Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Статус демонологии в наше время



Определенную проблему представляет вопрос о том, в каком месте следует обсуждать тему злых ангелов. Рассмотрение ее в привязке к добрым ангелам указывает как будто на некую аналогию или некое сходство. Учитывая, что деятельность добрых ангелов обсуждается здесь по той причине, что они очевидным образом связаны с провидением, не выглядит ли рассмотрение здесь же темы злых ангелов, или бесов, в какой-то степени неуместным? Не было бы правильнее перенести эту тему в раздел, где обсуждается грех? Но рассмотрение вопроса о злых ангелах именно в данном месте оправдано по двум причинам. Во-первых, злых ангелов следует изучать в тесной связи с добрыми ангелами, поскольку они имеют общее происхождение и многое из того, что было сказано о последних, относится и к первым. Есть множество положений, общих для всех ангелов. Добрые ангелы остаются тем, чем когда-то были и злые ангелы. Во-вторых, у Божьего провидения есть тень в виде проблемы зла. И коль скоро мы только что обсудили тему зла, представляется разумным рассмотреть здесь же тему бесов и дьявола. Мы еще раз обратимся к этим представителям и проводникам зла при обсуждении вопроса о грехе и искушении, а также учения о последних событиях; но и здесь мы просто не можем оставить их без внимания.

В последнее время в богословии наблюдается тенденция к пересмотру представлений о бесах и сатане. Одной из таких попыток стала, разумеется, программа демифологизации Рудольфа Бультмана, уже упоминавшаяся в этой главе. В соответствии с этим и подобными ему мнениями, бесы - всего лишь мифологические персонажи, заимствованные из культуры того времени. В частности, высказывается точка зрения, что библейское представление о бесах отражает влияние персидской мифологии. Хотя при поверхностном рассмотрении эта идея выглядит привлекательной, в ней не принимается во внимание тот факт, что в христианском понимании совершенно отсутствует дуализм, столь характерный для персидского мышления609. Дьявол и бесы - не независимая сила, противостоящая Богу; их существование исходит от Бога, хотя существование это ныне искажено и вступило в противоречие со своим первоисточником. Таким образом, мнение о персидском происхождении библейского представления о бесах в значительной степени лишено оснований. В случае же с предложенной Бультманом демифологизацией имеется еще и целый ряд сопутствующих проблем.

Второй альтернативный подход - деперсонализация бесов. В наше время невозможно отрицать реальность зла" Даже люди, отвергающие такие идеи, как всеобщая греховность и первородный грех, часто выступают с осуждением несправедливости и войн в нашем мире. Некоторые богословы воспринимают все это зло не как исходящее из личного источника, а как часть самой структуры реальности и, в особенности, нашей современной социальной реальности. Термины демонический, бесовский понимаются как характеристики мощных общественных сил и структур, не относящиеся к личным существам. К числу сторонников такого подхода принадлежит Пауль Тиллих610.

Третий современный подход к вопросу о бесах - подход Карла Барта. Он подчеркивает полную противоположность бесов и ангелов611. Это не означает, что он полностью отделяет эти две темы - краткое рассмотрение вопроса о бесах у него следует сразу после раздела, посвященного ангелам. Не имеет он в виду и существующее между ними противоборство. Идея Барта, скорее, заключается в том, что бесы и ангелы буквально не имеют ничего общего между собой. Это не два вида одного общего рода, рода ангелов. Они абсолютно противоположны друг другу. Как " бессмыслица" не является одним из видов смысла, точно так же и бесы, или злые ангелы, не принадлежат к роду ангелов, а представляют собой реальность, которая осуждается, отрицается и исключается добрыми ангелами. Источник и природа бесов принадлежит пустоте, хаосу, мраку612. Они не созданы Богом, они - часть того, что угрожает Божьему творению. Это просто пустота в своей динамике. Основная проблема, связанная с такой позицией, состоит в том, что ею отрицается конкретность зла и злых созданий.

Происхождение бесов

В Библии мало говорится о том, как злые ангелы пришли к своему нынешнему нравственному состоянию, и еще меньше об их происхождении. Некоторые заключения об их происхождении мы можем вывести из того, что говорится об их нравственных качествах. Определенную информацию о падении злых ангелов мы можем почерпнуть из двух тесно связанных стихов. Во 2 Пет. 2: 4 говорится: " Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ".

В Иуд. 6 сказано: " И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня". Существа, описываемые в этих двух стихах, ясно и определенно названы ангелами, которые согрешили и были осуждены. Следовательно, они, подобно другим ангелам, должны быть сотворенными существами.

Проблема, связанная с этими двумя стихами, состоит в том, что, как в них сказано, злые ангелы содержатся в узах под мраком до суда. Это послужило основанием для предположения, что существует два типа падших ангелов: одни содержатся в узах, а другие свободны творить зло в мире. Другая возможность заключается в том, что эти два стиха описывают состояние всех бесов. Верность последнего предположения подкрепляется остальными стихами 2 Пет. 2. Во 2 Пет. 2: 9 говорится, что " знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания ". Здесь использованы почти те же выражения, что и во 2 Пет. 2: 4. Обратите внимание, что в последующей части главы (2 Пет. 2: 10-22) описываются дальнейшие греховные Действия тех людей, которых соблюдают для наказания. Мы можем сделать вывод, что аналогичным образом и падшие ангелы хотя и содержатся в узах под мраком, во обладают достаточной свободой для того, чтобы творить свои злые дела.

Таким образом, бесы - это ангелы, сотворенные Богом и потому изначально добрые; но они согрешили и вследствие этого стали злыми. Мы не знаем точно, когда именно они взбунтовались, но это должно было произойти между тем моментом, когда Бог закончил творение и произнес: " Хорошо весьма", - и временем искушения и грехопадения человека (Быт. 3).

Князь бесов

Дьявол - название, данное в Писании предводителю или князю этих падших ангелов. Он известен также под именем сатана. Еврейское имя (satan) происходит от глагола , означающего " быть врагом" или " действовать, как враг" 613. Он, следовательно, есть враг, противник, тот, кто противится делу Бога и народа Божьего. Греческое слово Satan или Satanas является транслитерацией еврейского имени. Самое употребительное греческое название - diabolos (дьявол, враг, клеветник). Используется также и слово kathgwr (" клеветник", Отк. 12: 10). Реже используются другие термины: " искуситель" (Мф. 4: 3; 1 Фес. 3: 5), " Веельзевул" (Мф. 12: 24, 27; Мк. 3: 22; Лк. 11: 15, 19), " враг" (Мф. 13: 39), " лукавый" (Мф. 13: 19, 38; 1 Ин. 2: 13; 3: 12; 5: 18), " Велиар" (2 Кор. 6: 15), " противник" (1 Пет. 5: 8), " великий (или большой) дракон" {Отк. 12: 3, 9), " отец лжи" (Ин. 8: 44), " человекоубийца" (Ин. 8: 44). Каждое из этих названий передает какую-то особенность характера или дел дьявола. Хотя дьявол прямо не называется в Писании бесом, ясно, что Иисус отождествлял сатану с Веельзевулом, князем бесов (см. Параллельные места в Мф. 12: 22-32; Мк. 3: 22-30 и Лк. 11: 14-23). То, что сатана - бес, подразумевается также в Лк. 10: 17-20, где изгнание бесов означает поражение сатаны. Одержимые бесами называются " обладаемыми дьяволом" (Деян. 10: 38; ср. Лк. 13: 16).

Дьявол, как указывает его имя, ведет борьбу с Богом и с делом Христовым. Своей цели он стремится достичь прежде всего искушением человека. Это показано в рассказе об искушении Иисуса, в притче о плевелах (Мф. 13: 24-30) и на примере греха Иуды (Лк. 22: 3). (См. также Деян. 5: 3; 1 Кор. 7: 5; 2 Кор. 2: 11; Еф, 6: 11; 2 Тим. 2: 26.)

Одно из главных средств, используемых сатаной, - ложь, обман. Павел говорит нам, что " сатана принимает вид Ангела света", а " служители его принимают вид служителей правды" (2 Кор. 11: 14-15). О его обольщении ложью и обманом упоминается также в Отк. 12: 9 и 20: 8, 10. У неверующих он " ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4: 4). Он противодействует и препятствует христианам в их служении (1 Фес. 2: 18), используя для этого даже физические недуги (именно об этом, по всей вероятности, идет речь во 2 Кор. 12: 7).

Но силе сатаны поставлены пределы. Как мы уже упоминали, он не мог сделать Иову ничего" что не было бы разрешено Богом. Ему можно с успехом противостоять, я тогда он бежит (Иак. 4: 7; см. также Еф. 4: 27). Он, однако, обращается в бегство не нашей собственной силой, но силой и властью Святого Духа (Рим. 8: 26; 1 Кор. 3: 16).

Деятельность бесов

Будучи подданными сатаны, бесы выполняют его дело в мире. Можно, следовательно, заключить, что они используют все те формы искушения и обольщения, которые применяет он. Они навлекают болезнь: немоту (Мк. 9: 17), глухоту и немоту (Мк. 9: 25), слепоту и немоту (Мф. 12: 22), судороги (Мк. 1: 26; 9: 20; Лк. 9: 39), расслабленность (паралич) и хромоту (Деян. 8: 7). В особенности же они борются против духовного роста тех, кто входит в народ Божий (Еф. 6: 12).

Одержимость бесами

В библейских рассказах случаям одержимости бесами уделяется особое внимание. Специальное выражение для этого - " иметь беса" (daimonion ecw) или " быть одержимым бесом" (daimonizomai). Иногда мы встречаем и такие выражения, как " нечистые духи" (Деян. 8: 7) или " злые духи" (Деян. 19: 12).

Одержимость бесами может проявляться различным образом. Мы уже отмечали различные физические заболевания, навлекаемые бесами. Одержимые могут обладать необычайной силой (Мк. 5: 2-4), могут странно, эксцентрично себя вести - например, ходить без одежды и жить не в домах, а в гробах (Лк. 8: 27) - или совершать действия, наносящие вред им самим (Мф. 17: 15; Мк. 5: 5), Все это - различные степени одного бедствия, поскольку Иисус говорит о злом духе, который " идет и берет с собою семь других духов, злейших себя" (Мф, 12: 45). Общим элементом во всех подобных случаях является разрушение человека - физическое, эмоциональное или духовное. Мы видим, что бесы могут разговаривать, используя, очевидно, голосовой аппарат одержимого человека (например, Мф. 8: 29, 31; Мк. 1: 24, 26, 34; 5: 7, 9, 10; Лк. 4: 41; 8: 28, 30). Бесы могут вселяться в животных (см. параллельные описания эпизода со свиньями - Мф. 8; Мк. 5; Лк. 8).

Следует отметить, что одержимости бесами библейские авторы приписывали не всякое заболевание. Лука сообщает о том, что Иисус проводил различие между двумя видами исцеления: " Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра" (Лк. 13: 32). Такое же разграничение проводится в Мф. 10: 8; Мк. 1: 34; 6: 13; Лк. 4: 40-41; 9: 1. Эпилепсию, например, не принимали автоматически за одержимость бесами. В Мф. 17: 15-18 читаем, что Иисус изгнал беса из эпилептика, но в Мф. 4: 24 эпилептики (как и паралитики) не отождествляются с одержимыми бесами. Во многих случаях исцелений нет никаких упоминаний о бесах. В Евангелии от Матфея, например, об изгнании бесов ничего не говорится при исцелении слуги сотника (Мф. 8: 5-13), женщины, двенадцать лет страдавшей кровотечением (Мф. 9: 19-20), двух слепых (Мф. 9: 27-30), сухорукого (Мф. 12: 9-14) и тех, кто прикасались к краю Его одежды (Мф. 14: 35-36). Проказа, в частности, никогда не приписывается действию бесов.

Иисус изгонял бесов без произнесения каких-то сложных формул. Он просто приказывал им выйти (Мк. 1: 26; 9: 25). Изгнание бесов Он приписывал Духу Божьему (Мф. 12: 28) или персту Божьему (Лк. 11: 20). Властью изгонять бесов Иисус наделил Своих учеников (Мф. 10: 1). Но для успешного изгнания бесов ученикам была необходима вера (Мф. 17: 19-20). Как необходимое условие изгнания бесов упоминается также молитва (Мк. 9: 29). Иногда для изгнания бесов требовалась вера со стороны третьего участника (Мк. 9: 23-24; ср. Мк. 6: 5-6). В некоторых случаях бесы изгонялись из человека, который не выражал желания быть исцеленным.

Нет никаких оснований полагать, что одержимость бесами имела место лишь в прошлом. Есть случаи - особенно (но не исключительно) в менее развитых культурах, - которым, по всей видимости, невозможно дать иное объяснение. Христиане должны быть готовыми к возможности встречи с одержимостью бесами в наши дни. В то же время не следует поспешно приписывать одержимости бесами любые отклоняющиеся от нормы физические и психические явления. Как Иисус и библейские авторы проводили разграничение между случаями одержимости и другими недугами, точно так же следует поступать и нам, испытывая духов.

В последние годы.наблюдается вспышка интереса к феномену одержимости бесами. В результате некоторые христиане начали рассматривать такую одержимость как главное проявление сил зла. На деле сатана, великий обольститель и обманщик, может даже поощрять интерес к одержимости бесами в надежде, что это сделает христиан беспечными и невнимательными в отношении других, более тонких форм влияния сил зла.

Участь сатаны и бесов

Из Библии ясно, что между Христом и Его последователями, с одной стороны, и сатаной и его воинством - с другой, идет упорная и напряженная борьба. Об этой борьбе свидетельствуют рассказы об искушении Иисуса (Мф. 4: 1-11), о столкновениях Иисуса с бесами и множество других мест Писания (например, Лк. 22: 31-34; Гая. 5: 16-17; Еф, 6: 10-20). Искушение Христа представляет собой предварительную победу над сатаной. Другие свидетельства, предвещающие окончательную победу, можно найти в Лк. 10: 18; Ин. 12: 31; 14: 30; 16: 11; Рим. 16: 20; Евр. 2: 14-15; 1 Ин. 2: 13; 3: 8; 5: 18. В Отк. 12 описывается война на небе между Михаилом с его ангелами, с одной стороны, и сатаной с его ангелами - с другой. В результате этой битвы сатана оказывается низверженным с неба на землю, а затем нападает на Христа и церковь. В главе 20 читаем, что сатана будет скован на тысячу лет (Отк. 20: 2), затем на некоторое время освобожден, пока не окажется вверженным в озеро огненное и серное во веки веков (Отк. 20: 10). Иисус говорит, что та же участь постигнет ангелов сатаны (Мф. 25: 41).

Решающая битва в войне между добром и злом была выиграна Христом при Его распятии и воскресении. Сатана потерпел поражение, и, хотя он продолжает отчаянно сражаться, судьба его решена. Христианин может находить утешение в осознании того, что в любом из своих личных столкновений с сатаной он никоим образом не обречен на поражение (1 Кор. 10: 13; 1 Ин. 4: 4).

Роль учения об ангелах

Какой бы страной и непонятной ни казалась некоторым вера в добрых и злых ангелов, она играет важную роль в жизни христианина. Из изучения этой темы можно извлечь несколько важных и полезных уроков.

1. Утешение и поддержку дает нам понимание того факта, что существует множество невидимых и могущественных существ, которые действуют в нашей жизни и могут помочь нам в наших нуждах. Глаза веры дают христианину то же, что видение ангелов дало слуге Елисея (4 Цар. 6: 17).

2. Хвала, которую ангелы возносят Богу, и их служение Ему показывают нам образец поведения на настоящее время и наши дела в будущей жизни в Божьем присутствии.

3. Предупреждением для нас должен стать факт, что даже ангелы, которые были так близки к Богу, поддались искушению и пали. Это напоминает нам о необходимости быть внимательными, " чтобы не упасть" (1 Кор. 10: 12).

4. Знание о злых ангелах способствует повышению бдительности в отношении опасности и коварства искушения, которого можно ожидать от сатанинских сил, а также дает нам понимание приемов, которыми пользуется дьявол. Нам надо остерегаться двух крайностей. Нам не следует относиться к дьяволу слишком легкомысленно, недооценивая опасность. Но, с другой стороны, нам не следует проявлять к нему и слишком большого интереса.

5. Мы черпаем уверенность в осознании того факта, что, как бы ни были могущественны сатана и его приспешники, их возможностям поставлены пределы. Поэтому, Божьей милостью, мы можем успешно сопротивляться его проискам. И мы знаем, что его окончательное поражение неизбежно.

Часть пятая. Человек


Поделиться:



Популярное:

  1. I. He могли узы смерти удержать Господа нашего.
  2. II. Время и место проведения. Заявки.
  3. Административно-правовой статус государственных служащие
  4. Административно-правовой статус гражданина РФ.
  5. Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).
  6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.
  7. Билет 1. Время жизни объектов. Связь с типами памяти и областями видимости
  8. Будем молиться и просить Господа сохранить нас от нужды, а если наступит все же такое время, чтобы Господь помог нам не потерять надежду на Него.
  9. В 1909-1913 гг., во время экономического подъема, в России более быстрыми темпами росло производство
  10. В комиксах никто не умирает по настоящему, даже злодеи. По крайней мере, не на долгое время.
  11. В которой мы знакомимся поближе с новым героем нашего повествования
  12. В любое время, в любом месте


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 501; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь