Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Динамика культуры/цивилизации.
Изменения (культурно-цивилизационные) — аксиологически нейтральное понятие для обозначения различных состояний культуры и цивилизации в двух и более временных точках. Эволюция (древнееер. Eva — жизнь) к./ц. — в узком смысле единство количественных и частнокачественных изменений культуры/цивилизации в пределах выработки и реализации исторически определённого ценностно-смыслового ядра культуры, в широком — синоним динамики культуры и цивилизации. Революция в к./ц. — крупномасштабный и системный скачок в развитии определенной модели культуры/цивилизации, обновление их основного качества — смена ценностно-смыслового ядра деятельности и переход к другой модели. Развитие к./ц. — целостный процесс их количественно-качественных изменений. Динамика к./ц. — аксиологически нейтральная категория для выражения всего многообразия изменений культуры и цивилизации. Ренессанс культурный (фр. Renaissance — Возрождение) — процесс возрождения ранее утраченных или смещенных на периферию ценностей, который является не возвратом, а обогащением их человекотворческого смысла; возникновение нового чувства жизни, родственного жизненному чувству античности и противоположного средневековому отношению к жизни как отрешению от неё, утверждение и обновление творческих сил человека. Декаданс культурный (фр. Decadance — упадок, разложение) — деградация традиционных культурных ценностей и смыслов, их системное несоответствие изменившейся социокультурной реальности и вместе с тем глубокая и плодотворная рефлексия о смысле и роли ценностей культуры/цивилизации и поиск их альтернатив. Трансформация — внутренняя перестройка общества в соответствии с имманентно присущими ему законами; системное, преимущественно эволюционное преобразование культурно-цивилизационного комплекса; трансформационный процесс не сводится к реформам «сверху», охватывает все основные структуры, и его ход и исход в решающей степени зависят от действий больших социальных групп; отсюда — принципиальная неоднозначность, незаданность окончательного исхода процесса. Культурный шок — концепт, введённый американским культурфутурологом А. Тоффлером для обозначения состояния индивидов, социальных групп, общностей людей в пограничной ситуации внезапного разрушения традиционных ценностных ориентиров и неспособности к адекватному истолкованию новых реалий и адаптации к ним. Кризис культуры/цивилизации — состояние обострения противоречий определённой культурно-цивилизационной модели, испытания жизненной силы её ценностей и смыслов. Тупик культуры/цивилизации — системный и предкатастрофный кризис культуры/цивилизации, который обусловлен обесценением/исчерпанием творческого потенциала их ценностно-смыслового ядра и завершается его распадом. Эсхатология (греч. eschatos — последний, конечный и logos — учение) — в христианской догматике учение о «последних» вещах: о конце мира, о воскресении мёртвых, о Страшном суде, о царстве Божием на земле. Апокалипсис (греч. apokalilypsis — откровение) — Страшный суд. В откровении ап. Иоанна предстает в виде четырех всадников, которые символизируют чуму, войну, голод и смерть. Апокалипсис не фатален для праведников, которые спасутся и войдут в новое тысячелетнее царство. Прогресс к./ц. — совершенствование ценностно-смыслового ядра, содержания структур и видов культурно-цивилизационной деятельности как развитие творческого и репродуктивного потенциала человечества. Регресс к./ц. — эрозия ценностно-смыслового ядра культурно-цивилизационной деятельности, её содержания, структур и видов, «усталость» и свёртывание творческого потенциала. Линейный прогресс — упрощённая интерпретация динамики развития к./ц. как фатального и непрерывного совершенствования человека, обусловленного его «природой», принцип «всё к лучшему в этом лучшем из миров»; в соотношении с ним регресс — «аномалиия», случайность, «ничтожная деятельность» (Гегель). Критерии прогресса/регресса — качественная оценка состояния зрелости к./ц. в зависимости от меры гуманизации/дегуманизации, освобождения/отчуждения их исторически определённых субъектов; такие критерии развёртываются в ряде индикаторов, которые позволяют (нередко — в количественной форме) конкретизировать меру процесса. Аксиологический характер критериев — свойство оценок прогресса/регресса в единстве выражаемой ими объективной сущности процессов совершенствования или деградации к./ц. (в этом смысле наличия в них элементов абсолютности) и вместе с тем — относительности, «незавершённости» таких оценок, обусловленной как незавершённостью развития к./ц., так и неполнотой их познания оценивающими субъектами. Интегративный критерий — основной, или «высший», критерий зрелости к./ц., способный выразить степень зрелости ценностно-смыслового ядра к./ц., как системной целостности, и вместе с тем быть методологическим основанием частных критериев. Интегративный критерий зрелости к./ц. — становление, развёртывание и реализация потенциала, расширение и обогащение исторически определенной меры освобождения и гуманизации субъектов культуротворческой деятельности в масштабах всемирной истории, её социокультурных моделей или эпох. Частные критерии — совокупность критериев зрелости к./ц. в многообразных и относительно самостоятельных сферах; такие критерии находятся в прямых и обратных связях с интегративным критерием. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 279 – 280.]
Этнонациоренессанс. Самоидентификация этническая — самосознание этнической общности. Архетип этнокультурный — характерные и устойчиво воспроизводимые черты национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. Этнос — исторически сложившаяся общность людей, основанная на единстве происхождения (общности предков), биопсихических признаков, духовных ценностей, прежде всего языка, и самоидентификации. Нация — полиэтническая, социокультурная и политическая общность людей, нация-государство. Титульный этнос — этническая общность, этнонимом которой называется данное государство. Суперэтнос — крупномасштабная общность людей, сформировавшихся из различных этносов и достигших единства социокультурных признаков. Субэтнос — этническая группа со специфическими признаками, не выходящими пределы более крупной этнической общности. Коренной этнос — понятие, выражающее формирование и историю определенно этноса на данной территории. Меньшинство этническое — группа людей со специфическими этническими признаками, представляющая меньшинство населения страны. Криптонациональность (от лат. Kriptos — тайный) — этническое меньшинство определенного этноса в данном государстве, который является титульным в другом государстве. Диаспора — понятие, парное с метрополией; этническая группа в данном государстве, которая сориентирована на культурные ценности другого государства на основании этнической общности с ним. Мультикультурализм — феномен гетерогенного многообразия автономных этнических культур в пределах единого культурно-цивилизационного комплекса. Национальная идея — выраженное в комплексе символических форм самосознание (самоидентификация) нации и одновременно — ее «послание миру» о бытии, интересах и ценностях этой общности людей. Патриотизм — принцип и естественная ценность национального самосознания, любовь к своей Родине и деятельная сопричастность к ней. Космополитизм — принцип и практика отрицания реальности или плодотворности национального фактора, «беспочвенность», абсолютизация общечеловеческих интересов и ценностей. Национализм — противоречивый принцип и практика самоопределения этноса, нации, выражение их интересов. «Эллинский» национализм — возникший в древнегреческом полисе комплекс представлкений, идентичный патриотизму. «Римский» национализм — возникший в Римской империи комплекс представлений, идентичный шовинизму и расизму. Этноцентризм — принцип и практика отношений определенного этноса с миром, подчиненных его эгоцентричным интересам. Этнократия — принцип и практика узурпации государственной власти и монополии на нее определенного этноса. Нациократия — принцип и практика политического господства одних наций-государств над другими. Национал-сепаратизм — совокупность идей и действий, направленных на становление новой государственной структуры этнической общности как альтернативы государству на основании представлений о его несоответствии интересам этой общности. Шовинизм — принцип и практика превосходства определенного этноса или нации над другими, «национализм крупного рогатого скота» (Ф. Ницше). Расизм — принцип и практика превосходства одних рас над другими, которые в европейской традиции мотивируются мифологемами биопсихических преимуществ «арийской» расы или возможности «конструирования» такой расы. Этнонациоренессанс — противоречивый глобальный феномен активизации этнического или национального самосознания, который является одним из фундаментальных процессов современной культуры и цивилизации. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 314 – 315.]
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 658; Нарушение авторского права страницы