Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Я хороший, если ты хвалишь меня; ты хороший, если ты хвалишь меня
Эту стратегию Палмер называет жертвующий, Ризо — помощник, а Наранхо — щедрый эгоцентрик; как следует из самих названий, внимание наблюдателя направлено на похвалу. Иными словами, пара наблюдатель—личность направляет внимание на то, чтобы добиться похвалы или хвалить самого себя, усиливая глубинное чувство гордости и самолюбия. Признание и похвала окружающих нужны для того, чтобы компенсировать скрывающуюся за гордостью неадекватность. В действительности за этой неадекватностью находится пустота, но наблюдатель не уделяет ей внимания — он полностью поглощен поисками внимания и похвалы окружающих с целью усилить собственную гордость и забыть о травме утраты бытия. В популярной психологии такое состояние называется взаимозависимостью. В этой стратегии наблюдатель—личность в целях спасения от невыносимой боли утраты Сущности создают глубокое чувство зависимости, оттого что им кажется, что в пустоте нет ни проблеска независимости. Отсюда и попытки заполнить пустоту похвалой и усилением глубинной компенсации состояния гордости. В этой стратегии на пустоту навешивается ярлык «зависимость», что вынуждает пару наблюдатель—личность формировать образ гипернезависимости. Много времени посвящается тому, чтобы добиться похвалы, рассказывая о собственных достижениях и успехах. Цель этого — усилить ложное чувство гордости и утвердить имидж сверхнезависимой преуспевающей личности. При этом всячески подчеркиваются собственная свобода и способность удовлетворить любое желание. Все это — гиперкомпенсация чувства своей никчемности и зависимости. В результате постоянного применения этой стратегии у человека образуется много фальшивых «я», и он превращается в нечто вроде хамелеона. Такой тип личности прекрасно изображен в фильме Вуди Аллена «Зелиг». Главный герой этого фильма не имеет собственного лица и характера: он полностью превращается в того, с кем общается в данный момент. Зависимость и острая потребность в признании рождены хронической потребностью заполнить внутреннюю пустоту. В терминах характерологического анализа этот тип называется оральным, а пустота, которую он тщетно пытается заполнить, носит название «бездонной пропасти». Эта пропасть непрестанно требует жертвоприношений в виде самовосхваления или похвал окружающих; однако никакие жертвы не достигают своей цели: пропасть по-прежнему остается бездонной. Иными словами, удовлетворение собственной гордости становится навязчивой идеей. Чтобы скрыть мучительное чувство неадекватности, люди пытаются постоянно оставаться в центре внимания и раздувают свой великолепный имидж до небес. Они всё время стараются казаться лучше, сильнее, могущественнее, чем на самом деле, и для этого приписывают себе фантастические заслуги и достижения. Защищаясь от внутренней пустоты, они тратят массу усилий, чтобы «выглядеть хорошо» или добиться похвалы. Кажется, будто энергия внимания и похвалы заполняет глубочайшую дыру внутри их тела. Часто они изображают фальшивую щедрость и великодушие (см. рис. 8).
В попытках получить признание такой человек проявляет немыслимую щедрость и дает как можно больше, чтобы его похвалили за это. Его рассказы о своих многочисленных достижениях и подвигах служат той же цели. Он пытается заполнить пустоту похвалами. Пара наблюдатель—личность скрывает зависимость за ощущением фальшивого могущества и великолепия. Зачастую субличности ищут подлинных качеств воли, могущества и свободы.
Самолечение
Сейчас нам нужно изучить субличность, занимающуюся самовосхвалением, за которым скрывается глубокое чувство неполноценности и зависимости. Как и во всех прочих случаях, нужно выяснить истинные желания субличностей прежде, чем они растворятся в Сущности.
Терапия
Шаг 1. Напишите список субличностей, сопротивляющихся ощущению пустоты. Шаг 2. Почувствуйте, где именно внутри вашего тела находится пустота. Шаг 3. Войдите в пустоту и почувствуйте ее. Шаг 4. Осознайте, что хотя субличностям пустота напоминает смерть, изнутри пустота ощущается как состояние мира, покоя и безмятежности. Шаг 5. Из состояния пустоты спросите каждую субличность; «Чего ты хочешь на самом деле, и к чему ты стремишься больше всего на свете? » Шаг 6. После того как субличность ответит вам, переживите это качество из состояния пустоты. Шаг 7. Когда вы поговорите со всеми субличностями, возвратите их назад в пустоту и позвольте им раствориться в пустоте Сущности.
Вариант
Шаг 8. Представьте себе, что субличности находятся на переднем плане, а вы на заднем, и взгляните, как субличности плавают среди пустоты. Шаг 9. Оставаясь на заднем плане, испытайте и переживите сущностное качество. Шаг 10. Осознайте, что и субличности, и пустота состоят из одной и той же субстанции.
Субличности: Недостаточность, Зависимость, Нужда, Неадекватность, Опустошенность Глубинное состояние: Зависимость Компенсаторные субличности: Гордость, Отсутствие нужды (Сверхнеэависимость), Мнимое великолепие, Раздутый образ себя, Попытки добиться любви, Нахождение в центре внимания, Сверхэмоциональность, Желание скрыться от пустоты
Пример
Ниже описан психотерапевтический сеанс с женщиной 32 лет, медсестрой по профессии. Она жалуется на то, что «ей не уделяют достаточно внимания". Клиентка: Я переживаю депрессию. На меня никто не обращает внимания. Я изо всех сил стараюсь давать другим как можно больше и заботиться о них, но сколько бы я ни делала, я никогда не получаю ничего взамен. Терапевт: Где внутри вашего тела вы чувствуете эту отдающую часть вашей личности? Клиентка: В сердце {указывает на центр груди). Терапевт: Если вы посмотрите, что скрывается за этой сверхщедрой частью, что вы там обнаружите? Клиентка: Что я чувствую себя полным ничтожеством. Терапевт: Какая эмоция связывает отдающую и ничтожную части? Клиентка: Беспомощность. Терапевт: Чувство беспомощности? Клиентка: Я пытаюсь сопротивляться беспомощности.
Примечание терапевта Здесь я прошу клиентку создать беспомощность. Я делаю это потому, что она боится этого чувства. Когда она говорит, что пытается сопротивляться беспомощности, я прошу ее осознанно и намеренно создать сопротивление. Это поможет ей овладеть своим сопротивлением. Затем я прошу ее осознанно создать то, что она до сих пор создавала автоматически, то есть создать беспомощность, а затем сопротивление до тех пор, пока она не сможет свободно создавать и ощущать беспомощность и сопротивление и так же свободно не ощущать их.
Терапевт: Намеренно создайте чувство беспомощности. Клиентка: Хорошо. Терапевт: Увеличьте сопротивление до размеров этой комнаты. Клиентка: Хорошо. Терапевт: Теперь увеличьте сопротивление до размеров штата Нью-Мексико. Клиентка: Хорошо. Терапевт: Теперь увеличьте сопротивление до размера Соединенных Штатов. Клиентка: Мне стало сложнее создавать его. Терапевт: Хорошо, прекратите создавать его. Теперь создайте беспомощность величиной от Калифорнии до Миссисипи, а сопротивление — от Миссисипи до Атлантического океана. Клиентка: Хорошо. Терапевт: Повторите это несколько раз. Клиентка: Хорошо. Терапевт: Теперь прекратите создавать его и загляните глубже уровня ничтожества — что вы видите там? Клиентка: Пустое пространство. Терапевт: Что вы чувствуете внутри этого пустого пространства? Клиентка: Покой, мир и доброту. Терапевт: Оставайтесь в этом пустом пространстве и посмотрите оттуда на обе субличности — ничтожную и отдающую — и на беспомощность между ними. Как они выглядят сейчас? Клиентка: Я меньше привязана к ним. Терапевт: Из состояния пустоты спросите сверхщедрую отдающую субличность: «Чего ты желаешь больше всего на свете? » Клиентка: Признания и понимания. Терапевт: Если эта субличность получит признание и понимание, как она будет себя чувствовать? Клиентка: Сильной и могущественной. Терапевт: Спросите ничтожную субличность: «Чего ты желаешь больше всего на свете? » Клиентка: Чувствовать свою силу и безопасность. Терапевт: А когда эта субличность ощутит свою силу и безопасность, как она будет чувствовать себя? Клиентка: Сильной и могущественной. Терапевт: Оставаясь внутри пустоты, ощутите силу и могущество. Клиентка: Да. Терапевт: Теперь попросите субличности повернуться к вам лицом, чтобы они смогли найти в пустоте то, что они так долго искали. Клиентка: Они почувствовали это. Терапевт: Теперь спросите у этих субличностей, согласны ли они вернуться назад к Сущности и раствориться в ней в то время, когда вы ощущаете силу? Клиентка: Они растворились. Терапевт: Как вы себя чувствуете? Клиентка: Спокойной и сильной.
Заключение
Эта клиентка искала силу «не там, где надо». Когда субличности обратились к Сущности, желанная сила стала доступной. Так как она раньше занималась йогой, я процитировал ей «Бхага-вадгиту», — тот отрывок, где Кришна (Сущность в роли психотерапевта) рассказывает Арджуне (клиенту), что такое сущность: «Меч не может разрезать ее, огонь не может сжечь ее». Это означает, что силу Сущности невозможно уничтожить, повредить или уменьшить. Она одновременно и защищена и беззащитна. Она защищена, потому что Сущности нельзя причинить вреда; она беззащитна, потому что полностью открыта по отношению к миру. Когда вы больше не отождествляетесь с личностью и становитесь Сущностью, вы перестаете воспринимать других людей как личности и чувствуете связь Сущности с Сущностью; эта связь глубже и сильнее любых личностных связей.
Глава 16 Стратегия 3 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы