Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Античная система стихосложения.



Система сложения древнегреческого, позже - древнеримского стиха, основанная на чередовании долгих и кратких слогов. Относится к системам количественного стихосложения.

Краткий слог состоит из краткого гласного или согласного и краткого гласного, составляет по длительности одну долю (мору), обозначается U

Долгий слог состоит из долгого гласного или гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается -. В античной системе стихосложения стопы разделялись в зависимости от количества и длительности слогов следующим образом.

 


Стопы трехдольные:

хорей -U

ямб U-

трибрахий UUU

Стопы четырехдольные:

дактиль -UU

амфибрахий U-U

анапест UU-

спондей - -

дипиррихий UUUU

Стопы пятидольные:

пэон первый -UUU

пэон второй U-UU

пэон третий UU-U

пэон четвертый UUU-

бакхий U- - *

кретик, или амфимакр -U- *

антибакхий --U *

Стопы шестидольные:

молосс, или тримакр - - - *

ионик нисходящий, или большой - - UU *

ионик восходящий, или малый UU - - *

антиспаст (ямбохорей) U- -U *

хориямб -UU-

Стопы семидольные:

эпитрит первый U - - - *

эпитрит второй - U - - *

эпитрит третий - - U - *

эпитрит четвертый - - -U *

Стопы восьмидольные:

диспондей - - l - - *

дохмий U - - U - *


" Из этих стоп составлялись античные стихотворные размеры. Сильная часть стопы с ритмическим ударением называется тезисом, слабая часть — арсисом. Словесные ударения в античном стихе располагаются свободно на любой доле стопы, вследствие чего структура античного стиха с ритмической инверсией существенно отличается от константных ритмов западноевропейского и русского классического стиха. Античные стихи нужно скандировать, соблюдая долготу слогов и интонационно выделяя ударные слоги в словах, часто не совпадающие с сильными по положению долями стопы. Группа слов объединяется в метрический член или колон (стихотворная строка); группа членов, являющихся законченным ритмическим целым, называется периодом. Из периодов («ката стихон») или из разномерных членов и периодов, объединенных в одно целое, строилось античное стихотворение. Такое построение у греков называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из одной такой системы (в монодической лирике) или из нескольких систем (хоровая лирика и драматическая поэзия).

Помимо стихов, построенных на повторении определенной стопы, в А. м. существуют смешанные размеры, составленные из разных стоп; они называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и др.

А. м. оказала огромное влияние на формирование европейского стиха. Существующие в европейской поэтике названия стихотворных размеров (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из А. м. Однако европейские (в их числе и русские) ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не соответствуют античным: 1) в европейских стихотворных размерах не принято введение в стих долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2) акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях обязательно совпадает с сильными долями стопы (тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного метра существенно отличается от ритма европейского стиха того же названия; например, античные хореи и ямбы — трехдольные стопы, в европейской же метрике они двудольны; античный дактиль — четырехдольная стопа (), поэтому он и заменяется равновеликим четырехдольным спондеем (), в европейской же метрике дактиль — трехдольная стопа (), а спондей — двусложный". (" Словарь поэзии" Квятковского)

 

 

Соотношение понятий: стопа, размер, метр. Виды стоп.

Стихотворная речь ритмически организована, упорядочена, эмоциональна. Стихотворная речь делится на строчки, в них повторяются однородные элементы – паузы, стопы, рифмы, строфы.

Ритм в стихотворной речи основан на упорядоченном чередовании языковых элементов. Чередоваться могут ударные и неударные слоги, гласные и согласные звуки, паузы, рифмы, строки, строфы. Существует большое количество стоп. Каждый тип стопы может иметь несколько повторений в строке. Строка является ритмико-смысловой единицей стихотворного произведения. Идеальная схема чередований называется метром. Размер – количество ритмических повторений9стоп) в стихотворной строке. Иногда слово размер употребляется как синоним метра или стопы. В стопе равномерно повторяются сочетания ударных и безударных слогов.

Стопы бывают двухсложные и трёхсложные.

Двухсложные:

  • Ямб - двусложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы ямба: -! ), а в стихе в целом - на втором, четвертом, шестом, восьмом, десятом и т.д.
  • Хорей - двусложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы хорея: ! - ), а в строке (стихе) в целом - на первом, третьем, пятом, седьмом и т.д. (Следует помнить, что возможны пропуски ударений на отдельных слогах и образование стоп пиррихия).

Трёхсложные:

  • Дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге (схема стопы дактиля: ! - - ), а в стихе в целом - на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т.д.
  • Амфибрахий - трехсложная стопа с ударением на втором слоге (схема стопы амфибрахия: -! - ), а в стихе в целом - на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т.д.
  • Анапест - трехсложная стопа с ударением на третьем слоге (схема стопы анапеста: - -! ), а в стихе в целом - на третьем, шестом, девятом, двенадцатом и т.д.

 

 

Звуковая организация речи. Повторы и их виды.

Звуковая организация речи (фоника) – ОТБОР И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ФОНИТИЧЕСКОГО УРОВНЯ С ОПРЕДЕЛЁННЫМ СТИЛИСТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.

Фоника – отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. В этом смысле говорят о фонике как о конструктивном компоненте стиля того или иного писателя. Занимается изучением сочетаний гласных и согласных звуков в звуковых комплексах и их конструктивной функции в организации стихового ряда. В силу этого учение о рифме, как о звуковом повторе, относится к фонике, а ритмообразующая её роль входит в теорию ритма и композиции стиха.

Повтор – родовое название средств художественной выразительности, к которым обычно относят:

  • Повторы звуковые( аллитерация, ассонанс)
  • Синтаксические (синтаксический параллелизм)
  • Фразовые(рефрен, припев)
  • Лексические (анафора, эпифора)
  • Образные (повторы мотивов, ситуаций)

 

 

Рифма, её функции.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

  • Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.
  • Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.
  • Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.
  • Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка!

Основные функции: стихообразующая, фоническая, семантическая.

 

Классификация рифм.

Можно выделить несколько важнейших оснований классификации рифм. Во-первых, на рифмы переносятся характеристики клаузул: по слоговому объему рифмы могут быть мужскими (последний слог), женскими (предпоследний слог), дактилическими (третий с конца), гипердактилическими (четвёртый с коца). При этом рифмы, оканчивающиеся на гласный звук, называются открытыми (например: весна – красна), на согласный – закрытыми (ад – сад), на звук «й» - йотированными, или смягченными (весной – лесной).

Во-вторых, рифмы различаются по степени точности. В стихах, рассчитанных на слуховое восприятие(а именно такова поэзия XIX–XX вв.), точная рифма предполагает совпадение звуков (не букв! ), начиная от последнего ударного гласного до конца стиха: несносная – сенокосная; холод – молот (согласный «д» на конце слова оглушается); страх – лошадях (буква «я» указывает на мягкость согласного «д»); рада – надо (заударные «а» и «о» редуцируются, звучат одинаково) и т.д. В поэзии XIX в. преобладают точные рифмы. Неточные рифмы сильно потеснили точные у многих поэтов ХХ века, в особенности пишущих акцентным стихом.

Третий критерий – богатство / бедность созвучий. Рифма считается богатой, если в клаузулах повторяется опорный согласный, т.е. согласный, предшествующий последнему ударному гласному: чужбина – рябина; виноград – рад. Исключение составляет мужская открытая рифма (гора - дыра), поскольку «для того, чтобы рифма ощутилась достаточной, нужно совпадение минимум двух звуков». Поэтому рифму: гора – дыра следует считать достаточной. В остальных же случаях совпадение в строках опорного согласного и тем более предшествующих ему звуков «повышает звучность рифмы, обогащает ее <...> ощущается как «неожиданный подарок».

По месту в стихе:

· Концевая

· Начальная

· Внутренняя

По расположению рифмических цепей (виды рифмовки):

· Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

· Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

· Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

· И наконец, сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба и др.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 1557; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь