскольку именно это составляло основную статью их заработка. Софисты – платные «учителя мудрости» навязывали афинянам собственную концепцию воспитания (надо заметить, довольно успешно). В которой основу составляла выгода и умение приспосабливаться. Понятие чести, благодеятели и достоинства не занимало естественно в их концепции важного места. Софистическая этика – достаточно гибка, и раз человек – мера всех вещей, то и добродетель так же субъективна и непостоянна.

Это положение вещей не устраивало ни Сократа, ни Платона. Для концепции Платона, где добродетель занимает центральное место, а воспитание души – смысл человеческого существования, воспитание должно заключаться в превую очередь именно в воспитании добродетели в человеке.

Это непосредственно вытекает из космологической концепции Платона. Душа, прибыв на землю из мира идей, где ей все было ведомо, начинает «припоминать» истину. Душа безусловно может сделать это только сама. Однако задача воспитателя души (в чем Платон и видел задачу философа) заключается в том, чтобы помочь эти идее вспомнить. В этом Платон продолжает идею сократовской моевтики.

Истинным может быть только то самое знание из мира идей, которое человек припомнил. Все знания, которые человек пытается выстроить сам, являются ложными. Это означает, что существует лишь одна истина, которая не в коем случае не может быть гибкой.

Именно это и становится камнем преткновения с софистами. Платоновский Сократ обвиняет софистов в том, что «они сами не знают того, чему учат» - и эта идея проходит красной нитью через все платоновские диалоги. Для софистов истина – это те реалии, которые их окружают, для Платона же это – то самое «лжезнание», знание, которое не пришло из мира идей, знание, которое человек пытается выстроить на опыте, а значит – недостоверное. Мерой достоверной для Платона является «добродетельность» знания. Знание же софистов далеко от этого.

Красноречие как диалектика. Речь и письмо.

Помимо вопросов любви в диалоге «Федр» также рассматривается вопрос о риторике. Разбирая речь Лисия, Сократ указывает на то, как необходимо строить речь.

Правильная речь должна исходить из истинного определения своего предмета и избегать всяких только правдоподобных и приблизительных представлений об этом предмете, так как нельзя, например, убеждать приобрести коня, не зная, что такое конь и для чего он нужен, и нельзя восхвалять осла, не имея точного о нем понятия. Если даже допустить, что красноречие есть искусство и что у всякого искусства свои приемы, то даже и эти приемы не могут не нуждаться в определении того, что подлинно существует, так как иначе они сами по себе не будут способны убедить кого-нибудь в чем-нибудь.

Поэтому правильный метод составления речей заключается, во-первых, в " способности, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно", и, во-вторых, в " способности разделять всё на виды, на естественные составные части", а такое умение возводить частное к общему и из общего получать частное, без чего нельзя мыслить и говорить, есть диалектика.

Физика Аристотеля

Физику Аристотель относил к теоретической философии. Большую часть своей физической концепции Аристотель изложил в одноименном трактате. Основой физики Аристотеля является движение, что связывает его физику с метафизикой через понятие Вечного двигателя (Первовигателя).

Аристотель развивает специальный анализ понятия о движущемся. Анализ показывает, что в основе понятия о движущемся лежит: понятие о движении и понятие о находящемся в движении, или о движущемся. Как это было сделано им при определении числа и вида причин, Аристотель и в своем учении о движении принимает во внимание все добытое по этому вопросу его предшественниками. В результате он выделяет все существующие по его мнению виды движения:

· Увеличение/уменьшение;

· Качественное изменение (превращение);

· Возникновение/уничтожение;

· Перемещение в пространстве – главный вид движения, к которому можно свести все остальные. Его он в свою очередь подразделял на прямолинейное, круговое и смешанное.

Причиной движения всего Аристотель считал Вечный двигатель, находящийся за кромкой надлунного мира. Сам он неподвижен, но все приводит в движение. В системе Аристотеля Вечный двигатель занимал место платоновского Демиурга.

В вопросе физики элементов, Аристотель категорически отрицал атомизм. В трактате «Метеология» он излагает следующую теорию: принятые им и восходящие к традиции Эмпедокла четыре физических элемента — огонь, воздух, вода и земля — обладают каждый свойствами, которыми характеризуются сочетания качеств. А именно: огонь обладает качествами тепла и сухости; воздух — тепла и влажности; вода — холода и влажности; земля — холода и сухости. Однако из этих двух качеств специфически характерным для каждого элемента Аристотель считает только одно. Для огня его специфическим качеством будет теплое, для воздуха — влажное, для воды — холодное и для земли — сухое.

Специфические качества элементов распадаются на два класса — активные и пассивные. Активны холодное и теплое, пассивны — сухое и влажное. В каждом элементе имеется одно активное качество и одно пассивное. Например, в огне имеется активное качестве теплого и пассивное — сухого; в воде — активное качество холодного и пассивное — влажного. За этот счет элементы движутся вверх-вниз.

Все эти четыре элемента находятся в подлунном мире, и только в надлунном мире находится эфир. Он аморфен, поэтому движется все время по кругу.

Этика Аристотеля

Этику, часть практической философии, Аристотель считал целью философии как таковой. В знаменитой притче о саде, Аристотель уподобляет физику – деревьям, логику – ограде, а этику – плодам.

В своем труде «Этика» Аристотель возвращается к вопросу о душе и подробно разбирает человеческую душу. Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок (страстную часть) и собственно разум, т.е. на разум практический и теоретический.

Что касается неразумной (растительной души), то там нет ни добродетели, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои, интеллектуальные (дианоэтические) добродетели и свои пороки. Добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния.

Добродетель практической части разумной души – практичность и рассудительность: практичность приказывает, а рассудительность критикует. Аристотель определяет практичность как разумно приобретенное душевное свойство, осуществляющее людское благо. Практичен тот, кто способен хорошо взвешивать обстоятельства и верно рассчитывать средства для достижения ведущих к благополучию целей. Для практичности необходим опыт. Для практичности необходима изобретательность в поиске средств осуществления целей. Но изобретательность похвальна лишь при хороших целях. В противном случае практический человек опасен для общества.

Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой. Отсюда такие виды практичности, как экономическая, законодательная, политическая. Вместе с тем Аристотель подчеркивает, что практичность как дианоэтическая добродетель рассудочной, практической, низшей части разумной души сама является низшим видом моральной позиции человека. Высшей же моральной ценностью является мудрость, но мудрость дана лишь философу. А этика так или иначе тесно связана с политикой как инструмент воспитания граждан государства.

Поэтика Аристотеля

Поэтика Аристотеля тесно связана с этическим учением. Искусство Аристотель считает подражанием природе. Искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или сохраняя такими, как они есть. Аристотель выделил трагедию, комедию и драму. Возможны и различные способы подражания. Задача поэта по Аристотелю - говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможным в силу вероятности или необходимости. Большую роль Аристотель отводил декорациям, музыке, гриму.

Согласно Аристотелю, трагедия состраданием и страхом очищает эмоции. При этом страх может быть вызван в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не слишком сильно превосходит зрителя, ибо страх зрителя - это страх за подобного себе. Сострадание же зритель может испытывать лишь к незаслуженно страдающему герою, поэтому, в трагедии перемены и перелом в судьбе героя должны происходить не от несчастья к счастью и не из-за порочности трагического лица, а из-за ошибки.

 

Метафизика Аристотеля.

Метафизика или первая физика Аристотеля представляет собой учение о Вечном двигателе, т.е. по-сути теологию. В одноименном трактате Аристотель раскритиковывает Платона за «искусственное удвоение мира» и приводит собственную концепцию.

Надо заметить, что само слово «метафизика» что значит «до физики» Аристотелю не принадлежит, а было дано позднее исследователями его трудов.

Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или атрибут, а может выступать только как его субъект. Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может.

Также, рассматривая учение о четырех причинах, Аристотель снова сводит все к движению. Он выделят три вида предметов: неподвижные, самодвижущиеся и движущиеся посредством других предметов. Так Аристотель подходит к понятию Вечного двигателя – лучшей из причин движения. Перводвигатель мира должен быть сам неподвижен. Из его неподвижности мира Аристотель выводит как необходимое свойство бога его бестелесность. Материальность есть возможность иного бытия, перехода в это иное, а всякий переход есть движение. Но Бог – неподвижное бытие; следовательно, Бог должен быть бестелесным.

Нематериальностью, или бестелесностью, неподвижного Перводвигателя обосновывается новое важное его свойство. Как нематериальный, Бог никоим образом не может быть мыслим в качестве бытия возможного, не может быть ни для чего субстратом. Чуждый возможности, бог есть только действительность, не «материя», а только «форма».

Философия Эпикура

Эпикуреизм является в достаточной мере продолжением учения киренаиков. Эпикур, который сначала основал свою школу в родном Колофоне, позже перенес ее в Афины. Школа Эпикура придерживалась очень лояльных принципов, принимались даже рабы и женщины. Вслед за киренаиками, эпикурейцы считали главным удовольствие. Эта школа просуществовала достаточно долго, до первых веков новой эры, но даже исчезнув, переродилась в некотором смысле в французской материалистической философии.

Эпикурейцы не занимались поиском конечной теоретической истины, в вопросах природы придерживались учения атомистом, мир считали вечным, несотворенным и неуничтожимым.

Исцеления человеческой души эпикурейцы предлагали добиться в помощью тетрафармакоса:

· не следует бояться богов;

· не следует бояться смерти;

· благо легко достижимо;

· зло легко переносимо.

Что касается проблем, Эпикур предлагал по возможности их избегать и переносить только неизбежное зло. От неблагополучных и проблемных людей Эпикур предлагал «прятаться» - всячески избегать.

Благом эпикурейцы считали атараксию (спокойствие души) и отсутствие страданий. Между наслаждениями, которые они считали главным в жизни, так же как и у киренаиков необходимо правильно расставлять приоритеты.

Философия стоиков

Стоицизм – одно из крупнейших философских течений эллинистической эпохи. Концепция стоицизма цельна, в определенной степени является целой философской системой. Основателем стоицизма считается Зенон Китийский, собиравшийся с учениками в расписном портике – отсюда и название стоики (стоа - портик). Исторически стоицизм принято делить на древнюю, среднюю и позднюю стою.

Древние стоики (3-2 в до н.э.) концентрировались главным образом в Греции, представителями древней Стои помимо Зенона считается Хрисипп и Клеандр. До нашего времени осталось достаточно много трактатов главным образом Хрисиппа (705 книг), который хоть и не отличался хорошим стилем письма, но отлично изложил диалектику, которой стоики уделяли много внимания.

Первые стоики уделяли много внимания проблемам физики, метафизики и логики, мало при этом занимаясь этикой. Физика стоиков достаточно сложна и богата платоническими идеями. Мир стоиков – цельное живое и расчлененное тело. Это не есть материализм, так как мир стоиков напрямую отождествляется с богом, который и есть прообразом космоса. Вслед за Гераклитом они полагали состоящим этот мир из огня. Однако помимо материального тела космос еще обладает пневмой – огненно-воздушной субстанцией, которой присущ определенный тонос – степень напряжения пневмы. Пассивное материальное начало – хюле взаимодействует с логосом – активным нематериальным началом, пневма пронзает материальное тело космоса и в зависимости от степени тоноса пневмы выделяют четыре ступени – первая – неживая материя, вторая – растительность, третья – обладающие душой и способные к движению, последняя – собственно логос.

В эпоху средней Стои (2-1 в до н.э.) учение начинает обогащаться перипатетическими идеями и стоики доводят до вершины логику и начинают развивать этику. В эту эпоху греческий стоицизм проникает в Рим. Во многом – это заслуга Посидония, который основал школу на Родосе, где с его идеями ознакомились Цицерон и Гней Помпей. Так же в это время действуют такие известные стоики как Мнесарх, Дардан, Гиппия, Гекатон Родосский.

Логика стоиков как и у Аристотеля делится на диалектику и риторику. В диалектике стоики добились достижений, развивая теорию сложных высказываний. Полагали, что есть лишь одно знание – знание об объектах. Учение о категориях Аристотеля они упростили, оставив лишь 4 категории: субстанция, категория, состояние, отношение. Стоиками выведены критерии достоверного познания и выстроена четкая гносеологическая система. В риторике их заслуга в том, что они развили вопрос о соотношении слова и вещи, а в целом их риторика не далека от учения Аристотеля.

Поздняя Стоя (1-2 в н.э.) относится главным образом к Римской империи. Главными деятелями этого времени являются Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. В это время все более и более обращаясь к идеям Аристотеля стоики постепенно отходят от физических и логических изысканий в сторону этики и социальных наук.

Этика стоиков – одно из наиболее известных учений. Твердо переносить все удары судьбы – эта идея стоиков вытекает из теологии стоиков. По их теории, этот мир обречен на гибель, как и все предыдущие. Но в каждом мире люди повторяют судьбы точь-в-точь как в предыдущем. Что-либо изменить не только не нужно, но попросту невозможно. Остается только одно – возлюбить свою судьбу и принимать ее с удовольствием. Тем не менее, стоики все же выделяли добродетели: благоразумие, мужество, сдержанность, а так же страсти им противоположные.

В социальном плане стоики космополитичны, считают государство естественным образованием, вызванным естественным тяготением друг к другу. Все люди – граждане единого Космополиса, граждане Вселенной. Стоики выступали против брака, подобно Платону – за общность жен и детей, но в отличии от него были против рабства.

Философское учение Платона. Введение в платоноведение.

Платон является одной из важнейших фигур в истории античной философии. Как философ энциклопедист времен расцвета греческой философии, буду первоначально учеником Сократа, в результате Платон объединил в своем учении практически все философские знания, существовавшие до него.

Платон родился в Афинах в 427 или 428 году до н.э. Настоящее имя – Аристокл, прозвище Платон, что означает «широкий» якобы дано ему за мощное телосложение. Происходил из знатного рода. Есть версия, что генеалогия со стороны отца его восходила к царю Корду, а со стороны матери – к Соломону. Получил хорошее образование, в молодости до встречи с Сократом занимался поэзией.

Встреча с Сократом определенно стала одним из важнейших моментов в его жизни. Есть легенда, что незадолго до встречи с Платоном, Сократ видел во сне у себя на коленях молодого белого лебедя, и счел это знаком, что скоро он встретит самого значимого своего ученика. Действительно, из всех Сократовских учеников Платон оставил в мировой философии наибольший след.

После смерти Сократа, которую Платон воспринял как личную трагедию, он начинает развивать собственную философию, стоящуюся на идеях Сократа и предпринимает несколько поездок, с целью опробовать свои политические идеи. Он едет в Сиракузы, однако Дионисий 1 не разделает его идей, и в результате Платон едва избегает продажи в рабство. Второе путешествие, уже во время правления Дионисия 2 имеет больший успех, однако после попытки утвердиться в Сиракузах во время третьего путешествия в 362 г до н.э. он снова оказывается в опале.
Вернувшись в Афины, Платон собирает учеников и открывает платоновскую академию, из которой позже вышло множество известных философов – один из них Аристотель.

Свои философские взгляды Платон излагал преимущественно в диалогах, главным героем которых был Сократ, занимавшийся жесткой полемикой с софистами. Касательно подлинности всех диалогов Платона высказывались разные мнения, однако сейчас принято считать, что все они принадлежат собственно Платону. Хотя большинство диалогов написано на основе реальной полемики, тем не менее надо учитывать, что Сократ, которого рисует Платон, не есть Сократ в действительности, он выступает платоновским резонером.

В целом, Платон развил идеи Сократа о добродетели и справедливости, но в то же время добавил в своем учении много нового, а так же заимствованного у других философов, в особенности – у пифагорейцев. Платон затронул практически все раздели философии от метафизики до этики, что дает основание считать, что платоновские идеи хотя и не представляли системы в полном смысле слова, однако претерпели определенную систематизацию и имели предпосылки сложиться в систему.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.045 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь