Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II.3. Закон действия и результата действия
Великий закон причинности включает закон действия и отражения, закон компенсации и закон возмездия. Все эти законы идут под одним общим, всеобъемлющим названием – Закон Кармы. Если имеет место действие, должно быть и отражение. Отражение будет равно по силе воздействия, и будет иметь ту же природу. Недавняя мировая война привела к ужасным последствиям. Пришла в упадок торговля. В стране исчез покой. Люди стали несчастными. Сократился денежный рынок. Было потеряно множество жизней. Просто смерть короля приводит к немедленной сильной реакции. Каждая мысль, желание, воображение и чувство вызывает реакцию. Добродетель приносит своё собственное вознаграждение. Порок приносит своё собственное наказание. Это – работа закона отражения. Если я излучаю радость другим, если я облегчаю страдания других, несомненно, я обрету радость. Это – закон отражения. Если я причиню вред другому человеку, если я принесу страдания и боль другому, в ответ я получу страдания и боль. Бог никогда не наказывает злых людей и не награждает добродетельных. Это их собственные Кармы дают вознаграждение и страдание. Это – закон действия и отражения, который приносит определённые плоды. Никого не следует обвинять. Закон действует всюду с безупречной чёткостью и научной точностью. Закон действия и отражения действует как на физическом, так и на ментальном планах.
Теннисный мяч ударяется о землю и подскакивает с одинаковой силой. Это – закон действия и отражения. Если я бью по подушке, подушка воздействует на меня с такой же силой. Это – закон действия и отражения. Если я говорю слова любви кому-либо, этот человек возвращает чувство любви, и также говорит мне приятные слова. Это – закон действия и отражения.
Почему один человек ведёт себя грубо? Почему другой человек учтив, вежлив и предупредителен? Почему один человек обладает хорошим, высокоморальным характером? Почему другой обладает вредным характером? Почему один человек обладает крепким здоровьем, силой и жизнеспособностью? Почему другой человек слаб и несчастен или жалок? Почему один человек весел и радостен, а другой - подавлен и грустен? Эти вещи легко можно объяснить законом действия и отражения. Никого не следует обвинять. Это наша собственная Карма приносит радость, страдание, удовольствие, боль, обретение, потерю, успех и поражение. Каждый из нас управляется законом действия и отражения. Характер индивидуума является субъектом закона действия и отражения. Каждый характер или личность является общим результатом или коллективным итогом предшествующего умственного действия. Меняются мысли, меняются привычки, характер также меняется. Наш нынешний характер является порождением нашего прошлого, и наше будущее будет сформировано нашими настоящими действиями. Человек создаёт свой собственный характер и судьбу. Он может создать и разрушить свои мысли, привычки, характер и судьбу. Закон действия и отражения работает всюду.
Тот, кто хорошо понимает этот великий закон действия и отражения, никогда не будет совершать какого-либо плохого действия, поскольку он знает, что ответ отразится на нём и принесёт страдание и боль. Он всегда будет совершать добродетельные поступки, поскольку они принесут мир, радость, силу и неомрачённое счастье. Дорогие друзья! Поймите этот закон. Никогда не нарушайте его. Действуйте согласно этому закону и пребывайте в мире. Пусть этот молчаливый Законодатель, который спрятал Себя за этими названиями и формами, управляет вами во всех ваших мыслях, речах и действиях! Слава закону и Законодателю!
II.4. Закон компенсации
Закон компенсации действует всюду в феномене Природы. Семя разрушается, и из семени появляется дерево. Дерево возникает в соответствии с законом компенсации. Топливо сгорает и разрушается. Но в связи с законом компенсации возникает тепло. И многие виды пищи можно приготовить на огне благодаря теплу. Если в Безваде имеет место необыкновенная жара, на горе Кайлас или Уттаракаши в Гималаях имеет место необыкновенный холод. Это – закон компенсации. Если в каком-то месте живут 10 подлецов, для того, чтобы была компенсация, должны существовать две Саттвические души. Если в Пури происходит прилив, в Вальтайре имеет место отлив. Это – закон компенсации. Если в Индии день, в Америке – ночь. Мир следует за войной, и наоборот. Вода становится паром, и пар приводит в движение двигатель. Серная кислота в батарее потребляется, но возникает электричество для лампочки. Вы получаете свет. Это – закон компенсации. Закон компенсации действует также и в ментальном плане.
Каждое следствие имеет причину. Каждое последующее имеет предшествующее. Должно быть совершенное равновесие между причиной и следствием, между предшествующим и последующим. Закон компенсации поддерживает равновесие и устанавливает мир, согласие, равновесие, гармонию и справедливость в Природе. Подумайте, как следует. Подумайте и поразмышляйте. Вы заметите, что этот закон компенсации прекрасно действует всюду в феномене Природы. Он непреклонен и неумолим. Никто не может игнорировать этот незыблемый и неотразимый закон. Если вы совершаете плохой поступок, вы пожнёте плохие результаты в качестве компенсации.
Иногда человек жалуется: “Бог несправедлив. Я всегда говорю правду. Я никогда никому не причиняю зла. Я всегда служу человечеству. И, тем не менее, я страдаю таким ужасным заболеванием, как астма”. Это – неправильно и неразумно так рассуждать. Вы всегда должны связывать следствие и причину. Всё, от чего вы страдаете, может показаться вам несправедливым. Вы можете думать, что вовсе не заслужили этого. Но если вы попытаетесь обнаружить причину этого страдания, вы, несомненно, найдёте его совершенно правильным, справедливым и просто компенсацией. Вы будете удовлетворены. Просто попытайтесь сделать это в нескольких случаях. Тогда в вас не останется места для жалоб или прискорбия. Вы поймёте прекрасное действие закона компенсации. Дела нашей жизни очень запутанны и сложны, поэтому нам трудно проследить причину настоящего страдания. Хотя мы неспособны проследить причину, хотя мы неспособны понять действие закона, тем не менее, причина есть. Наш интеллект настолько слаб, что он неспособен охватить предшествующее или причину страдания или события.
Человек может пожинать плоды компенсации за свои действия в этой жизни или в следующей. Если мы отрицаем предшествующее существование или повторное рождение и приходим к выводу о том, что жизнь начинается лишь с этим рождением и полностью прекращается со смертью тела и что ничего больше не существует, тогда не будет компенсации для добродетельного человека, который совершал благородные поступки, и для негодяя, который совершал преступления. Связь причины и следствия, предшествующего и последующего будет разорвана. Тогда всюду воцарится ужасная несправедливость. Этого не может быть. Если вы свяжете вашу настоящую жизнь с прошлой и с будущей жизнями и со справедливостью настоящей жизни с точки зрения вечной жизни, тогда будет иметь место совершенная справедливость. Тогда будет иметь место совершенная компенсация.
Ваша настоящая жизнь имеет непосредственную связь с прошлым и будущим. Имеет место совершенная непрерывность жизни на протяжении всего времени, хотя вы принимаете несколько тел. Существует общая связующая нить, которая пронизывает жизнь души в бесчисленных рождениях. Жизнь индивидуальной души (Дживатмы) состоит из бесчисленных земных жизней. Между прошлым, настоящим и будущим существует сокровенная связь, и закон компенсации действует с совершенной справедливостью и гармонией. Физическое тело может меняться, но события и закон компенсации продолжают действовать. Подобно тому, как в повседневной жизни человека существует связь вчерашней жизни и жизни завтрашней, точно так же один период земной жизни имеет тесные отношения с предыдущими и последующими жизнями. Только тогда будет иметь место абсолютная справедливость и компенсация.
Если вы будете рассматривать индивидуальную жизнь как изолированное событие, которое начинается с рождением физического тела и ограничено его смертью, вы не сможете найти какого-либо правильного объяснения или решения жизненным делам. Вы будете ощупью двигаться в темноте и потеряете надежду. Если добродетельный человек, который не совершал какого-либо зла в этом рождении, страдает, - это из-за того, что он совершал плохие поступки в своём предыдущем рождении. Он получит компенсацию в своём следующем рождении. Если плохой человек, который совершает много плохих поступков, очевидно для всех наслаждается в этом рождении, это благодаря некой хорошей Карме, которую он, должно быть, совершил в своём предыдущем рождении. Он получит компенсацию в своём следующем рождении. Он будет пожинать плоды своих плохих поступков в своём следующем рождении. Он будет страдать в следующем рождении. Закон компенсации безжалостен и неумолим.
Ваша настоящая жизнь – ничто по сравнению с целостной жизнью Души. Она мгновенна. Это просто фрагмент. Когда вы захотите отыскать причину или предшествующее чему-либо, вы должны будете глубоко погрузиться в дела вечной жизни Души. Только тогда будет иметь место совершенное равновесие между причиной и следствием, между предшествующим и последующим. Вы должны судить с высокой точки зрения вечной жизни Души. Закон компенсации охватывает широкую сферу всей жизни Души. Жизнь не прекращается с разрушением этого физического тела. Существует реинкарнация. Существовали также бесчисленные предшествующие жизни. Вы должны принять во внимание широкий взгляд на жизнь Души. Только тогда ситуация прояснится. Тогда вы найдёте совершенное, удовлетворительное решение для всех запутанных и сложных жизненных дел. Тогда не останется места для ворчания, горестного сетования или недоразумения.
II.5. Закон возмездия
Каждый плохой поступок или преступление приносит своё собственное наказание в соответствии с законом возмездия. Закон причинности, закон действия и отражения, закон компенсации и закон возмездия – все они действуют вместе. Тот, кто грабит другого, грабит себя. Тот, кто вредит другому, прежде всего, вредит себе. Тот, кто обманывает другого, прежде всего, обманывает себя. Каждый плохой поступок вначале вызывает наказание во внутренней природе или душе, и внешне - в обстоятельствах в форме боли, страдания, потери, неудачи, несчастья, болезни и т.д.
Человек невежествен. Он управляется импульсами, гневом, страстью, привязанностью, гордостью и отвращением. Он совершает разного рода плохие поступки. Его интеллект становится извращённым. Он теряет свою память. Его понимание затемнено эгоизмом и жадностью. Он не знает, что он в действительности творит. Позже он раскаивается. Необходима дисциплина Индрий (чувств). Он должен помнить о законе причинности, о законе действия и отражения, о законе возмездия на каждом шагу, каждое мгновение своей повседневной жизни. Он должен контролировать свои эмоции и импульсы посредством практики Пранаямы (Свара Йоги) и медитации. Только тогда он не совершит какого-либо плохого поступка.
Помните, что Бог не является ни пристрастным, ни несправедливым. Вы страдаете из-за своих собственных плохих действий. Посейте семена, которые принесут приятные плоды и которые сделают вас счастливым здесь и в последствии. Не сейте семян, которые принесут неприятные плоды и которые сделают вас жалким и несчастным в этой жизни и в последующей. Будьте осмотрительны в совершении своих повседневных обязанностей. Наблюдайте за каждой мыслью, словом и действием. Следуйте к корню и вначале очистите мысли. Молитва, Джапа, медитация и изучение философских книг, чистая пища, Вичара и Сатсанг очистят ваш ум и искоренят низкие и грязные мысли. Соблюдайте обет молчания, тогда вы будете в состоянии контролировать свою речь. Практикуйте Яму и Нияму, Ахимсу, Сатью, Астею, Брахмачарью и Апариграху. Развивайте Саттвические качества. Постепенно искореняйте отрицательные качества. С помощью этих практик вы не будете в состоянии делать какие-то плохие действия. Сила Саттвических привычек будет побуждать вас совершать лишь добродетельные поступки.
Ортодоксальные христиане и теологи считают, что Бог принимает решение и определяет судьбу человека до его рождения. Это нелогично и неразумно. Эта гипотеза не выдерживает критики из-за своей нездоровой природы. Получается, что человек становится подобным соломинке, которую ветер мотает туда-сюда. Он не обладает независимостью и свободой. Это делает Бога пристрастным, несправедливым и капризным. Разрушается моральная ответственность и свобода человека. Человек становится подобным узнику в тюремной камере, чьи руки и ноги окованы цепями. Почему Бог делает одного счастливым, а другого несчастливым? Неужели Он такой капризный и экстравагантный? Почему кто-то должен получить Его милость до того, как он рождён? Неужели Бог настолько предубеждённый? Если Бог всемилостив, почему бы Ему ни сделать всех одинаково благородными, добродетельными, счастливыми, хорошими, высокоморальными и духовными? Почему кто-то рождается слепым? Почему грешник должен отвечать за свои действия, если ему предопределено грешить? Почему он должен страдать благодаря прихоти такого Творца? Вопросы такого рода загоняют в тупик, если вы принимаете теорию “предопределённости и Милости”. Один лишь закон Кармы даст удовлетворение. Он основателен. Он взывает к разуму. Он проясняет вопрос. Каждый может пожинать плоды своих собственных действий. Человек может создать и разрушить свою судьбу с помощью своих собственных мыслей и характера. Он является свободно действующей силой. Он может быть плохим человеком в этом рождении, но он может изменить свои мысли, привычки, наклонности и характер и может стать хорошим человеком или святым в следующем рождении. Он обладает свободной волей. Он на каждом шагу может выбирать между двумя альтернативами. Теория “предопределённости и Милости” не может быть принята. Она не выдерживает критики из-за необоснованности и несостоятельности.
Только закон Кармы может объяснить таинственную проблему добра и зла в этом мире. Только закон Кармы может дать утешение, удовлетворение и силу поражённым и отчаявшимся. Он помогает понять наши трудности и проблемы в жизни. Он даёт поддержку безнадёжным и покинутым. Он толкает человека к правильному мышлению, правильной речи и правильному действию. Он ведёт к блестящему будущему человека, который живёт согласно этому универсальному закону. Если бы все люди правильно понимали этот закон и внимательно выполняли свои повседневные обязанности, они бы поднялись на бескрайние высоты по лестнице духовности. Они были бы высокоморальными и добродетельными и жили бы счастливой, мирной и удовлетворённой жизнью. Они могли бы вынести ношу Самсары с помощью терпения, выдержки и силы ума. Не было бы места для жалоб, при виде неравенства в рождении, судьбе, разуме и способностях. Тогда на Земле воцарился бы рай. Все бы радовались даже в страдании. Исчезли бы жадность, ревность, ненависть, гнев и страсть. Добродетель осуществляла бы верховное правление повсюду. Мы бы имели славную Сатья Югу с миром и изобилием повсюду. Благословен тот человек, который понимает и живёт по закону, поскольку он скоро достигнет Божественного сознания и станет единым с Законодателем. Тогда закон больше не будет воздействовать на него.
II.6. Закон сопротивления
Если вы едите манго, если вы совершаете какого-либо вида работу, это производит впечатление в подсознательном уме или Читте. Это впечатление называется Самскара, или тенденция, наклонность. Всё, что вы видите, слышите, чувствуете, обоняете или вкушаете, вызывает Самскары. Действия – дыхание, мышление, ощущение и повеление создают впечатления. Эти впечатления неразрушимы. Они могут быть сожжены полностью только посредством Асампраджнята Самадхи. Человек является связкой Самскар. Ум является связкой впечатлений. Именно эти Самскары вновь и вновь приводят человека на этот физический план. Они являются причиной повторных рождений. Эти Самскары принимают форму очень больших волн из-за воспоминаний, внутренних или внешних стимулов. Итогом этих впечатлений является характер человека. Если вы совершаете добродетельные поступки, Читта будет содержать хорошие впечатления, и вы будете обладать хорошим, добрым характером. Если вы совершаете вредные поступки, в подсознательном уме будут откладываться вредные впечатления, и у вас будет плохой характер. Хорошие Самскары побуждают человека совершать хорошие поступки, и наоборот. Если вы обладаете великим ценным качеством – хорошими Самскарами, вы вообще не будете совершать каких-либо плохих действий. У вас установится хороший характер. Мара, или Сатана, не сможет влиять на вас.
Действия создают Самскары, или впечатления, или потенции. Впечатления соединяются вместе посредством повторения и образуют привычки. Тенденции развиваются в привычки и характер. Итогом тенденций человека является его характер. Кармы создают характер, и характер создаёт волю. Если характер чистый и сильный, воля также будет чистой и сильной, и наоборот.
Говорят, что привычка – это вторая натура. Я всегда говорю, что привычка является всей натурой. Контроль привычек является контролем натуры. Старые вредные привычки могут быть заменены здоровыми и желанными привычками с помощью силы чистой непреодолимой воли. Слабый, бессильный человек является рабом привычек. Он всегда воображает, что привычки являются врождёнными и что они не могут быть изменены в течение жизни. Это заблуждение. Если вы хотите изменить старые, болезненные, вредные привычки и установить новые, здоровые и полезные привычки, вы должны упорно бороться. Старые привычки будут стараться вернуться, будут сопротивляться, упорствовать и повторяться. Будет происходить внутренняя борьба между старыми и новыми Самскарами, между старыми и новыми привычками. Вы должны быть очень бдительным, внимательным и осторожным. Вы должны быть таким же внимательным, как солдат, который стоит на посту и охраняет военный склад. Старая привычка отстаивает себя и говорит: “О, друг! Ты дал мне место в своём теле и уме в течение долгих двадцати лет. Ты наслаждался некоторыми вещами благодаря мне. Почему ты стараешься избавиться от меня теперь? Ты очень жесток. У меня есть все права и привилегии от Природы, моей доброй матери, чтобы остаться здесь. Майя действует только через меня. Весь мир действует только через привычки. Посредством силы привычки человек цепляется за чай, кофе, алкоголь, табак, курение, кино, романы и азартные игры. Весь мир может быть превращён в пыль ни для кого иного, как для меня. Лила Господа остановится без моего присутствия в твоём теле. Я не покину своего места в твоём теле”.
В этом состоит закон сопротивления. Если человек, который пытается искоренить вредную привычку, невнимателен, старая привычка вернётся вновь. Вначале она может возвращаться чаще и оставаться долгое время. Либо она может возвращаться реже и оставаться короткое время. Но вы обретёте силу, и постепенно она будет полностью уничтожена, и новые, полезные привычки, в конце концов, обретут главенствующую власть.
Если новая, здоровая привычка привлекается ещё раз, если вы делаете хотя бы одну попытку взрастить, посадить в почву новую, хорошую привычку, постепенно вырастет хорошая привычка. Она также утвердит себя в обретении места в теле и уме. Она сама будет действовать до тех пор, пока не обретёт совершенного успеха, и пока не победит старую, вредную привычку. Это ещё один закон Природы. В Природе всегда имеет место двойная жизнь: Асурическая и Дэвическая (Демоническая и Божественная). В теле и уме постоянно происходит борьба между Асурами и Дэвами. Если вы очень упорно сражаетесь, новые полезные привычки быстро утвердятся. Вы достигнете быстрого прогресса на духовном пути. Чистая, сильная, непреодолимая воля, в конце концов, приведёт к успеху. Она может сделать всё. Её силы неописуемы и замечательны.
Глава III. Свадхарма
III.1. Что такое Свадхарма? III.2. Обязанности человека III.3. Три Гуны III.4. Карма Индрии III.5. Псевдо-Карма Йог III.6. Митхьячара III.7. Инструкции ученикам
III.1. Что такое Свадхарма?
В английском языке нет соответствующего эквивалента Санскритскому термину ‘Дхарма’. Обычно под этим подразумевают ‘обязанность’ и ‘праведность’. Любое действие, которое хорошо рассчитано, чтобы дать Шреяс (освобождение) и Абхьюдаю (восторг), является Дхармой. То, что приносит человеческим существам благополучие, является Дхармой. Слово ´ Дхарма´ происходит от корня ´ Дхри´, который означает ´ поддерживать´ или ´ держать´. То, что поддерживает, является Дхармой. Люди поддерживаются с помощью Дхармы. Поскольку это одновременно поддерживает и держит, это называется Дхармой. То, что обеспечивает безопасность существа, является Дхармой. ´ Свадхарма´ означает собственную человеческую обязанность в соответствии с Варнашрамом или кастой и образом жизни, который образован согласно Гунам или качествам, порождённым природой человека.
Бог, религия и Дхарма неотделимы друг от друга. Человек развивается благодаря практике Дхармы, согласно своей касте и образу жизни. В конце концов, он достигает Самореализации, конечной цели жизни, которая приносит бесконечное блаженство, высший мир, нерушимую радость, высшее знание, вечное удовлетворение и бессмертие.
Признаком Дхармы является Ачара (хорошее поведение). Ачара является признаком добра. Ачара выше всех учений. Из Ачары порождается Дхарма, а Дхарма делает жизнь величественной. С помощью Ачары человек достигает известности, энергии и силы сейчас, здесь и впоследствии. Ачара является высшей Дхармой. Ачара является основой всех видов Тапаса.
Дхарма стоит в начале перечня четырёх Пурушартх, а именно: Дхармы, Артхи, Камы и Мокши. Дхарма дарует благополучие, удовлетворение желаний и, в конце концов, освобождение.
“Брахмана был ртом Брахмы; Раджанья (Кшатрий) был порождением Его двух рук; Его два бедра породили Вайшью; а Шудра был порождением Его двух стоп”. Четырьмя кастами являются Брахманы, Кшатрии, Вайшьи и Шудры. Самоограничение, спокойствие, терпение, аскетизм, чистота, вера в Бога, прощение, самопожертвование, справедливость, честность, мудрость, обучение и изучение Вед, выполнение жертвоприношений, а также управление другими в поднесении жертвоприношений и даров и получение даров – всё это является обязанностями Брахмана, рождённого в своей собственной природе.
Храбрость, щедрость, сила, доблесть, великолепие, твёрдость, ловкость, неубегание с поля битвы, природа правителя, защита людей, дарение, выполнение жертвоприношений и изучение Вед – всё это составляет обязанности Кшатрия, рождённого в своей собственной природе.
Земледелие, скотоводство, торговля, благотворительность, совершение жертвоприношений, изучение Вед, вовлечённость в торговлю, финансы и сельское хозяйство являются обязанностями Вайшьи, рождённого в своей собственной природе.
Щедрое служение всем этим кастам является обязанностью Шудры, рождённого из своей собственной природы.
Много зла возникло из-за того, что люди одной касты стали заниматься работой других каст и больше думать о правах собственной касты, данных им, нежели о предписанных обязанностях.
Брахманы и Кшатрии твёрдо заявили о своих привилегиях и отказались от тяжёлого бремени, возложенного на их касты. Естественно, их отношение спровоцировало оппозицию и антагонизм, которые пришли на смену доброму взаимному отношению и служению. В результате этого каста стала социальным злом вместо того, чтобы быть структурой, поддерживающей всё в счастливом порядке. Если бы люди различных каст практиковали свои Дхармы, кастовый беспорядок ушёл бы в небытие и воцарился бы мир изобилия и радости.
Ашрамов или стадий жизни четыре, а именно: Брахмачарья, стадия ученичества, Грахастхья, стадия семейной жизни, Ванапрастха, стадия жизни в лесу или уединения, и Санньяса, стадия полного отречения. Каждая фаза жизни имеет свои собственные обязанности. Ни в одной из этих стадий человек не должен брать на себя специфические обязанности других трёх стадий. В настоящий момент трудно поддерживать или соблюдать в мельчайших подробностях древние правила, поскольку очень сильно изменились условия. Но если мы можем поддерживать ясную идею основных обязанностей каждой стадии, мы будем в состоянии превратить жизнь в регулируемый курс развития и неуклонного роста.
Жизнь ученика начинается с церемонии Упанайи, его второго рождения. В Ману Смрити вы найдёте: “Пусть ученик будет вечно вовлечён в изучение Вед и в служение своему наставнику. Пусть ученик воздерживается от вина, мяса, духов, изысканных блюд, гирлянд, компании женщин и от чувственных воздействий. Пусть он откажется от похоти, гнева, алчности, танцев, пения и игры на музыкальных инструментах, от игры в игральные кости, от болтовни, клеветы и лжи”.
“Пусть ученик всегда спит один и пусть никогда не растрачивает своё семя. Тот, кто благодаря похоти теряет своё семя, разрушает свой обет. Он должен развивать дух служения, гуманизма и послушания. Он должен тщательно формировать свой характер. Он должен быть целомудренным в мыслях, словах и делах”.
Затем следует стадия домохозяина. Ученик, закончив свои обязанности, вступает в фазу Грахастхьи, когда он готов выполнять обязанности и нести ответственность в качестве жизни домохозяина. Из всех Ашрамов домохозяин или семьянин является высшим, поскольку в действительности он поддерживает все три остальных Ашрама. Подобно тому, как водопады и реки текут, чтобы закончиться в океане, точно так же Ашрамы текут для того, чтобы успокоиться в домохозяине. Это – поле для развития различных добродетелей, таких, как милосердие, любовь, щедрость, терпение, терпимость, чистота, благоразумие и правильное суждение. С великим прискорбием следует отметить, что великолепие, торжественность и благородство этой стадии жизни ныне потеряны из-за путаницы её обязанностей с обязанностями ученика, вызванной дурной современной традицией детской женитьбы. Сейчас нет идеала в жизни семьянина. По этой причине теперь возросло число Санньясинов. Центральным звеном учения Гиты и Йоги Васиштхи является Самореализация, которая должна быть достигнута в миру и посредством мира.
Позвольте мне напомнить вам один важный момент из Гиты, который даст покой и блаженство вашему уму:
“Лучше плохо выполнять собственные обязанности, пусть и лишённые заслуги, нежели хорошо выполнять обязанности другого человека. Лучше умереть при исполнении собственных обязанностей; обязанности другого человека полны опасности”.
Есть ещё один важный момент. Вы должны ясно понять, что правильное исполнение обязанностей без привязанности в любой фазе жизни приведёт к Самореализации и освобождению. Внимательно прочтите следующий анекдот о добродетельной женщине и мяснике:
Санньясин удалился в лес для практики Йоги. Он оставался в пещере в течение двенадцати лет. Он практиковал Пранаяму, Кхечари Мудру и различные Йогические Крийи. Он развил определённые силы благодаря этой практике. Однажды он сидел в тени дерева. Журавль сел на ветку дерева и сбросил экскременты прямо на голову Санньясина. Санньясин был взбешён. Он свирепо посмотрел на журавля. Йогический огонь сразу же вышел из макушки его головы и мгновенно превратил журавля в пепел. Санньясин возрадовался замечательной силе, которой он обладал.
Затем он отправился в город для того, чтобы добыть свою обычную милостыню. Он остановился у двери домохозяина, распевая ´ Нараяна Хари´. Женщина в доме была занята ухаживанием за своим больным мужем. Это была очень целомудренная женщина, которая была необыкновенно предана своему мужу. Она соблюдала Пативрита Дхарму. Она ответила из окна: “О, Бхикшу, подождите, пожалуйста, немного”. Санньясин был весьма раздосадован. Он подумал: “Посмотрите, какая высокомерная природа у этой женщины. Она попросила меня подождать. Она не знает о моих Йогических силах”. Пока он так размышлял, женщина сказала: “О, Бхикшу! Здесь нет журавля. Не воображай о себе слишком много. Не будь таким напыщенным из-за своих Сиддх.” Санньясин стоял в немом изумлении. Он спокойно ждал. Наконец женщина вышла наружу с милостыней для Санньясина. Санньясин распростёрся у её ног и спросил её: “О, Дэви, как ты смогла прочесть мои мысли? ” Женщина ответила: “О, Свамиджи! Я ничего не знаю о Пранаяме или разновидностях Йогической Крийи. Я заставила ждать тебя, поскольку я была занята уходом за своим больным мужем. Я невежественная женщина. Я искренне предана своему мужу. Я считаю его своим Гуру и Богом. Я поклоняюсь ему. Я не хожу в храмы. Я не повторяю Мантры. Я день и ночь служу своему мужу. Я беспрекословно повинуюсь его словам. Я мою его стопы. Я следую по стопам Савитри, Нараяни и Анасуйи. Я засыпаю после того, как он заснёт. Утром я встаю до того, как он проснётся. Он является предметом моего обожания. Благодаря такому служению, преданности и обязанности по отношению к своему мужу я получила просветление. У меня чистое сердце. Я могу читать ваши мысли. В этом секрет моей Абхьясы. Если вы хотите научиться большему, идите к мяснику, который продаёт мясо на большом рынке. Он научит вас кое-чему необыкновенно интересному и важному. Вы действительно будете в восторге. Вы действительно получите огромную пользу”.
Санньясин отправился к месту, где жил мясник. Он пошёл прямо на рынок и нашёл там мясника, рубящего мясо. Санньясин подумал про себя: “О, мой Бог! И это тот человек, у которого я должен научиться чему-то интересному и полезному? Он же является воплощением дьявола. Он же - головорез”. Мясник прочитал мысли Санньясина и сказал: “О Свамиджи! Это женщина послала вас? Будьте так любезны, посидите здесь. Я сейчас уделю вам внимание”. Мясник закончил свои дела с посетителями и затем попросил Санньясина последовать за ним в его дом. Он попросил Свами подождать снаружи, а сам вошёл внутрь. Он уделил внимание своему старому отцу и матери. Он искупал их, напоил их Чаранамритой. Он хорошо покормил их и положил спать. Затем он подошёл к Санньясину и сказал: “О Свамиджи, теперь я у ваших ног. Будьте добры, приказывайте мне, и я выполню любую вашу просьбу”. Санньясин задал ему несколько вопросов по Веданте. Мясник дал ему прекрасные, волнующие душу ответы относительно Атмана, природы свободы, Садханы, состояния Дживанмукты и так далее. Санньясин был удивлён. Многие его сомнения прояснились. Он остался очень доволен ответами мясника. Он спросил его: “Как это так: ты делаешь эту грязную работу и умудрился получить такое возвышенное знание? ” Мясник ответил: “Свамиджи, вы ошибаетесь. Нет обязанностей или работы, которая является нечистой или унизительной. Всякая работа является поклонением Господу. Я хорошо выполняю свои обязанности без какой-либо привязанности или мотивации. Я день и ночь служу своим родителям. Они являются моим Богом на земле. Я ежедневно поклоняюсь им. Я не знаю какой-либо Йогической практики. Я необразованный человек. Я удовлетворительно исполняю свои обязанности. Это – моя религия, моя Йога. Я достиг просветлённости, совершенства, чистоты и свободы посредством выполнения своих обязанностей как домохозяина и посредством служения моим родителям. В этом состоит секрет моей Йоги и Самореализации”.
Невежественный мирской человек говорит: “Я должен выполнять свои обязанности. Я должен дать образование своим четырём сыновьям и трём дочерям. Я должен угодить своему работодателю. У меня тяжёлые обязанности на службе. Я должен давать деньги своей овдовевшей сестре. У меня большая семья. У меня шесть братьев и пять сестёр. Где мне взять время для выполнения Сандхьи и Джапы и для изучения религиозных книг? У меня нет времени даже передохнуть. У меня не бывает досуга. Даже по выходным я должен работать. Я беру домой служебные бумаги и работаю вечерами до одиннадцати. Я не хочу Санньясы или какой-либо Йоги. Работа на службе и поддержание моей семьи сами по себе являются Йогой”.
Вы называете это обязанностью? Это просто крепостная зависимость. Это рабство. Человек боится за своё положение каждую минуту. Даже во сне он видит своих сослуживцев и работодателя, а также столбики цифр в книге счетов. Это не чувство обязанности. Человек не может помолиться даже секунду. У него нет времени прочитать даже одной Шлоки из Гиты. Даже в течение целого месяца у него не бывает и мысли о Боге. Он пьёт чай, ест пищу, сидит за столом и пишет, спит и занимается продлением рода. Вся жизнь проходит таким образом. Это эгоистическая работа. Это не обязанность. Это работа для обретения и удовлетворения низшего аппетита. Всё, что сделано по принуждению и в ожидании, не является обязанностью. Вы не должны принимать рабство за обязанность. Вы не должны принимать эгоистическую работу, которая совершена посредством привязанности, алчности и страсти, за обязанность. Вы должны быть справедливыми. Это – сознательная, тяжёлая, нудная работа.
Служащий или чиновник зарабатывает деньги, когда берёт взятки; а когда его мучают угрызения совести, он угощает нескольких Брахминов и говорит: “Я сегодня совершил великую обязанность. Я накормил пятнадцать Брахминов Дакшиной из четырёх анн каждая”. Это его представления об обязанности. Далее он добавляет: “Почему я должен принимать Санньясу и практиковать Йогу? Я буду зарабатывать много денег, и совершать милосердие. Это лучший вид жизни”. Бедная, заблудившаяся душа! Пусть Бог даст ей правильное понимание!
“Ахимса Парамо Дхарма” не может строго практиковаться домохозяевами. Она может практиковаться Санньясинами, которые вступили на путь Нивритти Марга. Они должны практиковать это. Если бродяга войдёт в дом и будет приставать к жене, муж не сможет сохранять спокойствие. Он не скажет: “Сейчас я не буду сопротивляться злу”. Он немедленно возьмёт дубину и хорошо отколотит этого пришельца. Предположим, женщина в опасности. Кто-то хочет убить её, чтобы завладеть её украшениями. Она ищет убежища у молодого, сильного мужчины. Это обязанность этого мужчины – сопротивляться злу и защищать её от домогательств этого жестокого человека. Молодой человек не может теперь сказать: “Непричинение вреда является высшей добродетелью”. Это его обязанность – спасти жизнь женщины, противодействуя злу. Иначе он не выполнит свои обязанности.
Мораль и обязанность бывают разными согласно обстоятельствам. Сопротивление злу в определённых обстоятельствах становится обязанностью человека. Король всегда должен поднимать свой жезл для наказания, чтобы поддерживать мир и порядок в своей стране. Он не может говорить: “Я не буду препятствовать злу. Ахимса Парамо Дхарма”. Он потерпит неудачу в выполнении своей обязанности, если не накажет злодея, и его страна будет в состоянии полного хаоса. Повешение убийцы или бандита будет Ахимсой для короля. Химса и Ахимса – относительные термины. Убить человека, который забирает жизни многих, является Ахимсой. Теперь вы поняли секрет Ахимсы? Настоящий Санньясин не должен защищать себя, даже если его жизнь в опасности. Санньясин – это человек, у которого нет тела, и который отождествляет себя с Атманом. Для европейца Ахимсой является тот факт, когда он вынужден пристрелить собаку или лошадь, которая страдает в агонии, если её положение не может быть облегчено. Он хочет освободить собаку от страдания. Его намерения правильные.
Бог Кришна говорит в Гите:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 929; Нарушение авторского права страницы