Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава VI. Гирлянда Карма Йоги
VI.1. Четыре пути VI.2. Живите согласно вашему идеалу VI.3. Карма Ништха VI.4. Преодоление Двандв VI.5. Найшкармья (состояние бездействия) VI.6. Медитация и действие VI.7. Убейте желание VI.9. Санньясины, пробуждайтесь! VI.10. Практика Брахмачарьи VI.10.1. Урдхварета-Йогин VI.11. Слава Брахмачарьи VI.12. Практические инструкции VI.13. Важность Брахмачарьи VI.13.1. Современное образование VI.13.2. Обязанность учителей VI.14. Мода: ужасное проклятие VI.15. Контроль привычки курить VI.16. Мясоедение VI.17. Азартные игры
VI.1. Четыре пути
Союз с Богом является целью этой человеческой жизни. Это является смыслом нашего существования. Это величайшее благо жизни. Этого можно достигнуть, следуя по пути Бхакти Йоги, Раджа Йоги или Карма Йоги.
Бхакти Йога – это путь преданности или путь любви, который подходит для людей преданного темперамента, в которых преобладает элемент любви. Женщины подходят для этой Бхакти Йога Марги, поскольку любовь преобладает в них. Раджа Йога подходит для людей мистического темперамента. Некоторые любят приобретать Сиддхи (силы). Они могут выбрать этот путь. Джнана – это путь Веданты. Люди рационального темперамента, обладающие силой рассудка, сильным индивидуальным мышлением и смелым рассуждением, могут выбрать этот путь. Те, кто обладает активным темпераментом, могут следовать по пути Карма Йоги.
Бхакти Йога подходит для громадного большинства преданных. Обычно во всех людях существует смешение преданного и интеллектуального темпераментов. Некоторые являются чисто преданными, некоторые – чисто интеллектуальными. Человек может также реализоваться через бескорыстную Карма Йогу. Карма Йога очищает ум (Читта Шуддхи) и подготавливает ученика к Джнана Йоге. Люди активного темперамента должны выбрать Карма Йогу. Бхакти Йога классифицируется также как умственная Карма. Она идёт, если так можно выразиться, под вывеской Карма Йоги. Раджа Йога также является формой Бхакти Йоги. В Бхакти Йоге преданный абсолютно подчиняется Богу. Раджа Йог обладает тонким эгоизмом. Бхакта зависит от Бога. Он необычайно покорный. Раджа Йог напрягается и утверждается. Он является типом Сватантра (независимый). Бхакти Йога и Джнана Йога не являются несовместимыми, как кислота и щёлочь. Человек может комбинировать однонаправленную преданность с Джнана Йогой. Плодом Бхакти Йоги является Джнана. Высшая любовь (Парабхакти) и Джнана едины. Совершенное знание является любовью. Совершенная любовь является знанием.
Шри Шанкара, Кевала Адвайта Джнани, был великим Бхактой Бога Хари, Хара и Дэви. Джнана Дэв из Аланди, Пуна, великий Йог, был Бхактой Господа Кришны. Шри Рамакришна Парамахамса поклонялся Кали и обрёл Джнану с помощью Свами Тотапури, своего Адвайта Гуру. Бог Гауранга из Бенгалии был великим Адвайта Ведантическим учёным, и, тем не менее, он танцевал на улицах и рыночных площадях, воспевая Имена Хари. Аппая Дикшитар, знаменитый Джнани из Адайяпалама (Северный Район), автор “Сиддханта Леши” и различных других Ведантических книг, был преданным Господа Шивы.
Следовательно, можно заключить, что Бхакти может с большим успехом сочетаться с Джнаной. Целью Раджа Йоги является контроль всех мыслеволн, или умственных видоизменений. В первой главе Йога Даршаны во второй Сутре Патанджали Махариши можно прочесть:
“Йога является сдерживанием умственных модификаций.”
(Йогащ Читта Вритти Ниродхах.)
Это определение Раджа Йоги согласно Патанджали Махариши. Шри Джнана Дэв, Горакнатх, Раджа Бхартрихари и Садащива Брахман – все были Раджа Йогами большой репутации и славы.
Бхакти является средством для достижения цели. Она даёт чистоту ума. Она устраняет Викшепу (блуждание ума). Сакамья Бхакти (преданность с ожиданием) приносит Сварга и Брахмалоку для преданного (Уттамалока Прапти). Нишкамья Бхакти (любовь без ожидания плодов или результатов) приносит Читта Шуддхи, и посредством чистоты ума ученик обретает Джнану.
VI.2. Живите согласно вашему идеалу
Вы должы иметь в жизни свой собственный идеал и должны упорно стараться осуществить идеал. Люди отличаются по своим способностям, умственным и интеллектуальным достоинствам, по физической и умственной силе при выполнении дел. Следовательно, разные люди должны обладать разными идеалами. Только тогда они могут быстро эволюционировать. Только тогда они получат безусловную реализацию и быстрый прогресс. Идеал одного человека не подойдёт другому. Если человек придерживается идеала, который он не может реализовать, идеала, который находится за пределами его достижения и способности, он становится разочарованным. Он откажется от своих попыток и станет Тамасическим.
Вы должны иметь свой собственный идеал. Вы можете реализовать идеал в данный момент или спустя десять лет, идя и спотыкаясь. Это неважно, сколько времени это займёт. Каждый человек должен изо всех сил стараться жить согласно своему идеалу. Он должен приложить всю свою энергию, нервную силу и волю в реализации своего идеала. Вы можете наметить свой идеал согласно своего стандарта. Если вы неспособны сделать это, обратитесь к своему руководителю. Он выберет для вас идеал, который будет подходить вашим способностям и стандарту.
Один человек может сказать: “Я буду учить деревенских детей и дам им бесплатное образование. Это мой идеал в жизни.” Другой может сказать: “Я буду служить больным людям и заботливо ухаживать за ними. Я присоединюсь к любой организации Сева и буду предлагать бесплатные услуги до конца своих дней. Служение больному является моим идеалом.” Третий человек может сказать: “Я буду ходить от двери к двери и обращаться к людям, чтобы начать Кшеттар для кормления Садху и Санньясинов. Это мой идеал.” Четвёртый может сказать: “Мой идеал – это Самореализация. Я отправлюсь в Ганготри и поселюсь в пещере и буду выполнять напряжённую медитацию. Это мой идеал.” Всё это вполне корректно, согласно способностям и стандартам этих людей. Вы должны постепенно приводить идеал к реализации Бога или Брахмана. Высшим идеалом является Самореализация. Служение, поклонение и т.д. конечным результатом имеет реализацию внутреннего Я. Идеал обладать этическим совершенством ниже идеала Самореализации. Но он ведёт к Самореализации. Самореализация – это высший идеал в жизни. Это самый трудный из всех идеалов для осуществления. Тот, кто пытается совершить Самореализацию, совершает лучшее служение человечеству.
Не следует с презрением относиться к человеку, который обладает низким идеалом. Он, может быть, обладает детской душой, которая ещё только ползёт по моральному и духовному пути. Ваша обязанность состоит в том, чтобы помочь ему всеми возможными способами в реализации или осуществлении его идеала. Вы должны оказать ему все виды поддержки в его искренней попытке достичь своего собственного высшего идеала.
Следует с прискорбием отметить, что огромное большинство людей вообще не обладает идеалом. Даже образованные люди не лелеют какой-либо идеал. Они живут бесцельной жизнью и поэтому дрейфуют туда-сюда, подобно соломинке на ветру. Они не совершают прогресса в жизни. Разве это не весьма бедственное положение? Это действительно весьма прискорбно! Очень трудно обрести человеческое рождение, и тем не менее люди не осознают важность обладания идеалом и стремления к нему. Идеал “есть, пить и быть женатым” принят эпикурейцами, обжорами и богатыми людьми. Эта школа мысли имеет бесчисленных последователей, и их число неимоверно разрастается изо дня в день. Это идеал Вирочаны. Это идеал Асур и Ракшасов. Этот идеал приведёт человека в самые тёмные области несчастья и печали, “вечного озера огня”. Благословен тот человек, который имеет идеал и упорно борется за то, чтобы жить согласно своему идеалу, поскольку скоро он достигнет Божественного сознания. Слава искренне борющимся душам!
VI.3. Карма Ништха
Пророк Ишавасья Упанишады описывает в первой Шлоке метод вхождения в Джнана Ништху. Смысл Шлоки следующий:
“Во всём этом, движущемся и неподвижном, пребывает Бог. Отрекитесь от названий и форм, отрекитесь от чувственных наслаждений и наслаждайтесь Атмическим блаженством. Не завидуйте чьему бы то ни было богатству.”
Это путь Нивритти Марга для Санньясинов. Во второй Шлоке провидец описывает Карма Ништху для домохозяев, которые не в состоянии следовать по пути отречения, приняв Санньясу.
“Если человек желает прожить на этой земле сто лет, он должен жить, совершая Карму. А раз так, если вы живёте, как человек, не существует иного пути, кроме этого, с помощью которого Карма не будет цепляться к вам.”
В Нараяна Упанишаде сказано:
“Вначале были заложены эти два пути: путь через Карму и путь через Санньясу. Последний заключается в отречении от тройственного желания: жены, сына и богатства. Из этих двух путь через Санньясу предпочтительнее.”
Тайттирия Упанишада также говорит:
“Отречение (Ньяса) определённо предпочтительнее.”
В Гите Шри Кришна также упоминает о Карма Ништхе и Джнана Ништхе:
“О безгрешный, в этом мире существует двойственный путь, о котором я говорил прежде: это Йога с помощью знания Санкхйи, и Йога с помощью действия Йогов.”
Здесь Санкхья Йога означает Веданта, а не философия Капилы Муни.
Бхагаван Вьяса после длительного обсуждения сообщил своему сыну о своём твёрдом решении:
“Тогда эти являются двумя путями, на которых основаны Веды. Оба курса – один, который ведёт к Карме, и другой, который уводит от Кармы, – уже были объяснены, и т.д.”
Ништха означает совершенную преданность и привязанность к собственному идеалу. Здесь не происходит волнения или колебания ума. Йог Карма Ништхи обладает твёрдой непоколебимой уверенностью в том, что его Ништха приведёт его к цели и к достижению высшего блаженства. Он погружается в Карму. Он растворяется в Карме. Раджа Джанака имел свою Ништху в Карма Йоге. Шри Махатма Гандиджи был Йогом Карма Ништхи. Он никогда не отклонялся от своего идеала. Он был установлен в своей Ништхе. Ништха является непременным условием успеха. Только тогда человек может применить всё своё сердце, ум и интеллект для имеющейся работы. Неудача происходит из-за недостатка Ништхи. Ништха развивает силу воли. Ништха помогает быстрому росту и быстрой эволюции. Ништха устраняет камни преткновения на пути реализации.
VI.4. Преодоление Двандв
Страдание и счастье, удовольствие и боль, обретение и потеря, победа и поражение, жизнь и смерть, добро и зло – всё это является разными сторонами одной и той же медали. Зло не может существовать без добра. Жизнь не может существовать без смерти. Они являются относительными терминами. Невежественные люди хотят абсолютного счастья в этом мире. Это просто невозможно, это просто ребячество. Они хотят жить без смерти, хотят счастья без несчастья, хотят обретения без какой-либо потери. Если вы не хотите смерти, откажитесь от жизни в чувственном плане. Если вы не хотите боли, откажитесь от чувственного наслаждения. Боль и наслаждение, жизнь и смерть неразрывно связаны друг с другом. Зло существует, чтобы прославлять добро. Чтобы прославлять любовь, существует ненависть. Ложь существует, чтобы прославлять правду. Бродяга существует для прославления мудреца. Проститутка существует для прославления целомудренной женщины, Пативраты. Пьяница существует для прославления трезвенника. Этот мир является очень большим и замечательным музеем. Если бы в этом мире существовали только мудрецы, честные люди и трезвенники, он был бы похож на тюрьму. Разнообразие в проявлении является Свабхавой Пракрити, для того, чтобы поддерживать очарование этого мира. Преодолейте пары противоположностей или Двандвы и обретите покой в недвойственном и абсолютном Брахмане. Только здесь вы обнаружите абсолютное добро, абсолютное блаженство и абсолютное знание.
VI.5. Найшкармья (состояние бездействия)
Простое спокойное сидение не может сделать человека бездеятельным (Найшкармья). У него в уме будет тысяча и одна Санкальпа. Ум должен стать совершенно спокойным. Он должен быть абсолютно лишён мыслей. Только тогда человек обретёт свободу от действия. Я вновь повторю слова из Гиты:
“Никто не может даже на мгновение оставаться действительно бездействующим; это бесполезно, поскольку всякий человек побуждается к действию качествами, рождёнными природой.” (гл.3, Шлока 5).
Качества заставляют человека совершать то или иное действие. И вновь Гита говорит:
“Нет сущности, ни на земле, ни даже на небесах среди сияющих, которая освобождена от этих трёх качеств, порождённых материей.” Лишь тот Йог, который вышел за пределы трёх качеств – Раджаса, Тамаса и Саттвы, – и покоится в Я, может быть действительно бездеятельным. Далее Бог говорит: “Действительно, не может воплощённое существо полностью отбросить действие.” (гл.18, Шлока 11).
Если кто-то спокойно сидит, просто контролируя органы действия с помощью практики Хатха Йоги, и если его ум постоянно пребывает на объектах чувств, он, без сомнения, является совершенным лицемером. Господь Кришна превозносит человека:
“О Арджуна, тот, контролирующий чувства умом, с органами действия, без привязанности выполняет Йогу с помощью действия, тот является достойным.” (гл.3, Шлока 7).
В третьем стихе той же главы Он говорит:
“Никто не может достичь совершенства, то есть свободы от действия и преданности на пути Джнана Йоги, с помощью простого отказа от действия без приобретения Брахма Джнаны.”
VI.6. Медитация и действие
Человек, который медитирует в пещере в Гималаях, находит трудным работать в мире. Он не может медитировать на верхних этажах здания, которое расположено в сердце города. Человек, который работает в миру, находит одинаково трудным оставаться в уединённом месте. Оба они не обладают уравновешенным умом. Оба несовершенны. Оба имеют однобокое развитие. Человек, который может медитировать, удалившись в уединённое место, в течение шести месяцев, который также может работать от всего сердца в миру другие шесть месяцев, является идеальным Йогом или совершенным человеком. Он является идеальным Карма Йогом. Он действительно сильный человек. Он обладает интегральным развитием. Ничто не может расстроить его ум, даже когда он помещён в какие-то неблагоприятные условия или имеет плохое окружение.
Если человек практиковал Пратьяхару, или отвлечение чувств, он может убрать внутрь свой ум, как черепаха или как улитка, которая убирает под раковину свою ногу. Ни один звук не может побеспокоить его ум. Стреляющая пушка, рокочущие звуки двигателя грузовика и телеги на дороге не могут оказать какого-то воздействия на его ум. Он практически мёртв для мира, но в действительности внутри он очень занят. Он может превратить оживлённый город в огромный лес. Но если человек не обладает способностью к отвлечению или концентрации, он в густом лесу обнаружит большой город. Ученики должны наблюдать и всегда проверять свой ум. Они должны стараться поддерживать это совершенное равновесие. Подлинная медитация даёт огромную внутреннюю силу. Если человек не может реализовать этот внутренний покой и силу, тогда действительно здесь имеет место какая-то ошибка в Садхане или в медитации. Строительство воздушных замков или Манораджа, Тандри и Аласья (лень), сонное состояние, размышления и другие отрицательные состояния ума не должны ошибочно приниматься за Самадхи или медитацию. Нетренированные, неопытные ученики всегда совершают ошибки и бывают обмануты.
Лишь микроскопическое меньшинство подходит для полной и глубокой медитации. Подавляющее большинство вначале должно сочетать медитацию с действием. Когда они действительно преуспеют в медитации, они постепенно могут отказаться от действия.
VI.7. Убейте желание
Арджуна сказал: “Проясни, пожалуйста, что заставляет человека совершить грех действительно неохотно, о Варшнея, как будто это совершается силой принуждения.”
Благословенный Господь сказал: “Это желание, этот гнев порождён качеством движения, всепоглощающим и всеоскверняющим – знай, это как наш враг здесь на земле. Подобно тому, как дым окутывает пламя, как зеркало покрывается пылью, как эмбрион окружён водной оболочкой, так же и это окружено этим. Окружённой является божественная мудрость этим постоянным врагом мудрости в форме желания, которое ненасытно, как пламя. Чувства, ум и рассудок, говорят, должны быть на своём месте; обитатель в теле озадачен этими окружающими мудрость. Следовательно, о лучший из Бхарат, вначале овладей чувствами, ты должен убить такую вещь, как грех, разрушающий ум и знание. Говорят, что чувства велики, но большим чувств является ум, большим ума является рассудок, а тот, кто больше, чем рассудок, - это Он. Таким образом, поняв Его как более великого, чем рассудок, сдерживая я с помощью Я, убей, о ты, могущественный, врага в форме желания, которого трудно превзойти.” (гл.3, Шлоки 36-43).
Желания никогда не могут насытиться или успокоиться от наслаждения объектами. Но, подобно пламени, которое разгорается всё больше и больше, когда в него подливается масло или подкладываются дрова, точно так же желание становится всё больше, когда оно подкармливается объектами наслаждения.
Если бы вся пища Земли, все драгоценные металлы, все животные и все прекрасные женщины были переданы для обладания человеку, обманутому желанием, они бы потерпели неудачу в попытке дать ему удовлетворение.
Раджа Яяти сказал: “О сын, я наслаждался твоей юностью в полной мере своих желаний до предела своих сил и в соответствии с их вкусами – но желания никогда не умирают. Они никогда не могут быть насыщены потворством. Благодаря потворству они разгораются, как священный огонь, когда в него подливается Гхи. Если человек становится единственным Богом всей Земли с её рисом, овсом, драгоценными камнями, животными и женщинами, тем не менее, это не будет казаться ему достаточным. Следовательно, жажда наслаждения должна быть отброшена. Жажда к наслаждению, которую трудно отбросить вредным людям, которая не ослабевает даже к концу жизни, действительно является смертельной болезнью в человеке. Избавление от этой жажды является подлинным счастьем.”
Поймите, что желание является порождением качества Раджас и является человеческим врагом в этой Самсаре. Подлинным врагом всего мира является желание. Это благодаря этому желанию весь вред и страдание приходит к человеческим существам. Когда желание проявляется, оно побуждает человека к действию, и таким образом он совершает различного рода грехи. Когда человеческие желания не удовлетворены, когда человек стоит на пути их осуществления, он становится гневным. Желание превращается в гнев. Когда человек находится под властью гнева, он совершает все виды грехов. Он теряет свою память, интеллект и понимание. Гневный человек совершает убийство. Он сам не знает, что он в действительности делает. Он становится очень эмоциональным и импульсивным. Все вредные действия и плохие качества проистекают из гнева.
Когда желание овладевает человеком, оно прячет от него знание о человеческой истинной природе. Желание обволакивает мудрость, подобно тому, как дым обволакивает огонь. Человек становится эгоистичным. Он становится обманутым. Он становится рабом страсти и испытывает все виды страданий.
Индрии, или чувства приводят человека к контакту с внешними объектами, и посредством этого возникают желания. Но чувства не являются решающими. Если ум сотрудничает с Индриями, только тогда действует зло. Ум более могущественен, чем Индрии. Ум является командиром. Рассудок ещё более могущественен, чем ум. Даже если ум приводит на умственную фабрику послание с помощью своей связи с Индриями, чистый рассудок может всецело отвергнуть это. Рассудок более могущественен, чем ум. За рассудком располагается Я, которое является управляющим и наблюдает за рассудком. Я выше рассудка. Желание обладает весьма сложной и трудной для понимания природой. Поэтому его очень трудно искоренить или победить. Но с помощью чистого рассудка все желания в конце концов могут быть уничтожены. В этом нет сомнения. Тогда вы обретёте знание об Атмане, которое принесёт бессмертие, высший покой и вечное блаженство.
Причиной человеческого страдания является Авидья или невежество. Шри Шанкара придерживается точки зрения, что лишь знание Брахмана способно искоренить невежество у человеческих существ. Другие придерживаются точки зрения о том, что приобретение знания о Душе должно сопровождаться совершением Ведических обрядов и обрядов Смарты. Эта точка зрения известна как Самуччая-Вада, поскольку эта теория влечёт за собой соединение двух средств для реализации одной цели. Они приводят для иллюстрации птицу. Подобно тому, как для птицы необходимы два крыла, чтобы летать в небе, так же индивидуальной душе требуется как знание, так и действие, чтобы обеспечить ей достижение Мокши или конечной красоты, и ни одно из них в отдельности недостаточно для этой цели.
Кармы, когда они совершаются как Ишварарпана, без ожидания плодов, очищают сердце. Они подготавливают почву Антахкараны для начала Брахма Джнаны. Шри Шанкара говорит в своей Атма Бодхе: “Кармические ритуалы не могут уничтожить невежество, потому что они не враждебны друг другу. Но знание определённо уничтожит невежество, подобно тому, как свет уничтожает густую тьму. По сравнению со всеми остальными средствами Джнана (знание о Я) является единственным прямым средством к свободе. Подобно тому, как приготовление пищи невозможно без огня, точно так же освобождение невозможно без Брахма Джнаны.” Шри Шанкара опровергает теорию Самуччая-Вада.
Новички и молодые люди вначале могут работать и медитировать в течение нескольких лет. Когда они преуспеют в медитации, работа должна быть совершенно прекращена. Она станет помехой. Поэтому в Гите сказано:
“Для мудреца, который ищет Йогу, действие называется средством; для того же мудреца, когда он возведён на престол в Йоге, спокойствие называется средством.” (гл.6, Шлока 3).
Только тот продвинутый Йог, который может на протяжении нескольких часов медитировать, может прекратить работу. Если обычные ученики откажутся от работы, они станут Тамасическими и ленивыми. Если вы не преуспели в чистой медитации, тогда сочетайте работу с медитацией. Всегда пользуйтесь здравым смыслом. Человек может достичь определённой стадии в Йоге, Джнане или Бхакти лишь тогда, когда он остаётся в миру. Уединение и Нивритти необходимы для высшей реализации. Процветающий, полностью достигший Йог или Джнани или Бхакта должен вновь вернуться в мир для подъёма других людей для целей Локасанграхи (мировая солидарность).
VI.9. Санньясины, пробуждайтесь!
Простое изучение Вичара Сагары или Панчадащи не может привести к переживанию чистого Адвайтического сознания. Ведантические сплетни и праздные сухие разговоры о Брахма Сутрах и Упанишадах не могут помочь человеку в получении ощущения союза или единства жизни. Для такого человека нет надежды почувствовать Адвайтическое единство сознания:
“Сарвам Кхалвидам Брахма” -
“В действительности всё есть Брахман”,
до тех пор, пока ученик безжалостно не уничтожит все виды Гхрины, ненависти, ограниченности ума, ревности, зависти, идеи превосходства и всех барьеров, которые отделяют одного человека от другого, с помощью непрекращающегося длительного служения человечеству с правильным умственным отношением или божественной Бхав. Практическая Веданта редка в наши дни. Сейчас лишь существуют сухие дискуссии и бессмысленная борьба вокруг несущественных моментов различных религий.
Центральным учением Гиты является Самореализация в мире и посредством мира. Та же самая идея проповедуется Шри Васиштхой Шри Раме. Служить человечеству, Богу в проявлении, и думать о Боге, живя в мире среди различных видов деятельности, гораздо выше, чем жизнь в пещере. Самоотверженная работа есть Йога. Работа является Атма Пуджей. В Нишкамья Карме нет потери. Подлинный духовный прогресс начинается в Нишкамья Карма Йоге.
Подобно тому, как студент-медик не может понять патологию, диагностику и медицину, если он в начале пренебрегает изучением физиологии и морфологии, точно так же ученик не может понять и реализовать дух и предмет Веданты, если он игнорирует практику Нишкамья Йоги для искоренения загрязнённости своего ума. Практика Карма Йоги в конце концов достигает высшей точки в реализации Ведантического союза Я.
“Все действия всецело, о Партха, достигают наивысшей точки в мудрости.” - говорит Бог Кришна Арджуне. Не существует даже ни грамма надежды для реализации Я без самоочищения с помощью Нишкамья Карма Йоги.
Служите каждому с интенсивной любовью, без всякой идеи о содействии, без ожидания плодов, вознаграждения или даже похвалы. Используйте эту машину-тело в самоотверженной работе. Чувствуйте, что вы являетесь лишь Нимиттой (инструментом) в руках Господа или Сакши (свидетелем) в деятельности природы (Пракрити), когда вы совершаете Карма Йогу. Поклоняйтесь Богу в бедняке и больном. Не привязывайтесь к какому-либо месту, человеку или предмету. Поддерживайте умственное равновесие среди тяжёлой работы в миру, не считаясь с успехом или неудачей, обретением или потерей, победой или поражением, уважением или неуважением, удовольствием или страданием. Всегда обладайте уравновешенным умом. Твёрдо укоренитесь в Душе среди всех видов деятельности. Тогда вы станете истинным Карма Йогм. Работа возвышает, когда она выполняется в правильном духе. Даже если люди будут насмехаться над вами, оскорблять, бить, убивать или говорить вам колкости, всегда будьте безразличны. Будьте стойкими в своей Садхане.
Эта Садхана требует постоянной практики, твёрдости, терпения, упорства и выдержки. Практика комбинации Карма и Джнана Йоги в миру гораздо более трудная, чем практика чистой Джнана Йоги в уединении в пещере в Гималаях. Первый Йог не будет иметь Викшепы или беспокойного метания ума, в то время как последний будет легко становиться беспокойным даже из-за небольшого звука или суматохи города. Поддержание медитации во время совершения действий является другим видом трудной Садханы. Йог, который поддерживает медитацию, совершая действия, действительно является могущественным Йогом. У него совершенно другой ум.
Люди не хотят устранять Малу (загрязнённости) с помощью Нишкамья Карма Йоги. Они думают, что служение и Бхакти – это ничто. Они сразу бреют свои головы, надевают цветные одежды и остаются в пещере, позируя, как великие Муни или Йоги. Эти люди изучают несколько книг по Веданте и величают себя Дживанмуктами. Это серьёзная ошибка. Даже если бы был хотя бы один истинный Дживанмукта, он обладал бы великой действующей силой для управления всем миром. Некоторые Санньясины старой ортодоксальной школы думают, что Дживанмукта без сил. Дживанмукта является динамической личностью, полной сил. Он может изменить или переделать судьбу всего мира.
В этом различие между человеком мирского ума и тренированным Карма Йогом или Санньясином, которые работают для Локасанграхи или духовного подъёма человечества. Карма Йог или Санньясин работают с Акартой или Сакши Бхав, без привязанности или идеи о содействии, и с сильной Нишчайей или уверенностью в том, что мир нереален, и что мир – это не что иное, как Атман или Брахман. Эта работа – не работа вообще. Это – “бездействие в действии”. Это не принесёт рабства. Этот Джнанагни или огонь мудрости сожжёт все плоды действия. Человек мирского ума работает с идеей “Я – деятель” и с ожиданием плодов и думает, что этот мир имеет твёрдую реальность. Это приводит к рабству.
Длительное пребывание в пещерах делает человека Тамасическим и неприспособленным для энергичного, активного служения человечеству. Затворник пугается, когда он видит большую толпу или группу женщин. Слабый звук выводит его из равновесия. Затворник в лесах должен испытывать свою подлинную, внутреннюю силу с помощью эпизодических выходов на просторы, на равнины и служения человечеству. Совершенно необходимо правильное понимание Майя-Вады. Настоящее плачевное положение Индии имеет место благодаря отсутствию правильного понимания Майя-Вады. Если бы небольшая случайная группа Санньясинов вышла из своих убежищ и упорно поработала бы в миру в систематической манере согласно их способности, темпераменту и вкусу, мы бы действительно имели новую и процветающую Индию, полную новой религиозной жизни с духовным и моральным продвижением.
Это крайне необходимо в настоящее время. Полная реставрация организации этого четвёртого порядка жизни – Санньясы – является крайне необходимой. Простое общественное служение в той или иной форме, немножко Катхи или проповеди там и здесь не принесут удовлетворительных результатов. Сильнодействующая форма служения является совершенно необходимой. Каким активным был сам Шри Шанкара, выдвигавший Майя-Ваду! Посмотрите на великолепную работу, совершённую им! Он проповедовал лишь против эгоистических Карм. Он не был против самоотверженных действий. Он сам был прекрасным Карма Йогом!
Давайте все следовать по его стопам и к его идеалу и устраним все неправильные впечатления, которые сформированы в умах наших соотечественников. Это лишь смелые Санньясины творили чудеса в прошлом. Они могут совершать чудеса также и сейчас. Они постоянно являются свободными людьми. Они полны энергии, концентрации, силы, чистоты и способности. Они обладают духовными и этическими силами. Они, несомненно, могут вызвать трепет и электризовать весь мир в мгновение ока. Слава, слава подобным возвышенным Санньясинам, детям Шри Шанкары и Даттатрейи, подлинным духовным королям и духовным учителям трёх миров! Пусть их благословения снизойдут на всех нас! Пусть Санньясины управляют и просвещают людей, которые прискорбно и безнадёжно тонут в трясине Самсары! Пусть домохозяева получат духовные инструкции с полной Бхав и Шраддхой и служат Санньясинам с большой заботой и искренностью!
VI.10. Практика Брахмачарьи
Поскольку практика Карма Йоги невозможна без Брахмачарьи, я привёл здесь краткое описание методов для того, чтобы человек мог утвердиться в физическом и умственном безбрачии.
Один из учеников Дханвантари после окончания полного курса Аюрведы обратился к своему учителю и спросил его: “О Бхагаван, будьте любезны, дайте мне возможность узнать теперь тайну здоровья.” Дханвантари ответил: “Эта Вирья (энергия семени) поистине является Атманом. Тайна здоровья заключается в сохранении этой жизненной силы. Тот, кто бесполезно растрачивает эту энергию, не может иметь физическое, умственное, моральное и духовное развитие.”
Если Вирья потеряна, Прана становится неустойчивой. Прана становится возбуждённой. Человек становится нервозным. Тогда и ум также не может работать должным образом. Человек становится непостоянным. Здесь имеет место умственная слабость.
Согласно Аюрведе, семя является последней Дхату, которая образована из Маджджи или костного мозга. Из пищи образуется хилус, млечный сок (Раса). Из хилуса образуется кровь (Ракта); из крови возникает плоть, или мышцы; из плоти образуется жир; из жира возникает костный мозг; из костного мозга образуется семя. Это семь Дхату. Существует также три подразделения в каждом Дхату. Семя питает физическое тело, сердце и интеллект. Человек, который использует лишь своё физическое тело, но содержит интеллект и сердце неразвитыми, не может ожидать достижения совершенной Брахмачарьи. Он может обладать Брахмачарйей тела, но не Брахмачарьей ума и сердца. Семя, которое принадлежит сердцу и уму, непременно будет вытекать. Если ученик совершает лишь регулярную молитву, Джапу и медитацию, если он не развивает сердце, если он не практикует физические упражнения, он будет обладать лишь умственной Брахмачарьей. Та часть семени, которая идёт на питание сердца и тела, будет вытекать. Но продвинутый Йог, который совершает более высокую, глубокую медитацию, будет обладать полной Брахмачарьей, даже если он не будет выполнять каких-либо физических упражнений.
Невежественный человек является игрушкой в руках своих Самскар и Карм. Он постепенно обретает силу, понимая свою подлинную сущностную природу, выполняя духовную Садхану и устраняя желания и эгоизм.
Мир – это не что иное, как секс и эго. Эго является главной вещью. Это основа. Секс висит на эго. Если эго уничтожено с помощью Вичары или рассуждения “кто есть Я”, идея секса сама по себе исчерпывает себя. Человек, хозяин своей судьбы, потерял свою божественную славу и стал рабом, игрушкой в руках секса и эго из-за невежества. Секс и эго являются продуктами Авидьи или незнания, неведения. Зарождение знания о Себе уничтожает этих двух врагов Атмана, двух бандитов, которые грабят беспомощного, невежественного, маленького, фальшивого Дживу, иллюзорное “Я”.
Если половая энергия превращена в Оджас или в духовную энергию с помощью чистых мыслей, это в западной психологии называется сублимацией секса. Подобно тому, как металлы и химические соединения очищаются с помощью нагревания, точно так же половая энергия очищается и превращается в божественную энергию с помощью духовной Садханы, с помощью удерживания возвышенных, возвышающих душу мыслей о Себе или Атмане. Человек, у которого энергия семени течёт вверх в головной мозг в виде Оджас Шакти, в Йоге называется Урдхварета. Здесь невозможно, чтобы семя двигалось вниз из-за полового возбуждения.
Этот процесс чрезвычайно трудный. Он требует постоянной и длительной Садханы и совершенной дисциплины. Тот Йог, который достиг совершенной сублимации, обладает совершенным контролем над похотью. Здесь не существует страха падения. Он в полной безопасности. Он может обнимать молодых женщин и, тем не менее, быть абсолютно свободным от какой-то нечистоты. Эта стадия является очень высокой стадией. Лишь микроскопическое меньшинство достигло этого величественного восторженного состояния. Шри Шанкара, Шри Даттатрея и Джнана Дэв из Аланди достигли этой стадии.
Тот Йог, который дисциплинировал себя с помощью непрестанной и долгой Садханы, непрерывной медитации, Пранаямы и Атмической Вичары, практики Шамы, Дамы, Ямы и Ниямы, также находится в безопасности, хотя он и не достиг состояния совершенной половой сублимации. У него не будет привязанности к женщинам. Он совершил прореживание своего ума. Его ум истощён до смерти. Он подобен кобре, которая не может поднять свой капюшон, которая не может даже шипеть.
Тот Йог или Джнани, который достиг высшего Нирвикальпа Самадхи и в котором полностью сожжены семена Самскар, может считаться совершенным Урдхваретой или человеком, который обладает полной половой сублимацией.
Процесс половой сублимации очень труден, и, тем не менее, он крайне необходим для ученика на пути духовности. Это самое важное качество для ученика, независимо от того, идёт ли он по пути Карма Йоги, Упасаны, Раджа Йоги или Веданты. Вы должны достичь его, во что бы то ни стало. Вы, безусловно, попытаетесь сделать это в каком-то будущем рождении. Но почему не сейчас?
Брахмачарья является фундаментальной предпосылкой для ученика. Если человек обладает этим качеством или достоинством, все остальные достоинства привлекутся к нему. Все божественные качества придут сами. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы