Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методика обучения отдельному приему



Сложность фехтовальной техники заставляет вначале осваивать методику обучения каждого отдельного приема. Фехтовальный при­ем — это упражнение с присущей ему физической нагрузкой. Он яв­ляется сценическим навыком боевого или бытового типа. В начале обучения прием нужно максимально точно показать и, кроме того, объяснить его назначение в бою. Такая методика помогает осмыс­лить отношение к технике.

Фехтующий знает, почему и для чего разучивается тот или иной прием. Методика, выражающаяся в сознательном овладении двига­тельным навыком, является наиболее ускоренной, а это важно для полноценного прохождения программы. Обучение начинается с изу­чения техники приемов. Любой прием сначала разделяется на эле­менты.

Например, в приеме «Голову — руби! » выделяется вначале замах оружием, уточняется положение плеча и предплечья, создается ощу­щение нужной фиксации руки в плечевом и лучезапястном суста­вах, обеспечивающих безопасность при выполнении самого удара, и остановка клинка в 10-15 см от головы партнера. Освоение этих элементов происходит достаточно быстро.

Затем прием выполняется медленно и слитно. Навык достигается неоднократным его повторением сначала с воображаемым партне­ром, а после разучивания соответствующей защиты — уже с реаль­ным. Изученный прием становится в дальнейшем частью фехтоваль­ной композиции.

Есть приемы, для обучения которых сразу необходимо парное построение. Это перемены соединений, захваты, обезоруживания, завязывания, уклонения. Таким образом, организация занятий по сценическому фехтованию предусматривает обучение без против­ника и обучение с противником.

Обучение без противника. Этот способ требует построения учеников в одну или две шеренги. Построение зависит от размеров помещения. При таком построении изучаются следующие приемы: основные положения, все виды передвижений и бытовые действия. После освоения техники приемы повторяются еще несколько раз под словесную команду.

После того как у студентов появился некоторый набор техни­ческих умений, педагог предлагает им небольшие композиции из фехтовальных приемов. Такая комбинация разучивается вначале по элементам, затем слитно, но медленно, и только потом постепенно убыстряется темп. На первых занятиях не следует стремиться к аб­солютной точности исполнения комбинаций.

Уточнение техники и стремление только к максимальной точности вначале обучения снижает темп урока, а значит, и интерес к нему. Будет потеряно дорогое время, а в результате программа не будет выполнена.

Обучение с противником. Построив партнеров друг напротив друга, преподаватель называет прием нападения и номер защиты, которую надо взять. Действия нападения должны происходить толь­ко по соответствующей команде. Сначала, при нанесении ударов, ученики должны стоять на дальней дистанции, где не будет опас­ности поражения при неверной защите. Защита должна браться в мо­мент, когда нападающий замахивается на удар.

Убедившись в правильности положения защиты, можно перейти к выполнению приемов, переведя студентов на среднюю дистанцию. Удар наносится с остановкой в положении замаха. Замах и удар вы­полняются только по команде преподавателя. Убедившись в том, что

техника удара и защиты верна, что студенты освоили темп движе­ний и правильно взаимодействуют, можно тренировать прием без разделения его на элементы.

Несколько сложнее обстоит дело с изучением защит от уколов, так как если оружие встанет в положение защиты раньше укола, острие нападающего обязательно поразит тело. Обучение защитам от уколов происходит по следующей методике: подав команду на показ укола, пре­подаватель предлагает взять защиту на вытянутую руку противника.

После проверки правильности защиты надо развести нападающих на дальнюю дистанцию. Если острие будет направлено верно, то при ошибке в защите, оно все же не достанет до тела. Такое действие безо­пасно. Убедившись, что группа верно усвоила технику нападения и за­щиты от укола, можно переводить студентов на среднюю дистанцию.

Уколы

Перед тем как начать обучение уколам, надо тщательно отрабо­тать технику выпада. Выполнение укола во взаимодействии с парт­нером может отвлечь от техники, качество выпада снизится или во­обще исказится. После освоения техники выпада следует перейти к показу укола, то есть полного вытягивания правой руки.

Надо точно, по команде преподавателя, направить острие в тело противника и суметь остановить клинок, не доводя его до реального укола. Укол выполняется по команде «Коли! ». Перед командой обяза­тельно указывается место, в которое укол должен быть направлен.

Удары

Важным движением при выполнении ударов является замах. За­махи должны быть укрупненными и сопровождаться отклонением корпуса. Для зрителя они наиболее эффектны. Замах хорошо про­сматривается и предупреждает партнера о том, куда будет произве­дено нападение. При замахе клинок и предплечье должны составлять одну прямую линию, идущую от локтя. При нанесении удара, за счет разгибания руки в локтевом суставе, клинок должен остановиться на некотором расстоянии от головы или бока.

Если при замахе кисть расслабить, клинок может опуститься за го­ловой, а это опасно для тех, кто находится на сцене в непосредственной

близости к фехтующим. Совершенно недопустимы уколы и удары мимо тела и головы партнера, поскольку они могут травмировать не партне­ра, а тех, кто находится справа или слева от него. Особенно они опасны в массовых сценах.

Защиты

Защиты должны браться в момент, когда противник наносит укол или удар. Нельзя реагировать защитными действиями на показы уколов и замахи. Техника защит должна быть абсолютно точной.

Защита — активное действие, клинок движется навстречу оружию противника, но в конечной точке должен быть остановлен. Опережение при выполнении защит сразу создает сценическую неправду, так как зритель не понимает, почему и зачем нападающий бьет по уже закры­той части тела. Защиты в этом учебнике даны в порядке их нумерации, принятой в современном фехтовании, но учить их следует в такой по­следовательности: вторая, пятая, шестая, первая, третья и четвертая.

Круговые защиты надо изучать в следующем порядке: четвер­тая, вторая, третья. При составлении фехтовальных фраз не следует злоупотреблять круговыми защитами. Не следует брать эти защиты в массовых фехтовальных сценах, потому что они имеют большой размах и опасны, а зритель в массовом бою все равно не увидит при­емов, выполняемых отдельными бойцами.

Изучение круговых защит труднее простых, однако эти защиты эффектнее и в индивидуальном бою они предпочтительнее. Изуче­ние защит надо вести на невысокой скорости, постепенно осваивая верную технику перехода в положение защиты из боевой стойки и из защиты в защиту.

Чрезвычайно важно сочетать защиты с передвижениями. Надо вы­учиться брать защиты из положений уколов и ударов. В упражнениях возможны самые разнообразные сочетания. Крайне необходимо уметь защищаться, возвращаясь с выпада в стойку. Тренировке защит следу­ет уделять больше внимания и времени, чем действиям нападения.

Ответные атаки и защиты от них

Действия этого типа можно изучать и тренировать только в пар­ных построениях и на фехтовальных фразах в два темпа. (В такой

фразе будет одна атака с соответствующей защитой и одна ответная атака, также с соответствующей защитой.) Защиты от ответных атак, так же как и сами атаки, вытекают из логики построения фразы.

Завязывания

Завязывания должны выполняться в одно слитное движение, состоящее из приближения гарды к оружию противника, подкла­дывания своего клинка под шпагу партнера, самого завязывания и последующего нападения. Получается комбинация из трех дробных действий. Важно, чтобы оружие фехтующего ни на одно мгновение не отходило от клинка партнера и четко приходило в финале завязы­вания в положение защиты.

Иногда можно наблюдать, как студенты вместо того, чтобы воздей­ствовать на оружие партнера, обводят свою шпагу вокруг клинка про­тивника, но тогда оружие противника остается на месте. Таким образом, прием не выполнен. Необходимо быть в соединении с клинком против­ника и, нажимая на него, заставить двигаться в нужном направлении.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь