Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Диалектика (1, 2). 1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. 2. История диалектики. 3. Основные принципы диалектики. 4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук. 5. Основные законы диалектики. 6. Основные категории диалектики. 7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость. В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает « диалог », « искусство вести беседу ». Такое понимание восходит к философии Сократа, который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина. Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах. В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям. Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития. Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
История диалектики. Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Основные исторические формы диалектики: 1. Наивная, или стихийная диалектика античности. Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей (*холодное – теплое, сухое – влажное, бытие – небытие). В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями. 2. умозрительная диалектика Средних веков. В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях. Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. На основании этого Кузанский пришел к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Принцип единства противоположностей он распространил на реальный природный мир. Природный мир рассматривался живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии. Дж. Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей. В Боге совпадают телесное и духовное, целое и часть, материя и форма, объективное и субъективное и т.д. При этом одна противоположность всегда есть начало другой: уничтожение – начало возникновения, возникновение – уничтожения, любовь – начало ненависти и наоборот, яды могут служить лекарством, а лекарства – ядом и т.д. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия). Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. В системе Гегеля весь материальный и духовный мир был представлен в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении и развитии, внутренней причиной которого является борьба противоположных начал. Однако Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи. 5. Материалистическая диалектика (марксизм). К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления. учение Г.Гегеля послужило важнейшим теоретическим источником материалистической диалектики. Естественнонаучным основанием диалектико-материалистического осмыслении мира явились величайшие научные открытия XIX в.: закон сохранения и превращения энергии (Майер, Ломоносов) свидетельствовал о взаимосвязи и взаимопереходе различных форм движения материи; открытие клеточного строения живых организмов (Шлейден и Шванн) указывало на единство органического мира; эволюционная теория (Дарвин) обосновывала, что мир находится в состоянии непрерывного изменения и развития.
Основные законы диалектики. Закон отрицания отрицания. Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого. Содержание закона: в процессе развития каждая новая ступень отрицает старую и в то же время воспроизводит на более высоком уровне черты исходной ступени развития. При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта. Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового. Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом. (Пример Гегеля: почка исчезает, когда распускается цветок, т.е. цветок отрицает почку, в момент появления плода отрицается цветок. Эти формы развития вытесняют друг друга как несовместимые. В то же время они необходимы для существования друг друга, представляют собой элементы органического единства, их равная необходимость и составляет жизнь целого.) Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией.
Сущность и явление. Сущность – это совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта. Явление – это внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события. Сущность – это нечто глубинное, явление – внешнее, сущность – устойчивое, явление – изменчивое, сущность скрыта от органов чувств, явление – это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, сущность объективна, явление – это единство объективного и субъективного. Единство сущности и явления выражает единство мира и нашего знания о нем. Содержание и форма. Содержание – это структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании. В содержание входит и существенное и несущественное, и закономерное и случайное, и внутреннее и внешнее. В понятии содержания определяющую роль играет признание структурных взаимосвязей, без которых содержание распадается (*содержание воды – не атомы кислорода и водорода сами по себе, а определенные связи между ними; *содержание общества – не механическая совокупность людей, а многообразные связи, существующие между индивидами и социальными группами, все богатство их материальной и духовной жизни; *холст и краски не составляют содержание картины, а бумага и типографская краска – книги, содержание произведений искусства – идеи, вложенные в них авторами). Содержание объекта может проявляться по-разному в зависимости от того, с какими объектами он взаимодействует, от внешних условий и т.д. Форма – способ существования и проявления содержания. Различают форму внешнюю и внутреннюю (это различение восходит к Гегелю). Внешняя форма передает видимый облик объекта, это граница данного содержания; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта; она является выражением содержания. Содержание и форма существуют в единстве. Не бывает бессодержательных форм и бесформенного содержания. В то же время одно и то же содержание может существовать в разных формах (*вода – в форме жидкости, пара или льда; * одна и та же идея – в разных формах общественного сознания). Содержание выполняет определяющую роль по отношению к форме: изменение формы является отражением изменения содержания; в то же время новое содержание может некоторое время существовать в старой форме, а возникновение новой формы ведет к новым изменениям в содержании (*развитие общества; *устаревшие приемы мышления отстают от процессов развития действительности, а формирование нового типа мышления является стимулом для дальнейшего развития общества). Причина и следствие. Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер. Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием. По своему содержанию причины могут быть материальными (физическими, химическими, биологическими) и идеальными (психологическими, социальными); по характеру – объективными и субъективными; по способу проявления – динамическими (однозначными) и статистическими (предполагающие возможность нескольких следствий). На понятии причинности основан философский принцип детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности всех явлений. Детерминизм утверждает объективный характер причинно-следственных связей, из чего следует возможность познания, объяснения и предсказания явлений и событий. В противоположность ему, индетерминизм отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей. Диалектика (1, 2). 1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. 2. История диалектики. 3. Основные принципы диалектики. 4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук. 5. Основные законы диалектики. 6. Основные категории диалектики. 7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.
Понятие диалектики. Диалектика и метафизика. диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость. В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает « диалог », « искусство вести беседу ». Такое понимание восходит к философии Сократа, который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина. Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах. В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям. Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития. Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.
История диалектики. Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Основные исторические формы диалектики: 1. Наивная, или стихийная диалектика античности. Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей (*холодное – теплое, сухое – влажное, бытие – небытие). В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями. 2. умозрительная диалектика Средних веков. В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы