Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смысл и эвристический потенциал культурологии.
Civis — гражданин античного полиса; civitas — античный город-государство. Techne — многозначное понятие в античной культуре и цивилизации: не только техника в вещественном смысле, но и искусство творения и культивирования вещей, структур, идей и процессов. Colerecultura — возделывание, обработка, уход, улучшение; agricultura — культивирование земли, природы; cultura juris — создание и совершенствование права, выработка правил поведения; cultura-color — художественная культура; cultura animi — интеллектуальная культура. Полития (греч. politeia) — цивилизованная политическая организация свободных граждан. Virtu — гражданская доблесть или честь; в древнем Риме — выше всех остальных благ и почестей. Kalos-kagathos — всесторонне и гармонично развитый, здоровый плотью, духом и душой человек. Paideia — воспитание в духе добродетельного служения общественному благу. paideuma (греч. приобретённое путём воспитания) — введённое этнологом Л. Флобениусом понятие, производное от paideia — воспитания; выражает «внутреннее содержание, сущность культуры», распространённой в какой-либо географической области, душу, дух данной области. Vita activa — политическая и духовная жизнедеятельность, направленность интеллекта и воли на добродетель — творение добра. Мудрость — «свойство мудрого; премудрость, соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства, философия» Свобода — состояние деятельности человека как самореализации его творческих сил на основе познанной и освоенной закономерности (необходимости) и в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и ценностями. Отчуждение — в философском смысле процесс и результат заблуждений в познании «природы вещей», превращение человека из субъекта их свободного освоения в объект воздействия слепых природных и враждебных социальных сил; «обесчеловечивание» мира. Культура — субъектная и «становящаяся», динамическая человеческая деятельность, творческий и ценностно ориентированный процесс реализации способности человека к направленному на общественное благо социальному освобождению; в конечном счёте, человекотворчество. Цивилизация — объектная и «ставшая», опредмеченнная и кристаллизованная сторона человеческой деятельности, «застывшая культура», совокупность её результатов. Структурная культурология — уровень знания, для которого характерно изучение деятельности исторически определенных субъектов культуры и цивилизации, взаимосвязей между ними в структурно-функциональном аспекте. Динамическая культурология — уровень знания, для которого характерно изучение деятельности субъектов культуры и цивилизации в совокупности причинных и целевых зависимостей, ритмов, циклов и тенденций развития. Принципы культурологического знания — «генерализующие идеи» (П. Сорокин) познания культуры и цивилизации. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 80 – 81.]
Субъекты культурно-цивилизационной деятельности. Субъект — индивид, который обладает свободой воли и ответствен за свои действия и поступки. Народ как субъект культуры — качественная характеристика исторически сложившейся, органичной и динамической общности людей, которые неформализованно, но реально сопричастны к воспроизводству и обновлению общественного богатства. Менталитет (лат.) — строго не упорядоченное, но устойчивое состояние мышления и поведения, общая социально-психологическая настроенность человека, группы, широких общностей людей, социума в целом. «Человек-масса» — характеристика эклектической общности индивидов с присущими ей дефицитом индивидуальности, анонимностью, бесконтрольностью и безответственностью, внушаемостью и заражаемостью, апатией и агрессивностью, тяготением к культу вождя. Личность — человек, который в индивидуальных формах и мере осваивает и преобразует свою культурно-цивилизационную сущность. Самоидентификация (лат. idem и fasere — делать) личности — её тождественность себе, совпадение с собою, осознание подлинности своего существования и способности проявления собственной сущности в любых жизненных ситуациях. Социализация личности — освоение индивидом значимых фрагментов социального опыта, которое позволяет постепенно обрести качества субъекта как «ролевика», выполняющего необходимые цивилизационные функции. Культивирование личности — освоение и преобразование индивидом культурного опыта на основе свободного выбора, индивидуального «прочтения» и переосмысления культурных ценностей и смыслов. Пассионарность — введенный этнологом Л. Н. Гумилёвым термин для выражения способности индивидов, социальных групп и этносов к интенсивной и ярко выраженной деятельности, изменяющей окружающий мир. Культурно-цивилизационная типология личностей — несводимая к социальной стратификации структура личностей; «по горизонтали» обусловлена преимущественной направленностью способностей и интересов в соответствии с общественными разделениями деятельности, а по «вертикали» — степенью интенсивности («пассионарности») их реализации. Материальная личность — человек, который в культуре устремлен к творению материального богатства, а в цивилизации — к потреблению, в предельном случае — к потребительству. Политическая личность — человек, который является активным субъектом инновационной политической культуры или охранительных цивилизационных политических отношений и структур. Коммуникативная личность — человек, который в общении с другими людьми реализует культурную потребность в «ты», как своем ином «я», или цивилизационную необходимость в них как анонимных «они». Духовная личность — человек, который преимущественно реализует себя в многообразных формах духовного творчества или использует свой интеллект и волю как орудие контроля за анонимными «они». Маргинальная личность — застойный или переходный типы индивидов с ненормативной в определённом социуме доминантой своих способностей и интересов, ценностей и поведения. Талантливая личность (греч. talanton — букв, весы, вес, взвешенное) — человек, который осуществляет творческую деятельность в определенной «первичной клеточке» общественной жизни. Выдающаяся личность — человек, который оказывает заметное влияние на преобразование определенного вида общественной деятельности. Великая личность — человек, который оставляет заметный след в истории определённой эпохи. Гениальная личность — человек, который обладает высшей степенью творческой одарённости и налагает печать на мировую культуру в целом. «Сверхчеловек» — противоречивый ницшеанский культурный идеал личности, способной прежде всего «властвовать собою» и, в меру такой способности, противопоставленный усреднённому «человеку-массе». Культурная элита — социально неформализованная и наиболее пассионарная часть народа, которая посвящает себя многообразному культурному творчеству как общественному служению. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 113 – 114.]
Культурные универсалии. Универсалии (лат. universalis — общий) — предельно общие понятия, которые в символических формах выражают невидимые и неощутимые, но реальные и фундаментальные смысловые связи и приоритетные ценности прошлого, настоящего и будущего человеческой деятельности. Архетип (греч. arche — начало, первопричина, typos — образ) — прообраз, первичная форма, образец, структурный комплекс коллективного бессознательного, первичная модель мышления, древнейший образ. С его помощью сознание осваивает устойчивые связи реальности и ориентируется в ней. Эквивалентный российский термин, обозначающий архетип, устои. Норма (лат. norma — правило, образец) — образец поведения, мера его оценки и предписание к действию. Нормальное — соответствующее норме, подчиняющееся правилу. В противоположность этому анормальным является отклонение от нормы. Нормативный — создающий нормы, устанавливающий правила. Гностицизм — дуалистическое объяснение мира как универсального, космического воплощения двух начал: материи, от которой происходит тьма и зло, и духа — носителя света и добра. Манихейство — учение персидского мыслителя Мани (лат. Manicheus). Согласно ему, свет и тьма — это двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения, как и человек и его душа, и между светом и тьмой происходит постоянная борьба. Добро и зло — «сквозные», характерные для всей человеческой деятельности ценности/антиценности с позитивной или негативной ориентацией; их объективные основания — в конкретно-исторической степени зрелости субъектов культуры/цивилизации, творческой самореализации как добра, и препятствиях ей как зла. Добродетель — деятельность сознания и воли, направленная на практическое творение добра. Идеал (фр. ideal) — «образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений; идеализировать — значит мысленно освобождать действительность от её несовершенства, уподоблять её идеалу, формировать нечто сообразно идее. Идеальный — образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему» (А. Лосев). Идеал — это мудрость и искусство возможного приближения к совершенству, непрестаннного расширения пределов возможного. Сакральное — перевод понятий sacer (посвященный Богу) и sanktus (достойный уважения, возвышенный, величественный); священный (не обязательно религиозный) феномен, наделенный высшим смыслом. Грех — отступление, с различной степенью общности и глубины, от норм, принципов, идеалов добродетельной жизни. Табу — запреты, удерживающие субъектов культуры/цивилизации в пределах определенных норм. [Левяш И.Я. Культурология. 5-е изд. испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2004. 576 с. с. – 147.]
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы