Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалы по истории бывшего с.Паздеры Воткинского района Удмуртской республики



Материалы по истории бывшего с.Паздеры Воткинского района Удмуртской республики

 

 

 

" Я впервые услышал о чудотворных иконах Вознесенского храма села Перевозное еще в пятидесятые годы, когда я служил диаконом в Тульской епархии. Рассказали мне о них прихожане, которые ездили в далекую Удмуртию на поклонение святым иконам. Особо чтили Старые иконы болящие за исцеления, даруемые Господом у святынь. Своими чудесами исцеления Иконы снискали славу по всей Руси Православной. Я тогда даже не предполагал, что Господь направит меня в Удмуртию, в то место, где находятся эти чудотворные иконы..."

Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай

 

" При кресте Иисуса стояли Матерь Его... Иисус, увидев
Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил,
говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! "
(Ин. 19, 25-27)

 

 

«Уральское лето короткое, не успевающее толком набрать силу. Но все же изредка выпадают яркие от палящего солнца денечки, согревающие своим жарким дыханием все потаенные уголки. В один из таких знойных дней, взяв с собой емкости для святой воды, мы с иеромонахом Зосимой, подвизающимся в Свято-Успенском женском монастыре села Перевозное, направились к источнику, освященному в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Как раз накануне ее праздника. Путь предстоял от стен монастыря до берега Камы, где до 1978 года стояло крепкое большое добротное село Паздеры. По этой самой дороге в 1952 году из села Паздеры в село Перевозное были перенесены «Живые иконы» – вот так начиналась книга «Чудотворные иконы. Свято-Успенский женский монастырь с. Перевозное.», выпущенная в 2003 году в количестве 3000 экз. и быстро разошедшаяся среди верующих. Одним из авторов является Ваш покорный слуга. Тогда еще я не предполагал, что я не только являюсь открывателем удивительной судьбы и истории ныне не существующего села Паздеры, но и стану активным продолжателем истории этого старинного святого места,

так как волей судьбы, или Промысла Божия, в 2005 году я был назначен строителем мужского монастыря на месте бывшего с.Паздеры.

История села Паздеры

 

 

Паздеры – большое, крепкое село, когда-то размашисто, в три километра населявшее камский берег, уничтожено советской властью под предлогом затопления этих мест в 1978 году. На месте села паломники видели распаханные поля да заросшие высокой травой пустыри. Свидетельство того, как располагались дома - кусты малины, смородины, вишни, плодовые деревья. Но подобраться к ним сквозь густые заросли крапивы очень трудно.

Постоянно шли сюда люди, особенно летом. Кто рыбной ловлей побаловаться, кто ягод, которыми щедро усыпан высокий берег, насобирать, а кто и за целебной водичкой из трех незамерзающих источников. Такие источники обычно бьют там, где бывают обретены чудотворные иконы, и вода в них целебная. Знающие люди говорят, что на вкус вода в них разная, от всех хворей помогает. Один из источников освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

лНа месте бывших часовен и церкви воздвигнуты кресты. Монахини Успенского монастыря молятся о возрождении этого святого места. А место это действительно святое. По словам почившей в Бозе монахини Анастасии - второй Иерусалим. Она часто гостила у Клавдии Александровны Жернаковой и, гуляя по берегу, находила выложенные из камушков изображения Николая Чудотворца и Божией Матери.

В 70-е годы ХХ века правительство стало проводить политику укрупнения населённых пунктов. Малые деревни объявили неперспективными. Жителям предложили переселиться в с.Перевозное. Именно это село стало центральной усадьбой колхоза «Новая жизнь». Деревни Патраково, Лапино, Жужги, Малые горки, Сидоровы Горы и село Паздеры были обречены.

Жители этих деревень, конечно же, не стали бы переезжать ни при каких обстоятельствах. Они не могли понять, как и почему нужно оставить родные мести, свой дом и хозяйство. Принять такое решение означало подорвать свои корни, предать память о своих предках. Представителям райкома партии было необходимо переселить людей, поэтому и объявили причину переселения, в которую некоторые верят до сих пор. Жителям деревень, расположенных на берегах Сивы и Камы, объяснили, что они живут в зоне риска затопления, а угроза исходит Нижнекамской ГЭС. Уровень воды в реках будет повышаться и затопит деревню.

Жители с.Паздеры и других деревень эту версию не приняли, так как в документе, который им был предъявлен, не было подписи. Уезжать никто не собирался. Люди надеялись, что им разрешат остаться жить на родине. Но этого не случилось. Требования о переезде звучали всё настойчивее. В конце 70-х гг. стало ясно, что многие жители не собираются уезжать, поэтому в каждой деревне были созданы трудные условия жизни: отключили телефон, закрыли магазин, школу и детский сад. Жители по-прежнему не соглашались уезжать. Тогда колхозный скот стали перегонять в с.Перевозное, электричество отключили. Оставшись без работы и элементарных условий жизни, люди стали собираться на новое место жительства. Но переехали не только в с.Перевозное и д.Нива, но и в ближайшие города, покинув любимую родину.

В каждой деревне за многие годы существования складывался особый жизненный уклад, свои традиции и обычаи. При расселении жителей многое было утрачено. Для нашего рассказа необходимо показать историю и традицию жителей с.Паздеры. История и традиции каждой деревни или села – это часть истории нашего района, республики и страны.

Перевозинская волость занимала большую территорию и включала 10 обществ, в которые входили 2 села и 17 деревень, починков и хуторов. Волость граничила с Сивинской, Июльской, Светлянской и Завьяловской волостями. В годы советской власти населенные пункты Перевозинской волости вошли в состав пяти сельских советов: Перевозинского, Паздеринского, Ольховского, Кварсинского и Июльского. Сельские волости при советской власти сохранялись до 1930 года. До революции волость возглавлялась волостным правлением, а в советский период волостным съездом Советов и волостным исполкомом.

Перевозинская волость существовала несколько веков. Здесь сложились свои традиции и обычаи, в каждой деревне существовали несколько веков. Здесь сложились свои традиции и обычаи, в каждой деревне существовали диалектные особенности речи. Самобытность каждой деревни при расселении не была утрачена лишь потому, что жители бережно хранят ее в своей памяти. Разбиты сердца и судьбы людей, но не утрачена любовь к родным местам и память о своей родине.

В долине р.Камы, на правом ее берегу на три версты растянулась улица, дома примостились под горой – это с.Паздеры. Улица не имела общего названия: начало села называлось Верхним концом, потому что вверх по течению Камы, а вниз по течению часть улицы называлась Нижним концом. В середине села было место, где любила собираться молодежь, там не было домов. Эта часть улицы называлась Отрывок. Церковь и часовня в

с. Паздеры находились в Нижнем конце, ферма – в Верхнем. В центре улицы располагались магазин, клуб и начальная школа.

Село Паздеры – старинное поселение на берегу р.Камы. Крестьяне этого села были удельными или дворцовыми. Их обязанностью было поставлять к царскому столу рыбу, в первую очередь стерлядку. Кто и когда основал русское поселение на берегах реки Кама?

Вероятнее всего, что с. Паздеры основали казаки. Объясняется это тем, что одежда и утварь жителей села были очень схожи с казачьими. Женщины, жившие в с. Паздеры, носили красные юбки, белые блузки, сарафаны, как у казаков. Мужчины ходили в широких штанах, подвязывались широкими поясами. Жители были смуглыми, черноволосыми, высокими, плечистыми. У мужчин были усы на казачий манер. Во многих домах можно было встретить белые скатерти и рушники с красным вышитым рисунком.

Само название Паздеры происходит от слов «паздерить, паздирать» - драть, сдирать, отдирать, раздирать: «паздерить лыка». Другое значение – наказывать, сечь: «Вот я всех вас начну пазгать отсель плетью! ». Ещё одно значение – гореть пылко, ярко, сильно пожирать6 «Полымя так и пошло пазгать, паздерить по избам». Село Паздеры, возможно, основано бег

лыми крепостными крестьянами, которых наказывали, то есть паздерили. Крестьяне бежали и стали назвать себя паздирые, паздеряне. Такое название «паздеряне» осталось у жителей села до конца его существования. Ещё их называли «паздерина» и «паздеринцы».

В 1936 году на общем собрании было принято решение: Ходатайствовать перед ВЦИК СССР о переименовании Паздеринского сельского совета в сельский совет имени тов.Молотова. Так как название Паздеры есть название, данное старым царским правительством в насмешку. «Паздера» - это, значит, «не годен». Это является обидным названием и не совместимо с настоящим» почему жители дали такую расшифровку слову? Возможно, потому, что в старину при уборке зерновых говорили «Я его отпаздерил, опаздирал, отпазгал». «Паздер, паздерие – это стебли хлебных растений или кострика, то есть то, что не годиться в пищу. Название села так и не было изменено.

Вокруг села простирались луга, покосы, лога. Названия окрестностей красивые, интересные, но не всегда понятные сегодня. Место заливных лугов называли Уросовка. Слово «уросить» означает: упрямиться или замочить в росе. Уросовка всегда была весной залита водами Камы. После этого трава на лугах была очень сочной. Траву обычно косили утром, пока была роса. Косили и мочили косы в росе, поэтому оба значения слова очень точно подходят к названию этого места. Глубокий лог впадает в Уросовку и уходит к д.Жужги. Макаровское – заливные луга луга, а на заливных лугах весной рыбачат. Макарами называли лучших рыболовов в России. Лещёво – место на заливных лугах, здесь весной хорошо ловились лещи.

Устье р.Сива называли Черемушки, потому что здесь обильно растет черемуха. Липовское веретье – это место, где остаются незатопленные бугорки во время разлива реки, здесь растут липы. Полянки – заливные луга. Весной Кама разливалась и затопляла всю пойму. Оставались незатопленными небольшие островки или полянки.

Дёмина загорода – это поляна, окруженная со всех сторон лесом. Названа она так потому, что это место издавна считали «темным», необычным, не похожим на другие поляны, Дёмина загорода – от слова «Дёма», которое означает плут, сатана, нечистый дух.

Покосы обычно называли по внешнему виду местности: плоское, подкова, гнилое, шибановские. Дубрава – место, где росли дубы. Этого места сейчас уже нет – смыло водой. Здесь были полянки, на которых проходили вылазки, церковные и народные праздники. Дубняк – дубовый лес к востоку от села Паздеры, ближе к деревне Лапино. Деревень уже нет долгие годы, а лес растет, напоминая о прошлом.

Дамочкин угор получил своё название по имени Коробейниковой Клавдии Александровны, в простонародье – Клавы Дамочки. Её дом стоял рядом с угором. С этого угора начиналось село Паздеры. Гулькин мыс – очень высокий угор, на нем всегда гуляет ветер. Ещё один лог называли Татарские елки.

Главной особенностью села Паздеры являются родники или ключи. В селе их очень много. Все они полноводны. Родники берут начало на севере и впадают в Каму. Ключ под липочками – этот родник находится в Нижнем конце села. Протекал он под липами. Сейчас лип нет, а название осталось. В одну из очень холодных зим липы замёрзли и их вырубили. Калинин ключ своё название получил по имени Пелагеи Калинихи, которая жила рядом. Этот родник никогда не замерзал. Вода в нём всегда очень теплая, даже зимой. Студеный ключ протекает по глубокому логу. В этом роднике всегда очень холодная вода. Рядом с родником была ферма. Родник протекал в самом начале с.Паздеры. Раньше у этого ключа стоял столик с иконкой. Путники, попив воды и набрав её в дорогу или домой, оставляли у этой иконки прикладь, то есть подношение.

1.1 Занятия жителей села Паздеры.

 

Село Паздеры располагалось на низком берегу реки Кама, у подножия высокого склона. От северных ветров его защищала высокая гора. Весной река разливалось, затопляла огороды, оставляя после себя плодородную землю. Луга назывались заливными. Весной они были залиты водой, а летом здесь вырастала сочная трава.

Жители села славились на всю округу, как очень умелые «огуречники». Огурцы выращивали на огромных – высоких и длинных (до 1 км) грядах. Семена проращивали в теплом месте. Для этого из леса приносили мох, в нем и замачивали семена. Когда появлялись росточки, их высаживали на гряды под Ивановскую росу. Поливали огурцы водой из колодцев. А жители Нижнего конца брали воду в Каме. Воду носили в в ведрах на коромысле, поливали ковшом. Ведра с коромысла не снимали. Располивают воду с плеч и опять скорей к реке или колодцу. Гряды были ровные и прямые. Борозды у грядок широкие и глубокие. Огуречные плети свешивались в борозды. Каждое лето огурцы вывозились для продажи на рынки в города.

Огурцы увозили на продажу в Ижевск и Пермь мешками. Урожаи огурцов были отменные. Осенью, когда снимался основной урожай, жители села «продавали гряды», то есть покупатели могли забрать все, что есть на этой гряде. За летний сезон за счет огорода семья обеспечивала себя на целый год.

В 50-е годы в с.Паздеры приезжали водители из Ижевска на легковых и грузовых машинах, чтобы увозить паздеринцев на рынок. Оплату брали с одного человека и за один мешок – 1, 5-2 рубля. От каждого хозяйства возили по пять и более мешков. Каждые три дня – новый сбор огурцов. Старших детей брали с собой на рынок, они помогали торговать. В г.Ижевске в самый сезон огурцы продавали по высоким ценам, а в августе цены падали: от 50 до 5 копеек. Выручка вполне устраивала паздеринцев. На вырученные деньги они покупали одежду и игрушки, сладкие гостинцы. Когда приезжали с рынка, каждому ребенку в семье вручали булочку-сайку. С рынка обязательно привозили большую связку баранок, конфеты-подушечки, копчёную рыбу. В Ижевске ждали, когда приедут «паздерина-огуречники» привезут огурцы на продажу. В с.Паздеры огурцы поспевали очень рано. Сорта огурцов тоже знали все – это «Алтайские», «Неросимые», «Вязниковские» и «Муромские».

В Сарапул и Пермь отправлялись на кораблях. На Каме была плавучая пристань, на которой находились: касса, зал ожидания, буфет. Чтобы от берега добраться до пристани, клали сходни или трап. К пристани причаливали корабли «Амур», «Новый Урал», «Софья Перовская», «Ом», «Край Уральский», «Сулейман Стальский», «Луначарский» и ПТШ-131, в народе любовно называемый «Трамвайчик». Корабли причаливали в селах Паздеры и Гольяны, в деревне Поварёнки. На дорогу от с.Паздеры до г.Сарапула уходило 2 часа. Трамвайчик причаливал утром в 7 часов и шел в г.Сарапул и вечером – в 19 часов, когда возвращался.

Июль – огуречный месяц. В это же время начинали качать первый мед. В Паздерах свежий мед всегда ели со свежими огурцами. Их разрезали на дольки и макали в чашку с медом. Дети всегда радовались, кода их звали отведать свежий мед. В августе начинали засолку огурцов на зиму. Для начала подготавливали большие деревянные бочки. Бочки «бучили», чтобы огурцы в них хранились долго. В русскую печь ставили самые большие чугунки с водой. Грели воду в печи и накаляли в огне разные железяки докрасна. В бочку складывали ветки можжевельника, заливали их горячей водой и очень осторожно опускали раскаленные железяки. Бочка «бучилась» - в ней кипело, шипело, урчало. Сверху бочку тут же плотно закрывали старыми, но чистыми фуфайками. Когда вода остывала, бочку драили ветками вереска. Каждую бочку бучили от 3 до 5 раз. После последнего «бучанья» бочку хорошо промывали горячей водой – она готова к засолу огурцов. Бочка становилось ароматная, свежая. Если она где-то протекала, щели изнутри замазывали простым пресным тестом. Огурцы солили по особым старинным рецептам. В рассол обязательно складывали дубовые листья, которые придавали огурцам крепость и упругость. Соленные огурцы хрустели, как свежие. Сверху каждую бочку придавливали большими гальками, которые находили на берегу реки. Осенью солили капусту тоже в бочках. В середину бочки с квашенной капустой закладывали огурцы. Помидоры, и морковь со свеклой, нарезанные соломкой. Соления хранили в яме. Весной несколько бочек спускали в колодец. Так круглый год ели соленья.

Паздеринцы не мыслили себя без семечек. Выращивали их в огромных количествах. Подсолнухи росли среди картошки. Картофельные участки выглядели очень весело и красиво. Подсолнухи цвели ярко и дружно. Когда они поспевали, их срезали, приносили домой огромные шляпы. Вся семья усаживалась во дворе – работы хватало всем: семечки выколачивали из шляпы и уносили в дом, где раскладывали на русской печи, чтобы высушить. Высушенные семечки складывали в мешок, который открывали зимой, чтобы коротать долгие зимние вечера.

Кама кормила и обогревала жителей села. Весной начинался самый рыбный сезон. Вовремя разлива, когда река заполняла водой всю пойму, рыба заходила в ложбинки. Кама отступала, оставались озёра, в которых было много рыбы. Ловить рыбу в озёрах можно было даже руками. До строительства Воткинской ГЭС рыбы в Каме было много. Рыба была самая разная. Но особо предпочитали паздеринцы стерлядь, сома, белугу и саблю. Лещей заготавливали на хранение – их солили, а потом отмачивали и пекли пироги. А еще Кама приносила дрова, которые можно было всегда насобирать на берегу реки. Единственным их недостатком было то, что они были сырыми. На берегу р. Кама стояла будка бакенщика, в обязанности которого входило зажигать огни на бакенах, чтобы корабли могли ориентироваться ночью. Летом рабочие тралили дно реки там, где было мелко: песок поднимали со дна и отвозили на левый берег Камы. Брандвахта – большой деревянный дом на воде бросал якорь недалеко от берега Работали все лето.

Летом успевали жители села заготовить на долгую зиму и дары леса: сушили ягоды и грибы, собирали травы целебные. Зимой из ягод варили кисели. Пекли вкусные пирожки и плюшки, шаньги сладкие, предварительно распарив ягоды в горячей воде.

Паздеринцы умели славно повеселиться. Праздники в селе всегда справляли весело и дружно. 9 июля – день Тихвинской иконы Божией Матери и 7 декабря – день великомученицы Екатерины – это престольные праздники с.Паздеры. В эти дни приезжали гости со всей округи на лошадях с бубенцами. С утра посещали храм. Затем шли к родственникам на праздничный обед. Хозяйки стряпали пироги рыбные, сладки шанежки и творожные ватрушки – ждали гостей. Затем начинались гулянья, которые продолжались до поздней ночи.

Жили в с.Паздеры люди хлебосольные, гостей умели принять, повеселиться от души. Песни пели застольные – заслушаешься. Старинные песни пели в каждом доме, они становились частью каждого человека. Дети слышали их с детства и запоминали. Вокруг села простор неописуемый, река широкая – вот и у людей села душа широкая. Каждого гостя принимали радушно, угощали разносолами.

 

 

1.2 Храм Тихвинской иконы Божьей Матери.

 

Село Паздеры насчитывало к началу XX века 208 дворов и 1042 человека населения. Большинство крестьян были православными. У самого подножия высокого угора, в 1795 году, поднялся Тихвинско-Богородичный храм.

Дворцовые крестьяне с.Гольяны и Воткинского посёлка обращались в Вятскую епархию с просьбой о постройке православной церкви в с.Паздеры. После четвертого обращения последовала грамота первосвященника Лаврентия, епископа Вятского от 8 июля 1795 года, разрешающая строительство деревянной церкви в с.Паздеры и домов священнослужителей при ней.

Деревянная церковь была построена с двумя приделами: главный – в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, второй – во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Приход с.Паздеры открыт по указу Св.Синода от 26 марта 1795 года. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход села Гольяны. В 1896 г. в составе прихода числились села Паздры и Перевозное, деревни Жужги, Сидоровы Горы, Федотово (Лапино), Поваренки, Патраково, Мерзляки, Бачино, Северухи, Ольхово(Лапши), Ледухи, Новые Фертики (Фотены), Фомино (Тиги), Кулюшево, починок Максимов.

Пятьдесят лет церковь принимала своих прихожан. Постепенно здание храма обветшало. По указу вятской духовной консистории от 20 мая 1846 года из-за ветхости в нем было запрещено совершать богослужения. В 1846 году жители села построили временную деревянную церковь с одним престолом. Она была освящена 14 декабря в честь Св. Великомученицы Екатерины.

В 1855 году жители села построили новую деревянную церковь с одним престолом на средства прихожан. Её освятили 6 февраля 1861 года в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Церковь была деревянная на каменном фундаменте, с одним куполом, деревянным крестом и колоколом. Крестили детей, венчали и отпевали – не одно важное событие в жизни человека не обходилось без участия священника. В Тихвинский храм приходили и приезжали христиане, чтобы поклониться святым иконам, которые приплыли на плоту по реке Кама. Перед церковью была большая площадь.

В 1870 году при церкви открыто церковно-приходское попечительство. Оно брало на себя заботу о содержании церкви и школы. В церковной библиотеке имелось 346 томов книг, предназначенных для чтения. Попечительство заботилось о пополнении библиотеки. Школа в селе была церковно-приходской. С 1868 года она передана земству и стала называться одноклассным земским училищем. В школе было 3 учителя и 83 ученика.

Рядом с храмом построили дома для священнослужителей. Строили их коистом местных крестьян, то есть всем миром, в 1870 и в 1914 годах. В 20-е годы в доме священника разместилась школа. В 1888 году недалеко от церкви, ближе к реке построили часовню. Часовня была деревянная, выкрашенная в белый цвет, без купола. На крыше возвышался деревянный крест. Часовня – это малая церковь без алтаря. Построена часовня была на том самом месте, где остановились приплывшие по Каме «Старые иконы».

У христиан часовни сооружались в память различных событий, а также

у святых мест – родников, озер, почитаемых деревьев, мест «Явления» чудотворных икон. В 1900 году была построена еще одна часовня – на паздеринском кладбище.

14 июля 1913 года недалеко от храма заложили фундамент каменной церкви. Но завершить её строительство не удалось. В 1914 году началась Первая Мировая война. Строительство приостановили из-за нехватки средств. Вскоре власть в стране сменилась. Разрешение на продолжение строительства храма не удалось получить. Фундамент ушел в землю.

В ноябре 1923 года деревянная церковь сгорела от сильного пожара. Есть несколько версий причин возгорания церкви. По одной версии она сгорела от удара молнии. А другой причиной возгорания церкви называют то, что сторож рано закрыл жарко истопленную печь, и ушел домой. Церковь горела сильным, но очень ровным пламенем, не задевая соседние постройки. После пожара церкви уцелел только один колокол весом в 13 пудов.

Многие священники, диаконы и псаломщики служили в этом храме. Братья Васнецовы Пётр и Евгений начали службу в Тихвино-Богородицком храме в самое смутное время, в 1917 году. Это сыновья псаломщика Михаила Васнецова из г.Малмыжа.

В 33 приходах удмуртского края трудились 50 священнослужителей и просветителей из династии Васнецовых. Виктор Михайлович – русский живописец, помогал советами при оформлении Михайловского Собора в Ижевске. Алексей Алексеевич служил священником и открывал удмуртские школы, переводил церковные книги на удмуртский язык. Азарий Иоаннович с 1917 года помощник епископа Сарапульского Алексия, последний настоятель Александро-Невского собора г.Ижевска. Александр Иоаннович основал Свято-Троицкое братство в Ижевске, один из первых лекторов.

Пётр Михайлович Васнецов 26 июня 1917 года окончил Сарапульское духовное училище и исполнял должность псаломщика. Людмила Дмитриевна Васнецова, их мать, пекла просфоры для храма.

Во время пожара церкви Пётр Михайлович, спасая иконы, книги и церковную утварь, получил сильные ожоги. Он сильно переживал это трагическое событие и вскоре умер. В 1924 году начинает службу в с.Паздеры протоиерей Павел Николаевич Томилов. Это отец Елизаветы Васнецовой – вдовы Петра Михайловича. Отец Павел в 1885 году окончил Вятскую духовную семинарию. Служил в разных храмах, был наблюдателем церковных школ, духовным следователем, противостарообрядческим миссионером, благочинным 3-го округа Сарапульского уезда, учителем Закона Божьего в 8 школах. В с.Паздеры был переведен из храма с.Гольяны

Богослужения после пожара стали проводиться в бывшем церковном доме. Такое разрешение дал епископ Воткинский Амвросий. Сельский совет за аренду дома брал плату – 14 рублей 59 копеек ежемесячно. Затем службы стали проходить в часовне. В 1939году часовню закрыли, запретили проводить службы из-за ветхости здания. Но прихожане продолжали приходить поклониться «Старым иконам», приносили подношения: деньги, платки, полотенца, ткань. Детям было очень интересно посмотреть, что там в часовне. Они часто приходили и заглядывали в щели. В 1952 году все иконы, в том числе и «Старые иконы», перенесли в Вознесенский храм с.Перевозное. Здание часовни передали сельскому совету. Деревянное здание часовни оценили в 50 рублей, а медный колокол весом 13 пудов – 200. Часовню закрыли зимой. Жители села взяли иконы и организовали крестный ход от с.Паздеры до с.Перевозное. Особенно бережно несли «Старые иконы».

Хранит история с.Паздеров память еще об одном священнике. Это новомученик епископ Мефодий Акмолинский. Родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в бедной семье псаломщика Платона Красноперова. Окончил Сарапульское духовное училище, затем поступил в Вятскую духовную семинарию, которую окончил в 1890 году.

22 октября 1891 года епископ Сарапульский Афанасий (Пархомович) рукоположил Михаила во священника к Тихвино-Богородицкой церкви в селе Паздеры Сарапульского уезда.

19 февраля 1896 года назначен сверхштатным священником к Вознесенскому собору в Сарапуле и заведующим и законоучителем Никольской церковноприходской школы.

11 февраля 1900 года во время обучения на третьем курсе епископом Антонием пострижен в монашество с именем Мефодий. Тогда же был назначен благочинным учащегося в академии духовенства.

С 10 февраля 1913 года — епископ Акмолинский, викарий Омской епархии.

17 февраля 1921 года большевистский карательный отряд занял Петропавловск. Епископ Мефодий, вышедший после службы на площадь перед храмом был заколот штыками. Уже мертвому, ему вонзили крест в одну из ран. Епископ Мефодий был похоронен в общей могиле.

Сохранился любопытный документ за 24 мая 1895 года, где житель д.Сидоровых Гор подал жалобу Сарапульскому епископу на священника с.Паздеры Михаила Красноперова обвиняющего его в нежелании венчать его сына и требующего якобы взятку. Обвинение некорректное было опровержено священником.

 

История Чудотворных икон

Первое сохранившееся письменное упоминание о дворцовом селе Паздеры датируется концом XVI века.

Свободолюбивые беглые переселенцы, достигшие этих мест, принесли с собой не только высокое мастерство во многих областях хозяйства, но, прежде всего, духовную православную культуру. Так в селе зародилась традиция возведения сразу нескольких культовых построек: две часовни и церковь. Когда деревянные постройки ветшали, их закрывали, сносили и строили на их месте новые. В строительство вкладывали свои средства и местные купцы. Были планы строительства в селе не деревянной, как прежде, а уже каменной церкви. В 1913 году был заложен фундамент, но построить храм не успели, пришли новые времена.

Одним из ремесел первых переселенцев было плетение лаптей. Лапти плели из липового лыка, верхний слой которого в старину называли паздирой. Отсюда и сохранившееся название села - Паздеры. Село разрасталось, строились дома, магазин, школа. Жители занимались земледелием, скотоводством, охотой, а главным промыслом была добыча стерляди, во множестве водившейся в этих местах. Село имело статус дворцового, потому и поставляло добываемую рыбу прямо к царскому столу.

Приход села Паздеры официально открыт Указом Священного Синода 26 марта 1795 года за № 721. На обращение дворцовых крестьян разрешить строительство деревянной церкви и домов священнослужителей при ней Первосвященник Лаврентий, епископ Вятский, прислал соответствующую грамоту от 8 июля 1795 года № 1258.

В этом же году церковь начали строить с двумя престолами. Один освятили в честь святой великомученицы Екатерины, а другой, главный, освящен 16 февраля 1803 года в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Были селяне не только ловкими рыбаками, но и умелыми земледельцами. Земля за труды их богато одаривала гречихой, горохом, овсом, картофелем, но особенно славился край " муромскими маленками" - огурцами. Развозили эту пузатую вкуснотищу во все уголки страны.

Так размеренно и основательно жило не только это село, но многие села Руси. А прославил Господь эти места чудесным явлением. Вот что сохранила народная память, передавая веками из уст в уста рассказ об удивительных событиях.

Заказал один пермский купец местному мастеру вырезать для храма статуи-иконы.

Предание не сохранило имя талантливого резчика уральской тайги, искусно изготовившего в натуральную величину композицию Голгофы.

Художник с глубокой верой средствами пластики трепетно передал великую человеческую трагедию. В центре композиции распятый на кресте Христос. На склоненной голове Его - терновый венец. Слева от Христа скорбящая фигура Божией Матери. Она опустила глаза, скрестила руки на груди. Справа от Христа стоит Иоанн Богослов, Его любимый ученик. Прижатая к сердцу рука Иоанна передает всю глубину его страданий. Мастер знал все секреты деревянной скульптуры.

В изображении иконы дерево наполнено реальными деталями. Вот выступившие ребра Христа, мягко струятся вдоль тела одежды Божией Матери, а одежда Иоанна особым образом собрана, и скульптор тщательно прорезал все складки.

Икона выполнена и традициях пермской пластической школы. Это видно по особенностям изображения ликов, в соразмерности частей иконы, по организации восприятия изображения только с лицевой стороны, в построении всей композиции.

О раннем происхождении икон свидетельствует темперное покрытие дерева, так как более поздние статуарные иконы, дошедшие до нас, покрывались масляными красками. И все же есть в реальном изображении то, что делает скульптурную композицию подлинной иконой. Сам Господь по горячей молитве художника помогал сотворить изображение. Потому в композиции Голгофы " тайна сия велика есть", которую удалось воплотить скульптору.

Надо сказать, что такие статуи-иконы нередко встречались в православных храмах в XIV - XVI веках. Но уже с XVIII века эта традиция не поощрялась, потому как получила широкое распространение в католических костелах. Может быть, по этой причине купец неожиданно отказался от готовых икон. Как гласит предание, взял мастер свои иконы, обвязал материей и с молитвой пустил по камской воде.

...Паздеринские рыбаки занимались своим обычным делом - ночной ловлей рыбы. Улов ожидался богатый, рыбаки увлеченно работали. Лодки то и дело подплывали к берегу залива, выгружались и отчаливали на реку. В это время, Промыслом Божиим, доплыли иконы до села. Обтянутые в материю, в ночной темной воде, казалось, плыли сплавляемые в этих местах бревна. Рыбаки их отталкивали от лодок, чтоб не мешали улову. А они вновь и вновь, как гласит молва, " против водички" подплывали к ним.

Так продолжалось несколько дней. Однажды в полночь возвращавшиеся с уловом рыбаки услышали плач со стороны реки. Они оглянулись назад и увидели, что от бревен исходит сияние в виде столпа, уходящего в небо. По селу мгновенно разнеслось известие о необычном явлении. Народ сбежался к пристани. Позвали и священника. Бревна были извлечены из воды, с них сняли материю. Это оказались деревянные иконы, они были совершенно сухие, а от ликов исходило сияние. " Иконы живые! " Так и прозвали иконы - " Живые", а позднее - " Старые иконушки", за давность их появления в селе.

С пением молитв перенесли иконы в ближайшую часовню. А праздник Преполовения, отмечавшийся в этот день, окрестило народное меткое слово в " Приплавушки". И стал он особо чтимым местным праздником.

Широко распространилась весть о чудесном явлении Икон. И началось паломничество к ним. Бывало, на праздник в Паздеринскую часовню, где и стояли Иконы, плыли целые пароходы паломников. Над рекой неслось молитвенное умилительное пение. А пароходы эти так и звали - поющие.

После торжественной службы на церковную площадь выносили Иконы, служили молебен, разворачивалась веселая широкая ярмарка. Откуда только не привозили товары сюда, и из ближних и дальних мест съезжались продавцы и покупатели. Сельчане не скупились на угощение, и все праздновали до утра.

XX век, явивший в облике людей злобу темных сил, не обошел стороной и село Паздеры, его храмы и, конечно, великую святыню " Старые иконы". Были связаны с Иконами и подлинно трагические события. Некоторые из них мы узнали от Федора Павловича Тукмачева.

В июне 1917 года приезжает в село псаломщик Петр Михайлович Васнецов. Он не только служил в храме, но, как человек широко образованный, работал учителем в школе. Позднее его назначают инспектором земских училищ Сарапульского уезда.

В 1919 году он женился на дочери священника о. Павла (Томилова Павла Николаевича). В этом же году Петра Михайловича производят в диаконы, а в 1922 году рукополагают в священники.

Отец Петр был молодым священником, потому взялся обустраивать свой приход с присущей ему созидательной энергией. Так, он предложил перенести Старые иконы, как ему казалось, на подобающее место, из небольшой часовни в церковь. Желающих помолиться у Икон было много, и своих и приезжих паломников. Для справки надо сказать, что по переписи 1923 года и Паздерах только прихожан старше 18 лет было 1068 человек, не считая детей. А детей приводили в храм много, семьи были большие, многодетные.

Поместить Иконы на новое место никак не удавалось. Несколько раз их переносили из часовни в храм, а наутро они снова оказывались в часовне. Жители села недоумевали, что происходит, и находили этому разные толкования.

Все открылось только в 1923 году, когда в одну из ноябрьских ночей как свеча вспыхнула церковь и горела ровным сильным пламенем, не задевая соседних построек. Из огня пожара удалось вынести церковную утварь, иконы, колокол весом в тринадцать пудов и даже престол. О причине пожара выдвигались самые разные версии, вплоть до поджога по заданию богоборцев.

Отец Петр, сам спасавший от огня церковные святыни, после пожара резко занемог, слег, а осенью 1924 года, оставив вдову матушку Елизавету с маленьким сыном Николаем, скончался тридцати лет от роду. В скорбном молчании проводили своего любимого батюшку Петра прихожане в последний путь. Похоронили рядом с кладбищенской часовней на холме, а по углам могилы посадили тополиные побеги. Трудно они приживались, но выжили. Разрушена часовня, от села не осталось и следа, даже не верится, что кипела здесь жизнь, а тополя возвышаются величественно, охраняя покой батюшки Петра.

Так, чудесным образом, спас Господь от пожара Живые иконы.


Поделиться:



Популярное:

  1. А. ТОЙНБИ О ПОСТИЖЕНИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
  2. А1. С какого времени действует Уголовный кодекс Республики Беларусь 1999 г.?
  3. АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
  4. Аппарат Президента Республики Беларусь
  5. Аппаратура, материалы и реактивы
  6. Босс за работой: герои, демонстрации, истории
  7. Бытие как исходная философская категория. Трактовка категории бытия в истории философии.
  8. Введение в историографию. Методология истории
  9. Взгляды какого крупнейшего историка республики, открывшего уникальный археологический памятник эпохи бронзы и раннего железа-Бегазы были объявлены лженаучными?
  10. ВИДЫ РЕМЁННЫХ ПЕРЕДАЧ, МАТЕРИАЛЫ РЕМНЕЙ И ШКИВОВ.
  11. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ КАК НОВОГО СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
  12. Вопрос 142. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан. Права бывшего члена семьи – собственника жилого помещения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 3184; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь