Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наша жизнь на небе: покой, поклонение и активное служение
О том, что будут делать спасенные на небе, говорится сравнительно мало, но некоторые намеки на то, каким будет наше будущее существование, все же имеются. Одним из аспектов жизни на небе будет покой1919. Большое значение этой идее придает автор Послания к евреям. Покой - в том смысле, в каком это слово употребляется в Послании к евреям, - не просто прекращение деятельности, это состояние, связанное с достижением цели величайшей важности. Так, в послании не раз упоминается странствование по пустыне на пути к " покою" Земли обетованной (Евр. 3: 11, 18). Достижение Земли обетованной не было лишь результатом выполнения какой-то обычной работы, оно явилось завершением крайне трудного и утомительного предприятия. Такой же покой ожидает и верующих: " Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность" (Евр. 4: 9-11). Эти слова обращены к " братиям святым, участникам в небесном звании" (Евр. 3: 1). Таким образом, пребывание на небе будет завершением странствований христианина, концом его борьбы с плотью, с миром, с дьяволом. У него еще останется работа, но она уже не будет заключаться в борьбе с враждебными силами. Другой аспект жизни на небе - поклонение Богу1920. Яркую картину этого мы видим в книге Откровения: После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя! (Отк. 19: 1-4). Затем голос от престола призвал народ хвалить Бога (Отк. 19: 5), и народ послушался и восхвалял Бога (Отк. 19: 6-8). Сходные образы встречаем и в других местах Писания. Например, Исайя описывает видение, в котором Господь сидел на престоле высоком и превознесенном, серафимы же взывали друг к другу и говорили: " Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! " (Ис. 6: 3). Из этих картинок неба явствует, что его обитатели постоянно восхваляют Бога и поклоняются Ему. Поэтому мы можем предполагать, что после второго пришествия Господа, суда и установления Его небесного царства спасенные верующие будут заниматься тем же самым. В этом смысле истинные верующие просто продолжат свои земные дела. Поклонение и вознесение хвалы здесь и сейчас - подготовка сердца и языка к будущим делам. Очевидно, в жизни на небе будет также некоторый элемент активного служения1921. Ибо, находясь в пределах Иудейских, за Иорданской стороной, Иисус сказал Своим ученикам, что они будут судить вместе с Ним: " Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Мф. 19: 28). Позже, на вечере Господней, Он сказал: " Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых" (Лк. 22: 28-30). Неясно, что именно входит в эту их деятельность как судей, но, очевидно, это служение или работа от имени Царя. Вполне возможно, что здесь есть определенная аналогия с владычеством, к осуществлению которой в Едемском саду человек был первоначально предназначен. Он должен был выполнять роль наместника, проводящего в жизнь Божьи дела от Его имени и по Его поручению. В этой связи вспоминается также притча о талантах в Мф. 25: 14-30, где наградой за верность в выполнении дела стало расширение возможностей в дальнейшей работе. Поскольку притча эта помещена в эсхатологическом контексте, она вполне может служить указанием на то, что наградой за верность в выполнении работы здесь, на земле, будет работа на небе. Обратите также внимание, что, как сказано в Отк. 22: 3, Агнцу будут служить " рабы Его". Есть также указание, что на небе будет определенного рода содружество или общение между верующими: " Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр. 12: 22-24). Обратите также внимание на упоминание о " духах праведников, достигших совершенства", - небо есть место достигшей совершенства духовности1922. Спорные вопросы в понимании неба Один из спорных вопросов - представляет ли собой небо место или состояние. С одной стороны, следует отметить, что главная отличительная черта неба заключается в близости к Богу и общении с Ним и что Бог есть чистый дух (Ин. 4: 24). Поскольку Бог не занимает никакой части пространства, составляющего характерную особенность нашего мира, можно сделать вывод, что небо - скорее состояние (духовное состояние), нежели место1923. С другой стороны, есть и такое соображение, что у нас будут определенного рода тела (хотя и " духовные тела" ) и что Иисус, по-видимому, продолжает обладать прославленным телом. Внепространственное существование, возможно, имеет смысл, когда речь идет о бессмертии души, а вот воскресение тела предполагает все же наличие места. Кроме того, параллельные упоминания о небе и земле в Писании указывают на то, что небо, подобно земле, должно быть местом. Самое известное среди них: " Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" (Мф. 6: 9-10)1924. Не следует, однако, упускать из вида, что небо - это иная сфера, иное измерение реальности, так что трудно понять, какие особенности нашего мира соотносятся с миром грядущим и что означает термин место применительно к эсхатону. Наиболее взвешенным, пожалуй, можно считать утверждение, что небо, являясь одновременно местом и состоянием, в первую очередь представляет собой все же состояние. Отличительный признак неба - не какое-то конкретное местоположение, но состояние блаженства, безгрешности, радости и мира1926. Поэтому жизнь на небе будет более полноценной по сравнению с нашим нынешним существованием. Вторая спорная тема связана е вопросом о физических удовольствиях. Иисус говорил, что в воскресении, то есть, очевидно, в будущей жизни, не будут ни жениться, ни выходить замуж (Мф. 22: 30; Мк. 12: 25; Лк. 20: 36). Поскольку половая жизнь в этом мире должна ограничиваться супружескими отношениями (1 Кор. 7: 8-11), нам тем самым показывается, что на небе не будет половой жизни. Такой же вывод можно сделать и из того обстоятельства, что Павел высокую ценность придавал безбрачию (1 Кор. 7: 25-35)1926. Что можно сказать о еде и питье? В Отк. 19: 9 упоминается о " брачной вечере Агнца". А Иисус сказал Своим ученикам на вечере Господней: " Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Своего" (Мф. 26: 29). Учитывая тот факт, что Христос и церковь называются женихом и невестой в символическом смысле, брачную вечерю Агнца тоже можно считать символической. Хотя Иисус ел после воскресения (Лк. 24: 43; ср. Ив. 21: 9-14), следует иметь в виду, что в это время Он уже воскрес, но еще не вознесся, так что преображение Его тела, вероятно, еще не было завершено. Возникает вопрос: если на небе не будут ни есть, ни жить половой жизнью, то будут ли там вообще какие-нибудь удовольствия? Следует понять, что переживаемое на небе будет намного превосходить все, что мы переживаем здесь. Павел писал: " Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". А нам Бог открыл это Духом Своим" (1 Кор. 2: 9-10). Вероятно, о том, что переживается на небе, следует думать, например, как о сверхсексуальных (suprasexual) переживаниях, намного превосходящих переживания, испытываемые в половом союзе с партнером, в отношении которого человек принимает на себя постоянные и исключительные обязательства1927. Третий спорный вопрос - вопрос о совершенстве. В этой жизни мы получаем удовлетворение от роста, прогресса, развития. Не будет ли состояние совершенства на небе вызывать скуку и неудовлетворенность? 1928 Чтобы небо было воистину небом, не должно ли на Нем быть роста и развития? Такое предположение основывается на идее процесса, на представлении, согласно которому изменение составляет саму сущность реальности. Небо без изменений невозможно или невероятно. Утверждается также, что, поскольку на небо попадают дети, там должен происходить рост, чтобы они могли достичь зрелого возраста1929. Для утверждения, что мы не можем получать удовлетворения без роста и развития, есть определенные экзистенциальные основания. Вместе с тем оно представляет собой экстраполяцию наблюдений над жизнью в ее нынешнем состоянии. Но такая экстраполяция необоснованна. Чувство неудовлетворенности возникает в этой жизни всякий раз, когда происходит остановка в развитии, когда человек останавливается в своем движении к совершенству, прежде чем достигнет его. Но если бы человек полностью достигал цели, если бы у него не было ощущения несоответствия и незавершенности, то, вероятно, не было бы и чувства неудовлетворенности. Неизменное положение на небе означает не остановку человека, не достигшего цели, а состояние полноты, за которым уже не может быть продвижения вперед. Удовлетворение, которое дает прогресс, продвижение вперед, проистекает именно из того, что мы знаем о своем приближении к желанной цели. Достижение же цели приносит полное удовлетворение. Поэтому на небе мы не будем расти и развиваться. Но мы будем продолжать проявлять те совершенные качества, которые получим от Бога. Джон Бейлли говорит о " развитии в полноте" в противоположность " развитию к полноте" 1930. Еще один вопрос заключается в том, как много будут знать или помнить спасенные на небе. Узнаем ли мы тех, кто был близок нам в этой жизни? Интерес многих людей к небу в значительной степени связан с надеждой воссоединиться со своими любимыми. Будем ли мы сознавать отсутствие родственников или близких друзей? Будет ли у нас сознание того, какие греховные дела мы совершили и какие возможности праведных поступков были нами упущены в этой земной жизни? Если да, не будем ли мы испытывать сожаления и печали? Что касается этих вопросов, мы вынуждены признать определенную степень неведения. Из ответа Иисуса на вопрос саддукеев о" женщине, пережившей семерых мужей, которые были между собой братьями (Лк. 20: 27-40), явствует, что на небе не будет семейных объединений как таковых. С другой стороны, апостолы явно смогли узнать Моисея и Илию при преображении Христа (Мф. 17: 1-8; Мк. 9: 2-8; Лк. 9: 28-36). Этот факт как будто показывает, что будут какие-то признаки идентификации личности, которые позволят нам узнавать друг друга1931. Но логика подсказывает, что мы не будем помнить своих прошлых недостатков, неудач и грехов, а также дорогих нам людей, которых не будет рядом, потому что в противном случае в нашу жизнь вошла бы печаль, несовместимая с утверждением, что " отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21: 4). Пятый вопрос заключается в том, будут ли на небе различные степени награды" Точка зрения о существовании на небе различных степеней наград подтверждается, например, притчей о минах (Лк. 19: 11-27)1932. Десяти рабам господин дал по одной мине. Через какое-то время они вернули ему различные количества серебра и были вознаграждены каждый в соответствии со своей верностью. К подкрепляющим этот вывод текстам относятся Дан. 12: 3 (" И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда" ) и 1 Кор. 3; 14-15 (" У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" ). Различные награды или различные степени удовлетворения на небе обычно представляются в категориях внешних отличий. Например, можно предположить, что очень верный христианин получит в доме Отца большую обитель, а менее верному будет дана меньшая, обитель. Но если бы дело обстояло таким образом, не снизилась ли, бы небесная радость от сознания человеком этих отличий и постоянного напоминания ему о том, что он мог бы проявить на земле больше верности? Кроме того, те немногие описания жизни на небе, которые у нас есть, свидетельствуют об отсутствии различий: все поклоняются Богу, вершат суд, участвуют в служении. В этом вопросе разумно заняться построением умозрительной гипотезы. Как мы указывали в главе 3, этот метод в богословии вполне оправдан, если мы сознаем, что выдвигаем лишь гипотезу или предположение. Не может ли быть так, что различия в наградах заключаются не во внешних обстоятельствах, а в субъективном осознании или оценке этих обстоятельств? Таким образом, вое могли бы заниматься одним и тем же, например, поклоняться Богу и славить Его, но одни испытывали бы от этого гораздо большее наслаждение, чем другие. Возможно, люди, которые в этой жизни испытывали большее наслаждение от поклонения Богу" в жизни будущей найдут большее удовлетворение, чем другие. Здесь можно провести аналогию с различными степенями наслаждения, которое разные люди получают от концерта. В уши каждого из слушателей входят одни и те же звуковые волны, но реакции могут различаться от выражения скуки (или даже чего-то худшего) до восторга и экстаза. Сходная ситуация вполне возможна и в отношении радостей неба, хотя, вероятно, диапазон реакций будет не таким широким. Никто не будет сознавать различий в масштабах наслаждения, так что сожаление об упущенных возможностях не будет омрачать небесного совершенства. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы