Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психорегулирующая тренировка (регуляция психических состояний) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Психорегулирующая тренировка (ПТР) представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортом. Она адресована людям, хорошо владеющим релаксацией мышц, практически здоровым, уделяющим большое внимание развитию координации движений. В связи с этим в ПРТ не применяются формулы, вызывающие чувство тяжести в конечностях. Иногда, напротив, включаются формулы преодоления этого чувства (если оно все-таки возникает). Главной задачей ПРТ является управление уровнем психического напряжения. Психомышечная тренировка (регуляция психических состояний)Психомышечная тренировка (ПМТ) направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредоточения внимания и обеспечения сознательного контроля движений. Методика более проста в сравнении с АТ и ПРТ, доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное изометрическое напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В ПМТ выделяют четыре ступени перехода расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активизация, обусловленная характером деятельности. Идеомоторная тренировка.Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. Первое положение - чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, " чище" выполняемое движение. Второе положение - идеомоторным называется мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека. Мысленные представления могут быть " зрительными". В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Мысленно представьте себя как бы в " зеркале", " посмотрите" на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, " зеркальный", висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, - получится намного хуже. Рассогласованность между программирующим органом - головным мозгом и исполняющим аппаратом - мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, " пропускает" представления о движении " через себя", в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется наоборот. Третье положение – Нужно не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других - непосредственно перед ним. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова " вперед-назад" вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится. Четвертое положение - начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки. Пятое положение - при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента. Шестое положение - во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами - программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен - пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их " ведет". Седьмое положение - неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок. Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное - представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в " десятку", эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в " десятку" просто невозможно. Поэтому он и не попадает. " Перестарался, очень хотел", - говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату. В умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами - и заключается суть " идеомоторного принципа построения движений". Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо: -во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный; -во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы; -в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных - опорных - элементов в отрабатываемом движении. -К четвертому этапу - физическому исполнению движения - можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо " размяты" мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение. Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод " проб и ошибок". Идеомоторная тренировка (ИТ) состоит в сознательном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Заключение
Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов и способов развития волевых качеств на уроках физической культуры, и в следствии проведенной работы и анализа материалов и методик, можно подвести итоги и сделать следующие выводы: Методика воспитания волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудностей, которые должны преодолеваться спортсменами-учениками во время урока, тренировки и выступлений. Для того чтобы стимулировать волевые усилия на преодоление все возрастающих трудностей, в уроке применяется ряд методов психологического воздействия. При помощи этих методов учитель не только стимулирует волевые качества спортсмена, но и вырабатывает у тренируемого соответствующие установки. Воспитывая волевые качества в процессе спортивной тренировки и занятий физической культурой, необходимо стремиться к тому, чтобы все они формировались не только в спортивной тренировке, а проявлялись в жизни, в быту, труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена. Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств - это не эпизодическая работа педагога, которую он проводит перед соревнованием или спортивным мероприятием, а постоянный кропотливый труд, требующий от него большой затраты сил, времени, упорства и энтузиазма в течении всех лет обучения в школе. Преподаватель физической культуры может использовать некоторые методики и системы методик, разработанные для волевой подготовки профессиональных спортсменов в работе со школьниками. Но в воспитании волевых качеств посредством занятий физической культурой, да и в спортивной подготовке, нужно следовать важному принципу: Подход к оценке степени развитости воли и воспитанию волевых качеств, как в возрастном, так и в индивидуальном аспекте должен быть дифференцированным, исходя из многокомпонентной структуры воли. По мере развития психики волевая регуляция меняется, так же она меняется в зависимости от эмоциональной структуры и уровня интеллекта личности. Поэтому применяя методы развития волевых качеств и мотивацию в занятиях физической культурой, педагог должен принимать индивидуальный подход, основанный на выявлении и учете на всех вышеперечисленных факторов. Литература
1. Гоноблин Ф.Н. Психология. Учебное пособие.-М., 1976.- с.42 Высоцкий 2. Брихцин М. Воля и волевые качества//Психология личности в социалистическом обществе.-М., 1989 3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа.- 1981.- №1.- с. 32-35. 4. А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения.-Рязань, 1979. –с.9. 5. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с. 6. Калин В.К. На путях построения теории воли //Психологический журнал.-1989.-№2 7. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. — М.: ФиС, 1979. — 144 с. 8. Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пунин. — М.: ФиС, 1979. - 143 с. 9. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977.- с. 23 10. Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. -с. 26 11. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание.-Рязань, 1992. -с.13 12. Материалы сайта посвященного спорту философии спорта, спортивной психологии и медицины. http: //def.kondopoga.ru/2007
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы