Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НОУ ВПО «Институт моды, дизайна и технологий»
Академия высокой моды НОУ ВПО «Институт моды, дизайна и технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «История культуры и искусства»
Составитель: кандидат искусствоведения Л.М.Попова
Москва – 2006г.
ПРОГРАММА КУРСА
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО И РУССКОГО ИСКУССТВА
Пояснительная записка Изобразительное искусство является одним из величайших достижений человеческой культуры. Современную цивилизацию невозможно представить без ее художественной сферы, включающей различные виды изобразительного искусства в их жанровом разнообразии. Данная программа составлена с учетом государственных общеобразовательных стандартов. Цели и задачи курса: • дать определенный объем системных знаний по основным видам изобразительного искусства, историко-художественных, социальных и национальных его характеристик; • слушатели курса должны получить ясные представления об основных закономерностях смены больших художественных стилей, периодах их зарождения, расцвета и упадка; • данный учебный курс должен помочь будущим дизайнерам, стилистам, имиджмейкерам приобрести профессиональные знания в анализе структуры художественного произведения на примере различных видов изобразительного искусства. Учебный курс включает в себя 18 лекционных и 6 семинарских занятий, т.е. всего 24 часа.
Тематический план
Тематическое содержание курса Тема 1. Введение в историко-культурное изучение искусства. Специфика восприятия произведения изобразительного искусства. Структура художественного произведения. Характеристика основных видов изобразительного искусства: архитектура, живопись, скульптура. Взаимосвязи изобразительного искусства с другими сферами духовной культуры синхронного исторического периода (философией, литературой, фольклором, театром и др.). Тема 2. Искусство Древнего Мира. Искусство первобытного общества. Периодизация. Многофункциональность памятников первобытного искусства. Характеристика основных видов изобразительного искусства первобытного общества в их исторической последовательности. Круглая скульптура. Живопись пещеры Альтамира и пещеры Фон де Гом. Причины появления условно орнаментальных росписей. Различные типы симметрии. Мегалитическая архитектура: менгиры, дольмены, кромлехи. Искусство Древнего Египта. Мифологические основы древнеегипетского искусства. Заупокойный культ. Вера в бессмертие души - главная доктрина египетской религии. Основные принципы древнеегипетского искусства: синтез всех его видов при ведущей роли архитектуры, монументальность, декоративность форм. Типы монументальных сооружений в архитектуре Древнего Египта (храм, гробницы). Египет - родина классических архитектурных форм: пирамиды, обелиски, колонны. " Золотое сечение". Скульптура Древнего Египта и ее особенности: масштабность, статичность, фронтальность, связь с каменным блоком. Функции египетской скульптуры. Двойственная сущность скульптурного портретного образа: 1) передача максимального сходства; 2) предельная обобщенность. Синтез индивидуального и типологического. Проблема стилизации формы. Система пропорций. Цвет в скульптуре. Трактовка глаза. Живопись Древнего Египта. Каноничность живописных композиций. Экспрессивность, декоративность, ритм линий. Тема 3. Искусство Античного Мира. Терминология. Специфические особенности образности античного искусства. Искусство Древней Греции. Мифология и древнегреческое искусство. Антропоцентризм древнегреческого искусства. 1. Архаика.Архитектура. Основные типы храмов: простиль, амфипростиль, периптер, диптер. Архитектурные ордера: дорический, ионический, коринфский. Строительная техника. Роль цвета в греческой архитектуре. Развитие скульптуры. Курос, кора - типичные образы архаической пластики. Цвет в греческой скульптуре. Вазопись. Основные виды греческих ваз. Геометрический, чернофигурный, краснофш урный стили.Выразительность линии, силуэта. 2. Классика. Ансамбль Акрополя в Афинах. Основные принципы построения ансамбля: гармоническое слияние с природой, асимметрия, равновесие масс. Характеристика основных архитектурных сооружений: Пропилеи, храм Ники Аптерос, Парфенон, Эрехтейон. Синтез архитектуры и скульптуры. Расцвет скульптуры. Мирон, Поликлет, Фидий. Сочинение Поликлета " Канон". Материал: мрамор, бронза. Роль цвета в классической греческой скульптуре. Хризоэлефантинная техника. Творчество Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Задачи психологизма, проблемы пространства и движения. 3. Эллинизм. Первые опыты регулярной планировки городов. Скульптура эллинизма. Искусство Древнего Рима. Периодизация римского искусства. Архитектура. Развитие строительной техники. Основные типы римских архитектурных сооружений. Колизей и Пантеон - высшие достижения строительного искусства римлян. Особое значение скульптурного портрета в искусстве Древнего Рима. Росписи Помпеи и Геркуланума. Фаюмский портрет. Искусство римских провинций. Слияние античных традиций с традициями восточными.Принятие христианства. Памятники раннехристианского искусства. Тема 4. Искусство Средних Веков. Особенности средневекового искусства. Религия - важнейший фактор формирования средневековой культуры. Традиции языческой культуры, народные обычаи в средневековой культуре и их отражение в изобразительном искусстве. Образный строй и язык средневекового искусства. Искусство Византии. Развитие культовой архитектуры в Византии. Храм св. Софии в Константинополе. Соотношение внутреннего пространства и человека. Элементы дематериализации формы, иррационализация пространства в византийской архитектуре. Сложение крестово-купольной системы храма. Особое место монументальной живописи в искусстве Византии. Техника мозаики и фрески. Постепенное сложение системы и принципов средневековой иконографии. Господство плоскостных и линейных форм. Мозаики Равенны, храма св. Софии в Константинополе и др. Возникновение и развитие иконописи. Техника иконописи. Исключительное место цвета в системе изобразительного искусства в Византии. Западно-вропейское искусство средних веков. Взаимодействие народных и христианских начал в средневековом искусстве Европы. Западная Европа в VI -VIII вв. Традиции " варварского" искусства. Монастырские скриптории и развитие миниатюры. Искусство каролингского периода. 7. Романское искусство. Романский стиль - стиль искусства классического среднековья (X-XII вв.). Ведущая роль архитектуры. Основные типы монументальной романской архитектуры: церковь, замок. Принципы синтеза архитектуры и скульптуры. Особое развитие рельефа. Основные памятники романского искусства Франции, Германии, Италии. Готическое искусство. Процесс формирования готического стиля. Франция - родина готики. Ансамбль готического собора. Архитектурная конструкция готического собора, ее художественный и эмоциональный эффект. Краткая характеристика основных памятников готической архитектуры и скульптуры Франции, Италии, Англии. Искусство Российского государства (вторая половина XV - начало XVII вв.) Объединение русских земель в единое государство. Формирование культуры русской народности. Реконструкция Московского Кремля. Успенский собор Аристотеля Фиорованти. Творчество Дионисия и художников его круга. Новый тип шатрового храма (Покровский собор на Красной площади). Тема 5. Западноевропейское искусство эпохи Возрождения. Возрождение как величайший прогрессивный переворот в культурной истории человечества. Искусство Испании XVI века. Реконкиста и завершение объединения страны. Укрепление абсолютизма, его реакционный характер в Испании. Проникновение в искусство Испании реалистических и гуманистических принципов. Эль Греко. Противоречивость творчества. Искусство XVII века. Искусство Фландрии XVII века. Нидерландская революция конца XVT века. Разделение страны. Фландрия под властью Испании и католицизма. Демократические национальные традиции живописи. Многогранность творчества Питера Пауля Рубенса и фламандская живопись XVII века. Творчество Ван Дейка, Йорданса, Франса Снайдерса, Адриана Броувера. Искусство XVIII века» Искусство Франции XIX века. Характеристика творчества французских классицистов конца XVIII - начала XIX веков. Исторические полотна Давида. Портреты и обнаженная натура Энгра. Романтизм 20-30-х годов XIX века как оппозиция классицизму. Теодор Жерико. Эжен Делакруа. Цвет как главная живописная проблема. Реализм середины XIX века. Барбизонская школа пейзажистов. Творчество Франсуа Милле, Камилла Коро. Критический реализм и творчество Гюстава Курбе. Графика Оноре Домье. Импрессионизм: Моне, Ренуар, Сислей, Писарро, Дега. Плэнер - главный ключ к живописному мастерству. Проблема отношения света, воздуха и цвета. Творчество Эдуарда Мане. Яркая художественная индивидуальность Тулуз Лотрека. Скульптура Огюста Родена. Постимпрессионизм: Сезанн, Ван Гог, Гоген. Русское искусство XIX века. Доминанта нравственных ценностей, потребность в этическом оправдании эстетического - специфическая черта русского искусства XIX века. Власть ложноклассических канонов в системе обучения в Петербургской Академии художеств. Кипренский - выдающийся портретист в первой трети XIX века. Пейзаж Сильвестра Щедрина. Тип интимного портрета с элементами жанровости в творчестве Тропинина. Венецианов - родоначальник народного бытового жанра. Григорий Сорока. Романтизированный академизм в творчестве Карла Брюллова. Павел Федотов - родоначальник жанра критического реализма. Александр Иванов в русской художественной культуре XIX века, его программное полотно " Явление Христа народу". Образование Товарищества передвижных выставок. Характеристика творчества Перова, Саврасова, Крамского, Ге, Васильева. М. М. Антокольский - наиболее значительный скульптор в русском искусстве второй половины XIX века. Могучий талант Репина, Сурикова, Васнецова. Характеристика творчества Верещагина, Поленова, Маковского, Ярошенко. Значение деятельности П. М. Третьякова и С. И. Мамонтова в истории русского искусства. Характеристика основных произведений Куинджи, Айвазовского, Левитана, Нестерова, Рябушинского, Малявина, Коровина, Рериха. Возникновение общества " Мир искусства" (Бенуа, Сомов, Добужинский, Бакст, Борисов-Мусатов, Кустодиев, Грабарь). Валентин Серов и Михаил Врубель - крупнейшие художники рубежа XIX -XX веков.
Список рекомендуемой литературы 1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 1-2. М-Л., 1948-1949 2. Алпатов М.В. Древнерусская живопись. М., 1974 3. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976 4. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 1963 5. АркинД. Образы архитектуры. М., 1941 6. Банк А. Византийское искусство. Л., 1966 7. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973 8. Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т. 1-2. Спб., 1912-1914 9. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. Ч. 1. Спб., 1901 10. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. Вып. 1-10. Спб., 1904 11. Борисова Е.А. Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX -начала XX века. М., 1971 12. Брюсова В.Г. Живопись XVII века. М., 1984 13. Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. Л., 1938 14. Вельфлин Г. Классическое искусство. Спб., 1996 15. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Спб., 1996 16. Вентури Л. Художники нового времени. М., 1956 17. Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973 18. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972 19. Виппер Б.Р. Проблема реализма в итальянской живописи XVII - XVIII вв. М„ 1966 20. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957 21. Вощинина А.И. Римский портрет. Л., 1974 22. Всеобщая история архитектуры. Т. 1-5. М., 1963-1964 23. Всеобщая история искусства. Т. 1-4. М., 1960-1966 24. Гершезон-Чегодаева Н.М. Д.Г.Левицкий. М., 1964 25. Дворжак. Очерки по искусству средних веков. М., 1934 26. Иконников А. В. Архитектура Запада. Мастера и течения. М., 1972 27. История искусства зарубежных стран. Т. 1-3. М., 1963-1964 28. Каптерева Т.П. Веласкес и испанский портрет XVII века. М., 1956 29. КаргерМ.К. Древний Киев. В 2-х тт. М.-Л., 1958-1961 30. Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978 31. Классическое искусство Запада. М., 1973 32. Ковалевская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964 33. Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971 34. Кон-Виппер. История стилей. М., 1923 35. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1947-1948 36. Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века. М.-Л., 1937 37. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения. Т. 1-2. М., 1956-1959 38. Лапшина Н. " Мир искусства". Очерки истории и творческой практики. М„ 1977 39. Либман М.Я. Искусство Германии XV-XVI веков. М., 1964 40. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978 41. Лосева А. Сидорова Н.А. Очерки по истории римского портрета. М., 1976 42. Мастера искусства об искусстве. Т. 1-5. М., 1963-1969 43. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970 44. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. Л., 1973 45. Молева Н.М. Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. М., 1965 46. Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М., 1964 47. Подобедова О.Н. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972 48. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. М., 1970 49. Ревалд Дж. История импрессионизма. Л.-М., 1959 50. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. Л.-М., 1962 51. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1971 52. Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI века. М., 1967 53. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971 54. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М., 1971 55. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976 56. Тихомиров М.Н. Русская культура Х - XVIII веков. М., 1968 57. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII-начала XIX века. М., 1953 58. Фромантен Э. Старые мастера. М., 1966 59. Шуринова Р. Искусство Древнего Египта. М., 1972. Академия высокой моды НОУ ВПО «Институт моды, дизайна и технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «История культуры и искусства»
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы