Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Исламская революция (1978-1979)



Началом революции явился расстрел антиправи­тельственной демонстрации в Куме в январе 1978 г. По истечении срока поминовения усопших (40 дней) волнения охватили целый ряд городов страны. В ожес­точенных схватках с войсками, жандармами, агентами САВАК (Управление безопасности и информации Ирана, создано в 1957 г.) погибли десятки тысяч иранцев. Ответом на их гибель были новые, еще более мощные действия, но массы «базара» явно преобладали.

 

Попытка шаха разрядить ситуацию путем замены в конце 1978 г. военного правительства кабинетом во главе с либеральным поли­тиком из числа лидеров НФШ. Бахтияром, не удалась. НФ исклю­чил Бахтияра из своих рядов. Хомейни расценил образование ка­бинета Бахтияра как заговор и призвал народ к неповиновению. Попытки американцев спасти шаха лишь усилили антиамерикан­ский настрой в стране.

 

После того как 16 января 1979 г., по рекомендации Бахтияра, шах с шахиней покинул Иран, что было встречено народом с энту­зиазмом, в стране некоторое время сохранялось двоевластие. Бах-тияр, надеявшийся на поддержку армии, отказался добровольно уйти в отставку, заявив, что не допустит замены диктатуры шаха диктатурой духовенства. Вернувшийся 1 февраля из многолетней эмиграции Хомейни, опираясь на созданные по всей стране «Ис­ламские революционные комитеты», объявил о назначении гла­вой Временного правительства другого видного деятеля НФ — М. Базаргана.

 

Конец двоевластию положило вооруженное восстание в Тегера­не, начавшееся 9—10 февраля 1979 г. Сигналом для него стало на­падение отряда шахской гвардии на служащих авиационной базы вблизи столицы. Вслед за Тегераном вооруженные восстания ох­ватили большинство провинциальных центров. Днем 11 февраля Высший военный совет заявил о своем нейтралитете и отдал при­каз войскам вернуться в казармы. Тогда же Бахтияр покинул стра­ну. Последние очаги сопротивления сторонников шаха были подав­лены утром 12 февраля.

 

Таким образом, «исламская революция» неразрывно связана с провалом реформ, проводя которые, шах, его окружение и амери­канские советники нимало не считались ни с народом, ни с его тра­дициями и обычаями, корнями уходящими в многотысячелетнюю историю. Но именно народу пришлось расплачиваться за рефор­мы, которые несли бешеное обогащение кучке нуворишей, спеку­лянтов, чиновничества и обнищание, разорение рабочего люда, кре­стьянства, мелких предпринимателей. В стране расцвели коррупция, преступность, проституция, наркомания. На «иранский пирог» ри­нулись тысячи международных проходимцев и авантюристов. За­морское, прежде всего американское, стало вытеснять свое, иранс­кое. Всеобщее падение нравственности и морали дополнило картину. Социальный взрыв был неизбежен. Духовенство им уме­ло воспользовалось.

 

«Исламскую революцию» можно определить следующим обра­зом: по характеру, движущим силам и методам борьбы как народ­ную, по основной направленности как антимонархическую, анти­империалистическую и остро антиамериканскую, по социальной сути как буржуазную (при определенных антикапиталистических тенденциях), по руководящей роли духовенства и организацион­но-идеологической основе как исламскую.

Шиитское духовенство, оказавшись у власти, сумело превратить организации, созданные в ходе революции, в свою опору. Легали­зовались позиции территориальных исламских революционных ко­митетов, революционные суды стали исламскими революционны­ми трибуналами; в качестве своей вооруженной опоры служители религии создали Корпус стражей исламской революции; под их кон­тролем оказались сохранившиеся органы полиции и жандармерии, а также армия. Возникшие на предприятиях и в учреждениях орга­ны самоуправления были преобразованы в руководимые муллами «исламские комитеты» с участием предпринимателей. Вместе с тер­риториальными комитетами при мечетях они составили низовую базу нового режима. 1 апреля 1979 г. Иран был объявлен Исламской Республикой (ИРИ).

 

Провозгласив основной внешнеполитический принцип «Ни За­пад, ни Восток, а Ислам», тем самым отделив себя от двух «сверх­держав», Иран заявил о выходе из СЕНТО. Был расторгнут ряд военных и гражданских контрактов с США и другими западными державами, ликвидированы американские военные базы, аннули­ровано соглашение с МНК, закрыты многие иностранные, прежде всего американские, банки и компании. Пиком антиамериканской компании стал захват в ноябре 1979 г. посольства США и объявле­ние всех его сотрудников «заложниками».

 

В декабре 1979 г. в результате референдума была утверждена конституция ИРИ, разработанная известными исламскими право­ведами.В конституции утверждается, что в стране вводится исламский образ правления — велаят-е факих. Провозглашается, что абсолют­ная власть над миром принадлежит Аллаху. Во главе государства стоит рахбар (руководитель), исполняющий наместническую фун­кцию в период «сокрытия» 12-го имама, прямого потомка пророка Мохаммада, таинственно исчезнувшего в детском возрасте в IX в. Рахбар, стоящий над тремя ветвями власти, обладает широчайши­ми полномочиями, в том числе и единоличным правом смещения всенародно избранного президента. Для контроля над парламен­том был создан Наблюдательный совет из 12 богословов, половину некоторых должен был назначать Хомейни (рахбар). Совету пред­писывалось следить за тем, чтобы принимаемые меджлисом зако­ны соответствовали положениям ислама и конституции. Кроме того, Хомейни получил право объявлять войну, заключать мир, прово­дить мобилизацию; он стал верховным главнокомандующим во­оруженными силами.

 

В республике наряду с теократическими были созданы и рес­публиканские органы власти (президент, правительство, меджлис), сфера деятельности которых несколько сужена теократическими структурами. Исламская республиканская партия (ИРП) благодаря поддер­жке Хомейни стала фактически правящей партией в стране. Уволь­нение Базаргана с поста главы правительства в конце 1979 г. и от­ставка первого президента Ирана Банисадра летом 1981 г. свидетельствовали об усилении позиции лидеров ИРП и об устра­нении от власти как сторонников умеренно-либерального курса, так и поборников интересрв торгово-предпринимательских кругов. После этого исламские власти предприняли наступление на пози­ции леворадикальных сил. Каждое из политических движений, не­довольных захватом и узурпацией власти шиитским духовенством, действовало независимо от других себе подобных и погибало так­же в одиночку.

 

Наиболее сложным периодом для ИРИ оказалась восьмилетняя война с Ираком, где в целом Иран выстоял. Только внезапное и мас­сированное применение Ираком против Ирана созданных им в тай­не от остального мира ракет средней дальности и химического ору­жия, а также истощение ресурсов самого Ирана склонили Хомейни к принятию решения о прекращении войны и примирении с Ира­ком. Война стоила Тегерану 102—103 млрд долл. по оценкам спе­циалистов ООН.

 

47 Вопр.Коммунистическое движение в Китае в 20-40 годы XX века

Активная политическая роль китайского рабочего класса проявилась ещё в «Движении 4 мая» (1919), которое разгорелось в знак несогласия китайских граждан с решениями Версальского договора. С этого времени идеи марксизма-ленинизма стали проникать в среду рабочего класса. Рабочие Шанхая, Таншаня, Чансидяня и других городов, организовав первые в истории Китая политические забастовки, приняли тем самым участие во всенародной антиимпериалистической борьбе, способствовали завоеванию народом победы в этой борьбе. Рост сил рабочего класса Китая способствовал тому, что левое крыло китайской интеллигенции, участвовавшей в «Движении 4 мая», начало проводить революционную борьбу среди рабочих.

В период «Движения 4 мая» в кругах деятелей культуры выдвигались лишь такие лозунги, как «За демократию» и «За распространение науки», но левое крыло этого движения — революционная интеллигенция, получившая первоначальное представление об идеях коммунизма, — под влиянием Октябрьской революции в России стало одновременно распространять идеи о необходимости осуществления социализма в Китае и необходимости применения марксизма-ленинизма для руководства китайской революцией[2]. Благодаря проводившейся в этом направлении пропагандистской и организационной работе среди рабочих революционное движение в Китае вступило в новый период своего развития.

Зачинателем коммунистического движения в Китае по праву считается профессор Пекинского университета Ли Дачжао. Сам он познакомился с трудами Маркса и Энгельса в японском переводе во время учёбы в Университете Васэда (Япония) в 1914—1916 годах[3]. Им были основаны первые марксистские кружки, деятельность которых быстро привлекла внимание Коминтерна. С этого момента Коминтерн будет оказывать коммунистам Китая как организационную, так и финансовую поддержку[4].

Возросшая идейно-политическая активность первых сторонников марксизма-ленинизма привлекла внимание Коминтерна. В апреле 1920 г. группа владивостокских коммунистов во главе с Г.Н. Войтинским направилась в Китай с целью изучения политической ситуации и установления связей с прогрессивными деятелями. Эта группа быстро нашла взаимопонимание с китайскими сторонниками марксизма. По ее инициативе и при ее помощи стали создаваться первые марксистские кружки.

В июле 1920 г. первый кружок был организован в Шанхае, его руководителем стал Чэнь Дусю.

В октябре 1920 г. под руководством Ли Дачжао был создан кружок в Пекине.

Кружки возникли также в Чанша (руководитель Мао Цзэдун), Гуанчжоу, Ухане, Цзинане и среди китайских эмигрантов в Токио.

В феврале 1921 г. предпринимается попытка организовать кружок среди китайской молодежи во Франции. Из этого марксистского кружка вышло много будущих видных деятелей КПК (Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Ли Лисань, Чэнь И, Ли Фучунь, Не Жунчжэнь, Ли Вэйхань и др.). Фактическое руководство деятельностью кружков осуществлял журнал «Синь циннянь», который с осени 1920 г. стал (не без финансовой поддержки Коминтерна) по сути первым политическим органом коммунистического движения в Китае, а его обновленную редакцию (после того как из-за несогласия с новой ориентацией журнала его покинул Ху Ши) возглавил Чэнь Дусю.

Участники кружков не только изучали марксизм, но и делали первые шаги по популяризации марксистского учения. Издаются первый полный перевод «Манифеста Коммунистической партии», переводы некоторых других работ Маркса и Энгельса, а затем и Ленина. С ноября 1920 г. в течение примерно года полулегально выпускается журнал «Гунчандан» («Коммунист»). Начинают издаваться журналы и газеты для рабочих, а также брошюры и листовки. Организуются школы для рабочих, рабочие клубы, делаются попытки празднования 1 мая и т.п. Всей этой деятельности Коминтерн оказывал не только теоретическую и организационную, но и финансовую поддержку.

Социальный состав первых марксистских кружков был неоднородным. Среди первых сторонников марксизма рабочих еще не было, преобладала передовая учащаяся молодежь, в основном вышедшая из социально-привилегированной среды. В первых кружках были сторонники не только марксизма, но и анархизма и некоторых других социалистических течений, а больше всего было революционно настроенных националистов. Не случайно в это время к коммунистическим кружкам примкнули многие в дальнейшем видные деятели Гоминьдана (Дай Цзитао, Чэнь Гунбо, Чжоу Фохай, Гань Найгуан, Ши Цуньтун и др.).

Политическая активность первых марксистских кружков, идейно-теоретическое размежевание, ускорившееся в ходе «дискуссии о социализме», общий национальный подъем подтолкнули руководство этих кружков к мысли о необходимости форсировать образование партии. Этим решающим шагом явился съезд представителей марксистских кружков, ставший и I съездом Коммунистической партии Китая (КПК). Съезд проходил нелегально в Шанхае с 23 июля по 5 августа 1921 г. На съезде присутствовало 12 делегатов от семи кружков, насчитывающих 53 человека: Чжан Готао, Лю Жэньцзин (Пекин), Ли Ханьцзюнь, Ли Да (Шанхай), Чэнь Таньцю, Дун Биу (Ухань), Чэнь Гунбо, Бао Хуэйсэн (Гуанчжоу), Дэн Эньмин, Ван Цзиньмэй (Цзинань), Мао Цзэдун (Чанша), Чжоу Фохай (Токио).

Несмотря на предсъездовскую остроту идейно-теоретического размежевания, состав участников съезда был весьма пестрым по своему идейно-политическому облику, что и предопределило характер съездовских дискуссий. Большинство участников съезда во главе с Чжан Готао отстаивало идею создания боевой, дисциплинированной и хорошо организованной партии большевистского типа, цель которой — установление диктатуры пролетариата. Эту позицию поддержали представитель Коминтерна Г. Марипг и уполномоченный Дальневосточного секретариата Исполкома Коминтерна Никольский, которые принимали активное участие в организации и проведении съезда. Меньшинство съезда во главе с Ли Ханьцзюнем, констатируя слабость марксистских сил, призывало к созданию легальной организации, концентрирующей свои усилия на изучении и пропаганде марксизма. Отвергнув позицию меньшинства, съезд рассматривал установление диктатуры пролетариата как непосредственную задачу создаваемой партии. Съезд противопоставил политическую борьбу рабочего класса всем другим политическим течениям, встав фактически на сектантские позиции. На съезде был одобрен ряд документов программного характера. Съезд избрал Временное бюро в составе Чэнь Дусю (секретарь), Чжан Готао и Ли Да.

Реализуя решения своего первого съезда, коммунисты стремились активно включиться в рабочее движение, стать его подлинными инициаторами и организаторами. Развернувшийся в начале 20-х гг. подъем стихийного забастовочного движения благоприятствовал работе коммунистов. В июле 1921 г. в Шанхае по инициативе коммунистов создается Всекитайский секретариат профсоюзов, сделавшийся постепенно подлинным руководящим центром рабочего движения. Большое значение для рабочего движения имела успешная стачка моряков Гонконга (январь—март 1922 г.), поддержанная правительством Сунь Ятсена в Гуанчжоу и забастовками солидарности в Шанхае, встретившая сочувствие и помощь за рубежом.

Важнейшее значение имела судьба забастовки на Пекин-Ханькоуской железной дороге в феврале 1923 г. Здесь большим влиянием пользовались профсоюзы, руководимые коммунистами, которые вели успешную борьбу за права рабочих. Испугавшись роста влияния профсоюзов, милитарист У Пэйфу 7 февраля жестоко расправился с забастовщиками, разгромил профсоюзы. Эта террористическая акция знаменовала начало определенного спада рабочего движения. События 7 февраля 1923 г. еще раз показали изолированность рабочего движения от общего национального подъема, от национально-демократического движения. Таким образом, сама логика первых шагов политической борьбы коммунистов подводила их к пониманию необходимости объединения с национально-демократическими силами для достижения победы в борьбе против милитаризма и империализма.

Эти проблемы впервые китайские коммунисты обсуждали на съезде народов Дальнего Востока (Москва—Петроград, 21 января—2 февраля 1922 г.), где присутствовала китайская делегация, включавшая не только коммунистов, но и представителей Гоминьдана (Чжан Цюбо), анархистов (Хуан Линшуан); Социалистической партии (Цзян Канху) и др. Отвергнув представления китайских коммунистов о социалистическом характере китайской революции, коминтерновцы поставили на обсуждение вопрос о взаимоотношениях коммунистов с другими антиимпериалистическими политическими силами, о соотношении проблем национального и социального освобождения. Съезд четко сформулировал идею единого антиимпериалистического фронта. Часть китайских делегатов была принята Лениным и есть сведения, что он поставил перед ними вопрос о сотрудничестве с Гоминьданом.

Эти новые программные установки отразились уже и на работе II съезда КПК, состоявшегося в Шанхае с 16 по 23 июля 1922 г. В работе съезда участвовало 12 делегатов от 123 членов партии. Съезд уделил большое внимание анализу работы коммунистов в рабочем движении, принял Устав КПК, ориентированный на создание массовой пролетарской партии большевистского типа, принял решение о вступлении КПК в Коминтерн. Большое значение имело принятие съездом программы-минимум, опубликованной в виде «Декларации II съезда КПК». В этом документе формулируются концепция единого антиимпериалистического фронта и необходимость поддержки рабочим классом революционного буржуазно-демократического движения. Однако реализовать эту политику оказалось сложнее, чем сформулировать.


Поделиться:



Популярное:

  1. Археологические исследования материальной культуры первобытного общества в XIX веке. Неолитическая революция
  2. В. Афганистан в последние десятилетия XX- нач. XXI в.Апрельская революция и гражданская война
  3. Вопрос 36 октябрьская революция 1917 г установление советской власти. Законодательные акты 2-го всерооссийского съезда рабочих и солдатских депутатов.
  4. Иррационализм,агрессия, революция
  5. Культурная революция 1930-х годов в СССР
  6. Ленинская культурная революция
  7. Революция 17века в англии и правовое закрепление конституционной монархии на первом этапе революции.
  8. Революция 1871 во франции и гос строй парижской коммуны
  9. Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 г. до 3 июня 1907 г.). В развитии революции можно выделить две линии, восходящую и нисходящую.
  10. Сексуальная революция дала пустые обещания – секс и совместное проживание не смогли заменить полноценной семьи.
  11. Тема 6 «Революция 1917 – 1921 гг. в России»


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь