Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II. 17. ПОНЯТИЕ «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
В русском языке понятие «цивилизация» получило распространение в 1860-х гг. и было включено в словарь В.И. Даля: «Цивилизация — общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина». Понятие «цивилизация» использовали H.A. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, противопоставляя природное и общественное начала, дикое и развитое состояние человечества. Это понятие — одно из ключевых в культурологии. Что называют цивилизацией, каковы ее основные признаки? В 5-м издании «Философского словаря» под ред. И.Т. Фролова дано весьма краткое определение: «Цивилизация (от лат. " сivilis" — гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества». Л.И. Семеникова дает более широкое определение: «Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». Историческое формирование понятия. В античности применялись понятия «сivilis» (лат. — гражданин) и «civisitas» (лат. — горожанин), с которыми римские граждане связывали представления о могуществе Рима, основой которого считали «разумные» и «справедливые» законы. Географическое пространство за пределами империи они считали миром «варваров» и восточных царей-деспотов из-за отсутствия там воспитанности, образованности и истинной мудрости. Варварам характерна жизнь по законам природы, дикость и невежество; жителям восточных стран — жестокость и несправедливость. Таким образом, термин «цивилизация» восходит к латинским словам, означающим «гражданин», «городской житель». Но этимология этих слов и их употребление впоследствии стали весьма отличаться от первоначального смысла. Так, великий итальянский поэт Данте писал о «humana civisitas» (ит. яз.), как о всеобъемлющей человеческой общности и единстве. Вошедшее во все европейские языки понятие «civilisation» (цивилизация) ввели французские просветители. О. Мирабо писал: «Если бы я спросил у большинства, в чем состоит цивилизация, то ответили бы: цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдались правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития» [«Друг людей», 1756]. Это значение сохранилось и до нашего времени в слове «цивильный», несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость, привычность к городской среде. Вскоре понятие «цивилизация» стало приобретать и новые значения. А. Фергюсон (1768) впервые назвал «цивилизацией» ступень общественного развития, идущего на смену дикости и варварству. Появление цивилизации он связал с введением земледелия и установлением частной собственности, закрепленной законом. Г. Гегель использовал понятие «цивилизация» для характеристики материально-технической базы общества. В XIX веке были опубликованы труды ученых, описывающих цивилизации различных стран и исторических периодов. В 1828 г. Ф. Гизо опубликовал «Историю цивилизации в Европе», а в 1830 г. «Историю цивилизации во Франции». В 1857-1861 гг. Г. Бокль публикует «Историю цивилизации в Англии». Американский антрополог Л. Морган [«Древнее общество, или Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации», 1877] показал эволюцию семейных, общественно-экономических и культурных отношений. На стадии «цивилизации» возникли государства, письменность, появились ремесло и торговля. Русский ученый Л. И. Мечников [«Цивилизация и великие исторические реки», 1889] считал, что общество развивается под влиянием географической среды, прежде всего, гидросферы. Развитие речных, морских и океанических путей сообщения порождают древнюю, средневековую и современную цивилизацию. Для трудов как западных, так и отечественных ученых характерно либо сближение смыслов понятий «культура» и «цивилизация», или наоборот, их противопоставление. Э. Тайлор применял понятия «культура» и «цивилизация», как равнозначные, а О. Шпенглер и Н. Бердяев, наоборот, их противопоставляли. Н.А. Бердяев писал, что цивилизация — это «смерть духа культуры». О. Шпенглер разграничивал понятия «культура» и «цивилизация», как раннюю и позднюю стадии развития «локальных» культур. На стадии цивилизации происходит распад органичности и целостности культуры, предвещающий ее скорую гибель. В отличие от теории О. Шпенглера, другой немецкий ученый Макс Вебер (1864—1920) в своих произведениях «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма» делает вывод о том, что никакого кризиса западноевропейской культуры нет, просто на смену прежним ценностным критериям пришли новые и, прежде всего, универсальная рациональность, изменившая представления об этой культуре. В происхождении западноевропейского капитализма Вебер решающую роль отводил протестантизму. Философ-гуманист А. Швейцер в своей работе «Распад и возрождение культуры» вслед за О. Шпенглером отмечает упадок и кризис западноевропейской культуры, но считает их не фатальными, а спасение культуры — возможным. По Швейцеру, культура слагается из господства человека над силами природы и над самим собой, когда свои помыслы и страсти личность согласует с интересами общества. Оригинальную концепцию социологии культуры, повлиявшую на решение проблем типологических исследований культуры, создал П. А. Сорокин (1889-1968). П.А. Сорокин трактовал культуру, как духовное наполнение цивилизации. По его концепции, цивилизация включает в себя не только «плюсы» культурных достижений, обеспечивающих расцвет этноса, но и все «минусы» общественного развития на данном этапе исторического развития. Утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию «бездуховной» цивилизации. В отличие от них, А. Тойнби в «Исследовании истории» писал, что цивилизация — это единый организм, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация может продолжать существование, и на нее не распространяется необходимость биологического старения и смерти. А. Тойнби принадлежит концепция «вызова и ответа», по которой культура возникает и развивается под непосредственным воздействием на общество тех или иных природных или социальных причин. С.А. Завадский и Л.И. Новикова [«Искусство и цивилизации», 1986] выделили восточные цивилизации (Индия и Китай), отличающиеся «традиционализмом»; западную цивилизацию динамичного типа (Европа и Северная Америка); арабо-мусульманскую цивилизацию ассимиляционного типа, возникшую на базе культур-предшественников и заимствованиях; латиноамериканскую цивилизацию метисного типа (симбиоз культур Европы, Африки и аборигенов Америки). Американский социолог и политолог С. Хантингтон назвал цивилизациями сообщества, отличающиеся своей историей, языком, традициями, религиями и выделил восемь цивилизаций: африканскую, западную, индуистскую, исламскую, конфуцианскую, латиноамериканскую, славяно-православную и японскую. Он считает, что как субъекты мировой политики, они пришли к концу ХХ века на смену государствам-нациям. Сегодня одно из главных значений понятия «цивилизация» — уровень развития, которого достигли сегодня еще не все народы. Показателями «цивилизованности» страны называют невысокий уровень смертности, особенно детской, санитарное состояние городов, успешное решение экологических проблем и пр. Сегодня таковыми называют США, Западную Европу, Японию и другие страны с высокими доходами населения, высоким уровнем технического, экономического и социального развития. В ценностном отношении с понятием «цивилизация» можно ассоциировать материальные достижения, технический прогресс, а с понятием «культура» — духовное содержание цивилизации. Потому понятие «культура» чаще применяют к сфере образования, науки, искусства, философии, религии, морали, этническим особенностям, а понятие «цивилизация» — к материальной сфере, развитию информационных связей, техники, экономики, транспорта, хотя это и не общепринято. «Цивилизованность» ассоциируют с комфортом, наличием множества бытовых удобств, технических изобретений (электричество, холодильники, телефон, телевидение, автомобили, самолеты и др.). 200-150 лет назад люди вполне обходились и без них, но сейчас их отсутствие покажется нам странным и неудобным для жизни. Сегодня можно говорить о развитии мировой цивилизации, как вершине всех достижений человечества, науки, внедрения новых технологий, новых источников энергии. Применение понятия «цивилизация» для характеристики общемирового культурного прогресса может выглядеть и так: дописьменная цивилизация — письменная цивилизация — машинная цивилизация — информационная цивилизация. Писатели-фантасты часто применяют названия «внеземные цивилизации», «цивилизации роботов» к научно-техническим достижениям неких живых и интеллектуально одаренных существ, обитающих в космосе.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1471; Нарушение авторского права страницы