Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Триединая Европа: культурно-цивилизационное измерение.
Европа — этимологически древнегреческое обозначение «Европа» происходит от семитского корня «Эреб» или «Ириба», что означает «Запад» (в противовес Азии — от слова «Асу», означающего Восток». В мифологии — имя дочери азиатского царя, похищенного прекрасным быком («Похищение Европы») символ «...европейской культуры во всей её совокупности». Европейская цивилизация — исторически сложившийся, целостный цивилизационный комплекс со специфическим ценностно-смысловым ядром и адекватны ми ему социальными институтами и менталитетом европейских народов. Поликультурность Европы — выраженное многообразие национальных культур европейских народов, взаимодействие трех «осевых» религиозно-культурных традиций — православной, католической и исламской, открытость европейских национальных культур. «Единая Европа» — исторически сложившаяся идея, позднее — концепция и практика консолидации культурно-цивилизационной целостности европейских народов, прошедшей ряд этапов и метаморфоз в своей эволюции, циклические спады и взлеты и в настоящее время реализуемой в Европейском сообществе (ЕС) и тенденции к интеграции в общеевропейском масштабе. Европоцентризм (евроцентризм) — возникшие в контексте «линейной» интерпретации истории принцип и практика самоидентификации Западной Европы как единственного «осевого» комплекса, воплощающего наиболее зрелую модель — смысл, структуры и технологии мировой цивилизации и культуры и на этом основании призванного к мессиански-миссионерскому воздействию на них. Западная Европа (ЗЕ) — субконтинент культурно-цивилизационной целостности народов и государств, которые в главном представлены едиными по смыслам и различными по стилям британской, французской и испанской культурами. Восточная Европа — субконтинент культурно-цивилизационной целостности, динамично не совпадающей с её географическим топосом: ранее обозначающий западный ареал Российской империи, затем — Советского Союза и, наконец, на современном этапе — только европейскую часть России. Центральная Европа (ЦЕ) — субконтинент, который объективно обладает относительной самостоятельностью и своеобразием семейства центральноевропейских народов, «отчизна малых наций» (Кундера), их зрелых и оригинальных культур как существенной грани общеевропейской культуры и цивилизации, традиционное ристалище исторического соперничества Западной и Восточной Европы. Культурное возрождение ЦЕ — процесс возвращения центральноевропейских народов к своему богатому культурному наследию, его обновление и обогащение как кардинальное условие самоопределения новых наций-государств, реализации их суверенитета и усиления роли в Европе. Центральноевропейское сообщество (ЦЕС) — идея всестороннего (экономического, политического и культурного) сближения и интеграции центральноевропейских народов и государств, вплоть до образования ЦЕС и его превращения в третьего, наряду с Западом и Востоком, общеевропейского совокупного субъекта. Славянофильство — возникшее в 30-50-х гг. XIX в. течение общественной мысли в России, которое исходило из убежденности в исчерпании творческого потенциала «Запада», самостоятельном месте и универсальной роли России в европейской и мировой истории. Западничество — возникшее в 40-70-х гг. XIX в. альтернативное славянофильству течение общественной мысли в России, которое отвергало версию тупика в развитии Запада, самостоятельный характер российской культуры и цивилизации и рассматривало их в духе «догоняющего развития». Евразийство — влиятельное в 20-30-х гг. XX в. течение российской общественной мысли (в эмиграции), которое не сводит культуру и цивилизацию России ни к западной, ни к восточной моделям, ни к их механической сумме, а рассматривает их как особый, самостоятельный культурно-цивилизационный комплекс, способный объединить «Запад» и «Восток». Триединая (Большая) Европа — идея несводимости пан-европейской структуры и ее культурно-цивилизационных оснований к западноцентризму и признания необходимости триединства Западной, Центральной и Восточной Европы как кардинальной предпосылки самоидентификации всех народов континента, отказа от доли ЦЕ как арены соперничества «Запада» и «Востока», признания европейской идентичности России, строительства действительно общеевропейского Дома. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 348 – 349.]
Русская идея: субъект, структура, смыслы. Русский народ — исторически сложившийся евразийский суперэтнос, который включил славянские, угро-финские и тюркские этносы и создал великую культуру и государственность. Ментальность русская — «выражение на уровне культуры народа исторических судеб страны, некое единство характера исторических задач и способов их решения, закрепившихся в народном сознании и культурных стереотипах... своеобразная память народа о прошлом, психологическая доминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические». Русская душа — исходное и базовое понятие русского менталитета, которое выражает примат иррационального в духовной идентичности народа и антиномичность определяющих свойств его характера и психики — восприятия пространства и времени, «почвенности» и «беспочвенности», соборности и индивидуализма, нонконформизма и конформизма, жажды справедливости и правового нигилизма, великотерпения и бунтарства, веры в возможность абсолютного добра без зла, тотального и окончательного торжества добра. Русская идея — сложный и противоречивый психолого-идеологический комплекс, который включает в себя, с одной стороны, концептуальные основания самоидентификации русского народа, его мессианского культурно-исторического призвания, с другой — миссионерские проекты мирового переустройства. Община, или «мир» — цивилизационно-культурная форма, которая возникла на основе кровно-родственных связей и трансформировалась в первичную и традиционную территориальную структуру. Соборность — принцип, выражающий основной смысл социальных связей как свободного, органического единения личностей, в отличие от коллективности как принудительной общинной «сборности» (Н. Бердяев). Софийность (греч. sophia — мудрость) — в русской религиозной философии творческая премудрость Божия, олицетворение женственного в Боге, совершенного духовного смысла природы и человека. Скандославия — концепция отрицания евразийства и признания в качестве основополагающего для судеб России оси «Север — Юг» — византийского наследия и варяжского фермента российской государственности и культуры. Великодержавность — существенный и противоречивый компонент русской национальной идеи, исторически возникший как идеологема самодержавия, затем сверхдержавы — Советского Союза; в позитивном контексте — синоним масштаба, мощи и величия государства. «Москва — третий Рим» — архетип русского политического сознания, возникший в XVI в. и выражающий мессианские и миссионерские устремления Росийского государства. «Смутное время» — понятие, которым впервые обозначен глубокий кризис Moсковского государства в конце XVI — начале XVII в.; ментально-идеологический архетип системного кризиса российского общества как циклически повторяющийся феномен смены вех его культуры и цивилизации. «Смена вех» — понятие, которое обрело символический смысл коренной «переоценки ценностей» с публикацией в 1909 г. сборника «Смена вех» о судьбе России и её интеллигенции в период революционных потрясений. Почвенничество — мировоззрение, основанное на императиве преодоления отчуждённости и раскола в российском обществе, необходимости вернуться к «почве» — к «простому народу» и православию. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 399 – 400.]
Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы