Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие о психологической информации и способах ее получения



Что такое информация о человеке? Это могут быть кон­кретные знания о конкретном человеке, это могут быть и знания о его близких, о социальной и экономической обста­новке, его окружающей, это могут быть знания, характери­зующие его как биологическое существо и т. п. Все эти знания позволяют судить о поле, возрасте, способах мышления чело­века, его чувствах и желаниях, о его возможностях действо­вать в окружающем мире. О человеке говорят и предметы, созданные и используемые им.

Есть очень интересная точка зрения на происхождение че­ловеческой истории, высказанная академиком Б. Ф. Порш­невым. Она основана на понимании материальных потребно­стей человека, его нужды в конкретных предметах или свойст­вах этих предметов: остром ноже, длинном копье, емком сосуде и т. п. Б. Ф. Поршнев утверждает и убедительно показывает, что норма поведения каждого человека в первобытном обще­стве состояла в том, что он раздаривал результаты своего тру­да. Другими словами, производя больше, чем было нужно для восстановления сил, затраченных на производство, человек стре­мился угостить и одарить других. Как отмечал Б. Ф. Поршнев, «на заре истории лишь препоны родового, племенного, этно­культурного характера останавливали в локальных рамках «расточительство» и тем самым не допускали разорения дан­ной первобытной общины или группы людей»'[1].

«Отдать» - это норма отношений в первобытном обществе, это форма воздействия на другого человека с помощью добы­того из природной среды продукта, средства обеспечения жиз­ненных благ.

Этот продукт- пища, орудие, одежда- выполнял роль регулятора человеческих отношений, так как он нес в себе особый род влияния человека на человека, в котором про­является индивидуальность каждого из них. Это могло вы­глядеть как такой монолог:

- У меня есть острый камень. У тебя нет. Мне его не надо, возьми его себе.

А может быть, такой:

- Возьми орех.

- Беру. Хороший орех. А ты возьми мой банан.

Здесь предметы выполняют свою суггестивную функцию, то есть регулирующую отношения людей с помощью известных им функций предметов. И острый камень, и орех, и банан не просто попали в поле восприятия человека, а они создали соот­ветствующее отношение, которое может быть передано через этот предмет другому человеку. В первом монологе - это от­ношение заинтересованности-незаинтересованности в предме­те, во втором диалоге - это отношения взаимной приязни, про­являемые через обмен продуктами.

Человек может сам проявить отношение к предмету, уви­деть в нем и потребности других людей в качествах предме­та- в его вкусе или остроте, как в наших примерах, но это возможно, по мнению Б. Ф. Поршнева, только потому, что раньше это отношение было проявлено к предмету и его свойствам другими людьми. Те же качества острого камня или вкусного ореха определили его отношение с другим чело­веком, только позже оно становится его индивидуальным отношением, которое будет применяться как воздействие на другого человека.

Это известный закон развития высших психических функ­ций, сформулированный Л. С. Выготским, который говорит о том, что каждая психическая функция была раньше разделена между людьми, а затем стала способом самоорганизации одного человека.

Как писал Б. Ф. Поршнев, организм человека стал произ­водить действия, не диктуемые его собственной сенсорной сферой. Человек стал ориентироваться на значение произво­димых им предметов, на то значение, которое включало в себя человеческие отношения, регулировало их, создавало их.

Чтобы был установлен предел стремлению первобытного человека отдавать и дарить произведенное им, общество созда­ло специальные нормы для регуляции пределов дарения. Это привело к тому, что появилось множество человеческих общ-ностей, обособленных друг от друга по разным, даже случай­ным признакам. Общие нормы регуляции процесса отдавания произведенных благ объединяли их и одновременно ограничи­вали от других общностей. Эти общие нормы и фиксировались в едином для общности людей языке, который выполнял глав­ную функцию - воздействие на другого человека.

Недаром многие лингвисты предполагают, что глаголы древнее, чем существительные, при этом глаголы были снача­ла побудительными, повелительными, воздействующими не­посредственно на действие человека. Повелительную функ­цию выполняет глагол во всех временах: начали! начинайте! начинать! начнем!, отглагольным существительным - начало!

Из изложенной выше гипотезы академика Б. Ф. Поршнева можно выделить следующие особенности информации о че­ловеке: она создана другими людьми и передана человеку через предмет или слово; цель передачи этой информации -воздействие, изменение действий человека; эта информация объединяет человека с одними людьми и одновременно разъ­единяет с другими.

Итак, важнейшее свойство информации об индивидуаль­ности человека - она создана другими, передается ему и после усвоения становится основой саморегуляции.

Однако психологическая информация принимается чело­веком от других людей через воздействие их на него. Это воз­действие имеет разную силу: от минимальной - только слегка меняющей рисунок действий, до максимальной - разрушаю­щей необратимо действия человека.

Видимо, в процессе истории человеческого общества для регуляции силы воздействия людей друг на друга появились специальные механизмы. Можно согласиться с Б. Ф. Порш­невым, что важнейшим приобретением человечества стало молчание как реакция на воздействие или бездействие. Мол­чание, бездействие Б. Ф. Поршнев справедливо называет «во­ротами к мышлению», это первый шаг в становлении внут­реннего мира человека.

Защитные механизмы личности, которые сегодня подроб­но описаны психологами, тоже можно рассматривать как барьеры на пути воздействия одного человека на другого. Проекция, регрессия, вытеснение, замещающая деятельность, сублимация и другие защитные механизмы личности выпол­няют роль фильтров в получении информации о себе от дру­гого человека. В этом проявляется диалектический закон единства и борьбы противоположностей: есть воздействие человека на человека, есть и противодействие человека чело­веку, возникшее и существующее в этом воздействии.

Таким образом, есть возможность описать важнейшее, на наш взгляд, свойство психологической информации - она динамична, каждый ее статистический элемент требует соот­несения с более широким контекстом- прошлым, будущим, настоящим сообщаемой информации. Недаром, характеризуя какого-то человека, обязательно вводится момент временной отнесенное™: как часто? всегда ли он такой, каким представ­ляется сегодня? каким он был раньше? что с ним будет?

Это не случайно, так как содержательно психологическая информация предполагает воздействие, а оно должно быть, как любое действие, спланировано, в нем обязательно есть, говоря словами Н. И. Бернштейна, «модель потребного будущего».

Кроме контекста, информация о человеке во многом будет зависеть от текста его реального поведения, то есть тех про­явлений его индивидуальных особенностей, которые сущест­вуют в настоящее время и доступны для наблюдения другому человеку: это речь, предметы, окружающие человека, это его тело, мимика и пантомима, конкретное пространственное расположение с другим человеком.

Воздействующий человек вносит в этот текст свое пони­мание, свой подтекст, который будет определять его пред­ставление о целях и перспективах воздействия на другого человека. Так воздействующий человек осуществляет отбор содержания в тексте. Конкретным примером этого может быть реакция взрослого человека на грязную одежду ребенка. «Неряха, опять измазался! », «Что с тобой произошло? » или «Расскажи, что с тобой было? » или «Давай помогу почистить платье». Это разное избирательное реагирование воздейст­вующего человека на текст - грязную одежду ребенка.

Таким образом, информация о себе, которую получит ре­бенок через реакцию взрослого, определяет не только харак­тер воздействия взрослого, но и контекст и подтекст этого воздействия, который он сможет создать своей реакцией на слова взрослого.

Исследователи мифов (М. И. Стеблин-Каменский) отме­чают, что в лексике мифов последними по времени появления в тексте оказались слова, которые сегодня лингвисты назы­вают средствами субъективной ментальности. Это те языко­вые средства, которыми люди непосредственно выражают свое отношение в модальностях: нравится - не нравится, весе­ло - грустно и т. п.

Этот факт, по нашему мнению, позволяет говорить о посте­пенном расширении содержания психологической информа­ции, которая, кроме действий и предметов, стала включать чувства, оценки человека. Действия человека для краткости их описания могут быть описаны в модальности: «я могу». Это может быть модальность как взаимодействующего человека, так и реагирующего на воздействие: «я хочу». Обе эти модаль­ности - «я хочу» и «я могу» - отражают динамические моменты воздействия людей друг на друга, так как они включают не только текст, но и подтекст, и контекст этого воздействия.

Относительно статичные, фиксированные во времени мо­менты воздействия человека на человека можно описать с помощью модальностей: «я думаю», которая всегда предмет­на, ориентирована на свойства или свойство предметов мира человека. Другая модальность - «я чувствую» - отражает отношение человека.

Введенные нами модальности - «я могу», «я хочу», «я ду­маю», «я чувствую»- позволяют описать и систематизиро­вать информацию, которую получает и использует воздейст­вующий на другого человека человек. В то же время, согласно закону Л. С. Выготского о происхождении высших психиче­ских функций, в этих же модальностях она может быть опи­сана и реагирующим на воздействие человеком.

Это допущение - введение модальностей в описание содер­жания психологической информации - позволяет сделать рабо­ты по развитию психики человека А. Н. Леонтьева, Л. С. Вы­готского и др.

Ссылкой на эти работы, особенно на работы Б. Ф. Поршне-ва, нам хотелось показать, что человек получает информацию о себе от другого человека через воздействие этого другого на себя. В этом воздействии рождается то, что будет позже состав­лять представление человека о себе, его образ «Я», его мотивы, ценности, способы мышления, восприятия и т. п. - то, что тради­ционно называют знанием о внутреннем мире человека или пси­хологическим знанием. Нам казалось важным подчеркнуть, что это знание динамично. В силу этого возникает важнейший во­прос о критериях истинности этого знания, о его достоверности.

Ответ на этот вопрос непосредственно связан со способа­ми получения психологического знания, того знания, которое определяет воздействие одного человека на другого. Анализ способов получения знаний о другом человеке показывает, что на сегодняшний день можно выделить четыре относи­тельно независимых реальности жизни, в которых представ­лено это знание.

Во-первых, это конкретные знания о людях, которые чело­век получил в процессе своей жизни. Он проверил их на ис­тинность и достоверность событиями своей индивидуальной судьбы, другого критерия нет. Человек применяет эти знания в воздействии на других людей, на конкретного человека и таким образом делает их доступными для окружающих. Эти знания можно назвать житейскими, а основанное на них воз­действие на человека - житейской психологией. В этом смыс­ле каждый из нас обладает таким знанием, проверенным на достоверность личными переживаниями. Эти знания, такие, как любовь, носят своего рода эталонный характер, ограни­чивая или расширяя рамки возможного воздействия на дру­гого человека.

Во-вторых, это обобщенные знания о людях, которые че­ловек получил в относительно замкнутой группе людей-семье, производственном коллективе, школьном классе и т. п. Это знание проверено на истинность, достоверность жизнью этой группы, входит в систему ее ценностей как регулятор отношений между членами этой группы и всей группы с дру­гими общностями людей.

К отдельному человеку эти знания применяются через сис­тему группового воздействия, в свою очередь он сам исполь­зует их как материал для саморегуляции, при взаимодействии в группе и с другими общностями людей.

Материал такого рода знания широко представлен в ва­риантах речевых стереотипов и стереотипах воздействия, существующих в группах. В известном смысле сюда относятся ритуалы, обряды, традиции и также пословицы и поговорки, содержащие знания о других людях.

Эти знания можно назвать обыденными, а основанное на них воздействие на другого человека - обыденной психологи­ей, которая позволяет предвидеть последствия поведения человека в относительно замкнутой группе людей.

В-третьих, это обобщенные знания о людях, которые по­лучены относительно небольшой группой людей - ученых, поставивших своей целью получить обобщенное, законо­мерное, достоверное знание о людях, специально проверенное на истинность и достоверность. Эти ученые - психологи и представители смежных наук о человеке, в первую очередь естествознания, - пользуются специальными приемами по­лучения достоверного знания, которые называются метода­ми науки. Для них очень важно обсуждение вопроса о соот­ветствии методов науки и ее предмета. Предмет науки о человеке - человек в целом или его отдельные качества, от­сюда постоянный вопрос о связи и взаимодействии различ­ных качеств человека, например возраста и типа мышления, пола и способов организации деятельности и т. п. Для полу­чения обобщенного, закономерного знания очень сущест­венным является вопрос о формах выделения этого знания, фиксации и передачи его даже в группе ученых, исследую­щих человека. Это вопрос об основных научных категориях, в которых может быть получено, проверено и передано обобщенное знание.

Ученые пользуются такими научными категориями, как активность, деятельность, индивид, личность, потребность, способность и т. п.

Содержание этих категорий проверяется с помощью экс­перимента или наблюдения. В эксперименте или наблюде­нии получают факты, которые специально проверяют на достоверность и истинность с помощью статистических методов. Для этого используют сложный математический аппарат, позволяющий зафиксировать найденную законо­мерность как истинную.

Результатом работы ученых является некоторая обобщенная закономерность (см. рис.).

Очевидно, что есть люди, которые обладают этим каче­ством минимально, а есть лю­ди, которые обладают им в большей степени.

При использовании этого знания для воздействия на чело­века встанет вопрос о степени выраженности этого качества у конкретного человека. По сути дела, найденную закономер­ность придется предельно конкретизировать.

Какое знание о человеке требуется в реальной практической жизни? Обобщенное, закономерное или конкретизированное?

Ответ, видимо, лежит в такой плоскости: при воздействии на группу людей - обобщенное, закономерное, чем больше группа, тем более вероятно, что она примет это воздействие и будет реагировать по найденной закономерности. При воз­действии на одного человека обобщенного закономерного знания может оказаться недостаточно, вариантов человече­ской индивидуальности бесчисленное множество. Этот факт требует наличия постоянного механизма конкретизации обоб­щенного закономерного знания о человеке.

Итак, обобщенное, закономерное знание о человеке, полу­ченное группой людей-ученых, проверивших это знание на достоверность с помощью специальных методов, может быть названо научным или академическим. Организуемое на его основе воздействие на человека представляет собой академиче­скую психологию.

Надо сказать, что с момента своего появления на свет на­учная, академическая психология переживала не один глубо­кий кризис, связанный с поисками своего предмета исследо­вания и соответствующих ему методов. Иллюстрацией этого может служить вся история психологии от В. Вундта до на­ших дней. На сегодняшний день любой ученый начинает с уточнения предмета своей науки, который кажется таким очевидным и тем не менее бесконечно сложным для изучения.

Относительная замкнутость круга ученых, изучающих че­ловека, неоднозначность в описании и интерпретации фактов жизни человека приводят к тому, что общественный интерес к их работам сравнительно невысок. Достаточно в этом плане посмотреть на тиражи научных психологических журналов, выпускаемых в СНГ, которые очень невелики.

В то же время в обществе всегда была и есть острая по­требность в информации о человеке, которая удовлетворя­лась бы на уровне житейской или обыденной психологии.

Специфический язык науки о человеке делал ее малодос­тупной для людей, занятых практическим воздействием на других, в первую очередь это представители педагогических и других, ориентированных на человека, профессий.

Другая особенность научного, академического знания, затрудняющая его применение, состоит в том, что использователь этого знания должен видеть исходные моменты по­лучения этого знания - позицию автора (авторов) законо­мерного знания. Он не только должен ее выделить, но и включить специальным действием в обоснование своих воз­действий на другого человека. Другими словами, чтобы применить научное знание о человеке, надо отрефлексировать его происхождение (контекст) и соотнести с реальной ситуацией, с реальным поведением конкретного человека (текстом). При этой рефлексии важно не потерять и свой подтекст действия - ради чего, с какой целью я его (это зна­ние) применяю.

Вот эту-то процедуру и затрудняются произвести люди, пытающиеся использовать закономерное, достоверное на­учное знание.

Трудности определяются прежде всего, на наш взгляд, тем, что они видят конкретного человека сквозь призму своего профессионального подтекста, сужающего видение человека до нескольких, если не до одного, " качеств. Так, для врача другой человек - больной, для учителя - ученик, для актера - зритель, для парикмахера - клиент, для продавца -покупатель и т. п. Это приводит к невольному искажению любой обобщенной, закономерной, научной информации о человеке или переводит воздействие на другого человека на уровень житейской или обыденной психологии.

Итак, смысл и цель академической психологии- получе­ние закономерного, достоверного знания о человеке. Это знание является отчужденным от жизни самих ученых, так как проверяется на достоверность не их личными судьбами и переживаниями, а специальными научными методами, кото­рые имеют значение для относительно небольшой группы людей - ученых.

Это обобщенное, закономерное знание может быть дол­гое время не востребованным, если в обществе нет заинтере­сованности в организации обоснованного и целенаправлен­ного воздействия на группы людей или на отдельного чело­века. Вот тогда и возникает необходимость использовать это знание. Однако его особенность состоит в том, что оно требует специального «перевода» на язык непосредственно­го воздействия. Появляется потребность в специальных средствах такого «перевода», чтобы в процессе конкретиза­ции обобщенного знания не было потеряно его главное ка­чество - достоверность.

Как писал академик А. Ф. Лосев, «наука, конечно, не есть жизнь, но - осознание жизни, и если вы - строители науки и творцы в ней, вам волей-неволей придется запереть­ся в своем кабинете, окружиться библиотекой и хотя бы временно закрыть глаза на окружающее. Жизнь не нуждает­ся в науке и в диалектике. Жизнь сама порождает из себя науку и диалектику. Нет жизни, нет верного восприятия жизни, - не будет ничего хорошего и от диалектики, и ника­кая диалектика не спасет вас, если живые глаза ваши - до диалектики - не увидят подлинной и обязывающей вас дей­ствительности»[2].

Таким образом, достоверное, обобщенное знание о чело­веке, само по себе существующее в культуре в виде научных текстов, не может стать содержанием информации о другом человеке. Оно должно быть трансформировано особым обра­зом. Каким?

Ответ на этот вопрос дает анализ ситуации появления в психологической науке нового направления- практической психологии. В отечественной психологии время появления этой отрасли психологии насчитывает несколько лет, доста­точно посмотреть психологические журналы пятилетней дав­ности, там нет еще такой рубрики.

В целом появление практической психологии можно связать с формированием социального заказа на обоснованное воздей­ствие на человека и группы людей. По нашему мнению, это вызвано тем, что по мере развития общества резко возросла зависимость больших групп людей от действий одного челове­ка и относительно небольших групп людей (например, ученых-атомщиков или экологов). Решения и действия одного человека или группы людей ведут к последствиям, измеряемым в преде­лах не только одной страны или ряда стран, но и в масштабе планеты. Достаточно вспомнить аварию на ЧАЭС или решение вопроса о войне с Ираком.

Отсюда и возрастание общественного интереса к пробле­мам человека, его индивидуальности, к возможностям воз­действия на человека. Эти обстоятельства и привели к созда­нию практической психологии, предметом изучения которой является индивидуальность, неповторимость человека и кон­кретных обстоятельств его жизни. При этом практическая психология ставит своей задачей не только изучение индиви­дуальности человека, но и обоснование воздействий на него с целью проявления возможностей человека.

Чтобы получить знание об индивидуальности человека, практический психолог должен обладать обобщенным знани­ем, которое он будет использовать, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека. Это обобщенное знание о человеке, научное, достоверное обеспечит ему реф­лексию на содержание своего житейского опыта и позволит пользоваться критериями научной, а не житейской психоло­гии, при анализе индивидуальности человека и конкретных обстоятельств его жизни.

Таким образом, информация о человеке, которую получа­ет и использует практический психолог, это конкретные зна­ния о конкретном человеке, полученные на основе обобщен­ной научной теории.

Обобщенная научная теория - это способ мышления прак­тического психолога о человеке. Способ, который, в отличие от житейской психологии, может быть выделен и проверен на достоверность.

Таким образом, психологическая информация, полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщен­ное психологическое знание, в свою очередь, она обеспечива­ет обоснование для воздействия на человека в работе практи­ческого психолога.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь