Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Замышляев В. И. Культурологическая экспертиза глобализма



 

Современное человечество пребывает в многополярном мире. Это политическое воззрение отражает наличие множества суверенных госу­дарств («игроков на шахматной доске мира», по 3. Бжезинскому), вклю­ченных в международные отношения, задающие политологическую анти­номию: «стремление к независимости» и «стремление к интеграции». Актуальная метаистория разрушает региональную субстанцию бытия, втягивает народы и государства во

Троичность «божественного», «материального» и «духовного» присутст­вует в любом единично-национальном сознании и познается также с общих антропологических позиций. Мыслительная матрица хомо сапиенс единосущна, но атрибутивно инвариантна. О единосущносги жизни и смерти рассуждал, например, К. Э. Циолковский. Его продолжит 11. А. Умов и другие. Это направление, начатое в прежние столетия, име­нуется «русским космизмом», в основе которого находится культурологический смысл «космического оформления совершенства» (А. Ф. Лосев) -по традиции и от греческой аристотелевской философии.

О троично-сущностном смысле природы и человека сказано в эзоте­рической философии (Е. II. Блаватская и др.), в даосизме, вообще в культурах Востока, инвариантных европоцентризму, с его монотеизмом, поро­дившим и протестантский предпринимательский индивидуализм, рацио­нально-метафизический стандарт философского и научного теоретизирования, обусловившего и культурологические смыслы человека и природы. последняя оказалась формой репрезентации в мышлении субъекта, универсалистской практики.

Отечественная философия в России придерживается космического проекта науки, диалектического теоретизирования (как всеобщей связи явлений), методологии отражения (образа и прообраза), сущности и явления, культурологического смысла единства в многообразии: каждая культура уникальна, все культуры равны по достоинству, нет «хороших» и «пло­хих», «передовых» и «отсталых» в троичной единосущное™ бытия.

Таким образом, первое, на что хочется обратить внимание - это на­личие двух преобладающих стандартов теоретизирования: диалектическо­го и метафизического.

Мыслительные концепты восточных культур ближе к диалектической методологии, ибо в них постоянно рассматривается (по традиции) единое и многое, в концепции неба и земли, инь и янь, духовного еамосовершенствования в буддизме, конфуцианстве и даосизме. Многополярный мир с адекватными социокультурными мирами (их национальны­ми модальностями) познается на антиподах диалектики и метафизики или в эмпирической эклектике.

Известно, что абсолютизация «сторон» чревата переходом в свою противоположность, в ограниченность познания, в обозначенность «новых вызовов» как в реальности, так и в ее понимании, интерпретации. При рас­смотрении двух проектов науки, соответственно диалектики и метафизики, непродуктивно объявлять и вести «холодную войну» между ними и субъ­ектами-носителями. Уместно вспомнить высказывание В. С. Соловьева: «Враждовать с людьми из-за их теоретических заблуждений - значит да­вать себе аттестат слишком слабого ума, слишком слабой веры и слишком дрянного сердца». Для людей с философской рефлексией это непреходяще, особенно на индивидуально-личностном уровне. В то же время всякое фи­лософствование - «дитя века» и не настолько «безлично», альтруистично, чтобы не быть использованным в перманентных политических, социально-экономических отношениях людей, связанных с прошлым, настоящим и будущим, с исторической памятью и телеологией.

Многополярный мир XXI века характерен именно обострением про­блемы будущего, обозначенного в категории глобализма как всеобщего интереса разных социокультурных миров, видящих себя в суверенном и планетарно-космическом развитии. Почему же при единстве цели («быть в будущем») возникает «столкновение цивилизаций», что заявлено в одно­именной книге С. Хантингтона? Автор сосредоточивает внимание на кате­гории «цивилизация», чем и ценно его сочинение.

Противоречие между глобализмом и культурой эвристично не раскрывается без понятия о циви­лизации. Культура и цивилизация исторически синхронны и асинхронны, симметричны и асимметричны, враждебны и дружественны, антиподны и толерантны. В настоящее время глобалистика содержательно поддержива­ется цивилизационными источниками, социально-экономической, техно­логической, информационно-коммуникативной институционализацией, формами транснациональных корпораций, интернационализацией валют­ного курса и банковских операций. Категории жизни и смерти в их сущно­стном значении здесь редуцируются к удовлетворению материальных по­требностей, к потребительскому индивидуализму, к постмодернистскому эвдемонизму, к продолжению отчуждения природы и человека. Совершен­ство бытия (в идеалах потребления) мыслится как искусственная «вторая природа», отторгнутая от троичности «божественного», «материального» и «духовного». Интеллектуальная репрезентация природы исключает ее объ­ективный культурологический смысл, заменяя его «слепком, бездушным ликом» (по словам Ф. Тютчева).

Напротив, антиглобализм, стихийно возникший (диалектика энтро­пии и негэнтропии) отнюдь не в слаборазвитых странах, можно и нужно рассматривать в контексте культуры, социокультурных миров, в противо­речивом сопряжении их со стандартами европоцентристской (более аме­риканской — США) цивилизации. Исключение «духа» культуры, предпоч­тение технологической детерминации, информационной нейтральности («глобальной деревни»), товарно-рекламного территоризма сводит на нет и бытие личности, так ярко заявленной в эпоху Возрождения—Просвещения и сведенной, к сожалению, к идеалу «одномерного человека», атомизированного общества, к мифам либерализма, свободы слова, ушедших от пря­мой политической цензуры (и тут не в полной мере, особенно во время во­енных действий), но оказавшихся в тотальной экономической зависимости, в объятиях инструментальной «корпоративной культуры»: «продукт, цена, место, продажа». Маркетинговые технологии и паблик рилейшенз замени­ли сущностную духовную связь товарным космополитизмом, рынком идей и людей без границ. По странности, субъект либеральной демократии не освободился от пороков (предупрежденных в Нагорной проповеди Хри­ста), а усугубился в них: в организованной (вооруженной) преступности, в наркомании (наркомафии), в безработности (почти животно-клеточном со­держании людей за счет денежного пособия), в «гуманитарных катастро­фах», в региональных конфликтах и «точечных ударах», в информацион­ных войнах и территоризме, в агрессивности меньшинств нетрадиционной ориентации, в купле-продаже детей и пр.

Столкновение цивилизаций затрагивает в первую очередь религиоз­но-культурные (и этнические) формы и содержание бытия людей на раз­ных континентах Земли. Светское (гражданское) и сакральное (религиоз­ное) как рядоположенные категории, не идентичны в разных человеческих общностях многополярного бытия. Корреляция Бога и человека (у верую­щих и атеистов) спасает культурологические смыслы от бездуховного вещного редукцинизма, от дурной бесконечности эмпирии, от метафизиче­ской «совокупности ценностей». Нравственность социализирована, но она же и релятивна, если этика не одухотворена «космическим совершенст­вом» и связанным с ним «деятельным совершенством» человека, по выра­жению Серафима Саровского. Если угодно, духовный мессианизм народа и его культура являются постоянной исторической константой, миром ре­альным и миром воображаемым. Духовно-нравственные парадигмы долго­вечнее, чем утилитарные социальные утопии и реформистские проекты.

Система многополярного мира одухотворена и мировыми религиями, имеющими, однако, единодушие и разномыслие, как формы «религиозного разума». Диалектико-материалистическое мировоззрение (в традиции ате­изма) пыталось освободить человеческое сознание от «божественного» как исторического пережитка, дать человеку научную свободу от трансценден­тального, от безальтернативных интерпретаций ада и рая, заменив их посюсторонним социальным поощрением и наказанием. Рационально-метафизическое теоретизирование (на европейский лад) религию признает априорно, но «свободой воли» отделяет святое от мирского, превращая веру в частное дело индивида, утвердив формат непознаваемости реальности (материи) и непознаваемости Бога. Отсюда релятивизм морали и плюрализм учений о природе и психологическом моделировании индивидуализма.

Культура на протяжении не одного тысячелетия имела религиозное оформление (магическое, мифологическое, монотеистическое), пока фило­софия не отделилась от теологии, став самостоятельным явлением духов­ной жизни и породив дисциплинарное знание «философия культуры». В настоящее время сколько «знаний», столько и философий: «философия науки», «философия образования» и пр. Культурологическая саморефлек­сия — самое позднее явление в системе наук, не отменяющее философию культуры, но претендующее на культуроцентризм в объяснении хаоса и порядка (энтропии и негэнтропии), столкновения цивилизаций (матери­ального богатства и бедности), многополярности «поднебесных империй», оппозиции религии и науки, добра и зла в условиях новых информацион­ных коммуникаций.

Категория «культура» в науке конституирована, легитимна, но далеко еще не отрефлексирована, не оформлена в собственный самостоя­тельный дискурс. Возможно, он и не сложится, ибо философия - квинтэс­сенция культуры, ее «мозг-аналитикум». Но что несомненно, так это не­обходимость исключения разномыслия, когда культура представляется то как субстанция, то как атрибут. Здесь все же следует признать коэволю­цию природы и культуры, их смысловое единство, взаимоопосредованное совершенство, если осознать цель ноосферного взаимодействия, гармони­зацию экосистемы. Не случайно культурология и экология сформирова­лись фактически в одно время - во второй половине XX века, по резуль­татам индустриальной агрессии на природу, которая «от Бога», как и человек.

Как размышлял П. А. Флоренский, вера определяет культ, он - ми-ропоминание, определяющее культуру. Но что есть «вера» в момент ее первородного появления? Вере предшествует Слово, иначе она невырази­ма. А Слово - первичная коммуникация, обусловленная общением. Куль­тура и общество, как признано нынче, не тождественны. Религия имеет длинный путь от архаического анимизма до универсального монотеизма. Способы производства общественной жизни тоже многоступенчаты и раз­личны. Поэтому в категориальности «общества», «религии», «культуры» на понятии «первый» лучше не застревать, а исторически двигаться в од­новременном и пространственном генезисе всех явлений сразу и отра­жающих их понятий. Тайна антропологизма - в многомерности бытия. Субстанциальность культуры в том, что она сохраняет в себе все пережи­тое народами в смене эпох, оформляя бесконечный путь в смысловые кон­цепты, первичным зарядом которых являются жизнь, смерть и бессмертие. Религия и общество самовыражаются только в культуре, в троичности «божественного», «материального» и «духовного».

«Любите все живое и вам воздастся», - сказано старцем Зосимой в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Любовь к живому - фундаментальный смысл культуры. Поэтому мы и вводим понятие «культурологической экспертизы глобального мира». Иной меры, на наш взгляд, не существует. Корреляция Бога и человека, коэволюция природы и куль­туры, единство культурологии и экологии могут обеспечить устойчивое развитие многополярного мира, в диалектике части и целого, единого и многого, живого, смертного и бессмертного. Под культурологическую экспертизу подпадает любое международное соглашение: политическое, экономическое, научно-техническое, образовательное, домостроительное, семейное, а также клонирование, генное «редактирование» человека. Культура - цель и назначение истории в единстве смыслов многообразного бытия.

 

Цит. по - Замышляев В. И. Социально-философские смыслы культуры: сб. науч. статей / В. И. За­мышляев. - Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2010. С.69-73.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь