Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Древнеримский скульптурный портрет: тенденции развития.
Еще в первые века существования Римской республики римляне заимствовали у этрусков культ почитания предков. С тех пор в приемных богатых домов стояли портретные изображения предков хозяина дома, являвшиеся предметом фамильной гордости. Эти портреты отличались большой достоверностью в передачи черт лица. Широкий спрос на подобные изображения способствовал развитию у скульпторов навыков точного изображения человеческого лица со всеми его неповторимыми индивидуальными чертами. Позже развитию портрета благоприятствовало предоставленное крупным римским чиновникам право воздвигать в общественных местах свои портретные статуи. С падением республиканского строя и установлением Империи перед искусством Рима встала задача прославления императоров и возвеличивания их власти. Образ властителя должен был олицетворять мощь и силу Рима. Поэтому, при сохранении индивидуальных черт, скульпторы прибегали к сознательной идеализации. Образцом для подражания им служили классические греческие статуи, в которых римлян привлекали величавый пафос и благородная сдержанность, ясная простота форм и красота пропорций. В портретах III в. появляются образы новой исторической эпохи – грубые и жестокие лица «солдатских императоров», лишенные всякой идеализации. Жажда власти и сознание постоянной опасности оставили неизгладимый след в их внешнем облике. Используя опыт мастеров предыдущих столетий, скульпторы обращаются к беспощадному изображению и непредвзятой передаче натуры, словно увиденной в самой жизни. Неизвестные скульпторы старательно воспроизводили отвисшие жировые складки, мешки под глазами, щетину на плохо выбритых подбородках. В работах этой поры сказывается удивительная свежесть художественного видения, точность исторического документа и вместе с тем повышенная экспрессия. Быстрый упадок римского скульптурного портрета начинается со времени правления Константина (306-337 гг.), когда Римская империя окончательно обращается в восточную деспотию. Теперь император стоит высоко над народом и является персонификацией абсолютной власти, существом высшего мира. Прежняя жесткая реалистическая манера навсегда уходит в прошлое. Скульпторы обращаются к классическим прообразам, позволяющим создать идеально совершенный образ властителя. О портретном сходстве здесь уже говорить не приходится. «Человеческое» начало, лежащее в основе создания античного портрета и являющееся его содержанием, исчезает. Римский скульптурный портрет- один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (Iв. до н.э.— IVв. н.э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров. Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines. В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков). Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит. Политическая функция Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военный командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. Из Греции искусство портретов перешла к римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений, (статуе и герме), прибавили новый род- бюст. Многие греческие ремесленники работали в Риме, правда, уже с соблюдением желаний римского заказчика. Наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях ит.п., отчасти живописные портреты. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. Ранние образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (территория эллинистического Египта, I-IVвв. н.э.), исполнявшие функцию погребальных масок. Во многом связанные с традициями древневосточного портрета и с религиозно-магическими представлениями, вместе с тем они создавались под воздействием античного искусства, непосредственно с натуры, несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах- специфическую духовность Тенденции: · Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками. Тем не менее, общую пропорцию установить не возможно. · Большое число подделок в Новое Время и ложных реконструкций · Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах · Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданые, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором. · Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.
Римские форумы Римский форум (лат. Forum Romanum) — форум (площадь) в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Храмы Панорама римского форума, 2009 Храм Сатурна — один из древнейших храмов Рима. Храм Диоскуров Храм Весты Храм Венеры и Ромы Храм Антонина и Фаустины Храм Цезаря Храм Веспасиана Храм Конкордии Святилище Венеры-Клоакины Арка Тита находится в восточной части Форума к югу от Храма Венеры и Ромы. Эпиграф, сделанный на арке со стороны Колизея сообщает, что она была посвящена Титу, возможно, после его смерти в 81 году н. э., его братом и преемником Домицианом в память о победе над иудеями в 70 году. Однопролётная арка (15, 40 м высотой, 13, 50 м шириной и 4, 75 м глубиной) облицована белым мрамором из Аттики (травертиновые пилоны относятся ко времени реставрации Валадье, 1822 г.); вход в неё с двух сторон обрамляют четыре полуколонны с композитными капителями. арка Септимия Севера арка Тиберия Базилики Базилика Максенция и Константина — самое большое здание Римского форума Базилика Юлия Базилика Эмилия Возник Римский Форум еще во времена первых римских царей, примерно в 7 веке до н.э., когда на пространство между холмами Капитолия, Палатина и Квиринала стали собираться местные жители. Когда в Риме изгнали последнего царя и город стал республикой, на Форуме были построены важнейшие правительственные учреждения Республиканского Рима – здание Сената, а также Римского Суда. Также на Форуме находились торговые лавки, мастерские, храмы, ораторские трибуны. Сам же Форум был украшен памятниками, которые были посвящены победам Римского оружия. начала 4 века до н. э. открытое пространство начало заполняться таким большим количеством колонн и почетных статуй, что большинство из них пришлось перемещать. На месте рынка, построенного в 3 веке до н. э., расположенного к северу от Форума, позже был выстроен храм Мира. Во 2 веке возводились величественные базилики, представлявшие собой новый тип зданий, ставших впоследствии характерной чертой римского городского ландшафта. Пятое здание, Табулярий, завершило с севера облик Форума республиканской эпохи. Затем Цезарь осуществил ряд изменений, направленных на превращение этого места в монументальное дополнение к его новому Форуму. Август продолжил эту работу, построив храм Божественного Юлия; новые Ростры Божественного Юлия напротив старых, украшенных носами кораблей Антония и Клеопатры; две арки в честь побед над парфянами и Антонием в битве при Акции; портик Гая и Луция Цезаря. Затем Септимий Север добавил еще одну арку в начале священной улицы, напротив арки Августа, в честь победы над парфянами. Когда население Рима стало расти, а императоры начали строить новые форумы, римский Форум постепенно утратил свое превосходство и значимость. Последнее более или менее важное строительство датируется 4 веком н. э., когда Максенций снова избрал Рим в качестве столицы и построил Базилику - резиденцию городского префекта и так называемый храм Ромула. Римские арки и колонны. Наградой полководцу служил триумф - торжественный въезд на колеснице на вершину холма Капитолия. Герой триумфа носил тунику, расшитую пальмами, и лавровый венок. Право на триумф давал сенат за особо крупную победу. Триумфальная арка Тита — однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени. Полуколонны, которыми декорирована арка, являются первым известным примером композитного ордера. Триумфальная арка Септимия Севера — трёхпролётная арка, расположенная в северной части Римского Форума. Построена в 205 году н. э. в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей над Парфией в двух военных кампаниях. Она построена из кирпича и травертина, облицована мраморными плитами. Триумфальная арка Константина — трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и Палатином на древней дороге триумфов. Построена в 315 году и посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильванского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне. Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. Отдельные фигуры переданы весьма реалистично, так что рельеф колонны служит ценным источником для изучения оружия, доспехов, костюмов — как римлян, так и даков того времени. Колонна Траяна — колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году н. э. в честь побед Траяна над даками. Римляне научились создавать огромные внутренние пространства, не используя внутренние опоры. Связано это было с тем, что они использовали новую форму перекрытия. Не горизонтальную плиту, как греки, а цилиндрический свод из бетона и камня. Такой свод опирается не на колонны, а на стены. Используя бетон, римляне научились создавать архитектурное сооружение арку ( арка - от латинского «аркус» - лук), ставя арки на столбы, они могли обойтись и без опорных стен. Греческие ордеры стали для них лишь частью украшения, потеряв свою чисто инженерную роль. Колоннами, а чаще полуколоннами с различными капителями римляне украшали почти все свои сооружения. Именно эту идею воспримет сначала эпоха Возрождения, а затем через нее весь европейский мир и Америка. Римляне создали и тип монастырского свода, который сыграет огромную роль в будущей архитектуре христианства. Такой свод представляет из себя многоугольное здание, перекрытое сомкнутым сводом. Уже у римлян появились вогнутые сферические стены - «паруса», играющие огромную роль в архитектуре православия. Появилось у римлян и такое сооружение как базилика, представляющее из себя здание прямоугольной формы, именно эта форма здания станет главенствующей в архитектуре европейского средневековья. Наряду с дорическим и ионическим ордерами, римляне чаще использовали коринфский и тосканский. Римское искусство времен империи грандиозно, мощно, не учитывает соотношение с человеком и подавляет его идеей величия. Этому искусству присуща и такая черта, как помпезность, совершенно не известная грекам. (Помпезность - слишком большая торжественность и пышность). Каждый раз, когда в Европе будут складываться государства, похожие на римскую империю по масштабу и величию, будет воскресать римская архитектурная форма. Греки и этруски знали арку и свод. Но только в Риме эти архитектурные формы, преодолевающие исконную античную прямоугольность, получили законченное развитие: в Риме кривая уже соперничает с прямой. Арки сооружали по разным поводам — и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Но сначала их ставили по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия, так что их первичный смысл связан с триумфом — торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого мира. Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, то есть въезд победоносного полководца в Рим, одно из самых замечательных новшеств римского зодчества. Памятник торжественно воспевает въезд триумфатора в столицу на колеснице, запряжённой белыми конями, с орленым скипетром в руке, в золотом венце, поддерживаемого сзади стоящим рабом, с сокровищами, захваченными у врагов, и пленниками в оковах. Так выглядит знаменитая арка императора Тита, воздвигнутая в I в. н.э.(81 г.) после разрушения храма Соломона в Иерусалиме, в память победы над непокорными иудеями. От нее ведут свой древний род все триумфальные арки нынешних европейских столиц. Она находится у входа на римский Форум. Тит, считавшийся здравомыслящим и исполненным благородства императором, правил сравнительно недолго (79—81 гг.). Арку воздвигли в честь правителя уже после его смерти. Совершенная по форме, сверкающая белизной однопролетная арка (15, 4 м высоты, 5, 33 м ширины) служила основанием скульптурной группы императора на колеснице. Расчленение каменного массива классическим ордером придало соразмерность и ясность формам. По сторонам проёма арки Тита стоят по две коринфские колонны. Украшает арку высокая надстройка - аттик, с посвящением Титу «От сената и народа римского». Выступающий антаблемент и аттик над ним, контрасты света и тени усиливают пластическую и живописную выразительность форм. Среднюю часть арки над архивольтом замыкают две летящие фигуры богини победы — Виктории, исполненные в невысоком рельефе. Они как бы венчают победителя. Пространство арочного пролета расширяется кассетами свода (небольшие углубления на поверхности потолка или свода, имеющие чаще всего квадратную форму) и настенными живописно трактованными рельефными композициями, изображающими торжественное шествие триумфатора и легионеров с трофеями, захваченными в храмах Иерусалима. Построение высокого рельефа, его светотеневые эффекты усиливают ощущение глубины пролета арки. Бурные движения легионеров точно вырываются из плоскости рельефа в реальное пространство. Пафос их жестов как бы вторит триумфальной теме архитектуры. Раскраска и позолота усиливают живописность и жизненность сцены. Изображённые внутри арки сцены соответствуют моменту прохождения через неё, таким образом, зритель невольно приобщается к действию, как бы становится участником сцены. Наверху статуя императора на колеснице, запряжённой четвёркой лошадей. В аттике был захоронен прах Тита. Арка являлась архитектурным сооружением, постаментом для статуи и одновременно мемориальным памятником. Так хоронили лишь людей с особой харизмой (в переводе с греческого — «милость», божественный дар»), т. е. наделённых исключительными личными качествами — мудростью, героизмом, смелостью: Цезаря на Римском Форуме, Тита в его арке, Траяна в цоколе его колонны. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима. Позднее были воздвигнуты сложные трехпролетные триумфальные арки: Септимия Севера (конец II в. н. э.), Константина (VI в. н. э.). Арка Септимия Севера была воздвигнута в 203 г. на римском форуме в память победы над парфянами и аравитянами и в честь Септимия Севера и его сыновей – Каракаллы и Геты (имя последнего было стерто, после того как его убил брат Каракалла). Эта высокая {в 23 м) трехпролетная арка, украшенная по обоим сторонам четырьмя колоннами с композитными капителями, несущими раскрепованный антаблемент, заканчивается гладким высоким аттиком. Цоколи колонн и вся поверхность стен сплошь покрыты рельефами, прославляющими победы Севера. Конструктивной особенностью арки являются небольшие сводчатые пролеты, соединяющие средний пролет арки с боковыми. В художественном отношении арка Септимия Севера из-за перегруженности украшениями, нарушающими тектоническую ясность, уступает аркам Aвrycтa и Тита. Ее до сих пор можно увидеть рядом с Рострами, на Триумфальной дороге, поднимающейся на холм Капитолий. Дорога проходила через просторный центральный форникс, а две боковые дороги, начинавшиеся ступеньками, служили пешеходными. Триумфальная арка отделана мрамором, основа выполнена из кирпича и травертина, фасады каждой из четырех колонн, составляющих арку, украшены рельефами. Скульптуры изображают сцены сражений императора с парфянами. В левой колонне имеется дверь высотой 5 м. Отсюда лестница ведет к аттику, где расположены четыре зала. Над аттиком возвышалась величественная квадрига со статуями императора и его сыновей. С художественной точки зрения арка сравнима с колонной Марка Аврелия6. В начале 4 в., в 315 г., была сооружена арка Константина. Это трехпролетная арка, украшенная по обеим сторонам 4 коринфскими колоннами, несущими раскрепованный антаблемент; над колоннами поставлены статуи пленников. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1435; Нарушение авторского права страницы