Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Декоративно - прикладное искусство Древней Греции.



Прикладное искусство эгейского периода: крито-мекенская керамика (стили «камарес» и «дворцовый» в сравнении).

Декоративное искусство гомеровского периода: «геометрический» и «звериный» стили, образ человека в керамических росписях. Дипилонские вазы: связь их декора с функцией и формой.

Декоративно-прикладное искусство материковой Греции периода архаики: приемы формообразования и декорирования изделий из керамики; «ориентализирующий» («ковровый») стиль в керамике Коринфа и Афин. Архаическая бронза.

Прикладное искусство Древней Греции периода классики: антропоморфизм и мерность – родовые черты художественного сознания древних греков, от которых зависят художественные особенности их изделий (функции, материал, формы, декор); Основные ремесла: глиптика, ювелирное дело, керамика (вазопись), ткачество.

Декоративное искусство Древней Греции эллинистического периода: усиление натуралистических тенденций, рационализм. Коропластика (танагрские статуэтки). Распространение греческой культуры на огромные территории в пределах ойкумены.

Декоративные сосуды - ритуальные, парадные - были известны еще в первобытном искусстве. Этот вид искусства широко распространен и, в отличие от памятников скульптуры, его произведения сохранились в большом количестве до наших дней. Древнейшим видом изобразительного искусства в Древней Греции была роспись на вазах - вазопись. Вазописью обычно называют античную - греческую живопись на вазах. Расцвету греческой вазописи предшествовали критские вазы камарес с изысканным стилизованным криволинейным узором, изящными изображениями растений и морских животных, а также с мелким растительным орнаментом. Изготовленные из глины греческие сосуды и вазы — амфоры, кратеры, перед обжигом покрывались лаком и краской, а потом представали перед людьми с диковинными картинками из жизни и быта древних греков. Черно фигурный стиль - черные силуэты, наносившиеся на желтый или красный фон глины, на белые или пурпурные детали вазы черным лаком перед обжигом сосуда. Красно фигурный стиль - изображения цвета глины на черном фоне, наносились на уже покрытую черным лаком поверхность вазы красной краской тоже перед обжигом сосуда. Силуэт и линия — первоэлементы греческой живописи, с этого все начиналось. Легенда рассказывает, что первой художницей была девушка, очертившая на стене тень, отбрасываемую фигурой его возлюбленного. Изображения на вазах были насыщены яркой образной и сюжетной композицией - сценками из жизни древних греков, по своему содержанию лирическими или драматическими. Рисунки на вазах изображали жизнь древних греков и могли поведать о славных военных подвигах греческих героев, о несчастной и безответной любви, о суде богов, о погребении старцев и мудрецов. Самой рапространеной и, пожалуй, самой красивой формой греческих формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающей горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килик – плоская чаща на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин - лекиф, в который наливали масло и благовония. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой, их форма давала просмотр для росписей. Знаменитый кратер, так называемая ваза “ваза Франсуса”, покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла – героя Троянской войны. По качеству глины, формы ваз, характеру росписи ученые могут определить, где и когда была изготовлена. Есть вазы, на которых сохранились имена художников – вазописцев: Евфорния, Дириса, мастера Брига и других. К сожалению время не пощадило античную вазопись — многие из ваз разбились. Но благодаря труду археологов некоторые удалось склеить, и по сей день они радуют нас совершенными блесками черного лака. Хотя творчество греков во многом основано на наивных мифологических представлениях, оно не противостоит реальной жизни, проникнуто ощущением соразмерности мира и человека, осознано воплощает красоту естественного бытия последнего, в частности красоту и гармоничную ахитектонику нормально развитого человеческого тела. Характерно, что человеческое метрическое начало присутствует не только в изобразительном искусстве, но и в зодчестве: как показывает математический анализ пропорций древнегреческих храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. В гомеровский период широкое развитие получила расписная керамика, геометрический стиль просуществовал до 7 века. В период его расцвета создаются служившие надгробиями дипилонские вазы и сосуды бытового назначения. Росписи на лучших памятниках геометрического стиля впечатляют четкой ритмикой, выразительностью линий, образующих узоры и фигуры людей. В геометрическом стиле создаются также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов - преимущественно прилепы на крышках и фигурные ручки из глины и бронзы. Скудное представление об архитектуре гомеровского периода дают немногие остатки немногие терракотовые модели храма и литературного описания. Судя по археологическим данным, строительная техника этого времени уступает микенской и критской. Следующий за гомеровским периодом архаики (7-6вв до н.э.) отмечен формированием полисов, образованием городов; главными элементами их градостроительной структуры были святилище ( Акрополь) и общественно-торговый центр (Агора), вокруг которых располагались жилые кварталы. Ведущее место в застройке городов и святилищ занимали храмы, которые сооружались первоначально из дерева, сначала 6 века – из известняка, в середине 6 в. – все чаще из мрамора. Преобладающий тип храма периптер, прямоугольное в плане помещение, обнесенное снаружи по периметру колоннадой складывается в результате длительной эволюции от древнего жилища –мегарона к храму в антах, простилю и амфипростилю. Наряду с храмами строились различные по функциям общественные сооружения: булевтерии (дома для собраний, буле), стои, лесхи, театры, стадионы, палестры, гимнасии и другие. Эллинистический период (конец 4-1вв. до н.э.) характеризуется принципиальным расширением зоны распространения зоны греческой культуры, ее активным взаимодействием с культурой народов, входящих в состав монархии Александра Македонского, а затем в государстве его преемников. Афины перестают быть главным центром художественной жизни. Законодателями вкусов становятся крупные малоазиатские города. В этот период невиданного размаха достигает строительство, вырастают многочисленные новые города с регулярной планировкой (Александрия, Аниохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.), воздвигаются огромные сооружения (Фаросский маяк в Александрии), создаются величественные архитектурные ансамбли (Акрополь в Пергаме). Дифференцируется тип жилища – от скромного дома до дворца; в домах с традиционным планом внутренний двор превращается в обрамленный колоннадой перистиль. Образы эллинической скульптуры пронизаны тревогой, окрашены трагическим мироощущением эпохи. Для искусства эллинизма характерна многообразии региональных школ, направлений, художественно-образных задач. Расцветает скульптурный портрет. На смену классическому идеалу гармонического человека- гражданина приходит возвеличивание владык (статуи диодохов), не имеющая предела монументализация образа божества (статуя Гелиоса)., интерес к людям, стоящим на разных ступенях социальной лестницы, к характерным чертам человеческого возраста, самобытности этнического облика варваров. К опыту древнегреческого искусства обращалась художественная культура последующих эпох.

33. Этрусское искусство (скульптура, керамика).

Первые памятники культуры этрусков относятся к концу IX- началу VIII в. до н. э. Цикл развития этрусской цивилизации завершается ко II в. до н. э. Рим находился под её влиянием до I в. до н. э. В формировании древнеримского искусства огромную роль сыграло знакомство с древнегреческой культурой, носителями которой являлись выходцы из Великой Греции, соседствующие с этрусками, а затем и римлянами на Аппенинском полуострове. После победы Тита Квинкция Фламинина на Балканах Греция превратилась в одну из провинций Республики, а затем и Империи под названием Ахайя, и с этого времени из Эллады начался массовый вывоз произведений искусства. В бесчисленных количествах они стали украшениями вилл и дворцов римской знати. Очарованные скульптурой, картинами и архитектурой греческой античности, римляне стремились воспроизвести их в большом количестве. Бесчисленные копии с греческих оригиналов быстро разошлись по всей территории ойкумены. Однако массовое воспроизведение шедевра убивает сокрытый в нём смысл, превращая его в красивую пустышку. И как не пытались римляне тиражировать вызвавшие восторг произведения, за их прекрасной оболочкой чувствовалась печальная утрата греческого образа, а временами проглядывали римский практицизм и приземлённость: прекрасные боги Греции, отлитые из бронзы, в мраморе снабжаются весьма прозаичными пенёчками и подпорками. Скульптура, произведения живописи становятся театральными, напыщенными, или чересчур томными, чувственными. Наследуются не лучшие черты, характерные для греческого искусства позднего времени - эпохи эллинизма. Главной заслугой римлян станет умение ценить и изучать произведения искусства (искусство они, правда, считали ремеслом и создавались произведения часто рабами-греками). Римляне были не создателями, а ценителями искусства. Они впервые систематизировали вывозимые из Эллады шедевры, введя понятия " архаика" и " классика", которые весь мир использует сейчас уже вне контекста древнегреческого искусства.

Скульптура, хотя на ней также лежит отпечаток этой эсхатологической концепции, по-другому связана с миром мастерства и ремесел, с реальным миром этрусского общества[1]. Помимо культа умерших пластика имела и другие функции — существовала крупная декоративная пластика, мелкая пластика для обстановки дома, украшения. Погребальная скульптура существовала в виде канопов (урна с крышкой в виде головы) и саркофагов. В период Вилланова преобладали повторяющиеся геометрические узоры, которые помещались на терракотовые и бронзовые изделия. Ориентализирующий период, начавшийся в VII веке до н. э., принес в Этрурию широкое разнообразие изделий Греции и восточного Средиземноморья. Воздействие было очень сильным. Этруски копировали, усваивали, смешивали орнаменты, пока эта смесь сама не стала стилем. Но одна форма скульптуры VII века до н. э. была достижением местных мастеров — это погребальная урна из глины или бронзы с крышкой в виде человеческой головы, или канопа. Приблизительно в это же время появились скульптурные изваяния. Около 600 года до н. э. в Этрурии начался архаический период, продолжавшийся до 475 года до н. э. К VII в. до н. э. восходят канопы из Клузиума. Сосуд воспроизводит человеческое тело, разумеется схематически. Руки изображаются ручками, голова на крышке повторяет своеобразную маску или портрет покойного. Материал — терракота или металл. Эта пластика относится к древнейшей в Средиземноморье — судя по упрощенному характеру изображения и грубо намеченным чертам лица. Каменные скульптуры создавались как надгробные памятники. В течение VI века до н. э. этруски усвоили дух греческой вазописи, однако искусство городов Этрурии оставалось индивидуальным, в особенности это касалось каменных барельефов. Наибольших успехов этруски достигли в работе с бронзой. В Кампании делались бронзовые урны, украшенные фигурками. Бронзу использовали при изготовлении мебели и колесниц, ларцов, зеркал.

Терракотовые изделия этрусков также были на высоком уровне. Примечателен саркофаг из Черветери 520 года до н. э., украшенный изваянием супружеской пары. Настоящим шедевром является группа из четырех статуй в Вейях, датируемая 500 годом до н. э. В VI в. до н. э. появляется влияние архаической ионийской скульптуры. Вулка (единственный известный по имени этрусский скульптор архаики), либо кто-то из его окружения, создал терракотового Аполлона из Вей, который служил наружным украшением храма. Ионийское влияние сказывается в тонкой проработке фактуры, отлично взаимодействующей со светом. Возникают более резкие светотеневые контрасты — благодаря новому принципу постановки фигуры. Капитолийская волчица также характеризуется ионийским влиянием: тонкая проработка тела, но стилизованная передача шерсти, градации в игре света и тени. В V в. до н. э. Химера из Ареццо демонстрирует усиление ионийского влияния, которое переходит в свою противоположность благодаря усилению лаконичности и экспрессивности.

Важное место в этрусской скульптуре принадлежит портрету. Зарождение Этрусского портрета уходит далеко вглубь веков и связано с погребальным культом. На крышке погребальной урны обычно помещалось портретное изображение умершего. Уже в италийской урне из Кьюзи начала 6 в. с изображением, выполненным почти в геометрическом стиле, и в другой урне из Кьюзи с портретной головой и патетически прижатыми «к груди» руками, несмотря на примитивность их художественного языка, улавливаются элементы портрета. Голова с этрусской погребальной урны из Кьюзи начала 6 в. до н. э. менее примитивна и характеризуется остро схваченными индивидуальными чертами, тщательной и смелой моделировкой щек и рта. Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Саркофаг из Черветри 6 в. до н. э. (илл. 255 а) представляет собой ложе (длиной 1, 73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам в целом присуща большая образная и пластическая выразительность; это же можно сказать и об угловатых по ритмике движениях рук. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), чувствуется некоторое индивидуальное своеобразие.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 5020; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь