Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Их происхождение, природа и статус



В Писании нет прямо и ясно высказанного утверждения о сотворении ангелов, не упоминаются они и в рассказе о творении (Быт. 1 - 2). Их сотворение, однако, явно подразумевается в Пс. 148: 2, 5: " Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его... Да хвалят имя Господа, ибо Он повелел, и сотворились". Ангелы, как и небесные объекты, упомянутые в стихах 3 и 4, объявляются здесь сотворенными Господом. То же самое как будто бы утверждается и в Кол. 1: 16: " Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано". Некоторые исследователи считают, что Быт. 2: 1 и Иов 38: 7 свидетельствуют о том, что ангелы входили в первоначальное творение, но тексты эти недостаточно ясны, чтобы использовать их в качестве основания для такого утверждения. Складывается впечатление, что все ангелы были сотворены прямо и одновременно, поскольку предполагается, что они не имеют способности размножаться обычным образом (Мф. 22: 30), а кроме того, нам ничего не сообщается о каких-либо новых непосредственных актах творения со стороны Бога после завершения первоначального акта творения (Быт. 2: 2-3).

Иудеи и христиане долгое время верили и учили, что ангелы представляют собой нематериальные или духовные существа. С другой стороны, ангелы являлись в облике людей с физическими телами. Здесь, как и в вопросе о сотворении ангелов, у нас не очень много ясных и определенных свидетельств. Действительно, можно сделать вывод, что в Деян. 23: 8-9 проводится различие между ангелами и духами, хотя, возможно, ангелы входят в более общую категорию духов. Наиболее ясное утверждение о духовной природе ангелов мы находим в Евр. 1: 14, где автор, явно имея в виду ангелов (см. Евр. 1: 5, 13), говорит: " Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? " То, что ангелы - духи, можно заключить также и из следующих соображений:

1. Бесы (падшие ангелы) описываются и характеризуются как духи (Мф. 8: 16; 12: 45; Лк. 7: 21; 8: 2; 11: 26; Деян. 19: 12; Отк. 16: 14).

2. Нам сказано, что " наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, Против духов злобы поднебесных" (Еф, 6: 12).

3. В Кол, 1: 16 Павел характеризует небесные силы как невидимые.

4. То, что ангелы - духи, по-видимому, следует (хотя и не обязательно) из утверждений Иисуса, что ангелы не женятся (Мф. 22: 30) и не умирают (Лк. 20: 36).

Некоторые богословы утверждают, что, поскольку нет никаких упоминаний о душах ангелов, они не имеют ни души, ни тела как необходимого вместилища души (а следовательно, ангелы должны быть духовными). Такой довод, однако, представляется довольно искусственным. Помимо того, что этот аргумент основывается на умолчании, он включает в себя весьма спорное представление о взаимоотношении души и тела.

Учитывая приведенные выше соображения, достаточно обоснованным кажется вывод, что ангелы - духовные существа; у них нет физического или материального тела. Описываемые в Библии физические появления ангелов следует рассматривать как обличья, принимаемые в особых случаях (ангелофания, то есть явление ангелов).

Как мы уже отмечали ранее в этой главе, временами проявляется тенденция к чрезмерному возвеличиванию ангелов, к превращению их в объекты поклонения и благоговения, которые должны относиться только к

Божеству. В самом пространном библейском отрывке, посвященном ангелам, в Евр. 1: 5 - 2: 9, особо указывается, что Христос выше ангелов. Хотя Он на короткое время был немного умален перед ангелами, Он во всех отношениях выше их. Они не относятся к той же категории или к тому же классу, что я Божество. Иисус подчинялся Отцу лишь какой-то период времени, тогда как ангелы всегда подчиняются Богу и выполняют Его волю; они не действуют по своей собственной независимой инициативе. Хотя они и выше человека по многим своим способностям и качествам, они относятся к классу сотворенных и, следовательно, ограниченных существ. Мы не знаем точно, когда они были сотворены, но очевидно, что в какой-то момент Бог действительно их сотворил. Будучи полностью духовными, они уникальны среди сотворенных существ, и все же они остаются сотворенными существами.

Ангелов очень много. В Писании число их определяется по-разному: " тьмы" (Вт. 33: 2), " тьмы, тысячи тысяч" (Пс. 67: 18), " двенадцать легионов" (от 36000 до 72000, так как в римский легион входило от 3 до 6 тысяч воинов; Мф. 26: 53), "...тьмами ангелов, к торжествующему собору" (Евр. 12: 22-23), " тьмы тем и тысячи тысяч" (Отк. 5: 11). Последняя характеристика, возможно, воспроизводит Дан. 7: 10. В Иова 25: 3 и 4 Дар. 6: 17 также говорится об огромном числе ангелов. Хотя нет никаких оснований считать какую-либо из этих цифр точным числом ангелов, особенно учитывая символический характер указываемых чисел (12 и 1000), тем не менее ясно, что ангелы составляют очень большую группу.

Внешний вид

В большинстве случаев ангелы невидимы. Господь должен был открыть Валааму глаза, чтобы тот смог увидеть стоящего на его пути ангела (Чис. 22: 31). Елисей молился, чтобы Господь открыл глаза его слуге; после этого юноша увидел, что вся гора кругом Елисея наполнена конями и колесницами огненными (4 Цар. 6: 17). Когда ангелы видимы, они обычно имеют облик, подобный человеческому, так что их легко принять за людей (Быт. 18: 2, 16, 22; 19: 1, 5, 10, 12, 15, 16; Суд. 13: 6; Мк. 16: 5; Лк. 24: 4). Иногда от них исходит сияние славы Господней (Лк. 2: 9; 9: 26). А в некоторых случаях их можно увидеть облаченными в белые блистающие одежды (по всей вероятности, это исходящее от них сияние славы Господней). Обратите внимание на то, как Матфей описывает ангела Господня, который отвалил камень от двери Иисусова гроба: " Вид его был, как молния, и одежда его была, как снег" (Мф. 28: 3; ср. Иез. 1: 13; Дан. 10: 16; Отк. 1: 14 и 19: 12).

Некоторые из широко распространенных представлений не подтверждаются свидетельствами Писания. Нет никаких указаний на то, чтобы ангелы являлись в женском облике. Нет также и ясных, определенных упоминаний о том, что у них есть крылья, хотя в Дан. 9: 21 и Отк. 14: 6 говорится о том, что они летают. Крылатыми описываются херувимы и серафимы (Исх. 25: 20; Ис. 6: 2), а также символические существа (" животные" ) в Иез. 1: 6 (ср. Отк. 4: 8). Однако у нас нет уверенности в том, что характеристики херувимов и серафимов распространяются на всех ангелов вообще. Поскольку нигде ясно и определенно не говорится, что у ангелов есть крылья, нам следует считать это в лучшем случае предположением, не обязательно верным, основывающимся на тех стихах Библии, где написано, что они летают.

Их возможности и сила

Ангелы описываются как личности, С ними можно общаться. У них есть разум и воля (2 Цар. 14: 20; Отк. 22: 9). Они представлены как существа с моральными качествами; некоторые из них называются святыми (Мф. 25: 31; Мк. 8: 38; Лк. 1: 26; Деян. 10: 22; Отк. 14: 10), тогда как другие, отпавшие, считаются лживыми и греховными (Ин. 8: 44; 1 Ин, 3: 8-10).

В словах Иисуса в Мф. 24: 36 подразумевается, что ангелы обладают сверхчеловеческим знанием, но в то же самое время определенно утверждается, что их знание не безгранично: " О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один". В 1 Пет. 1: 12 как будто бы содержится указание на ограниченность их знания. Они определенно возрастают и совершенствуются в своем знании, наблюдая действия людей и слыша слова их покаяния (Лк. 12: 8; 15: 10; 1 Кор. 4: 9; Еф. 3: 10). О том факте, что их знание превосходит человеческое, свидетельствует их присутствие в некоторых случаях на небесных собраниях, их участие в процессе передачи людям содержания откровения (Гал, 3: 19), а также истолкование ими видений (как в книгах Даниила и Захарии). Сравнение с ангелом может означать, что человек очень мудр.

Обладая великими знаниями, но не всеведением, ангелы точно так же обладают великой, сверхчеловеческой силой, но не всемогуществом. Факт великой силы ангелов показывается в Писании тремя способами:

1. Титулами, которые присваиваются по крайней мере некоторым из них, - начала (начальства), силы, власти, господства, престолы.

2. Прямыми утверждениями, например: " Ангелы, превосходя их [людей] крепостию и силою" (2 Пет. 2: 11); " Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его" (Пс. 102: 20).

3. Последствиями и результатами, которые приписываются их действиям, - см. 2 Пар. 32: 31; Деян. 12: 7-11, а также ниже раздел, посвященный обсуждению деятельности ангелов (с. 374 - 376). Эта великая сила получена ангелами от Бога, и в использовании ее они продолжают зависеть от Его благосклонной воли. Они могут действовать лишь в пределах дозволенного им. Это относится даже к сатане, способность которого навлекать бедствия на Иова была ограничена волей Господа (Иов 1: 12; 2: 6). Ангелы Божьи действуют только во исполнение Божьих повелений. Лишь Бог творит чудеса (Пс. 71: 18). Будучи сотворенными существами, ангелы подвержены всем ограничениям, присущим творению.

Организация

Для объяснения организации ангельских чинов порой разрабатываются довольно сложные и изощренные схемы. Однако ясной и определенной информации на этот счет имеется очень мало. Мы знаем, что существуют архангелы, явно занимающие более высокое положение по сравнению с обычными ангелами. Термин этот употреблен в Библии лишь дважды - в 1 Фес. 4: 16 и в Иуд. 9, а конкретно архангелом назван только Михаил. Существует мнение, что Гавриил - тоже архангел, однако в Библии он нигде так не называется. Равным образом, нам не сообщается, сколько существует архангелов.

Предпринимались попытки построить иерархическую схему на основе использования Павлом различных терминов - таких как начальства (начала), силы и престолы. Вполне вероятно, что термины эти обозначают различные функции, но нет никакой возможности установить, подразумевают ли они какую-либо цепочку субординации.

Особую проблему представляют собой херувимы и серафимы, поскольку нигде ничего не говорится об их отношении к ангелам вообще. Имеется лишь одно упоминание о серафимах: в Ис. 6: 2-3 они изображены славящими Бога и поклоняющимися Ему. Херувимы, напротив, упоминаются довольно часто; они описываются как крылатые существа с обликом, подобным человеческому, они неким особым образом прислуживают Богу, престол Которого находится над ними (Чис. 7: 89; 1 Цар. 4: 4; 2 Цар. 6: 2; Пс. 79: 2; 98: 1 и т.д.). Когда Адам и Ева были изгнаны из Едемского сада, Бог поставил херувима с пламенным мечом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3: 24).

В отношении серафимов и херувимов высказываются разного рода предположения. Некоторые авторы доказывают, что херувимов следует отождествлять с серафимами604. Огастас Строит отстаивал ту точку зрения, что их надо понимать не как реальные существа, занимающие более высокое положение, чем человек, но как " символические явления, олицетворяющие собой спасенный через искупление род человеческий, наделенные всеми совершенствами творения, которые были утеряны при грехопадения, и созданные как место пребывания Бога" 605. При отсутствии дополнительных данных представляется бессмысленным строить догадки и предположения на эту тему. Самая осторожная и взвешенная позиция состоит в том, чтобы просто относить серафимов и херувимов к числу тех духовных созданий, которые обозначаются общим термином ангел. Быть может, это ангелы, выполняющие некоторые особые задачи и функции, или, возможно, это особые типы ангелов. Во всяком случае, у нас нет оснований настаивать на утверждении, что характерные свойства серафимов или херувимов относятся ко всем ангелам. И мы не знаем, занимают ли они более высокое или более низкое положение, если такая градация существует вообще.

Трудные термины

Есть два трудных термина, заслуживающих особого внимания: " сыны Божий" и " ангелы Господни". В Быт. 6: 2 читаем, что " сыны Божий" брали себе жен из " дочерей человеческих". Некоторые исследователи делают вывод, что эти сыны Божий были на самом деле ангелами, бравшими себе человеческих жен, чтобы произвести расу могучих, сильных людей. Среди доводов, выдвигаемых в защиту такого истолкования, приводится тот факт, что ангелы называются сынами Божьими в других местах Писания (Иов 1: 6; 2: 1; 38: 7), а также то обстоятельство, что, по-видимому, в то же самое время на земле обитала некая раса сверхлюдей (Быт. 6: 4). С другой стороны, тот факт, что на земле тогда распространилось великое развращение, разгневавшее Бога и ставшее причиной потопа, дал повод для предположения, что сынами Божьими могли быть падшие ангелы. Но предположение, что ангелы (будь то добрые или павшие) брали человеческих жен и производили детей, противоречит тому, чему учил нас об ангелах Иисус (Мф. 22: 30). В свете этого такое истолкование, что " сыны Божий" в Быт. 6: 2 - это потомки Сифа, бравшие жеи из числа безбожных потомков Каина, сталкивается с меньшими трудностями, чем понимание " сынов Божиих" как ангелов. Тем не менее, ни одна их этих альтернативных точек зрения не может быть принята с достаточной степенью уверенности. Мы вынуждены сделать вывод, что у нас просто нет достаточных данных, для использования этого стиха в качестве источника информации об ангелах. Такой вывод не следует рассматривать в качестве примера " евангельской демифологизации", как это сделал автор недавно вышедшей работы в защиту традиционного отождествления " сынов Божиих" в Быт. 6: 2 с ангелами606. Речь вдет лишь о сохранении скептицизма в недостаточно ясной ситуации

С такой же трудностью мы сталкиваемся при определении понятия " ангел Господень". В Ветхом Завете есть множество упоминаний об " ангеле Господнем" или " ангеле Божьем" (Быт. 16: 7-14; 18; 22: 11, 14-15; 24: 7, 40; 32: 24-30; 48: 15-16; Иех. 3: 2; 14: 19; 23: 20-23; 32: 34 - 33: 17; Суд. 2: 1, 4; 5: 23; 6: 11-24; 13: 3 и т.д.). Проблема заключается в том, что, с одной стороны, есть множество мест Писания, где Ангел Господень отождествляется с Богом, а с другой - много и таких мест, где между ними проводится различие. Примерами стихов, в которых эти понятия отождествляются, могут служить Быт. 31: 11 и 13, где Ангел Господень говорит: " Я Бог, явившийся тебе в Вефиле", и Исх. 3: 2 и 6, где Ангел Господень говорит Моисею: " Я Бог отца твоего". Примерами стихов, в которых эти два понятия различаются, являются Быт. 16: 11, где ангел Господень говорит Агари: " Услышал Господь страдание твое", - и Исх. 23: 20, где Господь говорит народу Израиля; " Вот Я посылаю пред тобою Ангела". Есть три главных истолкования выражения " ангел Господень": 1) это просто ангел, получивший особое поручение; 2) это Сам Бог, временив ставший видимым в человеческом облике; 3) это Логос, краткое и предшествующее воплощению в Иисусе явление второго Лица Троицы607. Хотя ни одно из этих истолкований не представляется вполне удовлетворительным, в свете ясного утверждения тождественности этих понятий вторая интерпретация кажется наиболее убедительной. Там же, где проводится явное различие между Богом и ангелом Господним, Бог просто говорит о Себе в третьем лице. Следовательно, из того, что говорится об ангеле Господнем, невозможно сделать какие-либо выводы, приложимые ко всем ангелам.,

Их деятельность

1. Ангелы постоянно восхваляют и прославляют Бога (Иов 38: 7; Пс. 102: 20; 148: 2; Отк. 5: 11-12; 7: 11; 8: 1-4). Хотя обычно это происходит пред Богом, в Его присутствии, по крайней мере один раз это имело место и на земле - при рождении Иисуса ангелы пелиг " Слава в вышних Богу" (Лк. 2: 13-14).

2. Ангелы раскрывают и сообщают послание Бога человеку. Эта их деятельность более всего связана со значением слова ангел. Ангелы, в частности, действуют как посредники в преподании людям закона (Деян. 7: 53; Гал. 3: 19; Евр. 2: 2). Хотя в Исх. 19 они не упоминаются, во Вт. 33: 2 говорится: " Господь... шел со тьмами святых". Это не вполне ясное место может быть указанием на посредническую роль ангелов. Хотя нигде не говорится, чтобы они выполняли сходную функцию в отношении новозаветной вести, в Новом Завете они часто описываются как приносящие послание от Бога. Гавриил явился Захарии (Лк. 1: 13-20) и Марии (Лк. 1: 26-38). Ангелы также обращались к Филиппу (Деян. 8: 26), Корнилию (Деян. 10: 3-7), Петру (Деян. 11: 13; 12: 7-11) и Павлу (Деян. 27: 33).

3. Ангелы помогают верующим. Это включает в себя защиту верующих от всяческого вреда и ущерба. Во времена ранней церкви именно ангел вызволил апостолов (Деян. 5: 19), а позже и Петра (Деян. 12: 6-11) из темницы. Псалмопевец также ощущал на себе заботу ангелов (Пс. 33: 8; 90: 11). Однако основная помощь касается духовных нужд. Ангелы чрезвычайно заинтересованы в духовном благополучии верующих, они радуются при их обращении (Лк. 15: 10) и служат им в их нуждах (Евр. 1: 14). Ангелы наблюдают за нашей жизнью (1 Кор. 4: 9, 1 Тим. 5: 21) и присутствуют в церкви (1 Кор. 11: 10). После смерти верующего они относят его в чертоги блаженства (" на лоно Авраамово", Лк. 16: 22).

4. Ангелы приводят в исполнение суд над врагами Божьими. Ангел Господень поразил 185000 ассирийцев (4 Цар. 19: 35) и поражал детей Израиля, пока Господь не велел ему убрать свою руку от Иерусалима (2 Цар. 24: 16). Именно Ангел Божий встал между станом египетским и станом сынов Израиля (Исх. 14: 19-20); результатом этого было спасение сынов Израилевых и гибель египтян в Красном море. Именно ангел Господень поразил насмерть Ирода (Деян. 12: 23). Книга Откровения содержит множество пророчеств о суде и наказании, творимых ангелами (Отк. 8: 6 - 9: 21; 16: 1-17; 19: 11-14).

5. Ангелы будут принимать участие во втором пришествии. Они будут сопровождать Господа при Его возвращении (Мф. 25: 31) - точно так же, как они присутствовали при других важных событиях в жизни Иисуса, в том числе при Его рождении, искушении дьяволом и воскресении. Они отделят пшеницу от плевел (Мф. 13: 39-42). Христос пошлет ангелов Своих с громогласной трубой, чтобы собрать избранных от четырех ветров (Мф. 24: 31; ср. 1 Фес, 4: 16-17).

Что можно сказать о концепции ангелов-хранителей, о той идее, что у каждого человека или, во крайней мере, у каждого верующего есть свой особый ангел, которому поручено заботиться о нем и сопровождать его в этой жизни? Это представление было частью верований, распространенных среди иудеев во времена Христа, а оттуда перешло в мышление некоторых христиан608. В качестве доказательства существования ангелов-хранителей приводятся два библейских текста. Призвав, дитя и поставив его посреди Своих учеников, Иисус сказал: " Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного" (Мф. 18: 10). Когда служанка Рода сказала другим христианам, собравшимся в доме, что Петр стоит у ворот, они отвечали ей: " Это Ангел его" (Деян. 12: 15). Эти стихи, как кажется, указывают на то, что к каждому человеку прикрепляется особый ангел.

Следует, однако, отметить: в других местах в Библии мы читаем, что отдельных верующих сопровождают, охраняют и обеспечивают всем необходимым не один, а много ангелов. Елисей был окружен многими конями и колесницами огненными (4 Цар. 6: 17); Иисус мог призвать двенадцать легионов ангелов; несколько ангелов отнесли душу Лазаря на лоно Авраамово (Лк. 16: 22). Кроме того, из слов Иисуса об ангелах малых сих ясно, что они находятся пред Отцом, в Его присутствии. Это указывает, скорее, на то, что ангелы славят Бога и поклоняются Ему в Его присутствии, а не на то, что они охраняют отдельных людей и заботятся о них в этом мире. Ответ Роде отражает традиционное иудейское представление, согласно которому ангел-хранитель похож на того человека, который ему поручен. Но свидетельство о том, что некоторые из первых христиан верили в ангелов-хранителей, не придает этому верованию авторитетности. У некоторых христиан до сих пор ошибочные или путаные суждения по многим вопросам. При отсутствии ясного и определенного дидактического материала следует сделать вывод, что у нас нет достаточно убедительных свидетельств, подтверждающих представление об ангелах-хранителях.

Злые ангелы


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Природа и культура. Проблемы антропо- и культурогенеза.
  2. Административно-правовой статус государственных служащие
  3. Административно-правовой статус гражданина РФ.
  4. Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).
  5. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  6. Ассоциативная природа языковой нормы
  7. Вопрос 127. Работодатель как субъект трудового права. Его правовой статус.
  8. Вопрос 15. Помощник адвоката, стажер адвоката: понятие, статус. Особенности трудовых отношений.
  9. Вопрос 371. Эксперт и специалист: понятие, различия в процессуальном статусе. Основания для отвода эксперта и специалиста. Привлечение специалиста стороной защиты.
  10. Вопрос 40: Статус депутата Государственной Думы РФ
  11. Вопрос 50: Федеральные органы государственной власти с особым статусом
  12. Вопрос 54. Адвокатское расследование как институт уголовного процесса. Понятие, природа, сущность и его значение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь