Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопр.Социалньно-экономическое и политическое развитие Камбоджи в 1945-1991



Первые годы независимости.

Нородо́ м Сиану́ к — шестидесятый, шестьдесят второй и шестьдесят третий король Камбоджи с 1941 по 1955, с 1960 по 1970 и с 1993 по 2004 из династии Нородом.

 

Н. Синаук — монарх-де­мократ. Вся новейшая история Камбоджи, начиная с середи­ны XX века, тесно связана с именем Нородома Сианука, коро­ля, вступившего на престол 19-летним юношей в 1941 г. В то время страну контролировала колониальная администрация Франции, возглавляемая верховным резидентом. Бишинское правительство передавало трон Сиануку В надежде на его нео­пытность И покладистость. На следующий год Япония без Всякого сопротивления заняла Камбоджу, где ей удалось не­надолго установить свой порядок. После вывода войск Япо­нии молодой монарх воспользовался временным безвластием французов в Индокитае и в марте 1945 года объявил о незави­симости Камбоджи и ликвидации всех соглашений с Франци­ей. При поддержке Токио было создано камбоджийское прави­тельство во главе с С. Н. Тханем.

 

Первые попытки короля Сианука достичь независимости закончились неудачей. Прибывшие в Камбоджу французс­кие власти арестовали правительство Тханя и восстановили в стране прежний режим протектората. Однако управлять кхмерским населением прежними методами французы уже не могли. Еще в годы Второй мировой войны велась актив­ная вооруженная война за независимость, возглавляемая движением Кхмер Иссарак (Свободный кхмер). В послево­енное время это движение не было единым политически оформленным образованием и все больше попадало под кон­троль лидеров из «хошиминовского* Вьетнама.

 

В Камбодже политическое движение только начинало за­рождаться, и король был не только его наблюдателем. Сиа-нук получил образование во Франции, и, безусловно, на него оказали влияние многие демократические идеи. Он стал ак­тивным сторонником прозападных принципов политического устройства своей страны. Первые политические партии, воз­никавшие с ведома короля, были прозападного направления. Созданная в 1916 году Демократическая партия представляла камбоджийскую интеллигенцию, выступавшую за создание в Камбодже конституционной монархии по западному образцу и полную независимость страны. Либеральная партия, возник­шая в том же году, не ставила задачи получения политичес­кой независимости и занимала профранцузские позиции, но придерживалась идеи создания ограниченной монархии. Эта партия отражала взгляды крупных землевладельцев, компра­дорской буржуазии, камбоджийской аристократии и чиновни­чества. Образованные партии не создавали угроз основным ус­тоям камбоджийского общества и стали опорой короля в борьбе за политическую независимость. Принятие конституции 1947 года, по замыслам Сианука, должно было стать шагом к получению независимости. Отныне Камбоджа объявлялась кон­ституционной монархией, в которой значительную роль игра­ло Национальное собрание. Большинство мест в парламенте заняли представители демократической партии.

 

Активизировали деятельность коммунисты, которые так­же сыграли определенную роль в борьбе за независимость камбоджийцев. Правда, решающую роль в этом сыграли Партия Трудящихся Вьетнама и Компартия Китая. В кон­це октября 1951 года была образована Народно-революци­онная партия Камбоджи (НРПК). Этнические вьетнамцы и китайцы занимали в партии ключевые посты. Китайцы и вьетнамцы — национальные меньшинства — занимали в стране довольно значительные позиции. Несколько позже это приведет к расколу в партии по ориентации на «хоши-миновский» и «маоистский» социализм. Каждая из этих фракций во внутрипартийной борьбе будет постоянно пы­таться перехватить инициативу, создавая внутреннюю на­пряженность внутри коммунистического движения.

 

Сианук начал кампанию за признание Камбоджи суверен­ным государством.

1) В 1946 году королю удалось получить авто­номию, а затем, в 19-19 г., между правительствами Франции и Камбоджи было подписано еще одно соглашение, по которому Франция формально признавала Камбоджу независимым госу­дарством в рамках Французского союза,

2) В 1950 году по иници­ативе руководства организации «Свободный кхмер» был созван конгресс народных представителей от всех слоев камбоджийс­кого общества, который оформил создание Единого националь­ного фронта (Некхут Кхмер Иссарак) и принял Декларацию независимости.

3) А в 1951 году в целях изгнания общего врага было официально оформлено создание объединенного фронта освобождения трех государств: Камбоджи, Вьетнама и Лаоса. Вооруженные формирования ДРВ в 1951 году перешли камбод­жийскую границу с целью оказания помощи, поддержки по­встанцам и установления контроля над отрядами свободных кхмеров. Вести войну на многих фронтах французы просто не могли.

4) С 1952 года Сианук, используя международную обста­новку и неудачи Франции во Вьетнаме, предпринял более ре­шительные шаги к достижению независимости. Он объявил о начале «королевского крестового похода за независимость». Неудачи на фронтах и поражение Франции в битве иод Дьенбь-енфу во Вьетнаме вынудили Францию вывести колониальную администрацию из Камбоджи.

5) 9 ноября 1953, года состоялась официальная церемония прекращения деятельности французс­кой администрации и вывода французских войск. С тех пор день 9 ноября считается национальным праздником — Днем независимости. Согласно международному соглашению, достиг­нутому на совещании в Женеве в 1954 году по Индокитаю, Камбоджа была признана независимым государством.

Начался первый этап развития страны как независимого государства (1954-1970), в котором политическая жизнь стра­ны направлялась Сиануком, королем Камбоджи, имевшим оп­ределенные «демократические» убеждения. В 1955 году монарх объявил о создании Народно-социалистического общества («Сан-гкум»), широкой общественно-политической организации, ко­торая объединяла в своих рядах представителей различных слоев населения. Эта массовая партия, насчитывающая в своих ря­дах более миллиона человек, держалась исключительно на ав­торитете Сианука. В организацию вошли также Демократичес­кая партия и группы Прачеачун (народ), созданные бывшими участниками движения сопротивления Камбоджи. Руководя­щие позиции в «Сангкуме» занимали аристократия, представители интеллигенции и буржуазии. Общество было создано как опора личной власти Сианука в целях укрепления единства нации, улучшения жизни и превращения страны в сильное и стабильное государство.

 

Популярность Сианука росла, и он в тот период играл главенствующую роль в политической жизни Камбоджи. Всплеск роста его популярности приходится на март 1955 года. Сианук принял необычное решение. Он официально отрекся от престола в пользу своего отца Н. Сурамарита, сам же получил пост премьер-министра и министра иностранных дел. С 1956 года он был назначен постоянным представителем в ООН от государства Камбоджа.

 

Политическое общество «Сангкум* на выборах 1955 года получило большинство в парламенте, и теперь ничто не ме­шало Сиануку реализовать основные цели построения наи­более справедливого, с точки зрения бывшего молодого мо­нарха, общества. В основу идейной доктрины партии были положены теории Сианука о «кхмерском, буддийском соци­ализме*, который представлял своеобразную форму нацио­нализма, завернутого в обертку специфических условий кам­боджийского общества. Как и все другие «теории» лидеров Востока, основанные на традиционализме, идеи Сианука также представляли собой смесь антиколониализма и анти­феодализма, включая принципы демократизации монархии, «социализации* капитализма, модернизации экономики и пр. Проведение в жизнь этих идей осуществлялось на осно­ве усиления личной власти Сианука.

 

Становление кхмерской государственности и экономики проходило в очень сложных условиях. В первые годы неза­висимости Камбоджа стала объектом возрастающего давле­ния со стороны Соединенных Штатов. В 1956 году камбод­жийское правительство отвергло требование США присое­диниться к военному блоку СЕАТО, поскольку это противо­речило основным принципам буддийской политики невме­шательства и нейтралитета. В 1957 году в Камбодже был принят «Закон о нейтралитете», закреплявший в конститу­ционной форме нейтральный курс внешней политики стра­ны. Оказывая противодействие нажиму США, Сианук отка­зался в 1963 году от всех видов американской помощи. Весь период деятельности Сианука в качестве премьер-ми­нистра Камбоджи был связан с антиамериканской борьбой, как на международной арене, так и внутри страны. Дело в том, что Камбоджа, в поисках новых союзников в антиим­периалистической борьбе, в 1956 году установила диплома­тические отношения с СССР, а затем с другими социалис­тическими странами. Но когда Камбоджа в 1954 году под­писала договоры с ДРВ, а 1969 году— с Временным рево­люционным правительством Республики Южный Вьетнам, политическое и военное давление США на Камбоджу усили­лось. Давление сопровождалось вооруженными конфликта­ми на границах с Вьетнамом и Таиландом.

 

Соединенные Штаты опирались на деятельность внутрен­них оппозиционных сил. Часть проамерикански настроенной кхмерской оппозиции пыталась осуществить в стране пере­ворот, и с этой целью был подготовлен заговор в 1959 г. Он был подавлен вооруженными силами королевства, но оппо­зиция росла и приобретала разные формы. В стране происхо­дила поляризация политических сил, как справа, так и сле­ва. Усиливалось недовольство политикой «социализма» со стороны королевской аристократии. Армейская верхушка во­оруженных сил, возглавляемая Лон Нолом, стала опорой пра­вой оппозиции. Положение Сианука осложнялось тем, что в правой оппозиции и заговорах принимали участие члены ко­ролевской семьи.

 

Опасность слева исходила от представителей коммунисти­ческого движения, которое предлагало несколько вариантов камбоджийского развития. В 1963 году НРПК была пере­именована в Коммунистическую партию Камбоджи (КПК), генеральным секретарем которой был избран Пол Пот. Нахо­дясь под сильным влиянием маоистского экстремизма, руководители КПК развернули вооруженную борьбу против режима Сианука. Восстания были подавлены. Но они показали явную опасность со стороны крайних левацких движений. В беднейшей стране, с огромным количеством нищенствую­щего крестьянства, почва для этих движений была достаточ­ной. Рост оппозиции справа и слева говорил о том, что авто­ритет Сианука имел свои границы, которые не включали аб­солютного большинства. Для многих Сианук так и остался королевским аристократом, слишком далеким от интересов кхмерского народа.

 

В стране возник еще один повод показать демократические наклонности Нородома Сианука. В апреле 1960 года умер король. Национальное собрание в этой связи обратилось к Сиануку с предложением взять на себя верховную власть или стать главой государства с широкими полномочиями. Сианук отверг эти предложения, но не отказался от монархии. Монархия формально была сохранена, и се сим­волом была объявлена королева-мать.

 

Нужно отдать должное последовательности Сианука в международной политике. Он в одинаковой степени строил сотрудничество как с Северным, так и с Южным Вьетна­мом, Это несмотря на нажимы США отказаться от союзни­чества с социалистическими государствами и, прежде всего, с ДРВ. Сианук строил антиамериканскую политику на ос­нове развития отношений с Китаем. Он еще в то время был абсолютно уверен, что Китай станет великой державой в южно-азиатском регионе, и на этой основе рвал дипломати­ческие отношения с США. Именно поэтому Сианук всегда подчеркивал дружеское расположение к КНР и лично к Мао Цзэдуну, даже несмотря на некоторое охлаждение отноше­ний в период китайской «культурной революции».

 

Сианук не сумел уберечься от активных оппозиционеров и открытых врагов его режима, не проявил бдительности и слиш­ком уверовал в свой авторитет. Верхушка военных подготови­ла заговор и государственный переворот, который был осуще­ствлен 18 марта 1970 года, когда Сианук находился с визи­том в Советском Союзе. Воспользовавшись отсутствием Сиа­нука в стране, правые силы во главе с генералом Лон Нолом, заручив шись гарантиями США, совершили смену политичес­кой власти. Государственный переворот 1970 года углубил противоречия внутри страны и объективно подготовил вели­кую трагедию кхмерского народа, о которой тогда никто не мог предположить. Это был важный этап в истории камбод­жийского народа, поскольку переворот открыл начало граж­данской войны, приведшей к власти непредсказуемых «крас­ных кхмеров », названных так с легкой руки Сианука..

 

Сразу же после переворота Сианук в своем заявлении охарактеризо­вал этот акт как незаконный и неконституционный. Здесь же, им было заявлено о необходимости создания единого фронта Камбоджи и национально-освободительной армии. Однако инициатива освободительного движения принадлежала уже не Сиануку, а совсем недавним его врагам, коммунистам. Нахо­дясь в Китае, Сианук прилагал усилия к созданию организа­ции, способной повести борьбу за власть против военного ре­жима и США. Второй человек в китайском руководстве после Мао Чжоу, Эньлай убедил Сианука объединиться со своими недавними врагами— «красными кхмерами». Лишившись вла­сти, Сианук вынужден был признать в коммунистах своих союзников, хотя, как он сам признавал, весьма ненадежных. Коммунисты действительно использовали авторитет Сианука в достижении своих целей. Сам того не желая, Сианук способ­ствовал приходу Пол Пота к власти.

 

Не прошло и месяца после переворота, как американские и южновьетнамские войска вторглись на территорию Камбод­жи. Вторжение американских и сайгонских войск, обеспечи­вавших поддержку режима Лон Нола, вызвало всплеск осво­бодительной борьбы кхмеров. В марте 1970 года был образо­ван Национальный единый фронт Камбоджи (НЕФК), в со­став которого вошли сторонники Сианука, камбоджийские ком­мунисты и другие политические силы. В политической про­грамме НЕФК подчеркивалось, что главной целью борьбы яв­ляется защита национального суверенитета, нейтралитета в целостности Камбоджи, а также организация в стране демок­ратической власти. Была создана Налионально-освободительная армия, которая включала регулярные части, местное опол­чение и партизанские формирования. В деревнях, уездах и провинциях создавались отряды ополченцев, которые вступа­ли в войну за свержение проамериканского режима. Военные операции Лон Нола терпели поражение одна за другой, Реаль­ная власть в руководстве НЕФК и армии сосредоточилась в руках коммунистов, «красных кхмеров». Сианук — демократ и либерал, как и его сторонники, был не в состоянии конку­рировать с теми, кто посвятил свою жизнь вооруженной борь­бе и организации повстанческих отрядов. Его роль в растущей* войне против проамериканского режима и военной диктатуры постепенно снижалась. Гражданская война, война против во­енного режима Лон Нола разворачивалась в полную силу. Ак­тивную помощь компартии, «красным кхмерам» оказывали ДРВ и Китайская республика.

 

Изменение названия страны, а с 9 октября 1970 года Камбоджа стала официально называться Кхмерской респуб­ликой, говорило о том, что новая власть радикально меняет свою внутреннюю и внешнеполитическую ориентацию. Пол­ностью отменялся «социализм» Сианука, правительство Лон Нола стало ориентироваться на Соединенные Штаты и их союзников. Объявленный курс на развитие рыночной эконо­мики не дал быстрых результатов. Этому мешала внутрипо­литическая обстановка, разворачивающаяся гражданская вой­на. Отряды Пол Пота, найдя опору в крестьянской среде, быстро оккупировали сельскохозяйственные районы страны.

 

Несмотря на помощь и поддержку Соединенных Штатов, правительство Лон Нола оказалось в международной изоля­ции. Мировое сообщество по-прежнему продолжало считать Сианука единственным законным главой государства и пред­ставителем камбоджийского народа. Если учесть, что ДРВ направляла соединения регулярной армии под видом частей НЕФК, а захваченные территории передавались «красным кхмерам», то станет понятным, почему режим Лон Нола не смог удержаться у власти. Только экономическая и военная помощь США и американская авиация спасали лонноловс-кий режим от краха. Но весной 1975 года Лон Нол вынуж­ден был признать поражение и покинуть Пномпень.

 

2, «Красные кхмеры* и трагедия Кампучии. Пол Пот. 17 апреля 1975 года войска «красных кхмеров» вошли в Пном­пень. В стране начался эксперимент, который привел страну к ужасающим последствиям. Стремление кхмерских коммунис­тов построить «стопроцентное коммунистическое общество» слишком дорого обошлось всему кхмерскому народу. Но нельзя, видимо, рассматривать события исключительно под углом вли­яния маоизма или желания каких-то отдельных личностей осуществить задуманный эксперимент. Коммунисты Камбод­жи имели определенную идеологическую базу своей политики. Лидеры Коммунистической партии, разрабатывая концепцию камбоджийской революции, использовали определенные по­ложения марксистской политэкономии и философии, особен­но теорию диктатуры пролетариата и идею уничтожения враж­дебных классов и вообще всех врагов революции. Безусловно, на Пол Пота и его сторонников большое влияние оказал Мао Цзздун. Пол Пот признавал в Мао Цзэдуне «великого учителя мирового пролетариата». Используя положения марксизма, ленинизма и маоизма, полпотовцы изобретали новое обще­ство, но в этом плане были не единственными. Большинство их положений отражались в давних идеях анархистов-бакунинцев и модных в 60-е годы максималистски радикальных теориях Г. Маркузе и Д. Кон-Бендита.

 

Вопрос о собственности есть главный вопрос любой рево­люции. Взгляд лидеров Компартии Камбоджи па частную собственность как источник эксплуатации имел свои глубин­ные корни, уходящие вглубь традиционализма кхмерского народа. Частная собственность в стране возникла относи­тельно недавно. Веками кхмерская деревня развивалась на основе корпоративной собственности, право на которую осу­ществляли государство и в меньшей степени крестьянская община. За многие столетия до появления частной собствен­ности государство даровало и отбирало землю, организовы­вало прокладку дорог, каналов и т. д. Государство в лице монарха и чиновников распоряжалось не только материаль­ными богатствами, но и самой жизнью человеческой. Поэто­му объявление Пол Потом «общества чистого коллективист­ского социализма» идеалом общественного устройства было понятным основной массе кхмерского населения. По теории Самфана, ближайшего соратника Пол Пота, следовало, что Камбоджа в целях достижения Прогресса, должна была по­вернуть вспять, отречься от капиталистического развития.

 

Абсолютизация кхмерских представлений о собственнос­ти позволила «красным кхмерам* приступить к обобществ­лению собственности и полной ликвидации любой формы пред­принимательства. В этом случае Пол Пот выступил как край­ний консерватор, сделав попытку насильственно втиснуть со­временные средства производства в рамки старых отношений собственности. Ху Юн мечтал о повороте назад, к «золотому веку» крестьянина. В этих мечтах кооперативы представля­лись как орудие беднейшего народа. По замыслам партий­ных лидеров компартии, крестьянство должно объединиться в кооперативы, а затем в коммуны. В них обобществлению подлежало все, за исключением предметов личного пользова­ния. Вся страна виделась как сообщество коммун.

 

В послевоенное время в Камбодже индустриальная про­мышленность и города только начинали развиваться на основе развития частной собственности и рынка. Поэтому у Пол Пота и его сторонников города стали воплощением эксплуа­тации. Пропагандировалась идея о том, что город это огром­ный насос, вытягивающий жизненные силы из кхмерской де­ревни. Началось переселение городского населения в деревни на сельскохозяйственные работы, что привело к запустению городов, к полному развалу экономических основ государства и разрухе. В полпотовской «республике» в 1975 году была произведена полная ликвидация денежного обращения, ва-лютно-финансовой и кредитной-банковской системы, осуществ­лен переход к натуральному товарообмену. Бакунин мог бы гордиться, что впервые в мире его идеи почти в полном объе­ме воплощены в жизнь. Воплощалось в жизнь намерение со­здать «невиданное в мире государство» без городов, денег и собственности. Но вместо «всеобщего благоденствия» страна нищала и разорялась. Толпы голодных беженцев стали ти­пичным явлением в повседневной жизни страны.

Сианук фактически способствовал приходу к власти Пол Пота. До начала 1976 года формально продолжал существо­вать НЕФК, и его как ширму продолжали использовать «крас­ные кхмеры».

 

Сианук вернулся из Китая в Камбоджу только осенью 1975 года и тут же попал под домашний арест. Про­тивники монархии, лидеры Компартии уничтожили многих членов семьи Сианука, родственников и соратников. Сианук уцелел только потому, что Мао Цзздун и Ким Ир Сен назы­вали его личным другом. Коммунисты до конца старались использовать авторитет и влияние Сианука в стране. После выборов в Собрание народных представителей на первом и последнем его заседании была принята формальная отставка Сианука. В начальный период проведения «эксперимента» Сианук был заложником политических действий Пол Пота.

 

« Красные кхмеры» приняли республиканскую форму прав­ления и в январе 1976 года провозгласили новую конститу­цию, так как прекрасно понимали необходимость юридичес­кого оформления своей диктатуры. Согласно конституции, страна получила название Демократическая Кампучия (древ­нее название страны). Этим полпотовцы старались увязать страну с глубокими традициями, на самом деле возвращая народ кхмеров в средневековую древность. В провозглашен­ной Демократической Кампучии Кхиеу Самфан стал прези­дентом, Иенг Сари занял пост министра иностранных дел. Однако вся власть сосредоточилась в руках Пол Пота, ко­торый был премьер-министром республики. Им был создан тоталитарный режим, равного которому не было за всю историю второй половины XX века.

 

Пол Пот и его сторонники объявили, что национального вопроса в стране нет. В стране существует только одна нация и один язык, кхмерский. Партия поставила задачу вытравить сознание национальной принадлежности, эт­нические особенности, обычаи национальных меньшинств. Ис­пользование вьетнамского, тайского и китайского языков зап­рещалось под страхом смерти. В этой связи и проблема религии разрешалась сама собой. Она была признана вредной для дела революции, и поэтому ее просто запретили.

Практически все, что делали полпотовцы, не могло осу­ществляться без насилия. Насилие и террор стали главным спутником власти, без которых невозможно стало осуществить ни одного мероприятия. Как-то Пол Пот сказал, что «вокруг все враги». Революционная бескомпромиссность сподвижни­ков Пол Пота, рожденная и воспитанная десятилетней граж­данской войной в джунглях, породила в них неограниченную веру в насилие как наиболее эффективный инструмент реше­ния любых проблем. Заняв Пномпень, «красные кхмеры* столкнулись с огромным количеством трудностей, справить­ся с ними цивилизованными средствами малограмотному пред­ставителю госаппарата было практически невозможно. Отка­завшись от прежней администрации, полпотовцы создали свою систему управления, по на принципах, привнесенных из джун­глей партизанской войны.

 

Гражданская война научила «красных кхмеров» не счи­таться с человеческой жизнью. Террор продолжался весь период нахождения Пол Пота у власти. Из семи с полови­ной миллионов населения страны более трех миллионов че­ловек погибло в ходе организованных Пол Потом преследо­ваний и террора. Хотя эти цифры сегодня оспариваются историками, которое называют количество погибших более миллиона человек, все равно, эти цифры носят ужасающий характер. Для кхмерского парода режим и преобразования Пол Пота стали величайшей трагедией, принесшей не только гибель огромной массы людей, во и отбросившей страну в среду средневекового общества. Пол Пот возвратил Кам­боджу, которая находилась на стадии капиталистического развития, в ее средневековое состояние.

 

События в Кампучии оказались втянутыми в водоворот внешнеполитических противоречий, хотя Пол Пот и его ок­ружение меньше всего стремились к участию в международ­ных делах. Осуществляя политику «опоры на собственные силы», «красные кхмеры» проводили изоляционистскую по­литику, насколько она была возможной в тот период. Слож­ность внешнеполитической ситуации состояла в том, что все страны Индокитая оказались в фокусе борьбы между Моск­вой и Пекином. Во многом эти противоречия определяли со­держание и исход политической борьбы в Кампучии и за ее пределами. Мао Цзэдун одновременно протянул руку помощи «красным кхмерам» и предоставил убежище Сиануту. Пекин выглядел как миротворец, и в то же время он готовил необхо­димую базу в Кампучии для антисоветской и антивьетнамс­кой политики. Китай поставлял Пол Поту оружие и все, что ему требовалось. В совместных политических документах Пе­кин и полпотовцы клеймили советский «гегемонизм».

 

СССР влиял на события в Кампучии, используя вьетнамс­кие позиции в Индокитае. Вплоть до свержения Пол Пота Советский Союз упорно молчал о преступлениях кампучийс­ких коммунистов. В 1978 году Вьетнам вступил в СЭВ и одно­временно начал получать большие партии оружия. В ноябре того же года был подписан главный договор Вьетнама с СССР, имевший и военный смысл. Этот договор был смертельным приговором режиму Пол Пота. В свою очередь в Пномпене надеялись на помощь Пекина. Столкновение стало неизбеж­ным. Первые крупные военные стычки начались уже с января 1977 года, когда «красные кхмеры* вели регулярный обстрел вьетнамской территории, а к концу года начались пригранич­ные бои. Летом 1978 года после крупномасштабной полпотов-ской «чистки» из Кампучии хлынул поток беженцев в пригра­ничную зону Вьетнама. Люди спасались от преследований в джунглях и во Вьетнаме. Из числа бежавших в восточной зоне удалось создать организованные группы вооруженных людей, готовых воевать против кампучийского режима. Их возглавил Хенг Самрин. Ханой получил союзников-кхмеров.

 

Решение о вторжении в Кампучию было принято в Ханое на пленуме КПВ в феврале 1978 г., а в апреле ханойское радио призвало кхмерский народ к свержению режима Пол Пота. В январе 1979 года вьетнамцы вошли в Пномпень. В Китае никто не ожидал, что кхмеры получат такое сокру­шительное поражение. Пол Пот бежал, но «красным кхме­рам» удалось удержаться в районе гористой местности вдоль таиландской границы. Война «красных кхмеров* была про­должена и не прекращалась вплоть до конца 90-х годов.

 

Поражение полпотовцев означало поражение Китая. Ки­тайцы не могли простить Вьетнаму столь дерзкого выступле­ния против китайских интересов. В январе 1979 года Дэн Сяопин в США произнес слова угроз в адрес Вьетнама. В феврале 1979 года Народно-освободительная армия Китая пе­решла вьетнамскую границу. Этот факт рассмотрен в нашем разделе по истории Вьетнама. Война не приняла широкого размаха, но обе стороны сделали соответствующие выводы. Полпотовцы продолжали получать необходимую экономичес­кую и военную помощь из Китая. Они снабжались китайским оружием через территорию Таиланда и успешно сопротивля­лись правительственной армии. «Красные кхмеры» были уве­рены, что с помощью Китая они вернутся к власти.

 

С поражением Пол Пота и вводом вьетнамских войск на территорию Кампучии вновь в стране происходит перегруп­пировка политических сил. Власть с января 1979 г. перешла к созданному при поддержке вьетнамцев Народно-революци­онному совету Кампучии во главе с Хенг Самрином. Новый режим предпринял попытки восстановления нормальной жиз­ни в страде. Правительство постепенно ввело товарно-денеж­ную систему, восстановило в правах верующих и т. д. Пол­ностью разрушенную Кампучию можно было восстановить, только опираясь на экономическую и военную помощь Вьет­нама, за спиной которого стоял Советский Союз. Вьетнамс­ким войскам пришлось ликвидировать основные опорные базы полпотовцев в стране, но они продолжали контролировать пограничную территорию с Таиландом. В Пномпене был со­здан трибунал, который заочно приговорил Пол Пота к смер­тной казни. Значительная часть «красных кхмеров* порвала с прежней Компартией, признав прежние эксперименты «тра­гической ошибкой». Это позволило в будущем решать мно­гие проблемы мирными способами. Ориентируясь на Вьет­нам, Хенг Самрин взял курс на постепенное создание в Кам­пучии предпосылок перехода к строительству социализма.

 

 

Присутствие вьетнамских войск в Кампучии создавало на­пряженную атмосферу как внутри страны, так и на междуна­родной арене. Народная республика Кампучия (так она назы­валась при Хенг Самрине) была признана только странами социалистического содружества, кроме Румынии, а также их союзниками в странах «третьего мира». Что касается США, КНР и большинства стран — членов ООН, то они продолжали официально признавать коалиционное правительство в изгна­нии. Период перестройки в СССР также привел к ослаблению внимания Советского Союза к политическим событиям в Юго-Восточной Азии. СССР постепенно покидал Вьетнам. Вынуж­дены покинуть Кампучию и вьетнамские войска. С уходом вьетнамских войск из Кампучия в 1989 году началась новая страница и новый поворот истории кхмерского государства.

 

3. Возрожденное Королевство Камбоджи на рубеже веков.

Основной задачей нового периода истории Камбоджи, который начался с уходом вьетнамских войск с кхмерской территории в 1989 году, стало создание условий для мирного развития страны. Противоборствующие группировки включились в реализа­цию плана ООН 1989 года по нормализации положения в Кампучии, который предусматривал прекращение огня, рос­пуск воинских формирований, создание Высшего националь­ного совета с включением представителей всех соперничаю­щих политических сторон. На чрезвычайной сессии Нацио­нального собрания Кампучии, состоявшейся в 1989 году, был внесен ряд важнейших изменений и дополнений в кон­ституцию, которые имели большое значение для будущего страны и мира. Стране возвращалось ее прежнее название — Государство Камбоджа. Сменен красный флаг на красно-си­нее полотнище с желтым изображением пятибашенного хра­ма Ангкор. Внесены поправки, направленные на восстанов­ление монархии. Особо был подчеркнут отказ Камбоджи от социалистического выбора. Буддизм объявлен государствен­ной религией. С момента утверждения в Камбодже нового правительства Хун Сена в стране было объявлено о проведе­нии экономических реформ, на основе которых большую сво­боду должны были получать частнопредпринимательская де­ятельность и рыночные отношения.

 

Боровшимся политическим группировкам удалось прий­ти к соглашению на парижском совещании 1991 года, кото­рое было проведено по инициативе пяти членов ООН. Было принято решение о создании Высшего национального совета из представителей всех соперничающих камбоджийских фрак­ций. Председателем был избран Нородом Сианук, который в 1991 году прибыл на родину. Согласно Парижским соглаше­ния, Сианук вновь возвращался на трон в Камбоджу, хотя когда-то он торжественно клялся, отрекаясь от престола, что он никогда не вернется на королевский трон. Но сделал это он исключительно с целью сохранения мира в стране. «Красные кхмеры» должны были сложить оружие, но полу­чали индульгенцию па право свободно жить в кхмерском государстве. Власти обещали не преследовать их за прежние грехи. Иначе достигнуть мира в стране было невозможно. За это время в Камбодже были развернуты войска ООН для контроля над прекращением боевых действий.

 

 

В 1993 году под контролем ООН в Камбодже прошли вы­боры. Успех праздновали монархисты во главе с сыном коро­ля М. Ранаритом. Второе место заняла Народная партия под руководством Хун Сена. На основе соглашений и сохранения хрупкого баланса политических сил власть было решено по­делить. Ранарит занял пост первого премьер-министра, а Хун Сен становился «вторым». Эта уникальная в мировой прак­тике система оказалась весьма непрочной. Осенью вступила в силу новая конституция страны, которая официально закре­пила за ней название Королевство Камбоджа. Так, сложным и трудным путем, шла Камбоджа к своему возрождению.

 

89 Вопр.Япония.Государство и общество (вторая половина XX)

Экономическая ситуация в Японии в конце 40-х годов была весьма сложной. Потерпевпоражение в войне, Япония лишилась своих колоний, утратила возможность эксплуатировать их природные ресурсы и население. Существовали опасения, что её экономика в новых условиях окажется нежизнеспособной. Но подобные прогнозы не оправдались. Средства, заработанные на корейской войне, воскресили деловую активность в стране. Отсутствие же собственной сырьевой базы на каком-то этапе даже помогло Японии совершить рывок вперёд: не потребовались затраты на модернизацию предприятий горнодобывающей промышленности, железнодорожных перевозок и др.

 

Основное внимание было сосредоточено на создании самых новых и перспективных отраслей. В первую очередь была сделана ставка на развитие морского транспорта, поскольку на 1 кв. км территории Японии приходится 72 м побережья, что в 2 раза больше, чем в Англии и в 12 – чем в США (в 2000 г. по суммарному тоннажу своего коммерческого флота ─ свыше 90 млн тонн ─ Япония вышла на второе место в мире послеГреции, опередив Норвегию, США и Китай).

 

С 1955 г. начался период бурного экономического развития, который стали называть японским “экономическим чудом”. Он продолжался с перерывами до 1973 г. и был обусловлен целым комплексом причин (в специальной литературе их можно насчитать несколько Творцом японского “экономического чуда” считают известного экономиста Сабуро Окита (1914─ 1993 )

 

Одним из условий, способствовавших стремительному экономическому росту, стало массовое обновление основного капитала японской промышленности. Во всех отраслях экономики устаревшее оборудование заменялось новым, самым передовым. При этом широко использовались производственный опыт и технические достижения других стран. Япония стала на путь покупки лицензий и патентов на новую технологию. Это позволяло экономить время и расходы на научные исследования. С 1950 по 1980 г. Япония заключила более 25 тыс. соглашений с другими странами о приобретении лицензий и технологического оборудования, что позволило, по выражению японцев, “превратить чужие идеи в конкурентоспособные товары”. Так, в 1955 г. в США был создан первый приёмник на транзисторах. Буквально через несколько месяцев фирма “Сони” запустила в широкую продажу карманный радиоприёмник*.

 

Причём, заимствуя, она перерабатывала чужие идеи применительно к собственным национально-культурным традициям. В ХХ в. эта особенность менталитета японцев позволила им в кратчайшие

сроки приобщиться к мировому научно-техническому опыту.

 

Существенно расширился внутренний рынок страны. В результате проведенных аграрных преобразований значительно повысился спрос крестьян-собственников на сельскохозяйственную технику, удобрения, химикаты и т.д.

 

Умело формировался потребительский спрос городского населения. В 50 – 60-е годы появился набор из т.н. “ трёх сокровищ” (телевизор, стиральная машина, холодильник), который пропагандировался как


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь