Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Учение о живых существах Аристотеля. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В области биологии заслуги Аристотеля колоссальны. Сам термин «биология» введен Аристотелем. Аристотель разработал первую систему классификации животных, похожую на современную, описал и классифицировал более 1000 видов животных и большое количество растений, объяснил многие физиологические закономерности, открыл партеногенез, задолго до Мюллера и Геккеля обнаружил, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза, но основой его учения о живом было понятие телеологии. Согласно учению Аристотеля, все приспособления у животных, поднимающие из уровень развития исходят из высшей цели. Все обосновывается необходимостью – так Аристотель говорил о природе. Однако в вопросе жизни не менее важен вопрос о душе, которой у Аристотеля раскрывается в трактате «О душе». Душа, по представлению Аристотеля, связана, с одной стороны, с материей, а с другой - богом. Поэтому психология - и часть физики, и часть метафизики. К физике относится, однако, не вся душа, а та ее часть, которая не может существовать, как и физические сущности вообще, отдельно от материи. В своем трактате: «О душе» Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой Аристотель наделял все, кроме неживой материи. Он выделил три вида души – растительную, животную и человеческую. Чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним из таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста. Так, чтобы быть животным, достаточно чувства осязания: " животное впервые появляется благодаря ощущению. Способность к осязанию - критерий наличия животной души, так же как способность к питанию - растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание - его минимум) влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым желание приятного. Кроме того, некоторым живым существам присуща способность к движению в пространстве. Так как способности к ощущению не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, " физические" души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений. Этика Аристотеля Этику, часть практической философии, Аристотель считал целью философии как таковой. В знаменитой притче о саде, Аристотель уподобляет физику – деревьям, логику – ограде, а этику – плодам. В своем труде «Этика» Аристотель возвращается к вопросу о душе и подробно разбирает человеческую душу. Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок (страстную часть) и собственно разум, т.е. на разум практический и теоретический. Что касается неразумной (растительной души), то там нет ни добродетели, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои, интеллектуальные (дианоэтические) добродетели и свои пороки. Добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния. Добродетель практической части разумной души – практичность и рассудительность: практичность приказывает, а рассудительность критикует. Аристотель определяет практичность как разумно приобретенное душевное свойство, осуществляющее людское благо. Практичен тот, кто способен хорошо взвешивать обстоятельства и верно рассчитывать средства для достижения ведущих к благополучию целей. Для практичности необходим опыт. Для практичности необходима изобретательность в поиске средств осуществления целей. Но изобретательность похвальна лишь при хороших целях. В противном случае практический человек опасен для общества. Практичные люди годны для управления домом и государством, а потому практичность тесно связана и с экономикой, и с политикой. Отсюда такие виды практичности, как экономическая, законодательная, политическая. Вместе с тем Аристотель подчеркивает, что практичность как дианоэтическая добродетель рассудочной, практической, низшей части разумной души сама является низшим видом моральной позиции человека. Высшей же моральной ценностью является мудрость, но мудрость дана лишь философу. А этика так или иначе тесно связана с политикой как инструмент воспитания граждан государства. Политическое учение Аристотеля. Политическое учение Аристотеля достаточно обширно. Отдельные моменты заимствованы у Платона, но в целом Аристотель раскритиковывает государство Платона как утопическое и неспособное к существованию в реальности. В противовес теории Платона Аристотель не отрицал частной собственности, Но и выступал против излишней роскоши и вообще считал, что во всем необходима умеренность. Аристотель первый выделил в политическом устройстве три ветви: законодательную, административную и судебную. Говоря о составе государства, Аристотель подчеркивает его многочастность и различность частей друг другу, различие составляющих его людей - " из людей одинаковых государство образоваться не может. Аристотель выделил три неудачных и три хорошие формы государства. Хорошие (монархия, аристократия, полития ) если их возглавляют аморальные люди превращаются в плохие (тиранию, олигархию, демократию). Из трех лучших форм самым удачным Аристотель считал политию, власть среднего класса, так как средний класс Аристотель считал основой стабильности общества. Политическое учение Аристотеля - не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Это сказывалось уже в делении Аристотелем форм политического устройства по качеству, а также в том, как философ определял назначение государства. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворять свои материальные потребности, а в том, чтобы жить в мире и согласии. Учение Аристотеля о риторике. Риторику Аристотель относил к поэтическим наукам, в то же время считал ее частью логики. Хотя Аристотель считал риторику неизбежным злом, его вклад в риторику достаточно ощутим. Так, в диалоге «Федр» он излагает правила построения правильной речи. Остальные свои воззрения касательно риторики Аристотель изложил в одноименном труде. Он различает два способа убеждения: · Нетехнические: всевозможные факты, данные, свидетельства, посылки. В логике они чаще всего называются основаниями доказательства, аргументами или доводами; · Технические, посредством которых аргументы, связываются с выводимыми из них заключениями. Также он определил три рода речей: совещательные, судебные и торжественные и хвалебные (или порицающие). В хвалебных речах содержание часто уступало место форме. К таким речам относились поздравительные речи, панегирики, надгробные речи. Аристотель объяснил, при соблюдении каких условий оратор сможет убедить слушателей. В этой части подробно рассказано о психологии общения. Оратор должен знать людей, их нравы и чувства, настроения, чтобы воздействовать на сердца слушателей. Также он говорил о вопросах стиля, его особенностей и достоинств. Аристотель подробно рассказывает о тех качествах речи, которые обусловливают ее достоинства. Речь должна быть правильной, благозвучной, ясной, связной, выразительной и уместной. Поэтика Аристотеля Поэтика Аристотеля тесно связана с этическим учением. Искусство Аристотель считает подражанием природе. Искусство может изображать людей, улучшая их, ухудшая или сохраняя такими, как они есть. Аристотель выделил трагедию, комедию и драму. Возможны и различные способы подражания. Задача поэта по Аристотелю - говорить не о том, что было, а о том, что могло бы быть, будучи возможным в силу вероятности или необходимости. Большую роль Аристотель отводил декорациям, музыке, гриму. Согласно Аристотелю, трагедия состраданием и страхом очищает эмоции. При этом страх может быть вызван в зрителе такой ситуацией, когда трагический герой не слишком сильно превосходит зрителя, ибо страх зрителя - это страх за подобного себе. Сострадание же зритель может испытывать лишь к незаслуженно страдающему герою, поэтому, в трагедии перемены и перелом в судьбе героя должны происходить не от несчастья к счастью и не из-за порочности трагического лица, а из-за ошибки.
Метафизика Аристотеля. Метафизика или первая физика Аристотеля представляет собой учение о Вечном двигателе, т.е. по-сути теологию. В одноименном трактате Аристотель раскритиковывает Платона за «искусственное удвоение мира» и приводит собственную концепцию. Надо заметить, что само слово «метафизика» что значит «до физики» Аристотелю не принадлежит, а было дано позднее исследователями его трудов. Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином. Как бытие, не способное пребывать ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении как его предикат или атрибут, а может выступать только как его субъект. Так как общее есть общее для множества предметов, то субстанцией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Также, рассматривая учение о четырех причинах, Аристотель снова сводит все к движению. Он выделят три вида предметов: неподвижные, самодвижущиеся и движущиеся посредством других предметов. Так Аристотель подходит к понятию Вечного двигателя – лучшей из причин движения. Перводвигатель мира должен быть сам неподвижен. Из его неподвижности мира Аристотель выводит как необходимое свойство бога его бестелесность. Материальность есть возможность иного бытия, перехода в это иное, а всякий переход есть движение. Но Бог – неподвижное бытие; следовательно, Бог должен быть бестелесным. Нематериальностью, или бестелесностью, неподвижного Перводвигателя обосновывается новое важное его свойство. Как нематериальный, Бог никоим образом не может быть мыслим в качестве бытия возможного, не может быть ни для чего субстратом. Чуждый возможности, бог есть только действительность, не «материя», а только «форма». Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1458; Нарушение авторского права страницы