Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сцена поединка к опере Ш. Гуно «Фауст»
Облегченный вариант Оружие — колюще-рубящая шпага. Манера поединка соответствует «Школе сценического боя». Музыка написана в четырехдольном размере. Экспозиция сцены: после серенады Мефистофеля оскорбленный Валентин выбегает из дома Маргариты с обнаженной шпагой. Он поет вызов: «Кому из вас обязан я бесчестьем, кому отмстить обязан я? » Далее поется знаменитое трио вызова перед дуэлью, которое заканчивается словами Мефистофеля: «Вы колите смелей, а о защите вашей я позабочусь! » После этих слов противники, выбрав место, начинают поединок. Валентин — справа по диагонали, Фауст — в глубине сцены, Мефистофель — почти на середине сцены и несколько в глубине ее. Он как будто центр, вокруг которого передвигаются противники.
. Мефистофель заканчивает сцену, он поет: «Вот наш герой лежит и умирает, скорее в путь». Методические указания. Артистов надо обучить технике передвижений в положении боевой стойки: шаг вперед, назад, двойной шаг вперед, скачок назад и технике приемов: укол в бедро, удар по голове, с кругом по голове слева, второй, пятой и шестой защитам. Повторная атака ударом по голове. Вначале надо изучить технику исполнения этих приемов, затем начать парные упражнения. Надо учить фехтовальные фразы: 1, 2 и 3-й такты, затем 4, 5 и 6-й такты, в заключение — финал, то есть 7, 8 и 9-й такты. После разучивания соединить первые 6 тактов, тренировать до свободного исполнения, затем соединить 6 тактов с финалом. Важно, чтобы исполнитель роли Мефистофеля отлично знал музыку и фехтовальную композицию, своевременно подставил свою шпагу в пятую защиту. Это даст возможность Фаусту «ранить» Валентина. Нанести удар по левому боку партнера (Валентин должен стоять правым боком к зрителям), затем резким движением выдернуть шпагу. Валентин падает после того, как шпага выдернута. Вторая композиция этой же сцены выполнена для певцов, владеющих искусством сценического фехтования.
3. Перемещение. Валентин пытается приблизиться к Фаусту, тот отходит назад, затем быстро идет вперед, но по дуге, и оказывается почти за спиной.
Сцена дуэли из пьесы Ростана «Сирано де Бержерак» I акт Характеристика дуэлянтов Вальвер — блестящий дворянин, прекрасно владеющий шпагой по всем правилам классической школы. Сирано — фехтовальщик-виртуоз, для него характерна свобода в обращении со шпагой, и техника владения ею такова, что Сирано может биться одновременно с несколькими противниками; он фехтует правой и левой рукой, фехтует в любом положении — стоя, сидя, на столе и т. д. Бьется непринужденно, пугая Вальвера, временами издеваясь над ним. Чем техничнее будет сыграна роль Вальвера, тем выгоднее будет охарактеризован образ Сирано. Материал данной сцены подобран именно с этой точки зрения; по сути, качество фехтовальной техники актера, играющего роль Вальвера, решает успех сцены; материал боя у Сирано находится в прямой зависимости от техники Вальвера — вот почему на роль Вальвера необходимо подобрать умеющего хорошо фехтовать или хотя бы просто хорошо двигающегося актера.
ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ В основу данного словаря положена русская спортивная терминология, предложенная составителями учебника Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта[7]. Термины, присущие специфике сценического фехтования, предложены И. Э. Кохом.
Атака - Активное наступательное действие бойца с целью поразить противника уколом или ударом. Атака вздвоенная (реприз) - То же, что повторная. Исполняется без движения вперед в том случае, когда противник не отвечает, но и не отступает. Атака ответная (рипост) - Атака после взятой защиты. Атака повторная - Атака, немедленно повторенная вслед за неудавшейся атакой, в том случае, когда противник не отвечает и отступает. Атака простая - Атака, исполняемая в один темп. К ней относятся: прямой укол, перевод, перенос и простой удар. Атака с подготовкой - Атака с действием на оружие, завязыванием или подходом. Боевая линия - Прямая линия, проходящая через ступни впереди стоящих ног и каблуки сзади стоящих ног двух бойцов, стоящих один против другого в боевой стойке. Боевая стойка - Наиболее целесообразное положение, применяемое бойцом для учебных действий или боя. Боевая стойка может видоизменяться в зависимости от различных условий и вида оружия. Быстрота - см. Скорость. Бытовые движения - Все перемещения, жесты и приемы с оружием, не имеющие отношения к технике и приемам боя: обезоруживания, ранения, все движения с оружием бытового и этикетного порядка, движения, применяемые в финалах фехтовальных сцен, движения с плащом и шляпой, связанные с действием оружия. Возвращение из выпада - Движение вперед или назад в боевую стойку. Выпад - Видоизмененное положение боевой стойки в виде широкого шага, применяемого при атаке со средней дистанции. Движения передвижения - Все действия ногами, употребляемые в сценическом фехтовании. Действие на оружие - Приемы, имеющие целью сбить оружие противника с позиции, в которой оно находится: толчок, круговой толчок, скользящий толчок. Дистанция - Определенное расстояние между противниками. Дистанции бывают: ближняя, средняя и дальняя; дистанция зависит от длины рычагов бойца и постановки сзади стоящей ноги. Завязывание - Атака с действием на оружие. Задача - Цель, поставленная в бою перед тем или иным действием. Защита - Действие вооруженного бойца, имеющее целью отразить атаку противника оружием или избежать ее уходом тела. Защита движением - Отклонение вправо или влево, уклонение и уход назад и в стороны. Защиты круговые - Оружие описывает полный круг перед отбивом. Защиты простые - Исполняются в одно движение по кратчайшему пути из одной позиции в другую. Защиты полукруговые - Оружие описывает острием полукруг, попадая при отбиве в другую позицию. Историческое фехтование - Условное название сценического боя на разных видах холодного оружия, употреблявшегося в различные эпохи. Клинок - Боевая часть любого холодного оружия. Кусок стали определенной длины и формы. Лезвие - Отточенная сторона клинка. Ножны - Деревянный или кожаный футляр для безопасного ношения холодного оружия. В ножнах помещается клинок оружия. Обезоруживание - Приемы, пользуясь которыми можно выбить или выхватить оружие противника. Обух - Сторона клинка, противоположная лезвию. Острие - Выточенный конец клинка, служащий для уколов. Отбив - Защита оружием. Партнер - см. Противник. Перевод - Укол с переносом своего клинка через острие оружия противника. Пласировка - Движение, страхующее при падениях. Позиция - Определенное положение руки и оружия по отношению к телу бойца. Позиция является или вызовом на боевое действие, или защитой. Показ укола - Вытягивание вооруженной руки или рук. Действие, направляющее острие оружия в определенную часть тела. Показ укола предшествует выпаду. На близкой дистанции показ укола может быть действительным уколом. Поклон - Приветственный жест, исполняемый без оружия. Положение - Положение, из которого выполняется переход в боевую исходное стойку или бытовые движения с оружием, плащом, шляпой. Положение «вольно» - Положение отдыха. В сценическом фехтовании ряд поз, удобных для произнесения реплик. Положение «смирно» - Уставная стойка бойца. Поражаемое пространство - В сценическом фехтовании — все участки тела противника. Противник - В сценическом фехтовании — лицо, с которым изучаются и тренируются движения, исполняется этюд или фехтовальная сцена. Ранение - Действие оружием, обозначающее условное попадание клинка в тело. Реприз - см. Атака вздвоенная. Рипост - см. Атака ответная. Салют - Приветствие, исполняемое оружием. Сбор - Ряд движений, заканчивающих действие с оружием после финала боя. Имеет задачу — дать условное этикетное вкладывание клинка в ножны. Скорость (быстрота) - Время, необходимое на исполнение того или иного приема в фехтовании. Скорость может быть предельной, медленной, прогрессивно возрастающей и прогрессивно замедляющейся. Соединение - Соприкосновение оружия двух партнеров. В сценическом фехтовании приняты следующие соединения: второе, третье, четвертое и шестое (шпажное). Стук ногой в пол - Двойной удар стопой об пол, выполняемый как сигнал окончания урока или боя. Один стук как прием подготовки атаки. Может служить средством проверки правильного положения боевой стойки. Темп — (счет) - Отрезок времени, необходимый для выполнения одного приема слитно в один счет. В отношении двух противников отрезок времени, необходимый для исполнения одного приема нападения и принятия защиты. Быстрота темпа зависит от скорости обоих противников. Иногда употребляется как понятие быстроты вообще. Точность - Сохранение определенного направления и амплитуды движения, необходимых для поражения намеченной цели или защиты от нападения противника. Травма - Физическое повреждение, происшедшее вследствие неправильного или неосторожного применения оружия или действия самих бойцов. Удар - Поражение противника или защитных приспособлений режущим толчком лезвия своего оружия. Уклонение - Разновидность движения, при котором обе ноги или одна остаются на боевой линии. Укол - Поражение противника или мишени острием своего оружия. Фехтовальная линия - Условная линия движения острием оружия бойца, ограниченная оружием другого бойца. Необходимы для определения направлений движения оружия в наступлении и обороне. Различают: верхнюю наружную, верхнюю внутреннюю, нижнюю наружную и нижнюю внутреннюю линии. Фехтовальная фраза - Комбинация приемов защиты и нападения на уроке или бою, неразрывно связанных друг с другом. Исполняется обязательно с противником. Чувство оружия Осязательное и мышечно-суставное ощущение, получаемое в соединении от надавливания или перемещения противником своего клинка, позволяющее бойцу воспринимать малейшее изменение в положении тела сопротивляющегося, тем самым предугадывая его намерения. Эфес — (рукоять) Приспособление, позволяющее удобно держать холодное оружие. Состоит из защитного приспособления — гарды, ручки и гайки-противовеса, соединяющей все части оружия. БИБЛИОГРАФИЯ 1.Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961. 2.Беренгард Ю. С. Система Станиславского и современное учение о высшей нервной деятельности // Ежегодник МХАТ. 1953-1958. М, 1961. 3.Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947. 4.Воронин Л. Г. О физиологических механизмах двигательных навыков // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. Т. 2. 1961. Вып. 3. 5.Горчаков Н. М Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958. 6.Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1959. 7.ЗахаваБ. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1964. 8.Иванов-Козельский А. Г. Опыт объективного изучения работы и взаимодействия сигнальных систем головного мозга. М., 1963. 9.Кнебелъ М. О. Слово в творчестве актера. М., 1954. 10.Кнебелъ М.О.О действенном анализе пьесы и роли // Театр. 1957. № 1. 11.Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. 1957. № 4. 12.Кох И. Э. Рукопашный бой в окопе. Свердловск, 1942. 13.Кох И. Э. Сценическое фехтование. Л., 1948. 14.Кох И. Э. Основы сценического движения. Л., 1970. 15.Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968. 16.ЛурияА. Г. Двигательный анализатор и проблемы корковой организации движений // Вопросы психологии. 1957. № 2. 17.Морозова Г. В. Сценический бой. М., 1970. 18.Павлов И. П. Исследование высшей нервной деятельности. Киев, 19.Попов А, Д. О художественной целостности спектакля. М., 1957. 20.Прокофьев В. Н. В спорах о Станиславском. М., 1962. 21.Пуни А. М. Об активной роли представлений в процессе освоения двигательных навыков // Теория и практика физиологической культуры. 1947. № 9. 22.Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946. 23.Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной армии. 24.РудикА. И. Психология. М., 1953. 25.Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1953. 26.Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1952. 27.Симонов П. В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М., 1962. 28.Симонов П. В. Эмоции. М., 1969. 29.Стурова Е. И. Выразительность как отражение внутреннего содержания во внешней технике в предмете «Пластическое воспитание» // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: матер, науч.-метод. конф., 28-30 января 1997 г. СПб., 1997. С. 226-227. 30.Стурова Е. И. Эмиль Жак-Далькроз и его система воспитания культуры тела в современной театральной педагогике // Проблемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: матер. науч.-метод. конф., 17-19 февраля 1998 г. СПб., 1998. С. 368-369. 31.Cmypoea E. И. Музыкально-вокальная основа движенческого тренинга в предметах пластического воспитания // Гуманитарное образование: традиции и новации: ежегод. межвуз. науч.-метод. конф., 16-17 февраля 2000 г. СПб., 2000. С. 188-189. 32.Стурова Е. И. Содержание и форма в пластическом тренинге актера. Приоритеты и качество обучения // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: VIII Ежегод. Всерос. науч.-метод. конф., 23-24 октября 2003 г. СПб., 2003. С. 114. 33.Стурова Е. И. Импровизация в уроках пластического воспитания — переходный момент к самостоятельной работе в театре // Проблемы театральной педагогики: матер, ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 16 апреля 2004 г. СПб., 2004. С. 21-27. 34.Товстоногов Г. А. Работа с актером // Театральная жизнь. 1962. № 13-15. 35.Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. 2-е изд., доп. М., 1967. 36.Топорков В. О. О технике актера. М., 1959. 37.Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964. 38.Кастль Э. Фехтование и фехтовальщики / пер. с англ. на фр. Альберта Фиерлана. Париж, 1888. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы