Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А.Лоос, его роль в становлении дизайна 20в.



 

- Адольф Лоос (1870-1933 гг.) - выдающийся австрийский архитектор, Один из пионеров

рационализма в европейской культуре., публицист в области пром искусства и арх-ры.

Учился у Отто Вагнера, в 23 года уехал в Чикаго на 3 года, ознакомился с Чикагской школой.

" К искусству относится лишь самая малая часть архитектуры, а именно: надгробие и монумент.

Все остальное, как служащее цели, должно быть исключено из мира искусства".

Предпринятая им в 1893-96 поездка по Америке оказала большое влияние на его развитие как архитектора.

Вернувшись в Вену, сделал несколько интерьеров, которые принесли ему известность.

Приверженец рационализма и ярый противник украшательств, Лоос выступил с критикой

орнаментализма и начал непримиримую борьбу с Венским сецессионом, объединявших австрийских

приверженцев стиля модерн.

Произведения Лооса поражают редким сочетанием лаконизма и богатства художественных форм.

Свои взгляды сформулировал в работе " Орнамент и преступление" (1908), произведшей

фурор и ставшей программой модернизма. Его критические работы были направлены против

декоративности модерна; он отвергал украшательство как средство достижения эстетических

целей. Здесь же высказывает ещё одну важную мысль о взаимосвязи долговечности выпускаемого

индустриального изделия и его внешнего вида.

В 1910 он строит дом Штайнера в Вене, который положил начало целой серии домов с комплексной

организацией внутреннего пространства (концепция комплексного плана).

Радикалистские убеждения Лооса о культе машины, об отказе каких-либо функциональных

украшений нашло благодатную почву в Германии и привело к созданию Вергбунда.

Геррит Ритвелбд.(1888-1964)

1899 г. - учится на плотника в мастерской своего отца в Утрехте; 1904 - 1911 гг. - работает чертежников в мастерской золотых изделий; обучается на вечернихкурсах в Утрехтском Музее искусств и ремесел; 1906 г - ученик архитектора П.Дж.С. Клаархамера; в 1917 г. работает вольнопрактикующим краснодеревщиком в Утрехте; в 1918 г. знакомится с Тео ван Дуйсбург; собирает группу " Де Стииль"; 1919 г. - открывает собственную архитектурную студию в Утрехте; ервая выставка вместе с группой " Де Стииль"; 1924 г. - строит резиденцию Шрёдера в Утрехте; 1927 г.- начинает эксперименты с новыми материалами, такими какстальные трубки, прессованная древесина (ДСП), алюминиевые листы и слоистая древесина; 1928 г. - один из основателей Международного Конгресса современной Архитектуры

(Congres Internationaux d'Architecture Moderne) (CIAM); 1947 -1951 гг. - преподает в Колледже искусства и науки

в Роттердаме; 1950 - 1954 гг. - преподает в художественной Академии в Гааге; 1951 г. - большая ретроспектива работ группы" Де Стииль" в Амстердаме; многочисленные продажи; 1954 г. - проектирует Голландский павильон на Венецианском биеннале; 1954 - 1958 гг. - проектирует здание Института прикладных искусств в Амстердаме; 1958 - 1963 гг. – строит Академию визуальных искусств в Арнхайме; 1961 г. - открывает архитектурную студию вместе с Дж. Ван

Дилленом и Дж. ван Трихтом; в 1964 г. получает почетную докторскую степень Дельфтского Политехнического института.Дизайнер мебели и архитектор Геррит Ритвельд был значительной фигурой в так называемом " рациональном модернизме", открыв, благодаря своим экспериментам, новые конструирования мебели.

Тео Ван Дусбург. 1883, Утрехт — 1931, Давос. Голландский живописец, архитектор, дизайнер

и теоретик искусства. Живописью начал заниматься с 1899.С 1912 выступал как художественный критик. В 1917

основал объединение художников и архитекторов " Де Стейл" (" Стиль" ) и одноименный журнал, ставший рупором

мондриановской доктрины неопластицизма. На протяжении всей своей деятельности занимался художественным проектированием, оформлением интерьеров, дизайном. Живописные композиции 1916—1920 выстраиваются из прямоугольников, окрашенных в первичные цвета (Абстракция карточных игроков, 1917, Гаага, Гор. музей; Ритм русского танца, 1918, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Композиция XXII, 1920, Эйндховен,

Гор. музей ван Аббе). В 1920-х много путешествовал по Европе, в 1922 сотрудничал с Баухаузом в Веймаре. В 1924 опубликовал в Германии теоретическое сочинение Основополагающие принципы новых художественных форм, в котором метод геометрической абстракции в живописи рассматривается в связи с задачами современной архитектуры и художественногоконструирования. Вслед за тем произошел его разрыв с Мондрианом.

В Манифесте элементаризма (1926) Ван Дусбург отвергает " догматические и узкие предписания неопластицизма"

. Его " контркомпозиции" 1920-х основаны на динамике диагональных построений, в противоположность прежней

статике горизонтально-вертикальных структур (Контркомпозиция V, 1924, Амстердам, Музей Стеделийк; Контркомпозиция диссонансов XVI, 1925, Гаага, Гор. музей; Треугольники, 1928, Венеция, фонд

П. Гуггенхейм). В 1929 переехал в Париж, где основал журнал Конкретное искусство (1931), был участником объединения " Абстракция-Творчество".

 

Перре Огюст

Огюст (12.2.1874, Брюссель, — 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё, 1905—1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911—13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922—23; все — в Париже). Решая преимущественно утилитарные задачи, П. придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; завод в Монтатере (департамент Уаза), 1920; завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассической стилистикой, появившейся в работах П. в 20—30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эссонн), 1947—53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947).пиоенр в искусстве железобетонных конструкций.отец конструкивизма.

Шуази О.фр инженер и арх-р.написал про дорический ордер что это историческая деревянная конструкция воплощённая в камне.

 

13). 13 Ф. Л. Райт и А. Алто, их вклад в архитектуру и дизайн XX века.

ААЛТО (Aalto) Альвар (1898-1976), выдающийся финский архитектор XX века, представитель функционализма и органической архитектуры. " Задача архитектора - сделать жизнь удобнее". Родился в Финляндии в семье лесника. После окончания Политехнического института в Хельсинки путешествовал по Скандинавии и Европе, изучая архитектуру. В 1923 открыл свою мастерскую. Первые работы Аалто (1923-27) выполнены в стиле северного неоклассицизма. Этот небольшой, но плодотворный период выявил редкую работоспособность и профессиональную одаренность архитектора, предшествовал появлению работ, сделавших его в конце 20-х лидером нового направления.

Рабочий клуб в Ювяскюля (1923-25) - типичная неоклассическая постройка - был первым крупным сооружением архитектора. Переезд Аалто в Турку (1927), где в эти годы получило мощный импульс.Новое движение в архитектуре - функционализм, повлиял на все дальнейшее творчество архитектора. Программным произведением финского функционализма стал спроектированный им санаторий в Паймио близ Турку, а европейскую известность ему принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930-35). В этом проекте проявились основные черты почерка архитектора: использование особенностей освещения и акустики. Форма потолка лекционного зала, набранного из сосновой рейки, корректирует распространение звуковой волны. Применение дерева - основного строительного материала Финляндии - как в конструкции сооружений, так и в отделке здания придает интернациональным по стилю постройкам местный колорит. В 30-е годы Аалто занялся решением проблем массового жилища и его оборудования. Архитектор заложил основные принципы композиции жилого здания, базирующиеся на использовании " перетекающего" пространства. На них основана композиция известного произведения Аалто - виллы Майреа в Нормаркку (1938-39). Здание расположено на холме, центр композиции образует дворик с газоном и бассейном, окруженный с трех сторон галереей. После успеха созданного для Нью-Йоркской выставки 1939 финского павильона Аалто был приглашен в США (1939), где преподавал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (до 1947). Создание общежития для студентов Массачусетского технологического института (1947) стало началом так называемого " красного периода" мастера. Для построек этого времени характерно применение кирпича и меди; композиция здания основывается на контрастах. Связь рационально-конструктивистской традиции XX века и творческого наследия национально-романтического движения определила характер послевоенных построек Аалто. Вернувшись в Финляндию, он уделил особое внимание градостроительству. Наиболее значимым для его творчества был общественный центр в Сяюнатсало (1950-52), состоящий из двух различных по величине объемов, объединенных внутренним двориком, расположенным выше уровня улицы. Здесь размещены здания муниципалитета. Архитектор вводит в систему внутренних пространств, пространство улицы, сохраняя с ним визуальную связь. Эта постройка определила развитие финского зодчества 50-х. Начиная с Дома культуры в Хельсинки (1954-56) и церкви в Вуоксенниске (1956-58), в трактовке пространства преобладают экспрессивные пластические формы. Аалто применил стены криволинейных очертаний, сложные асимметричные планы. В 60-е годы Аалто работал над крупными градостроительными проектами: Административный и культурный центр в Ювяскюля (1964), Скандинавский центр в Рейкьявике (1965-68). Они выглядят монументально, но эта монументальность не подавляет человека. Наиболее ярким произведением этого периода является комплекс Политехнического института в Отаниеми.

Одна из последних построек архитектора - дворец (концертный зал) " Финляндия" (1967-71) в общественном центре Хельсинки, расположенном в парке у водоема.

Аалто был почетным доктором Принстонского и Колумбийского университетов, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института. С 1943 по 58 он являлся президентом Союза финских архитекторов. Аалто - один из немногих финских архитекторов, внесших вклад в развитие мировой архитектуры. Будучи последовательным функционалистом, создал ряд сооружений, определивших дальнейшее развитие финского зодчества.

ФРАНК ЛЛОЙД РАЙТ.

Франк Ллойд (1869-1959), знаменитый американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры, крупнейшая фигура в истории архитектуры.

" Доктора могут похоронить свои ошибки вместе с пациентом, а вот архитектору остается лишь посоветовать своим клиентам посадить плющ".

Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать - сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Окружавшие его с ранних лет гравюры и альбомы, книги Виоллеле-Дюка сделали для формирования сознания будущего архитектора больше чем 2 года обучения в инженерном колледже Висконсинского университета, который Райт не смог окончить. Настоящим учителем стал для него Л. Салливен, в ателье которого в Чикаго он поступил работать в 1887. Уже в первых работах Райта под влиянием Г. Ричардсона симметричные уравновешенные схемы Салливена получили напряженно-экспрессивное романтическое решение (дом Чарли в Чикаго). Романтические тенденции усилились в его творчестве в 1893, когда он строил серию загородных домов-особняков, так называемых " домов прерий", в которых развит принцип " органической архитектуры", воспринятый им у Салливена и подразумевающий неотделимость архитектуры от окружающей среды, а также воплощена идея о непрерывности пространства.

В " домах прерий" центральное ядро - большая комната с камином, в которую открываются гостиная, столовая и холл, что перекликается с древней традицией американского жилища с очагом посередине. При строительстве и отделке этих зданий архитектор применял контрастирующие по цвету и фактуре материалы и конструкции, при этом рационально используя их специфические свойства. Наиболее значительными и интересными среди построенных им " домов прерий" были дом Уиллитса в Хайленд-парке, штат Йллинрйс (1902), дом Мартини в Буффало, штат Нью-Йорк (1904), дом Изабеллы Роберте в Ривер Форест, штат Иллинойс (1908). И завершается эта серия домом Роби в Чикаго (1909).

В 1909 Райт едет в Европу, где проходят выставки его работ, издается монография. Творчество Райта оказало большое влияние на рационалистическое направление в архитектуре, которое начинало формироваться в те годы в Западной Европе в работах В. Гропиуса, А. Миса ван дер Роэ, группы " Стиль" и др. Получив необычайную популярность в Европе, Райт оставался непризнанным у себя на родине. Знаменитый Роби-хауз дирекция университета намеревалась снести.

" Райт был не только архитектором. Он принадлежал к числу великих духовных лидеров своей страны. Он обладал достаточной волей и мужеством, чтобы протестовать, бороться и выстаивать" (3. Гидион).

1910-25, период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта, Он почти не имел заказов. Одновременно на него обрушились неурядицы в личной жизни. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916-22 строит отель " Империал" в Токио. Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город, Райт получил телеграмму из Токио: " Отель стоит неповрежденным, как памятник Вашему гению". Если конструкция отеля " Империал" явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решений порождает ощущение отсутствия стилистической цельности.

Сочетание современных мотивов горизонтальных членений, знакомых по " домам прерий", с сильно декорированными, монументальными формами древних японских сооружений, не создавало единого гармоничного впечатления. После возвращения в США Райт строит ряд домов в Калифорнии из бетонных блоков, среди которых наиболее интересен дом Миллард в Пассадене, облицованный плитками, орнаментированными в духе древнемексиканской монументальной архитектуры.

В 1932 открывает свою мастерскую-школу, назвав ее " товариществом". Члены товарищества не только проектировали, но и обучались строительству, работая в качестве каменщиков, плотников по расширению висконсинской резиденции Райта.

К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера, как Корбюзье, Гропиус, Мис ван дер Раз, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.

В середине 30-х начинается второй период расцвета творчества Райта. Успех ему принесли две постройки: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании, построенный в 1936 и известный в истории как " дом над водопадом", и административное здание фирмы " Джонсон и сыновья" в Расине (1936-39). Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана(дом над водопадом), который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это еще один блестящий пример " органичной архитектуры". Система смелых, нависающих друг над другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал над лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.

В здании фирмы Джонсона светящийся потолок и лес стройных колонн создают яркий необычный художественный эффект. Как писал Генри Рассел Хичкок: " Создается иллюзия неба, просматривающегося со дна аквариума".

С годами индивидуализм Райта усиливается. Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения. " План дома - это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален" , - утверждал он, называя функционалистические постройки " ящиками на ходулях".

Считая внутреннее пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку - производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования " изнутри наружу", использованную в здании музея Гугенхейма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943-46, построен в 1956-59). Это наиболее интересное и значительное произведение Райта. Мощная пластика этого сооружения, похожего на абстрактную скульптуру, своим крупным масштабом не давала ему раствориться в чаще небоскребов Манхэттена. По-новому в нем решена и экспозиция музея. Движение посетителей происходит сверху вниз по спирали отлогой рампы.

Большой интерес представляют и высотные постройки Райта. Это лаборатория фирмы Джонсона в Расине и " Башня Прайса" в Бартсвилле, построенные в 50-х. В них Райт осуществил идею " дома-дерева" с мощным бетонным сердечником, включающим лифты и лестницы, от которого, как ветви от ствола, отходят консоли железобетонных перекрытий.

Сохранив верность идее о жизни среди природы (проект " города широкого простора" - Бродэйкр-сити, 1934-35) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В его творчестве, основанном на американской традиции, органичном восприятии мира и способности находить отвечающие духу времени художественные формы, прогрессивные поиски в архитектуре конца XIX столетия напрямую связаны с архитектурой 20-х и 50-х годов нашего века. Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, как Мис ван дер Роз, но за 70 лет своего творческого пути сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру: одним из первых начал бороться с академическим стилизаторством в архитектуре, сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, ставшую основой широко используемого в современном зодчестве приема так называемого свободного плана. Он был последним романтиком и первым функционалистом в архитектуре конца XIX-первой половины XX в.

.Л.Райт, его вклад в архитектуру и дизайн ХХ в.

Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)-американский архитектор-новатор, оказавший огромное влияние на развитие западной архитектуры в перв. пол. ХХ в. Создатель органической архитектуры.

Открыл собственное бюро после работы у Саллевана (арх., проект-к, чертежник)

Известность Райту приносят «Дома Прерий»

Суть органической арх. – форму дизайнер должен создавать с назначением и средой создаваемого предмета. Райт выработал правила для себя: жилой дом не коробка, который нужно украсить в том или ином стиле, это живой организм. «Дом не пещера, это кров на просторе». «Суть здания не стены и крыша, а то пространство, в котором живут» Главная методологическая идея Райта – непрерывное перетекающее пространство, ассиметрия. Пространство дома перетекает на улицу. Большая часть домов, имела план крестообразной формы, образованной из двух взаимно протекающих объемов разной высоты. Продумывал освещение, окно не должно быть прорезано, а это просвет между стенами. Сам конструировал мебель. В проектной фирме Райта работали – инженер, ландш. Дизайнер, столер, мозаичница, 2 скульптора, худ. по стеклу и текстилю. Р. Использовал естественную красоту материалов (не мог полюбить бетон). Строил всегда под ключ (вазы, книги). До 1937 г. Райт не нужен Америке, которая погрязла в эклектику.

Алвар Аалто. Его вклад в архитектуру и дизайн 20 века.

 

(1898–1976), финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре. Аалто по-новому применил принципы функционализма и выработал свой особый архитектурный стиль. Алвар Аалто заложил в качестве ведущего принципа проектирования своих сооружений органичное единство постройки и окружающей природы. Он использовал условия местности, подчиняя формы здания особенностям ландшафта.

Аалто говорил: «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»

Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки. Волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась в характерную примету фирменного стиля Аалто.

конецформыначалоформыДругими приметами стали:

· свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости;

· постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.

При этом Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определенная область применения.

Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта. Первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались часто не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.

Для нас основной интерес представляют спроектированные Аалто загородные виллы, самой знаменитой из которых является Mairea (Нормарку, 1938-1939). В проекте Mairea ярко проявляется талант Аалто в использовании единства естественных материалов, в том числе и в интерьере: потолок большой гостиной подшит сосновыми рейками, колонна из стальной трубы отделана берестой. Гостиная (как и у Райта) разделена на отдельные, независимые друг от друга части различного назначения.

Архитектурные интересы Алвара Аалто охватывали широкий спектр от регионального планирования, до планировки церквей, общественных зданий и жилых домов для одной семьи.

Алвар Аалто являлся пионером в области исследования возможностей использования слоистой древесины в архитектурных и мебельных конструкциях.

Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928–1933) и городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг; 1930–1935). Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших здесь до сих пор модерна и классицизма (последнему он отдал дань в ранних своих вещах). Упрочил свою репутацию, спроектировав финские павильоны для всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939–1940). Получив звание профессора Массачусетского технологического института (Кембридж, США), в 1940–1947 работал в основном в США. Среди его послевоенных чрезвычайно многочисленных построек выделяются Общественный центр в Сяюнатсало (1950–1952), Педагогический институт в Ювяскюля (1952–1957), комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954–1969) и дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967–1971). Строил также в США, ФРГ, Франции, Италии, Иране и других странах. Проявил себя и как замечательный, экологически чуткий градостроитель: особенно при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка (1936–1939; 2-я очередь 1951–1954). Радикально модернизировал облик церковного здания, пространственно раскрыв его к природе (церковь в Вуоксенниске, 1956–1958; и др.). По-своему архетипическими для скандинавского образа жизни стали спроектированные им загородные виллы (вилла «Майреа» в Нормарку, 1938–1939; и др.). Аалто (начиная с работ по меблировке санатория в Паймио) стоял и у истоков современного финского дизайна.

Занимал посты президента Союза финских архитекторов (1943–1958) и президента Академии Финляндии (1963–1968).

Немецкий дизайн 1919-1939г.

das Bauchaus - высшая школа промышленного искусства БАУХАУЗОснованная в 1919г. с целью обучения художников для работы в промышленности, школа возникла в результате слияния Высшей школы искусства и Школы прикладного искусства в Веймаре. В 1925 г. переведена в Дессау, в 1933 упразднена фашистами..Руководители разрабатывали эстетитку функционализма, принципы современного формообразования в архитектуре и дизайне, формирования материально-бытовой среды средствами пластических искусств. В первый период своего существования школа Баухауз на ходилась под влиянием художника Йоханнеса Иттена, чей метод преподавания базировался на " на интуитивном подходе" и " субъективном опыте". Иттен руководил базовым годичным курсом школы, после него студенты должны были выбрать для себя как минимум одну ремесленную мастерскую из множества существовавших. Однако участие Иттена в одной из сект зороастризма и его попытки внедрить духовность в искусство и дизайн не были одобрены Гропиусом. В декабре 1922 Иттен покинул школу, 1923 г. стремясь обеспечить продолжение государственного финансирования, школа провела крупну выставку. На ней были работы участников Баухауза, а так же несколько произведений дизайнеров Де стиль.Благодаря этой выставке стало ясно что школа создала новый, современный стиль в графическом дизайне, основанный на принципах Де стиль и русского конструктивизма.

Девиз Баухауза: " Нвое единство искусства и технологии." Влияние идей Баухауза наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и тп.

Направления деятельности: педагогическое ( готовили до 2.5 тыс чел), практическое, организационное(после ликвидации дал жизнь др. организациям), теоретическое(обоснование комплексного подхода в проектировании вещей т.е. надежность, назначение, композиция, человек, экономика, экология; логика промышленного мышления дизайнера, функция-назначение-конструкция, форма-следствие функциональных и конструктивных особенностей предмета, функция и конструкция определяют форму)

Цель дизайнерской деятельности представители Б. видели в преображении форм реального мира и благодаря этому в гуманизации всей практической предметной среды. Они считали, что главная задача дизайнера - проектирование промышленных изделий и их систем с позиции высокой ответственности перед человеком и обществом. по мнению Вальтера Гропиуса дизайнер должен осозновать ответственность перед развитием культуры. Дизайнером, как и художником, должно руководить страстное желание освободить духовные ценности от индивидуальной ограниченности, поднять их до уровня объективной значимости. Вот почему наш ведущий принцип, -писал Нропиус, - состоял в том, что формообразующая деятельность является не односторонним интеллектуальным или односторонним материальным делом, а неотъемлемой частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе.

Основные черты: отказ от орнаментальности в пользу функциональности; в строительстве - использованеи стали и бетона; преобладание ассиметрии; форма подчинена функциям.

основные сведения: полагали, что смешение приемов и техник идет на пользу искусству; политизированное движение с радикальной позицией, его эстетику многие считали социалистической; Прогрессивный, экспериментальный учебный план, новаторские методы обучения.

Работы: 1924- кресло Марселя Брейера для Баухауза,; школа Баухауз в Дессау - автор Гропиус; кресло " барселона" - Людвиг Мисван дер Роэ.

Программа и манифест Баухауза 1919: считать архитектуру ведущим направлением в дизайне; уравнять статус прикладных и изящных искусств; улучшать качество промышленной продукции, объединяя усилия художников, производителей и ремесленников.

Немецкий Веркбунд

Основанное в 1907г. с целью сократить разрыв между промышленностью и дизайном, движение веркбунд заменило натуралистические мотивы югендстиля на более строгие, функциональные, утилитарные элементы дизайна. Оно, однако, не выступало за возврат к ремеслам. Его участники отстаивали моральное и эстетическое значение дизайна, отвечая, таким образом, на распространившееся убеждение, что индустриализация в Германии угрожает национальной культуре. Основателями движения стали 12 дизайнеров, в числе которых Рихард Раймершмидт, Бруно Пауль, Йозеф Мария Ольбрих и питер Беренс. С целью популяризации своего стиля Вергбунд проводило выставки. В 1914г. состоялась большая выставка в Кёльне. Наиболее заметные экспонаты - проект фабрики из стекла и стали Вальтера Гропиуса, проект здания театра Хенри ван де Велде и павильон из стекла и кирпича Бруно Таута.В 1927г. состоялась знаменитая выставка Немецкий Веркбунд, посвященная жилищному строительству под названием " Жилище". На ней выставлены целые дома, обставленные мебелью из стальных трубок по проекту архитектурного директора выставки Людвига Мис ван ер Роэ в сотрудничестве с Марселем Брейером и Ле Корбюзье.

Осн. черты: гладкие поверхности без украшений, функциональный дизайн

Осн. сведения: убежденность в том, что дизайн имеет важное моральное и эстетическое значение; раскол в движении произошел из-за противостояния между стандартизацией и индивидуализмом..

движение выпускало свой журнал Die Form Не смотря на все усилия по примирению промышленности и ремесла, внутр. конфликьт между Хенри ван де Велде и Германом Мутезиусом - практически довел движение до раскола. Мутезиус был против использования орнамента как художественного средства и считал, что практичность - лучший способ отражения современных ценностей. Хенри ван де Велде же нуждался в большей художественной свободе. Он отстаивал важность индивидуального творческого вдохновения. Противостояние сторонников стандартизации и индивидуализации продолжалось несмотря на то, что вскоре стало ясно: промышленное производство и стандартизация - единственная возможность для Германии преодолеть разрушения 1 мировой войны. В 1934г движение исчезло под наступлением нацистского режима на модерн.

работы: жилой дом Вайсенхофф - автор Людвиг Мис ван лер Роэ.

кресло MR - Мис ван дер Роэ

 

Мисс Ван дер Роэ. Идеи, шедевры и значение:

(1886-1969)Немецкий арх.-модернист.Основатель интернационального стиля.Рационалист.

1908-1912-работал у Петра Беренса, с Ле карбюзье.Испытал влияние группы Де стиль.

«задача арх-не в изобретении формы, а в ее задаче…»

«красота-сияние истенное, а истина-соответств.замысла и деяния»

(Фома Аквинский).»сооружение должно иметь филосовскую идею».Был преподом Баухауса

и 3им ректором.Работал в немец.Вергбурге.Выставлялся на Международн.выставке в

Штудгорде.в 1927 г-проект поселка Вайсенхоф.Разработал идею подвижных перегородок.

(1922-Проект небоскреба из стекла).1926-стул без задних ножек.»Легче построить

небоскреб, чем хороший стул».1923-проект загородного дома из кирпича..1929 Проект

Павильона в Герм. Для международной выставки в Барселоне.Это 1-е выдающееся

здание 20века, по мнению ЮНЕСКО.(администрация+бассейн+павильон).

Кресло»Барселона».в 1938гвозглавил Иллинойский тех.институт в Чикаго.

Переделал арх.фак-т за счет стекла и метал.каркаса.Возрождал принципы чикагской школы.

1951-небоскреб Лейк Шор Драйв.(2Арх-это прежде всего –порядок! »).Стал великим амер.архит.

Фарисфорд-дом врачихи(с летучими лесенками).»я-противнв модных течений в архит.»

»Арх-не нахождение форм, а область выражения духа! ».»арх-начинается там, где со

смыслом уложены 2 кирпича».»Форма-не смысл, а результат нашей работы…».

»Никогда не говорите с заказчиком об арх….говорите с ним о детях….»»2любимые формулы:

1)меньше, значит больше, 2)Почти-ничто.

Дизайн третьего Рейха: 35Архитектура в Третьем рейхе
С первых дней Третьего рейха нацистские архитекторы были движимы тем, что получило название " стиля фюрера", т. е. сочетание неоклассицизма Трооста и предпочтений самого Гитлера как поборника необарокко, размноженное и увеличенное. Еще в 1930 Гитлер поручил Троосту перестроить дворец Барлов в Мюнхене под штаб-квартиру нацистской партии (см. " Коричневый дом" ). Осенью 1933 ему же было поручено перепланировать резиденцию канцлера в Берлине, полностью сменив обстановку и интерьер. Старое здание находилось в запущенном состоянии: потолки и полы были разрушены, стены обветшали, а в помещениях стоял невыносимый запах. Каждый день полный энтузиазма фюрер в сопровождении адъютанта отправлялся на стройку, чтобы увидеть происшедшие изменения и сделать необходимые распоряжения по улучшению. Комплекс партийных зданий в районе Кёнигплац в Мюнхене был расширен до пантеона нацистских " мучеников". Партийные здания в Нюрнберге щедро украшались нацистской символикой, нарушая тем самым исторически сложившуюся архитектурную атмосферу древнего города. Нацистские архитекторы во главе с Троостом проектировали и возводили государственные и муниципальные здания по всей стране. По проекту Трооста в Мюнхене был построен Дворец немецкого искусства. Помимо этого строились автобаны, мосты, жилье для рабочих. Такое сооружение как Олимпийский стадион в Берлине (см. Олимпийские игры 1936 ) вызвал восхищение всего мира. С другой стороны, лишь нацистские власти удовлетворяло новое общественное строительство с использованием столь любезного Гитлеру преувеличенно фольклорного оформления. Чтобы угодить сентиментальному фюреру, нацистские архитекторы строили в пригородных лесах Берлина крытые соломой коттеджи с деревянными балкончиками, с дубовыми перекрытиями грубой ручной работы, напоминающие побеленные тирольские сельские домики. Изощрялись нацистские архитекторы и в оформлении городского центра: вместо кафедральной площади, присущей средневековой застройке, они возвели т. н. Stadtkrone (" городской венец" ), общественный городской центр, где здания располагались вокруг единого геометрического пространства, к которому тянулись громадные проспекты. Весь район был украшен скульптурами и орнаментами с использованием нацистской символики и мифологии.

 

После смерти Трооста (1934) в архитектурном климате Третьего рейха начал господствовать потомственный архитектор из Манхейма Альберт Шпеер (однако большинство из его самых грандиозных проектов так и не было реализовано). Его первым заказом были Цеппелиновые поля в Нюрнберге, где была осуществлена эффектная и помпезная грандиозная постановка нацистского партийного съезда в 1934, включавшая т. н. " Собор Света", созданный благодаря искусному использованию прожекторов.
Фюрер ежедневно появлялся в Академии искусств, где располагалась проектная мастерская Шпеера и где трудились над огромными подсвеченными макетами лучшие краснодеревщики, воспроизводя в масштабе 1: 50 до мельчайших деталей все, что задумали Шпеер и


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1336; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь