Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бытие как исходная философская категория. Трактовка категории бытия в истории философии.
Бытие – всё то, что существует 1. Бытие в предельно широком смысловом значении. Физические объекты, явления, а также психические состояния, духовный мир человека, философские и научные теории. Есть бытие или ничто (небытие) – диалектическое единство. Бытие имеет абсолютный смысл, а небытие всегда относительно. 2.Бытие – это исходное начало и основание мира - объективный идеализм (философия Платона) мир вещей и мир идей - единое как первооснова и т.д. Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии. В самом широком смысле слова Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Бытия - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде. Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность? ” Второй аспект связан с вопросами о единстве мира: мир существует как единство вне и независимое от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи; различные по формам своего существования, они образуют единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, - это действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов. Антитезой Бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы Бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Бытием. Но Бытие сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы Бытия.: 1) бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на: бытие вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальный дух и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в основе и процессе истории) и бытия общества. Развитие представлений о бытии в истории философии. Парменид: Бытие: едино, неподвижно, умопостигаемо, сферообразно. Платон выделяет в своей философии 2 мира: мир вещей – внешняя, видимая реальность, этот мир не является истинным бытием. мир идей – царство чистой мысли и красоты – истинное бытие. Средние века: Бытие Бога и реальный мир было принято различать. Бытие Бога – истинное бытие, а конкретные вещи могут быть и не быть. В новое время (17-18 века): натурализация. Понятие бытие – нечто вещественное, телесное, как объективная реальность, которая противостоит человеческому познанию.
27. Материя и движение как философские категории. Материя- это философ. категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, сущ. независимо от них. Категория " материя" введена в философию для обозначения объективной реальности.. На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи: атомистическая модель (Демокрит); эфирная модель (Декарт); вещественная (Гольбах). С точки зрения современных знаний материя пристает в 2 основных формах: · Вещество (масса покоя)- присуще дискретность, прерывность. · Поле – связывает частицы и тела частицы поля не имеют массы покоя. Концепции пространства и времени: · Субстанциолистская (классическая); пространство и время- автономно существование всех мат. объектов и явления; пространство времени безконечно при этом пр-во однородно во всей вселеннлй. · Реаляционная –теория относительности (Эйнштейн); Пространство и время- это не автономные условия существования объектов, а относительные параметры, которые зависят от самой материи. Понятие " материя", отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение " чего-то" конкретного, а не движение вообще или " само по себе", движение " ничего". Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно. Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной. Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью. Атрибуты материи: Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними. Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов. Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо. Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д. Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное. В современном понимании движения и материи лежит синергетика - современное направление в науке, которое занимается изучением самоорганизации систем. Идея: все сущ. мат. системы обнаруживают сходные закономерности своей самоорганизации в процессе изменений и развития.
28. Сущность познания и его виды. Познание и практика. Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временая теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещая, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания. Познание- это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Виды познания: 1)Обыденное познание- это познание, которое связано с повседневной практической жизнью человека, вытекает из жизненного практического опыта. Обыденное познание не дает объяснений сущ. явлений 2) Мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности. Большое значение имеет принцип антропоморфизма- не разделение образа вещи и самой вещи. 3) Художественное познание- это опредмечивание внутреннего мира личности творца худ. с помощью соответственного языка. Личностная оценка худ-ка которое относит к тому, что он отображает. 4)Философское знание 5) Научное познание – вид познания, которое отражает наиболее сущ. законы связи позн. реальности в форме системы теоретических знаний. Чувственное познание. · Ощущение- – форма чувственного познания (восприятия) – отражение отдельных свойств объективной реальности непосредственно действующих на органы чувств и возбуждающих нервные центры · Восприятие – это синтез ощущений, которыое формирует целостный образ предмета в то время, когда предмет воздействует на наши органы чувств. · Представление -это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти. Основные формы мышления: · Понятие- понятие является формой мысли, отражающей общие существенные и отличительные признаки предмета мысли. · Суждение-это форма мышления, которое утверждает или отрицает относительное существование предметов, явлений, свойств, отношений. · Умозаключение — это способ получения нового знания на основе нескольких суждений Практика - это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения своих потребностей. По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. В о - п е р в ы х, она является источником познания, его движущей силой, дает познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва дерево, не дает ему отрываться от реальной жизни. В о-в т о р ы х, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она - цель познания. В-т р е т ь и х, практика служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.
29. Проблема познаваемости мира. Познание- это общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека, «вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Одним из важнейших вопросов теории познания (гносеологии) является вопрос: познаваем ли мир? Попытки ответить на него уходят своими корнями в глубокое прошлое, - возникнув в античности (и еще ранее в восточной философии), они пронизывают средневековье, захватывают Новое время, продолжаются в наши дни. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм. Проблема познаваемости мира- 1 из проблем: 1) гносеологический оптимизм (реализм). Мир в его основах познаваем и человеческие познания всегда приводят к истинному знанию о мире( Бэкон Ф., Р, Декард, П. Гольбах, Д. Дидро). Позиции гносеологического оптимизма разделяют все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона теория познания – это «припоминание» душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли. 2) скептицизм- суть подхода в том, что представляется сомнительное познание мира в его основах. Пирон выдвинул идею о том, что наше знание о мире- не обладает необходимостью достоверности.Релетивизм-относительное познание. Скептицизм (от греч. skeptomai – сомневаюсь) признает существование вещей вне человека, вне его сознания. Но человеческие чувства могут давать разные показания о вещах. Поэтому скептики подвергают сомнению возможность познания, т.е. достижения адекватного знания. Скептицизм возник в глубокой древности. Его наиболее крупные представители: Пиррон (IV-III вв. до н.э.) древнегреческий философ из Элиды, основатель скептической школы, его ученик Тимон (IV–III до н.э.), Секст Эмпирик (2-я пол. II в. – нач. III вв. до н.э.) и другие. Они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания, об одних и тех же явлениях и процессах (например, в зависимости от состояния нашего организма) и что всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему. Поэтому скептики предлагали воздерживаться от каких-либо суждений для достижения душевного спокойствия и тем самым счастья, которое и есть цель философии. 3) Агностицизм- это учение- мир не познаваем в своих основах.( невозможность познания мира; Кант И, Д.Юм) В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а - не; gnosis – знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского. Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает эту же линию Д. Юма. И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего.
30.Проблема истины в философии. Истина и ее критерии. Истина- цель познания. Существуют различные подходы к пониманию истины среди которых наиболее известен классический подход: истина- это соответствие наших знаний познаваемой действительности (Платон, Аристотель, Аквинский) Основные подходы в контексте современного подхода к истине: 1. Истина представляет собой знания соотв. объективной реальности. · К объективной действительности относят не только явления, но так же и сущности, фундаментальные законы, которые определяют сами явления (научные законы) · Действительность которая познается субъектом включает в себя так же субъективную действительность. · Познание неразделенно связано с практикой. Практика –это подтверждение истины( критерий истины) · Истина – это процесс. А не какое-то статическое состояние, т.к истина развивается в контексте исторического развития самого познания Истина всегда включает 2 основные стороны: 1. объективность истины – истина, как адекватное отражение в сознании человеческого познания действительности, не зависти от человека и человечества. 2. субъективная сторона – истины существуют только в условиях человеческого познания, истина не существует помимо человека и человечества. Истина субъективна по форме. Основные аспекты истины: 1. бытийственный – истина представляет собой знания, которые соответствуют познаваемой действительности. Истина отражение бытие. 2. аксиологический (целостный) – истина имеет целость для человека и его существования. 3. праксеологический – истина включается в практическую жизнедеятельность человека. Человек не способен существовать, как истор. развивающийся субъект. Истина неразрывно связана с практикой. Типы и формы истины: 1. истина различается по характеру познаваемости объекта: - Истины относящиеся к материи реальности (все естественные науки); - истины представляют собой реальность о духовной реальности. 2.истины различаются по видам действительной деятельности: - научная; - философская; - житейская (повседневная) истина 3. истины различают по степени полноты познания изучаемых объектов и явлений: - абсолютная ( полное знание о познаваемой действительности); - относительная истина (неполное знание о познаваемой действительности) Истину необходимо различать от заблуждения и лжи. a. Заблуждение – это не преднамеренное не соответствие представлений о действительности истинным знаниям (учение древнег. философов) b. Ложь – это сознаваемое искажение информации, которая имеет своей целью искажение истины.
31.Сущность и специфика научного познания Наука-это форма духовной деятельности направленная на производство, знания о природе, обществе, человеке, которое имеет своей целью формирование истины знания и открытия объективных законов познаваемой действительности. Наука связана с описаниями, объяснениями и предсказаниями явлений и процессов действительности. Наука – это исторически развивающийся тип знания. Научное познание-вид познания, имеющий следующие особенности: 1) стремление к объективности 2) особое значение эксперимента 3) следование теории 4} преобладание логико-математических методов исследования Наука является не единственной, но важнейшей формой познания мира и человека. Непосредственная цель научного познания - это теоретическое осмысление действительности Научное познание - это: стремление к объективности, изучать мир, таким каков он есть Парадигма: Т.Кун 1. научная классическая -17-18в. Основывается на принципе механицизма Ньютона. 2. не классическая- перв.полов 20 в. Пространство и время не являются абсолютными условиями существования мат. объектов и явлений. Большое значение имеют не динамические, а статические закономерности. Статический закон вероятности хар-ет поведение изучаемых объектов (движение микро-частиц) 3. постнеклассическая – сер 19в. – по наст. -Мир рассматривается как реальность состоящая из неравновесных систем, вкл. не органическую природу и общество нерав.важ. хар-ка системы. -Принцип глобальный эволюционный- вся реальность общего нахождения в процессе развития или эволюции и в этом отношении все эти эволюционные отношения носят обратный характер. Черты научного познания: 1. основная задача- это выявление и обоснование объективных законов действительности 2. объективная истина- это цель научного познания и высшая ценность 3. использование экспериментальных средств (технические средства)
32. Поблема антропосоциогенеза Антропосоциогенез – это процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности. Основными факторами антропосоциогенеза являются: природный, экономический, социальный, антропологический. Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способное к целесообразной и творческой деятельности. Если человек это существо животное, то он родственен биологическому виду, но это противоречит, т.к. когда животное рождается оно знает, что делать, а человек нет. Человек при рождении получает генетическую программу. Человек живет и развивается в искусственной среде, которая стоит между природой и человеком, т.е. это культура. Это человек получает в процессе социализации, и только в обществе с себе подобными человек становится человеком. Т.о., человек сочетает в себе два начала: 1) природное, биологическое; 2) социальное, приобретаемое в течение всей жизни. С одной стороны человек выступает как любой живой организм, а с другой он – существо уникальное, а значит судьба каждого из нас не предсказуема и универсальная, способная к любому виду деятельности и прежде всего к творчеству (эта черта отличает нас от животных). Человеческое бытие как философская проблема. Сущность – это то, что отличает один предмет от другого. Сущностью человека является трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или косвенно в общественные отношения, совокупность которых образует общество. Речь идет о всей совокупности общественных отношений, материальных, идеологических, настоящую и прошлую. Человек аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь комплекс общественных отношений, и, т.о., реализует свою социальную сущность. На этой основе возникает еще одна сущностная характеристика человека – это разум. Но человек не сводится к своей сущности. В своем реальном проявлении она обнаруживается его существованием. Если сущность человека – это общая характеристика рода, то существование каждого индивида всегда индивидуально. Проблема человеческого существования нашла свое отражение в экзистенциализме. Смысл человеческого бытия. Понимание человеческого бытия связано не с внешней областью мира, а с областью внутренней духовной. Соловьев сделал упор на нравственное содержание смысла жизни, а Ницше – в эстетической красоте. Марксизм видел смысл человеческого бытия в осуществлении человеком активно преобразующей деятельности. Компоненты понимания смысла жизни: любовь и семья, любимое дело и трудовая карьера, борьба и самосовершенствование, служение на благо другим, поиск удовольствий, познание мира. Проблема свободы и ответственности. Свобода – это способность человека выбирать и ставить перед собой цель. Предвидеть в сознании результат своих действий. Сами цели при этом лишь тогда имеют смысл и оправдание, когда они не противоречат реальным условиям окружающей среды. Свобода личности делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя свобода личности по настоящему может реализовываться только в условиях внешней свободы, однако сама по себе внешняя свобода не гарантирует свободы внутренней. Модели реализации человеком своей свободы: 1) когда есть совпадения интересов личности с интересами общества; 2) когда есть конфликт между ними; 3) когда личность изолируется от общества и уходит в себя; 4) когда личность приспосабливается к окружающим обстоятельствам. Свобода лично так или иначе предполагает ответственность: юридическая, моральная и т.д. И с этим обстоятельством связано понятие «бремя свободы» или «бегство от свободы». Проблемы: 1. Проблема смерти. Человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. Эта тема как правило занимает центральное место во всей культуре и творчестве человека. 2. Проблема жизни. Жизнь – форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая форма, но включающая их в снятом виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т.п.).
33.Понятие общества. Основные подходы к пониманию определяющих факторов общественного развития Общество – 1) это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически2) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями) В процессе развития научных знаний сложилось несколько основных подходов к исследованию и объяснению общества. Первый подход — натуралистический. Он связан с развитием естествознания в XVII—XVIII вв. Опираясь на естественно-научные взгляды, многие мыслители прошлого утверждали, что общество есть своеобразное продолжение природы. Тип общественного устройства считался результатом влияния на жизнь людей географической среды и других природных факторов. В XVIII в. эту точку зрения отстаивал французский мыслитель Ш. Монтескье (1689—1755). В Новейшее время таких взглядов придерживался русский историк Л. Н. Гумилёв (1912—1992). Этот подход проявляется также в понимании общества как особого живого организма. Культурно-исторический подход к изучению общества характерен для конца XIX — начала XX в. Его становление связано с развитием таких наук, как история, культурология, антропология. В рамках данного подхода выявляются различия природных и общественных процессов. Жизнь общества здесь рассматривается как область влияния моральных, эстетических и других духовных ценностей, составляющих основу культуры. Создателем теории культурно-исторических типов общественной жизни был русский учёный Н. Я. Данилевский (1822—1885). Особое значение имеет вопрос о целостности общества. Некоторые мыслители полагали, что общество представляет собой простую сумму живущих в нём людей и образуется в результате сложения способностей, поведения, действий множества индивидов-атомов. Данный подход возник в философии Нового времени. Так считали, например, английские философы XVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк. Другие же учёные рассматривали общество как единое целое и утверждали, что его нельзя свести просто к сумме индивидов. Эта точка зрения более плодотворна, потому что люди на самом деле никогда не бывают обособленными «атомами». Но такой подход породил ещё один сложный вопрос: в чём состоит это единство людей, на чём базируется целостность общества? Многие мыслители (немецкий философ XIX в. Г. Гегель и др.), отвечая на данный вопрос, искали основание целостности и единства общества в его духовной жизни. Подобный подход к пониманию общества можно назвать идеалистическим. История здесь часто рассматривается как процесс движения к достижению некоторого идеала, высшей духовной цели. Существует и материалистический подход в понимании общественной жизни. Например, немецкие мыслители XIX в. К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895) полагали, что её основой выступает деятельность людей по удовлетворению своих материальных потребностей. Такой деятельностью является материальное производство. Не отрицая существования в общественной жизни идейных или духовных побудительных мотивов, материалистический подход основывается на том, что реальная материальная жизнь людей определяет их сознание. Материалистический и идеалистический подходы к пониманию основы общественной жизни во многом дополняют друг друга, поскольку в нашей жизни действительно есть как материальные, так и духовные стороны, побудительные причины деятельности, и они тесно связаны между собой.
34. Общество, как само развивающаяся система. Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы. Первый источник развития общества находится в мире природы, являющейся основанием его существования, точнее, «о взаимодействии общества и природы. Современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов ее устойчивости по отношению к антропогенным влияниям. Второй источник развития общества связан с технологическими детерминантами, с ролью техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. Т. Адорно полагал, что вопрос о приоритете экономики или техники напоминает вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. То же относится к характеру и типу труда человека, который во многом определяет систему общественных отношений. Третий источник саморазвития общества усматривается в духовной сфере, в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. Идея теократии, т. е. управления обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была очень популярна в истории, да и сейчас находит место в концепциях религиозного фундаментализма. История общества в этом случае рассматривается как реализация воли Бога, а задача человека — воплотить этот промысел, уделяя основное внимание не земным проблемам, а подготовке к будущей, вечной жизни. В концепциях истории А. Тойнби, II Сорокина основное значение в детерминации развития общества придается морально-религиозному, духовному его совершенствованию, соотношению санкций и наград как ведущей причине групповой солидарности людей Концепция П. Сорокина основана на представлении о трех типах фундаментальных культур в истории человечества: религиозной, промежуточной и материалистической. В культуре первого вида (типа) движение истории и ее ритм определяются взаимодействием трех воль: Божьей, бесовской и человеческой. В культуре третьего типа, материалистической, история развивается на основе чувственно воспринимаемой реальности, изменения которой выступают в качестве ведущего фактора истории. Переход от культуры одного типа к культуре другого осуществляется через культуру промежуточного типа, имеющего последовательные стадии: кризис — крушение — очищение — переоценка ценностей — возрождение.
35.Личность, как предмет философского знания ЛИЧНОСТЬ, общежитейский и научный термин, обозначающий: 1. человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. personalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Проблема Личности в философии — это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причём не только чем он фактически является, но и «...чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь» В своём первоначальном значении слово «Личность» обозначало маску, роль, исполнявшуюся актёром в греческом театре (ср. рус. «личина»). Личность вне общины или полиса для древне греческого философии так же нереальна, как биологический орган, оторванный от целого организма. Однако уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам сё видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. Разные религиозно-философские системы выделяют разные стороны этой проблемы. Если в античной философии Личность выступала примером как отношение, то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция» рационального характера (Боэций), синоним нематериальной души. В философии нового времени, начиная с Декарта, распространяется дуалистическое понимание Личности, на первый план выдвигается проблема самосознания как отношения человека к самому себе; понятие «Личность» практически сливается с понятием «Я», тождество личности усматривается в её сознании. По Канту, человек становится Личностью благодаря самосознанию, которое отличает его от животных и позволяет ему свободно подчинять своё «Я» нравственному закону. В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отд. проблемы исследования Личности: её биологические и социальные детерминанты, степени свободы Личности по отношению к природе, обществу и самой себе. Однако эти проблемы не были достаточно чётко разграничены. Личность и общество нередко сопоставлялись и противопоставлялись как равные, одно-порядковые величины. Отсюда, с одной стороны, свойственное метафизическому материализму принижение Личности, рассмотрение её глобального образа, как продукта социальной или биологической среды, а с другой — волюнтаристское понимание личной свободы как произвола, отрицающего естественную и историческую необходимость. При этом Личность оказывается либо абсолютным демиургом (творцом), либо трагически страдающим началом, гибнущим под натиском безличных сил (романтики). 36. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем. А. Л. Чехов в одном из писем написал: “Зафилософствуй - ум вскружится”, имея ввиду тот или иной способ решения проблем жизни и смерти. Однако подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным темам. Во всех философских системах так или иначе решался этот вопрос, а Шопенгауэр считал, что “смерть- подлинный гений, вдохновитель или Мусагет философии, отчего Сократ и определил ее как “подготовку к смерти”. По сути дела, речь идет о триаде: жизнь -- смерть -- бессмертие, по-скольку все духовные системы человечества исходили из идеи.противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человече-ская жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, что бы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию. Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны так или иначе соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на определенном этапе развития, связанный с геномом. можно выделить первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, ибо это состояния являют по сути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известное определение Ф. Энгельса: “Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”, акцентирует космический аспект жизни. Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле не исчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, Второе измерение проблемы, жизни, смерти и бессмертия связано уяснением специфики человеческой жизни и ее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел. Чаще всего полагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь пли послужить удобрением почвы для другой жизни. Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмер-тия, которая рано или поздно становится в центр внимания человека, осо-бенно, если он достиг зрелого возраста. Выдел Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2450; Нарушение авторского права страницы