Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общие тенденции в костюме Древнего Рима
Что для римлян было характерно ношение тог, мы знаем – кто усвоил это еще из курса истории древнего мира в школе, кто – из многочисленных фильмов о героях античной древности. Римлян именовали «одетым тогами племенем». Но одной тогой, естественно, не исчерпывалось многообразие бывших в обиходе у римлян одеяний. Кстати, такой вид одежды был уже по своему духу настолько антиримским, что именно он был выбран христианскими монахами в качестве «униформы», и многие монашеские ордена остаются верны этой традиции доныне.
24 История греческого костюма началась с азиатской пестроты, чопорного великолепия и мелочной искусственности, а завершилась благородной простотой. Основным элементом древнейшей одежды греков является четырехугольный шерстяной плат, который принесло с собой пришедшее с севера племя дорийцев. Он был одинаковым как у мужчин, так и у женщин, но женский носил название «пеплос». Его оборачивали вокруг тела и прихватывали на плечах заколками. Это и была так называемая «дорийская одежда», созданная по совершенно оригинальному принципу – без кройки и шитья. Этот принцип стал открытием древнегреческой культуры. Позже появляется хитон, резко контрастирующий с пеплосом, - рубаха-юбка, украшенная искусно уложенными складками. Эта полотняная одежда стала господствующей на раннем этапе истории греческого костюма и через ионийский мир распространилась и среди других племен. Ионийская одежда была введена в Афинах в период правления Писистрата (560-527 гг. до н.э.). Хитон стал первой закрытой одеждой, короткий хитон служил повседневным нарядом, длинный - преимущественно праздничным. Хитон со шлейфом был принадлежностью островных греков. Благодаря ионийской моде наряд древнегреческой женщины стал намного богаче. Кроме шитого полотняного хитона, который носился наряду с дорийским пеплосом, появился целый ряди новых форм, например, скроенная и сшитая верхняя одежда с рукавами, по форме сходная с современными блузами и жакетами. Женская одежда была не только изящной и пикантной, но и богатой и нарядной, так как для нее использовали не только чистое белое полотно, но и украшенные отделкой, роскошные восточные ткани. Ионийский наряд был оттеснен на задний план после греко-персидских войн и пробуждения национального самосознания. Теперь хорошим тоном стали считаться простота и сдержанность, а модным стало слияние дорийского стиля с ионийским. Дорийский отказался от сильного натяжения и тесного прилегания тканей, дав складкам возможность падать свободно, а ионийский утратил свою чрезмерную искусственную утонченность. В результате возник классический греческий стиль. Только эта одежда, совершенно независимая от диктата моды, с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок или легко парящая, с подвижными мягкими складками, всегда соответствовала обстоятельствам. Женский хитон или сшивался, или скреплялся застежками на плечах. Его подбирали на талии (позже – под грудью) при помощи пояса таким образом, что поверх пояса свисала складка материи (kolpos – в переводе с греческого – утроба, пазуха). Кроме того, носили накидку, которая пропускалась под левой рукой и выводилась на правое плечо, где скреплялась застежкой. Гиматий – прямоугольный кусок материи длиной около 1, 5 м и шириной около 3 м, одним углом набрасывали сзади через левое плечо вперед, остальное протягивали поперек спины, пропускали под правой рукой и забрасывали другой угол через левое плечо. Чтобы гиматий лучше держался, в его четыре угла зашивали маленькие свинцовые грузы. Женщины часто носили гиматий как покрывало, набрасывая его и на голову. Греческий костюм почти не знал женских головных уборов, так как обычай вообще запрещал женщине появляться на улице. Огромное значение придавалось искусно сделанной прическе. Исключение для женского головного убора делает только более поздний эллинистический период, принесший некоторое смягчение суровых нравов. Появляется оригинальная фессалийская соломенная шляпа, которая прикреплялась булавками поверх прикрывающего голову гиматия или насаживалась на свободно сплетенную конусообразную гильзу, подобно плетеным шляпам, которые и сейчас носят в Индокитае для защиты от солнца. Кроме гиматия, женщины могли закрывать голову очень коротким покрывалом, которое доходило до глаз, а сзади свободно падало на затылок и спину. Что касается цвета тканей, то многие из них имели особое значение. Так, например, шафранно-желтый использовался для праздничной одежды, огненно-красный - для боевого облачения спартанцев, чередование полос ярких цветов - для одежды гетер. К этому добавлялось разнообразие узоров – полосы, точки, четырехугольники, шашечки и цветочки. Женский древнегреческий наряд дополняли различные ожерелья, браслеты, серьги, кольца, диадемы и налобные повязки. 25 Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию. История костюма – составная часть истории материальной и духовной культуры и всеобщей истории искусства. Костюм синтезирует в себе различные виды прикладного искусства – ткачества, кружевоплетения, ювелирного дела, вышивки, орнаментации. Развитие этого наиболее массового вида творчества происходит под воздействием природно-географической среды, социально-экономических изменений в жизни общества, национальных особенностей, религиозно- культовых представлений. Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. По сравнению с другими видами искусства костюм обладает еще одним важнейшим качеством – возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того чтобы произведения скульптора, художника, архитектора, писателя были приняты обществом, иногда должен пройти длительный срок. Костюм же изменяется моментально. Формы костюма всегда развиваются параллельно с развитием общего художественного стиля эпохи, переживая вместе с ним все этапы эволюции: зарождение, расцвет и угасание, причем с момента “умирания” старой, уже изжившей себя костюмной формы начинается процесс формирования новой. Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении, художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художественной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, несущие определенное содержание. В стиле выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение эпохи. Поэтому стиль можно считать общим художественным выражением эпохи, отражением художественного переживания человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху. Стиль является конкретным воплощением эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой однородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие стили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства рассматривают как последовательную смену больших стилей: «готика», «ренессанс», «барокко», «классицизм», «рококо», «неоклассицизм», «ампир», «романтизм». Общие принципы формообразования, характерные для каждого «большого стиля» эпохи, определяют и особенности формообразования исторического костюма каждого периода, что дает возможность сравнивать формы и пропорциональные членения костюма с архитектурными формами данного времени (так историки костюма сравнивают вытянутые формы головных уборов и обуви готики с устремленными ввысь шпилями готических соборов).
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы