Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I. Природа и культура. Проблемы антропо- и культурогенеза.



Литература:

1. Ларичев В.Е. Сад Эдема. М., 1980.

2. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.

3. Семёнов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

4. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986.

 

II. Человек в художественной культуре Древней Греции.

Литература:

1. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972. Разд. «Классическое искусство V в. до н.э.»; «Искусство поздней классики».

2. Дмитриева Н., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1986.

3. История искусства зарубежных стран. Первобытное общество. Древний Восток. Античность. М., 1972.

4. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1977.

5. Чубова А.И., Иванова А. Л. Античная живопись. М.; Л., 1966.

 

III. Символика средневекового христианского искусства.

Литература:

1. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973

2. Бычков В. В. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. М., 1989.

3. Данилова И. Е. Искусство Средних веков и Возрождения. М., 1984.

4. Комеч А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве. // Искусство Западной Европы и Византии. М., 1978. С. 209-223.

5. Художественный язык средневековья. М., 1982.

IV.

Природа глазами китайского средневекового художника

Литература:

1. Буркхарт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. М., 1999. Гл. 6. Пейзаж в дальневосточном искусстве.

2. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

3. История искусства зарубежных стран. Т. 2. М., 1963.

4. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Тема 4 . Культура и религия

I. Религия как феномен культуры. Роль мифа в архаическом обществе.

II. Священные книги и духовные ценности мировых религий (христианство, буддизм, ислам).

III. Православие и протестантизм как ментальные основы двух типов культуры.

IV. Религия в современном массовом сознании.

 

Основная литература

К первому вопросу: Религия как феномен культуры. Роль мифа в архаическом обществе.

1. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система в Австралии //Мистика. Религия. Наука.Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

2. Крывелев И.А. Религия как общественное явление // Религии мира. История и современность. М., 1987.

3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994. С. 37-55.

4. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957. Введение.

5. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М., 1998. Раздел «Роль мифа в жизни».

6. Маркс К., Энгельс ф., Ленин В.И. О религии. М., 1975. Разделы I, II.

7. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Часть II. М., 1994. Разд. 5, § 2, 7; разд. 6.

8. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. Гл.VIII.

9. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. Разделы: «Что такое мифология? Мифология и ее место в культурной истории человечества».

10. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1983. Гл.IV.

11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов. М., 1990. Разд. III.

12. Фромм Э. Религия и психоанализ // Сумерки богов. М., 1989.

Ко второму вопросу: Священные книги и духовные ценности мировых религий (христианство, буддизм, ислам)

1. Климович Л.И. Ислам. М., 1965. Гл.II.

2. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1986. С.62-71.

3. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. М., 1985. Введение.

4. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство. М., 1988.

5. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1989. Отдел 4.

6. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.

7. Рукайя М. Ислам. М., 1999. Разд. «Коран и его учение».

8. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. Гл.22, 23, 24.

К третьему вопросу: Православие и протестантизм как ментальные основы двух типов культуры.

1. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 2001. С.165-246.

2. Ключевский В.О. Православие в России. М., 2000.

3. Литература Древней Руси. Христианство. Под ред. Л. Лихачёва. СПб., 1997.

4. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма// Избранные произведения. М., 1990.

6. Неусыхин А.И. Эмпирическая социология М. Вебера и логика исторической науки. Основные идеи работы «Протестантская этика и дух капитализма» // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М., 1994.

7. Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., 2000. Глава «Из истории русской души».

8. Религия и церковь в истории России. (Сб. статей). М., 1975.

9. Флоренский П. Православие // Св. П. Флоренский. Сочинения. Т.1. М., 1994. С. 638-662.

К четвертому вопросу: Религия в современном массовом сознании.

1. Берар П. Религия в современном мире. М., 1979.

2. Воронцов Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия в современном массовом сознании // Социс. 1995. №11

3. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987. Гл. 1, 2, 3.

4. Девятова С.В. Современное христианство и наука. М., 1994. Гл. 1.

5. Игумен Вениамин (Новик). Актуальные проблемы российского православного церковного сознания // Вопросы философии. 1999. №2

6. Каорийнен К., Фурман Д. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. №6.

7. Киселев Г.С. Современный мир и новое религиозное сознание // Вопросы философии. 1997. №6.

8. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983. V. «Буддизм в современном мире».

9. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // СОЦИС. 1995. № 11.

10. Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб., 2000.

Учебно-методические материалы:

1. Васильев Л.С. История религий Востока. Ростов-на-Дону. 1999. Гл. 1; 8.

2. Гараджа В.И. Протестантизм. М., 1971.

3. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1995, гл. VШ.

4. Зубов А.Б. История религий. М., 1997. Книга 1, лекция 1.

5. Ионин Л. Социология культуры. М., 1996. Гл. 2.6; 4.

История религии. Под ред. И.Н. Яблокова. В 2-х т. Т.2. М., 2004. Разделы «Протестантизм»; «Классификация и особенности новых религиозных движений».

7. Крывелев И.А. История религий. В.2-х т. Т.1. М., 1998. Гл.7, 8.

8. Культурология / Ред. Г.В.Драч. Ростов-на Дону, 1999. Разд.2.4.3; 3.3.

9. Культурология. Под ред. Н.Г. Багдасарян. М., 1999. Тема 8, разд.10, 11, 12.

10. Очерки по истории мировой культуры. М., 1997. Гл. IV.

11. Религия в истории и культуре. М., 1998. Разделы П, гл. 3; III, гл. 12; 1V, гл. 14.

12. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. Введение.

 

Дополнительная литература

1. Балагушкин Е. Г. Критика современных нетра­диционных религий. М., 1984.

2. Бросс Ш. де. О фетишизме. М., 1973.

3. Введение христианства на Руси. М., 1987. VII.

4. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий. Социология религии // Избранное. Образ общества. М., 1994.

5. Вебер М. Работы по социологии религии и культуре. М., 1991. Вып. 1, 2.

6. Гусейнов А.А. Великие моралисты. (Конфуций, Будда, Иисус Христос, Мухаммед). М., 1995.

7. Доусон К.Г. Религия и культура. СПб., 2001. Гл. III, Х.

8. Ельчанинов А., Эрн В., Флоренский П., Булгаков С. История религии. М., 1991.

9. Жизнь замечательных людей: Магомет, Григорий VII, Франциск Ассизский, Никон, Аввакум. СПб., 1996.

10. Игумен Вениамин (Новик) О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. №4.

11. Кондаков В.И. Введение в историю русской культуры. М., 1997. Гл. Ш.

12. Лобковиц Н. Христианство и культура //Вопросы философии. 1993. № 3.

13. Религия в век научно-технической революции. Под ред. В.И. Гараджи. М., 1979.

14. Русское православие: вехи истории. Ред. А.И. Клибанов. М., 1989.

15. Рэдклифф-Браун А. Табу // Религия и общество. М., 1996.

16. Тришин А. Мировые религии и религиозные памятники. Брянск, 1997.

17. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1977.

18. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

19. Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.

20. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1987.

21. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1985

 

Вопросы для самопроверки

1. Место религии в системе культуры.

2. Религия и нравственность.

3. Дж.Фрэзер о магии и религии.

4. В чем заключается сходство и различие между мифом и сказкой?

5. Роль мифологии в архаическом обществе.

6. Ранние религиозные верования.

7. В чем заключается вклад Э. Дюркгейма и М.Вебера в современное понимание религии?

8. К. Маркс и Ф. Энгельс о социальной основе религии, ее возникновении и функциях.

9. Особенности и этические ценности мировых религий.

10. Священные книги христианства.

11. Значение христианства для развития европейской культуры.

12. Особенности католицизма как формы христианства.

13. Православие как духовная основа русской культуры.

14. Протестантизм: основы вероучения и основные направления.

15. Коран: священная книга мусульман и памятник мировой культуры.

16. Священные тексты и реликвии буддизма.

17. Что представляет собой буддизм в современной России?

18. Роль религии в современном массовом сознании.

19. Каковы взаимоотношения религии и искусства?

20. Сюжеты православного искусства и византийский иконописный канон.

 

Основные термины и понятия

Анимализм; анимизм; артефакт; боговоплощение; генотеизм; демифологизация; магия; мантика; ментальность; монотеизм; нирвана, «первобытный макет»; политеизм; секуляризм; синкретизм; соборность; соматическое искусство; теодицея; теократизм; теология; тотемизм; фетишизм; хтонизм; эсхатология.

 

Темы рефератов:

1. Религия как форма культуры.

2. Государство и религия.

3. Эволюция религиозных верований от духов природы к политеизму (по книге Э.Тайлора «Первобытная культура»).

4. Социальная роль и культурные формы тотемизма.

5. Фетишизм – древнейшие истоки и исторические формы.

6. Магия и искусство верхнего палеолита.

7. Миф и религия в культурной жизни античных греков.

8. Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.

9. Осевое время истории и формирование новой религиозности.

10. Библия: священная книга иудеев и христиан и памятник мировой культуры

11. Мировые религии: по М. Веберу, по С.А. Токареву.

12. Фрейдизм и религия.

13. Буддийский канон: этика, догматика и культ.

14. Образы Нового Завета в европейской культуре.

15. Мусульманство и искусство.

16. Русское православие и искусство.

17. Ислам в России. История и современность.

18. Мыслители Просвещения о религии и церкви.

19. Реформация: становление нового образа мира.

20. Судьбы религии в современном мире.

Проблемные вопросы и упражнения.

1. Проанализируйте приведенные ниже определения поня­тия «религия». Определите, какой точки зрения о сущнос­ти религии придерживаются авторы? Какое из этих определений вы считаете наиболее полно раскрывающим суть религии?

а) «Религия есть признание человеком некоей высшей силы, управляющей его судьбой и требующей послуша­ния, почитания и поклонения» (Оксфордский словарь).

б) «По наиболее древнему и принятому объяснению рели­гия есть взаимоотношение между Богом и человеком» (Полный православный богословский энциклопедиче­ский словарь. — 1912).

в) «Религия — одна из форм общественного созна­ния, отражение действительности в иллюзорно-фан­тастических образах, представлениях и понятиях» (Атеистический словарь. — 1983.).

г) «Религия — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое ве­рой в существование Бога, божества» (Краткая фило­софская энциклопедия. — 1994.).

д) «Всякая религия является не чем иным, как фантас­тическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принима­ют форму неземных» (Ф.Энгелъс. Анти-Дюринг).

е) «... человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и само­чувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял... Религия — это вздох угне­тенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (К.Маркс. К критике гегелевской философии права. Введение).

2. Каковы особенности генетического и функционального взаимодействия мифологии и религии?

3. «Могила человека есть место рождения богов», — писал Л.Фейербах (1804—1872).Как вы понимаете это высказывание?

4. Как Вы можете аргументировать слова Вольтера: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать»?

5. В чем типологическое сходство религиозности цивилизаций Древнего Востока?

6. В чем проявляются особенности взаимоотношений религии и науки?

7. а. Немецкий философ, экономист и политиче­ский деятель К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права. Введение» отмечал следующее: «...человек создает религию, религия же не создает человека. А именно: религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял. Но человек – не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Че­ловек — это мир человека, государство, общество. Это государство, это общество порождает религию, пре­вратное мировоззрение...» В чем суть этих суждений? Как Вы их понимаете?

б.Австрийский философ и психиатр З.Фрейд в книге «Будущее одной иллюзии» говорит: «Человек делает силы природы не прос­то человекообразными существами, с которыми он может обращаться как с равными, а превращает их в богов. Со временем делаются первые наблюдения относите­льно упорядоченности и закономерности природных явлений, силы природы утрачивают свои человеческие черты. Но беспомощность человека остается, а с нею тоска по отцу и богу. Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, прими­ряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и ли­шения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе... И чем более самостоятельной оказывается природа, чем дальше от нее отстраняются боги, тем напря­женнее все ожидания сосредоточиваются на третьей отведенной им функции, тем в большей мере нравст­венность становится их подлинной сферой. Задача бога теперь состоит в том, чтобы компенсировать дефекты культуры и наносимой ею вред, вести счет страданиям, которые люди причиняют друг другу в совместной жизни...».

В чем различие и в чем сходство позиций К.Маркса и З.Фрей­да? Каково их отношение к происхождению религии и ее сущности?

8. Почему христианство стало мировой религией?

9. Как Вы можете прокомментировать утверждение К. Каутского: «Христианство бесспорно представляет собой одно из самых величественных явлений в истории человечества»?

 

 

Темы индивидуальных заданий

I. Вклад этнологии в науку о религиях. Анимистическая теория Э.Б. Тайлора.

Литература:

1. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

2. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. Введение. § 1.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь