Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие «души» и посмертного существования
Душой человека наделили боги Один, Хёнир и Лодур. Каждый из них дал первым мужчине и женщине, Аску и Эмбле - по одной “составляющей” души: так, Один дал “дух” (“дыхание”), Хёнир - “разум”, Лодур - “живость” (“искусность”, “умение”). Таким образом, в понятии “души” сочетаются и ум, и чувства, и характер. Вместилищем души является сердце - многозначное понятие, в котором объединяются собственно сердце, а также ум, мысль, мнение, интерес, дух, душа, мужество. Душа является носителем нематериальных атрибутов человека: судьбы, удачи, ума, знаний, поэтому все они сохраняются за душой после телесной смерти. Асатру (Трот) предполагает множество вариантов посмертного существования человеческой души. Чаще всего мертвые отправляются в подземный мир - Хель, где пребывают вечно. При этом преступники и прочие недостойные люди попадают в ту часть Хель, где их ждет страдание и уныние. Наиболее достойным из умерших уготовано несколько вариантов небесных чертогов богов. Так, героически погибшие воины отправляются на пир к Одину в Валхаллу, чтобы выйти вместе с ним на битву в Рагнарёк. Иные же отправляются в жилища других богов, где пребывают в благоденствии. Вообще посмертная судьба человека практически не формализована в Троте (даже героическая смерть воина не гарантирует тому места в Валхалле, потому что половину павших забирает в свой чертог богиня Фрейя). Это означает, что верные заботятся не столько о своем посмертном существовании, сколько о земной жизни, логическим завершением которой может стать либо слава и уважение потомков, либо порицание или забвение.
Практика вероисповедания и элементы культа Праздники Кроме глобальной цикличности бытия, выраженной в Рагнарёке, в Асатру (Троте) существует и годовой цикл, проявленный в постоянной смене времен года. Этот цикл в Асатру называется Годовым Колесом (Колесом Жизни), он состоит из 8 ключевых точек, в которых начинается переход из одной стадии существования природы в другую. Календарные даты, приходящиеся на эти точки, делящие год на 8 равных частей, асатруа выделяют в качестве особо сильных моментов - праздников, отмечаемых особыми обрядовыми действиями. В праздничном обряде символическим образом отражается происходящее в природе, так, чтобы каждый его участник прочувствовал момент и ощутил единение с природным процессом. Иными словами, задача праздничного обряда – достижение единения с ритмом Колеса Жизни. Даты праздников, будучи привязанными к природным (астрономическим) явлениям, из года в год могут изменяться относительно календарных дат: Праздники отмечаются собранием общины и проведением соответствующего обряда, в котором для каждого праздника предусмотрены свои элементы. Продолжением обряда является праздничный пир, проводимый по особым правилам. Символы Последователи Асатру (Трота) используют для общения с богами и проведения обрядов разнообразные символические изображения и реквизит, отражающий важнейшие религиозные концепции. Наиболее употребимые символы: Изображения богов - в виде рисунков, изваяний (идолов) или других объектов (например, камней или элементов ландшафта). При этом, разумеется, асатруа не поклоняются этим предметам, а лишь используют их для связи с богами. Изображения атрибутов богов - в качестве амулетов или обрядового реквизита. Таковы например: - Молот Тора. Наиболее популярный символ Асатру вообще. Используется в качестве изображения или подвески в виде молота с укороченной рукоятью, направленной вверх. Увеличенная версия, представляющая собой собственно молот (материал изготовления может варьироваться), используется на обрядах для освящения пространства и предметов. Вместо такого ритуального молота может использоваться жест, изображающий в воздухе перевернутую букву Т или крест; - Кольцо богини Вар - большое металлическое кольцо, используемое для принесения на нем клятв; - Чаша, символизирующая котел Одрёрир - знак единения, мудрости и божественного вдохновения. В этом качестве также может выступать кубок или питейный рог. Графические знаки. Среди таковых - например трикветр, символизирующий принцип тройственности, имеющий отражение во многих аспектах вероучения Асатру (Трота): три обитаемых мира (верхний, средний и нижний), три бога-творца и т.п. Также популярны солярные знаки типа креста в круге, символизирующие Солнце, а с ним - Колесо Года и мировой порядок. Кроме этого, применяются знаки, представляющие собой имена богов, зашифрованные с помощью древнего рунического алфавита. В отдельных случаях могут применяться стилизованные изображения сакральных животных. Применение графических знаков очень широко: самостоятельное изображение, декорация ритуальных или утилитарных предметов, амулеты. Обряд В Асатру (Троте) предусмотрено множество обрядов различного назначения: календарные, инициатические, социальные и т.п. Назначение обряда - воззвание к богам с просьбой, благодарностью, славлением или мистическим удостоверением какого-либо действия, а также создание определенного настроя, наделение момента особым смыслом и т.п. Любое обращение к божествам или действие по определенным правилам - уже обряд, и большинство таких действий могут быть совершены любым верным. Но чем обряд значительнее, тем больше требований к проводящему его: так, имянаречение новорожденного проводит отец, семейные обряды - глава семьи или хозяйка дома, свадебные и общинные - глава общины (Годи). Используемый реквизит зависит от вида и назначения каждого обряда. Жертва В Асатру (Троте) существует принцип равнозначного обмена, как между людьми, так и во взаимоотношениях “бог-человек”: любое действие должно иметь ответное действие, любая услуга, помощь или подарок должны быть отплачены. Люди обмениваются ценностями или услугами между собой. Отплата за блага, даруемые богами, происходит в виде жертвы. Жертвоприношение (блот) является одним из основных элементов крупнейших (в частности календарных) обрядов: само исконное название обряда - блот - совпадает со значением “жертвоприношение”. Принося жертву, верный отдает то, что является ценностью для него самого, в надежде получить от богов ответный дар - благосклонность или помощь, или же в качестве благодарности за уже полученное (например, жертвование части урожая). Основное требование к жертвуемому - ценность для жертвователя. Процесс принесения жертвы заключается в ее физическом уничтожении с верой в то, что она отходит богам в своей нематериальной сущности (сожжение, утопление, закапывание и т.п.). В жертву приносят материальные ценности: деньги, драгоценности, предметы, являющиеся собственностью жертвователя (в том числе сделанные собственноручно и специально с целью пожертвования). Также могут быть пожертвованы нематериальные ценности: например, стихи и музыка собственного сочинения (исполняются первый и последний раз специально для богов), заранее обещанные поступки или достижения. Продукты и напитки, приносимые в жертву, могут быть как уничтожены, так и употреблены на жертвенном пиру. Существует также практика принесения в жертву сельскохозяйственных животных (рекомендуется делать это так, чтобы причинить жертве как можно меньше страданий), с дальнейшим употреблением их мяса на жертвенном пиру. Святилище Наличие храма или какого-либо священного места не является обязательным для проведения обрядов Асатру (Трота). Некоторые обряды могут и даже должны проводиться дома, а например для календарных может быть выбрано место на природе, на улице или даже городская квартира. Организованное место проведения обрядов как правило отличается центральным объектом. В качестве такового может выступать рукотворный или нерукотворный алтарь (например, выбранный для этих целей камень), дерево или символический объект (Ирминсуль, одно или несколько изваяний богов и т.п.), а также возвышенность или водоем. Различают три основных вида святилищ: - Ве - священная территория. Это нерукотворный объект (роща, гора, водоем), каким-либо (в том числе символическим) образом отгороженный от внешнего пространства. Изваяния богов, алтарь или другой центральный объект могут устанавливаться в священном месте стационарно или специально для каждого обряда. В качестве Ве может выступать территория вокруг нерукотворного объекта, используемого как центральный; - Хёрг - священное сооружение. Это рукотворный объект (как правило, каменный) под открытым небом или в помещении (например, домашний алтарь). Он может быть оформлен элементами антуража (символами, предметами) или изображениями богов. - Хоф - святилище, храм. Это постройка, служащая специально для проведения обрядов. В отдельных случаях в качестве хофа может выступать так называемый общинный дом - постройка или помещение, предназначенное для собраний общины по значимым событиям. В хофе в обязательном порядке устанавливается алтарь и изображения богов, там же хранится обрядовый реквизит. Мистика и магия Асатруа верят в возможность неочевидного (магического) влияния на реальность и общения с богами и сверхъестественными существами посредством мистических практик. Для этой деятельности используются разного рода искусства и практики: магическая поэзия (заговоры и заклинания), графическая и симпатическая магия, целительство, психоориентированные практики, искусство дивинации и т.п. Эти искусства не являются общеобязательными для асатруа, более того - считается, что для занятия ими необходимо обладать определенными способностями, высоким уровнем знаний и посвящать им значительное время.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы