Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие указания по применению атак на оружие



Всценическом бою эти приемы могут применяться перед атакой: часто они совмещаются с продвижением вперед, тогда это еще более эффектный прием. Тренировать технику отдельно от фразы не сле­дует. Как только она будет освоена, следует вставить прием в под­готовку атаки, иногда он может быть и в середине фразы, но важно, чтобы темп их исполнения был выше, чем темп боевых действий. Перед таким приемом хорошо сделать паузу.

Примерная комбинация
«Моя» «Противник»
1. Шаг вперед с переменой. 1. Шаг назад.
2. Шаг вперед с контрбатманом. 2. Шаг назад.
3. Показать укол в бедро и колоть. 3. Вторая защита, батман.
4. «Пятым — закройсь! » и скачок назад. 4. «Кругом слева, голову — руби! »

 

Подобных упражнений может быть множество в сочетании с от­ветными атаками и защитами от них. Упражнения подобного типа полезны в первом полугодии обучения.

Глава XI
АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ

В сценическом фехтовании применяются следующие атаки с действием на оружие: полукруговое завязывание из четвертого во второе соединение, полукруговое завязывание из второго в четвертое соединение, полукруговое завязывание из шестой защиты во второе соединение. Круговые завязывания из третьего соединения в третье, из второго соединения во второе, из четвертого соединения в четвертое.

В подлинном бою на холодном оружии в технике XVII столетия существовало несколько приемов, когда поражение противника зависело от воздействия на его оружие, чтобы помешать ему защищаться.

Эта техника строилась на силовых приемах, этому способствовала конструкция шпаги и ее рукоять. Защитой могли быть отступления или так называемые уступающие защиты, представляющие сложную технику. Все завязывания выполняются только, если рука противника вытянута.

Такое положение руки у противника возникает в момент выполнения укола или удара. Именно этот момент и следует использовать для завязывания, когда противник, на показе укола, задержится в этом положении. Желая на сцене использовать этот вид техники, сле­дует соответствующим образом подобрать фехтовальный материал.

 

Упражнение № 88. Полукруговое завязывание из четвертого во второе соединение

Построение: парное. Исходное положение: моя — на уколе в грудь, противник — в положении четвертой защиты.

Техника исполнения. Противник, сохраняя локоть и кисть в поло­жении четвертой защиты, действием кистевого сустава передвигает острие своей шпаги через шпагу партнера по направлению влево. Затем, нажимая на шпагу партнера сверху вниз, развернуть руку так, чтобы ладонь оказалась повернутой вниз и немного вправо, а острие шпаги оказалось значительно ниже гарды партнера. В этом положе­нии клинок противника окажется с правой стороны.

Когда рука находится в положении второго соединения и слегка сдвинута вправо, надо направить свое оружие в правое бедро парт­нера. К моменту, когда оружие встанет на линию атаки, следует сделать выпад. При этом приеме рука начинает движение ладонью вверх, а заканчивает ладонью вниз, надавливая на клинок партнера. Это силовой прием. Чтобы правильно выполнить прием завязыва­ния, нужно взять четвертую защиту не толчком (отбрасывать ору­жие партнера нельзя), а отвести клинок партнера мягко, в соприкос­новении.

Методические указания. Завязывание может быть выполнено, если противники находятся в четвертом соединении и один из них стоит в положении показа укола в грудь. При точной технике выпол­нение приема безопасно. Действие эффектно и абсолютно соответ­ствует технике фехтования XVII столетия.

Упражнение № 89. Полукруговое завязывание из второго в чет­вертое соединение

Построение: парное. Исходное положение: моя — на уколе в бед­ро, противник — в положении второй защиты.

Техника исполнения. Движением кисти следует, поднимая острие, слегка передвигая его вправо под шпагу партнера, поднять на уровень четвертого соединения, а затем передвинуть кисть и предплечье вле­во. Во время исполнения этого приема следует разогнуть руку в локте, направляя острие шпаги в грудь партнера.

Методические указания. Прием опасен тем, что острие шпаги проходит мимо лица партнера. В целях сценической безопасности показ укола следует начать после того, как острие прошло мимо лица. Все остальные замечания к упражнению № 88 относятся так­же и к этому.

Упражнение № 90. Полукруговое завязывание из шестой защиты во второе соединение

Построение: парное. Исходное положение: моя — в положении удара по голове, противник — в положении шестой защиты.

Техника исполнения. Аналогична технике упражнения № 88, только начало движения шпагой будет из шестой защиты.

Методические указания. Прием безопасен при правильном вы­полнении. Но поскольку при ударе по голове противники несколько ближе, чем при уколе, иногда приходится выполняющему завязыва­ние отклонить корпус назад или сделать небольшой шаг назад.

Упражнение № 91. Круговое завязывание из третьего соедине­ния в третье

Построение: парное.

Исходное положение: моя — на уколе в правое плечо, против­ник — в положении третьей защиты.

Техника исполнения. Не поворачивая кисть, удерживая руку ладо­нью вниз, следует сделать полный круг острием оружия по направле­нию вправо, вначале накрыв клинок партнера, передвигая его влево, надо вновь вернуть оружие в положение третьей защиты, сдвинув его вправо, направляя острие в правое плечо партнера.

Методические указания. Это эффектный прием, который безопа­сен при правильном выполнении. Положение кисти перед уколом — ладонью вниз. В боевом столкновении вытягивание руки в направ­лении противника начиналось одновременно с началом завязывания. Такое исполнение на сцене опасно.

Вытягивание руки в сценическом бою должно явно запаздывать и начинаться только тогда, когда оружие пройдет более половины круга. Это замечание относится и к другим круговым завязывани­ям. Круговые завязывания имеют свое частное название — «обво­лакивание».

Упражнение № 92. «Обволакивание» из второго во второе со­единение

Построение: парное. Исходное положение: моя — в положении укола в бедро партнеру, противник — в положении второй защиты.

Техника исполнения. Сохраняя кисть в положении ладонью вниз, надо, приподнимая острие своей шпаги, передвинуть его чуть вправо под шпагой партнера. Затем, продолжая движение по кругу, передви­нуть его несколько влево, накрыв шпагу партнера. Продолжив дви­жение «обволакивания», вывести свою шпагу в положение второй за­щиты. В момент, когда оружие пройдет большую часть круга, следует начать вытягивать руку вперед с тем, чтобы к концу «обволакивания» острие своей шпаги было направлено в правое бедро партнера.

Методические указания. Те же, что в предыдущем упражнении. К концу «обволакивания» следует сделать укол с выпадом.

Упражнение № 93. «Обволакивание» из четвертого в четвер­тое соединение

Построение: парное. Исходное положение: моя — на уколе в грудь, противник — в положении четвертой защиты.

Техника исполнения. Аналогична технике исполнения упражне­ния № 91, только выполняется по направлению в другую сторону.

Общие методические указания к выполнению завязываний

После выполненного завязывания или «обволакивания» нападать можно не только уколами, но и ударами. В зависимости от положения

клинков это могут быть и круговые удары. Естественно, что следует изучать защиты от этих приемов, применяя те, которые наиболее вы­годны при данном приеме.

Защиты от завязываний

Всценическом фехтовании применяются три вида защит от завя­зываний: отходом, силой и уступающие.

Защиты отходом заключается в том, что обороняющийся отсту­пает и как бы вытягивает свой клинок из опасного захвата. Защиты силой и уступающие выполняются с достаточно сложной техникой. Защиты силой применяются в самом начале завязывания, выполня­емого противником, а уступающие — когда противник уже почти успел выполнить завязывание.

Часто уступающая защита выполняется с одновременным отхо­дом назад. Это приводит к окончанию схватки, поскольку противни­ки окажутся вне соединения. Выбор того или иного способа защиты без применения оружия зависит от задачи, которую ставит перед со­бой постановщик боя.

Защиты силой менее интересны, так как клинки упираются друг вдруга, обороняющийся отходит на дальнюю дистанцию — и таким образом, завязывания не происходит. При уступающих защитах, на­против, весь прием завязывания удается выполнить, защита берется без движения назад, создавая тем самым удобную и выгодную пози­цию для продолжения фехтовальной фразы.

Однако техника исполнения этих приемов сложна, она требует высокой подготовленности, поскольку опоздание может привести к травме атакуемого.

Упражнение № 94. Защита силой от полукругового завязывания из четвертого соединения во второе

Построение: парное. Исходное положение: средняя дистанция в четвертом соединении.

Техника исполнения. Когда противник подводит клинок средней частью, следует резко подтянуть свой локоть возможно ближе к кор­пусу, приподнять острие шпаги выше головы, почти вертикально, принимая положение низкой четвертой защиты. Следует, нажимая

на рукоять большим пальцем, оказать силовое сопротивление про­тивнику. Шпага партнера будет вынуждена остановиться.

Примечание: исполнители хорошо ощущают взаимодействие клинков, од­нако зрителю эти действия почти не видны. Есть смысл применять силовые приемы в сценах только в моменты сближенной дистанции.

Упражнение № 95. Защита силой от кругового завязывания

Построение: парное. Исходное положение: четвертое соедине­ние.

Техника исполнения. В момент, когда противник, вытягивая руку, подводит среднюю часть своего клинка к слабой части защища­ющегося, партнер должен быстро вытянуть руку вперед, с силой противопоставить середину своего клинка клинку нападающего и, развернув кисть в нужную сторону, принять положение защиты, как правило, третьей или четвертой.

Упражнение № 96. «Уступающая» защита от кругового завязы­вания из шестого соединения или третьей защиты

Построение и дистанция те же, что в предыдущем упражнении. Исходное положение: шестое соединение.

Техника исполнения. Ощутив начало завязывания, следует, со­храняя руку в шестой позиции, раскрепостить кисть руки и дать возможность партнеру выполнить прием до момента, когда после обволакивания и отжима вправо, он начнет движение на укол в пра­вое плечо.

Быстро повернув кисть ладонью вниз, принять положение тре­тьей защиты, оказывая сопротивление сжатием пальцев и кисти. Для удачной защиты не надо отрывать свое оружие от клинка парт­нера, которому это тоже нужно, потому что помогает выполнять завязывание.

Момент взятия защиты должен быть выбран очень точно, дей­ствия должны быть быстрыми, так как даже небольшое запаздыва­ние грозит уколом в правое плечо.

Примечание. Пальцы должны крепко держать оружие, чтобы оно не бы­ло выбито из руки. Подобный вариант грозит не только уколом, но и прова­лом сцены, поскольку обезоруживание иногда происходит непроизвольно. Всякая случайность создает неловкость на сцене, а потеря оружия, если она не предусмотрена сценарием боя, недопустима.

Упражнение № 97. Уступающая защита от полукругового завя­зывания из четвертого соединения

Построение и дистанция те же, что в предыдущем упражнении.

Техника исполнения. На атаку партнера полукруговым завязыва­нием из четвертого во второе следует действовать так же, как в пре­дыдущем упражнении, то есть крепко держать шпагу и сохранять острие в четвертой позиции.

Только тогда, когда противник начнет движение вперед на укол, следует из шестого соединения, куда на проходном движении попа­дет оружие защищающегося, приподняв локоть и кисть с оружием, перевести их через клинок противника и принять положение низкой четвертой защиты.

Перенос руки и шпаги должен выполняться очень точно, и в тот момент, когда партнер, полностью закончив завязывание, начнет движение вперед на укол.

Примечание. Приемы уступающих защит — эффектные действия, но тре­буют высокой техники для их применения. С точки зрения характеристики образа — это показатель высокого фехтовального мастерства. Такие приемы характерны на колющей шпаге, они типичны для конца XVII столетия и более поздних периодов.

Глава XII УКЛОНЕНИЯ

Под этим названием подразумеваются действия корпусом, при которых можно было бы быстро уклониться от атаки партнера. Как правило, эти движения выполняются вправо и влево, иногда назад. Основной технический признак — это умение, оставляя одну ногу на боевой линии, другой отходить в одно из указанных выше на­правлений. Уход ногой в сторону или назад повлечет соответству­ющее движение корпуса.

Уклонения с вытягиванием руки вперед создают серию опасных для сцены приемов контрнападения. Эти приемы в спортивном фех­товании объединены названием «действия в контртемп».

В сценическом фехтовании, где встречается сценическое подо­бие подлинных приемов, уклонения являются средством защиты,

а движения шпаги вперед, создающие опасность для партнера, в них отсутствуют. Настоящие уколы и удары «а темпо» категорически за­прещены в сценическом исполнении.

Только высококвалифицированные мастера сценического боя имеют право на некоторые приемы подобного типа. Исполнять их можно только тем, кто совершенно уверен в правильном сценичес­ком, а значит, безопасном выполнении такого приема.

Поскольку даже в историческом бою на шпагах подобные при­емы имели место только в определенные моменты, в сценических условиях вместо вытягивания руки к партнеру, заменяют его соот­ветствующей по ситуации защитой. В этом случае прием становится безопасным для обоих противников, хотя внешне выглядит правдо­подобно и исторически достоверно.

В сценическом фехтовании приняты три способа уклонений. Они выполняются при атаках прямым уколом или уколом с переводом, а именно:

—уклонение левой ногой вправо, совмещенной с первой или чет­вертой защитой (подобие «инквартатто»);

—уклонение левой ногой влево, совмещенное со второй или тре­тьей защитой шпагой (подобие «карточчо»);

—уклонение правой ногой назад, совмещенной со второй защитой.

Упражнение № 98. Уклонение левой ногой вправо с четвертой защитой

Построение: парное. Исходное положение: боевая стойка в чет­вертом соединении с партнером.

Техника исполнения. В момент, когда противник наносит прямой укол в живот или из шестой позиции переводом, следует, принимая рукой положение четвертой защиты, перенести левую ногу вправо на расстояние 50-70 см от боевой линии, одновременно передавая на эту ногу тяжесть тела. В момент исполнения этого сложного движе­ния рука со шпагой берет защиту, отводя клинок противника с не­сколько меньшей амплитудой, чем при обычной защите.

При уклонении достаточно только придержать шпагу противни­ка — ее острие пройдет мимо, так как тело обороняющегося отодвинет­ся вправо. В момент этого приема рука немного вытягивается вперед,

выводя острие чуть влево. Делается это для того чтобы рисунок поло­жения тела возможно ближе походил на настоящее боевое уклонение с действием «а темпо», то есть «инквартатто». В этом случае, если фраза не заканчивается на приеме, защищающийся немедленно возвращается левой ногой на боевую линию и продолжает бой.

Упражнение № 99. Уклонение левой ногой влево со второй или третьей защитой

Исходное положение: то же, что в упражнении № 98.

Техника исполнения. Когда противник наносит прямой укол в шес­том соединении или укол с переводом из четвертого соединения, следует, принимая рукой положение второй или третьей защиты, пе­ренести левую ногу на 60-80 см левее боевой линии, одновременно перенося на эту ногу вес тела. Левая нога выполняет при этом обыч­ный фехтовальный выпад, правая нога совершенно выпрямляется, оставаясь на боевой линии. Вооруженная рука также остается на бое­вой линии, принимая положение указанной защиты. Все остальные замечания те же, что и при уклонении вправо.

Упражнение № 100. Уклонение с переносом правой ноги назад

Исходное положение: то же, что в упражнении № 98.

Техника исполнения. В момент, когда противник атакует уколом в правую стопу, колено или бедро, следует, сохраняя вес тела на ле­вой ноге, правой ногой шагнуть назад, поставив ее на носок за стопой левой ноги. Когда правая нога начнет движение назад, вооруженная рука берет вторую или круговую вторую защиту с небольшим отби­вом шпаги противника вправо.

Методические указания. Это красивое уклонение создает хоро­шие условия для ответной атаки. Данный вариант наиболее удобен, если фраза еще не заканчивается. В этом случае свободная от на­грузки правая нога может мгновенно начать движение вперед, про­должая фразу. Если фраза носит тренировочный характер, то ответ­ная атака может быть выполнена приемами уклонения.

Подобные упражнения тренируют координацию на самом высо­ком уровне, техника этих упражнений сложна. Она требует посто­янного внимания противников друг к другу. Выполнение ответных

атак с помощью этих приемов позволяет усилить динамику боя, пос­кольку амплитуда всех движений становится широкой.

Примечание: уклонение вниз под шпагу противника — типичный прием итальянского фехтования «пассато да сотто», в сценическом бою никогда не применяется из-за опасности поразить лицо актера.

Все эти приемы требуют высокого уровня подготовленности, ловкости, внимания, чувства партнера и техники безопасности. Они доступны только отлично фехтующим актерам.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь