Архитектура императорского Рима.
Хоамы и дворцы римлян не были в древности отнесены к семи есам света — хотя бы потому, что список чудес был составлен 4 лолго до того, как в римской архитектуре появилось что-либо, за-^живающее внимания. Но сооружения императорского Рима вызвали в древности не меньший восторг, чем египетские пирами-ЗЫ, римские императоры сделали все, чтобы внешний облик Рима Доответствовал его статусу столицы мировой державы. Начиная с Цезаря каждый из них стремился оставить по себе память в мрамо-И это не просто служило способом удовлетворения честолюбия а было частью политики, учитывающей изменения, происшедшие в общественной организации и общественном сознании.
Мраморный Рим Августа. Первые величественные здания стали появляться в Риме лишь в I в. до н. э., но они тонули в море неказистых построек. Перестройка Рима для придания ему блеска, соответствующего положению столицы великой державы, входила в планы Цезаря. Это он задумал построить новый форум: старый, восходивший к правившим в городе этрусским царям, стал тесен и к тому же с ним было связано немало нежелательных воспоминаний о республиканском прошлом.
Место для форума Цезаря было намечено, скуплены и снесены мешавшие строительству дома, но замысел постройки, как и другие планы, Цезарь осуществить полностью не успел. И это было выполнено Августом. В центре форума Цезаря, построенного между старым форумом и холмом Квириналом, возвышался храм Венеры Прародительницы, покровительницы рода Юлиев. Цезарь дал обет соорудить его перед сражением при Фарсале. В храме было множество художественных произведений, в том числе статуя Венеры работы жившего в Риме знаменитого греческого скульптора Аркесилая, а также бронзовая статуя царицы Клеопатры. Позднее Август поставил в храме статую обожествленного Цезаря с головой, украшенной звездой.
Продолжением форума Цезаря был обширный форум Августа (125x118 м), строительство которого было завершено 1 августа 2 г. до н. э. Наиболее видной частью форума являлась стена, поднимавшаяся на 36 м над мостовой. Она предохраняла форум от частых в Риме пожаров и в то же время — скрывала от глаз посетителей неприглядные кварталы Субуры. Император в целях пропаганды показывал свою столицу с самой выгодной стороны, прикрывая неистребимую нище-ту и грязь. Сама стена представлялась зрителям огромной сверкающей плоскостью мрамора, в действительности же тонкие мрамор-
Ь1е Плиты лишь прикрывали дешевую кладку из местного камня. На западной и восточной сторонах форума Августа находились два портика, а на северной, между их флангами, — величественный храм Марса Мстителя, построенный в благодарность за одержанную в битве при Филиппах победу над убийцами Цезаря. О грандиозности этого храма, которым когда-то восторгался Овидий, можно судить по трем сохранившимся коринфским колоннам почти восемнадцатиметровой высоты. На форуме Августа были установлены статуи всех римских триумфаторов, начиная с легендарного Энея, в триумфальном облачении и с надписями, перечисляющими их заслуги. Юноши, прежде чем надеть в храме Марса-Мстителя мужскую тогу, проходили через строй тех, чьему примеру должны были следовать.
Апофеоз мира в том его понимании, которое было присуще Августу, олицетворял монументальный Алтарь Мира, воздвигнутый в 9 г. до н. э. на Марсовом поле. Это поставленный на возвышение мраморный куб, на четырех гранях которого была изображена церемония жертвоприношения богине мира. Участники этого священного акта — Август и члены его семьи, а свидетели — восседающая на трофеях богиня Рома, установительница мира силой оружия, божественный предок Августа Эней со спасенными пенатами и основатели Рима Ромул и Рем с волчицей-кормилицей и пастухом-воспитателем.
Алтарь мира — типичное произведение римского монументаль-
rwvccTBa. В нем передано настроение, чуждое какой-либо ре-«ого иску
зной экзальтации: не только взрослые, но и дети, держащие-лИ тоги родителей, преисполнены чувства долга. Холодно и торжественно даже личико легкомысленной Юлии, которую Август, мы помним, вынужден был отправить в изгнание за нарушение его закона о супружеской верности.
Таковы некоторые памятники Рима времени Августа, который, по его собственному выражению, он «принял кирпичным, а оставил мраморным». В знаменитом перечне деяний Августа досконально перечне пено все восстановленное и построенное. Значение, придаваемое им внешнему облику столицы, — еще одно внушительное подтверждение той истины, что для каждой из империй главное — фасад.
Золотой дом. Превращение Августом Рима из кирпичного города в мраморный еще не означало коренной его перестройки. По склонам холмов сбегали узкие улочки, где повозки из соображения безопасности могли проезжать только ночью, где высокие здания не давали проникнуть солнечному свету и царила сырость вместе со своей спутницей лихорадкой, возведенной в ранг злых римских богинь.
Последний представитель династии Юлиев-Клавдиев Нерон находил Рим грязным и вонючим. Одаренный артистизмом и буйной фантазией, он мечтал о садах Семирамиды и дворцах Мемфиса на семи притибрских холмах. И императорские архитекторы разработали проект грандиозного дворца, который, по их замыслу, должен был затмить роскошь резиденций восточных владык. Но этот план не мог быть осуществлен без очистки центра города от трущоб. Даже у Нерона, не считавшегося ни с какими затратами, не хватило бы средств на выкуп и компенсацию владельцам. Проект так и остался бы проектом, если бы не внезапно вспыхнувший колоссальный пожар, уничтоживший в пять дней десять из четырнадцати районов, на которые Август разделил Рим.
Теперь ничто не мешало Нерону приступить к грандиозному строительству, в которое была вовлечена вся империя. На пепелище поднимался новый Рим. Центром его стал дворец, получивший название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных материалов в отделке. Дворец был открыт свету, его стены имели осо-ое устройство, с помощью которого потолки вращались вслед за Движением солнца, рассыпая сверху цветы и источая благовония.
пристроенных к трапезной термах лилась бесконечным потоком ВалуКая и лечебная серная вода. Но наибольшее удивление вызы-не дворец и не бронзовый колосс, изображающий Гелиоса с лицом Нерона, а грандиозность императорской виллы в самом центре города и невиданное прежде сочетание царской резиденции с уединенными лугами и рощами на берегах искусственного озера, с виварием для экзотических зверей и стадами, словно перенесенными из сельской глуши в столицу мира.
Колизей. Амфитеатр как тин архитектуры впервые появился в колонизованной этрусками Кампании, родине гладиаторских игр. Это были деревянные сооружения, равно как и первые римские амфитеатры И—I вв. до н.э. У Августа возникла идея строительства монументального амфитеатра в долине речки Лабикана между холмами Оппием и Велием. Но осуществлена она была Веспасианом, стремившимся показать, что он, в отличие от Нерона, растратившего государственную казну на собственные прихоти и капризы, заботится о народе и стремится удовлетворить его страсть к зрелищам. Строительство началось рядом с бронзовым колоссом, давшим в народе название амфитеатру — «колоссеум», соответствующее также его колоссальным размерам. Имя архитектора, создавшего это чудо, неизвестно. Возможно, это был Рабирий, строитель дворца Веспасиана на Палатине, или Гауденций, казненный Веспа сианом за его приверженность христианству. Но это был один из гениев римской архитектуры.
ие имело форму эллипса с осями 178x156 м, а высота его внеш-
^сгены СОСтавляла 48, 6 м. От нее по наклону к арене спускались Ht" * ieHHbie проходами зрительные ряды, облицованные мрамо-P^^qhh давали место одновременно пятидесяти тысячам зрите-^° 1 Арена с осями 87x54 м была огорожена стеной, достаточно ЛбИ\кой, чтобы защищать зрителей от зверей, но в то же время не Ве1павшей наблюдать за зрелищем. Особые механизмы выдвигали из подземелий на арену декорации, людей и животных. Во вре-\я дождей и нестерпимого летнего зноя Колизей накрывался ог-шным тентом. Для этого использовались две команды моряков, участвовавшие также в показательных морских сражениях на заполняемой водой арене.
Амфитеатр Флавиев (таково было официальное название Колизея) стал наиболее представительным символом правящей династии, создавая контраст «золотому дому» Нерона и увековечивая победу над Иудеей — в сооружении Колизея участвовало 15 ООО иудейских пленников.
Веспасиан не дожил нескольких месяцев до завершения начатых работ. Тит к 80 г. их закончил и отпраздновал открытие амфитеатра грандиозными гладиаторскими играми и травлей зверей, длившимися сто дней. Было уничтожено до пятидесяти тысяч зверей и множество гладиаторов.
Ярче, чем какая-либо иная постройка, Колизей выразил идею могущества империи, ее беспощадной жестокости к побежденным. И не случайно между 80 и 214 гг. его изображение четырежды появлялось на римских монетах. Для христиан (и не только для них) он был воплощением всего самого ненавистного, откуда средневековая народная этимология — collis eum (его холм, т.е. холм Сатаны). Вокруг Колизея клубились волны страха и ненависти. Уничтожение его считалось благочестивым делом наподобие молитвы или паломничества, и в этом преуспели многие поколения. Но — силен Сатана! — Колизей, как и идея империи, не поддался бурям времени: он по-прежнему высится, вызывая восторг и удивление.
Форум Траяна. Запечатлеть победу Траяна над даками был призван форум его имени, имевший прямоугольную форму ( 16x95). Его окаймляли с трех сторон мраморные портики, между колоннами которых выстроились статуи великих полководцев и °Раторов. В центре форума высилась конная статуя императора, четвертой стороны форум замыкала грандиозная базилика, а ней находились прямоугольные здания двух библиотек — греной °И " латинскои' разделенных колонной. Из надписи, высечен-на постаменте, ясно, что первоначальным ее назначением было тить высоту холма, снесенного для сооружения форума Траяна. °™ем V кого-то (скорее всего, у архитектора Аполлодора) возникла тастическая идея обвить ствол колонны рельефами и предста-ФаН ее каК подобие свитка между двумя книгами-кодексами. ^Ваятель развернул на мраморных плитах историю дакийских камни Траяна. Сам Траян является главным героем этого панегири-в камне. Он представлен среди своих воинов шестьдесят раз — в сценах марша, форсирования рек, военного совета, жертвоприношения переговоров с врагами, награждения легионеров, принятия капитуляции. В такой трактовке создатель колонны единодушен с автором словесного панегирика Плинием Младшим. Но насколько богаче возможности рассказа о войне с помощью резца! Театр военных действий показан с таким великолепным знанием реалий, что можно быть уверенным: ваятель был участником похода Траяна. На колонне изображен римский город на берегу Данубия — с храмами, арками, театром. Перед нами знаменитый мост через могучую реку, сооруженный Аполлодором, строителем форума Траяна, в центре которого была поставлена колонна. С полным знанием этнических и бытовых реалий выведены даки, самоотверженно защищающие свои селения и города от закованных в железо римлян. В объективном отношении к врагу и сострадании к нему ваятель не знает предшественников в искусстве и литературе императорского Рима. Он истинный последователь Гомера с его восхищением перед побежденным Гектором и сочувствием к страдалице Гекубе.
Самый драматичный эпизод рельефа — взятие Сармизегетузы. Дакийские вожди, охваченные отчаянием, предают огню квартал за кварталом, а затем подносят к губам кубки с ядом. Дак в характерной для варваров одежде наливает жидкость в чашу, переданную ему товарищем. Другие даки протягивают к чаше руки, торопясь свести счеты с жизнью. Некоторые из осажденных уже мертвы, кое-кто пытается спастись бегством.
Разумеется, «мастер колонны» не мог быть свидетелем этих сцен: во время осады города он должен был находиться в свите полководца, наблюдавшего за агонией вражеского города. Но, войдя в гоРод, он увидел тела тех, кто предпочел смерть рабству, и запечатлел трагедию побежденных в собственной памяти, чтобы впоследствии увековечить ее в мраморе. В последующих сценах представлена картина нараставшего распада вражеского войска. Царь даков скачет через леса, сопровождаемый небольшим эскортом. Римские 1''|дать1 ведут лошадей, навьюченных драгоценными сосудами и ут-варыо царского дворца. Они с помощью предателя-дака раскрыли ник, куда вождь даков спрятал сокровища своего народа. Обма-1И нарь не склоняет головы. Он беседует со своими приближенными, чтобы поднять их дух ]| все тщетно: надвигается римская кон-ница. Царь, пуская коня во весь опоп пытается спастись бегством вместе верными телохранителями. Но римские всадники почти рядом. Соскользнув с конского крупа, он наносит себе смертельный удар. Рельеф завершается изображением дерева и близ него пары овец. Война оборвалась, утонула в мирной степи, и вместе с тем завершился патетический и строго исторический рассказ о победе Траяна.
Пантеон. Архитектура времени Траяна и Адриана — такие же антиподы, как внешняя политика этих императоров. Холодному римскому практицизму и официальной торжественности противостоит космичность, плавность и теплота, квадрату римского лагеря и кубу сторожевой башни — круг и шар.
Такова форма Пантеона, поражающего и поныне своим вел 11 к-лепием, словно бы все боги, которым он посвящен, позаботились о его сохранности. Пантеон воспроизводит форму земного шара и звездной сферы, объемлющей все сущее. Чудо Пантеона — купольный свод. Его диаметр 43, 2 м, высота 43, 5 м. До конца XIX в. купол Пантеона был самым крупным в мире. В центре купола — круглое световое окно («око Пантеона») диаметром 8, 5 м. Внутренние стены разделены на два яруса. В нижнем расположены глубокие ниши для статуй богов, центральная и самая крупная из которых предназначена для Юпитера. Верхний ярус украшен пилястрами и ложными окнами, обрамленными белым мрамором. Световые контрасты смягчаются в льющемся сверху рассеянном свете.
С именем Адриана связана и постройка мавзолея, не уступавшего знаменитому Галикарнасскому, одному из семи чудес света. И после падения Рима он долго еще сохранял свое великолепие. По описанию, оставленному в VI в., «мавзолей имеет квадратное основание, над которым поднимается высокая башня, обрамленная дорическими колоннами, статуями и нишами для эпитафий; башню завершает бронзовая квадрига с фигурой самого Адриана; мощные стены облицованы благородным мрамором».
Вслед за Адрианом здесь хоронили и других императоров вплоть до Каракаллы. Еще до захвата Рима Аларихом мавзолей был ук-реплен и соединен со стенами, приобретя вид настоящей крепости
на берегу Тибра. Там были устроены площадки для катапульт и прорезаны амбразуры. В XII в. крепость получила название *3а-мок святого ангела» и вскоре была превращена в тюрьму.
Загородная резиденция Адриана. В летние месяцы столи-ца наполовину пустела. Нестерпимая жара и лихорадка выгоняли из города всех, кому позволяли средства. В эпоху империи Италия покрылась многочисленными виллами, поражавшими благоустройством и роскошью. Излюбленным местом отдыха была Кампания, и владельцев расположенных там вилл должна была удивлять скромность сохранившегося там поместья Публия Корнелия Сципиона Африканского, имя которого гремело в веках. Слава и роскошь находились на разных полюсах.
Императоры проводили лето в загородных резиденциях. Некоторые из римских владык жили там круглый год или даже по нескольку лет подряд. И каждая императорская резиденция зеркально отражала облик своего владельца. Дворец императора-человеконенавистника Тиберия на острове Капри был расположен таким образом, что попасть в него можно было лишь через строго охраняемый мост (рассказывали, что рыбак, решивший преподнести императору пойманную им гигантскую рыбу и попавший в крепость по склону горы, был сброшен в море).
Самой оригинальной была загородная резиденция императора Адриана близ городка Тибур в Лации в двух часах конной езды от Рима. Подобно тому как Пантеон был как бы космосом в миниатюре, резиденция мыслилась как воплощение лучших достижений еловеческой культуры. На окруженном стеной пространстве было оединено все, что восхищало императора во время странствий по восточной половине его империи. Комплекс виллы был крепостью, Но крепостью, созданной для уединения духа.
дно из наиболее крупных сооружений виллы — портик, копи-
вавший знаменитую афинскую Пеструю стою (Стою Пойкиле, откуда современное название памятника — Печиле). Это прямоугольный перистиль размером 232x97 м с бассейном в центре. Пространство вокруг него могло использоваться в качестве ипподрома. У северо-восточного угла находился зал с четырьмя боковыми входами, названный археологами «залом философов» или «храмом стоиков». Там было семь ниш, в которых, как полагают, были размещены статуи семи мудрецов древности. К залу философов примыкала круглая постройка, так называемый «морской театр». Внутри него был прорыт облицованный мрамором канал, образовывавший островок эллиптической формы. Туда можно было проникнуть по мостику, поворачивавшемуся на оси. Видимо, на этом островке находил убежище император, восстанавливая бодрость духа и предаваясь многочасовому чтению. Тут же на островке имелась небольшая библиотека.
Основная греческая и латинская библиотеки располагались в двух зданиях. По сравнению с библиотеками Рима они не были столь грандиозны, но, надо думать, Адриан отобрал для них самые любимые книги. Судя по интересам императора, здесь должны были находиться книги по литературе, истории, искусству, архитектуре-Одна из аллей вела в Канопу. Это воспроизведение поразившего императора в Александрии храма Сераписа. Перенося Канопу в окрестности Рима, Адриан, очевидно, хотел увековечить память о своем любимце Антиное, утонувшем в Ниле.
Вилла Адриана, размеры которой в полтора раза превышал I пространство Московского кремля, была целым городом, раснувшимся на притибрском холме — со скромными помещениями для обслуживающего персонала, императорским дворцом, обширным зданием с комнатами для гостей императора и двумя термами, одни из которых предназначались только для императорской семьи. Эти последние располагались на западном конце «Печи-ле». Они были невелики, но имели все обычные для терм помещения. Из бассейна фригидария вела лестница, по которой можно было спуститься и поплавать в круглом канале. Это один из самых оригинальных бассейнов древности. От центрального зала сейчас остался круглый купол с таким же отверстием в центре, как в возведенном в те же годы Пантеоне.
Термы. Одной из достопримечательностей императорского Рима были его термы, отличавшиеся от привычных общественных бань, которых к концу империи насчитывалось в Риме более девятисот, не только размерами, но и роскошью отделки. Первые термы воздвиг в 33 г. до н. э. на собственные средства Марк Випсаний Аг-риппа. Открытие их за два года до битвы при Акции, в самый разгар гражданских войн, было монументальным манифестом еще не победившего императорского режима, своего рода авансом будущей политики хлеба и зрелищ. Гражданам (не только мужчинам, но и женщинам) раздавались бесплатно тессеры на посещение терм, а вместе с ними и банные принадлежности.
Из императоров первым соорудил термы Нерон. Вход в них был платным, но входная плата (четверть асса) была чисто символической, едва окупавшей расходы на содержание сооружения. Рим-Лчне не скупились на похвалы термам Нерона, равно как на брань в его адрес. Сатирик Марциал писал: «Что Нерона хуже, а нероно-вых терм, скажи, что лучше? »
• Завоеватель Иерусалима Тит воздвиг термы, получившие его u I в районе «Золотого дома» Нерона. Современники дакийских •н получили возможность мыться в огромных термах Траяна,
украшенных скульптурной группой Лаок< юна. Но грандиознее всех предшествующих построек были термы Каракаллы, словно бы рас считанные не на обитателе!! столицы, а на всех подданных римской империи. Они первыми встречали путника, вступающего в город п0 Аппиевой дороге, первой и главной из римских дорог. Начал их строить еще Септимий Север. Термы Каракаллы, занимавшие 11 гектаров, в своем великолепии остались непревзойденными даже тогда, когда столетие спустя появились более обширные, занимавшие 13 гектаров термы Диоклетиана. Пользоваться ими могли одновременно 1600 посетителей. Кроме привычных просторных залов с горячей, теплой и холодной водой, там были площадки для игр гимнастические залы, отделанные редкими видами мрамора. Взоры поражали колоссальные колонны и статуи. Даже купальни были из базальта, гранита и другого благородного камня. Один из поздних историков, пользовавшийся ими, писал: «Он оставил необыкновенные термы, носящие его имя, в которых солнечный зал архитекторы считают неподражаемым, так как в нем наверху имелись бронзовые решетки, на которых держался весь свод. Зал был настолько обширен, что ученые-механики отрицают возможность такого устройства. Размеры терм таковы, что на их территории может разместиться целый город».
Триумфальные арки. Триумфы в эпоху империи стали церемониями в честь побед, одержанных носителями империя (высшей власти), а не просто удачливыми полководцами. Соответственно и деревянное сооружение (fornex), сквозь которое проходила триумфальная процессия с целью религиозного очищения, потеряло первоначальный характер и превратилось в триумфальную арку (arcus triumphalis), памятник победы императора во внешних войнах.
В Риме триумфальные арки воздвигались на пути прохождения триумфальных процессий к Капитолию. Это были каменные монументальные ворота, оформленные скульптурными изображениями трофеев, пленных, гениев победы с ее атрибутами. Так, на триумфальной арке Тита изображена главная святыня иерусалимского храма — семисвечник в руках ликующих легионеров. Арка Септи-мия Севера на римском форуме была задумана как монумент, олицетворявший единение императорского семейства (Севера и его сыновей Каракаллы и Геты), достигнутое в победоносной войне с варварами, а превратилась в памятник кровавого раздора: после убийства Геты Каракалла приказал стереть его имя из надписи на арке.
Популярное: