Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Голова раненого воина с западного фронтона храма Афины-Ален в Теге
Пракситель. В своем творчестве Пракситель обратился к образам, проникнутым духом ясной и чистой гармонии, спокойной задумчивости, безмятежной созерцательности. Пракситель и Скопас дополняют друг друга, раскрывая различные состояния и чувства человека, его внутренний мир. Гермес с Дионисом
Афродита Книдская
Леохар. Самым видным представителем идеализирующего направления был Леохар, придворный мастер Александра Македонского. Его наиболее прославленная статуя — Аполлон Бельведерский (ок. 340 г. до н. э., Рим, Ватикан), исполненная с высоким профессиональным мастерством, характеризуется спокойным величием и холодной торжественностью. Аполлон Бельведерский
Апоксиомен
Вазопись и живопись Художественные ремесла 12 билет. Произведение художника Андреа Мантенья (по выбору)
Андреа Мантенья (1431–1506) Андреа Мантенья (Mantegna, Andrea), один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии. 16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Сцена Святой Иаков перед Иродом Агриппой в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Поверхности предметов выглядят упругими и плотными, воздух кажется кристально прозрачным. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене Шествие святого Иакова на казнь художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина Моление о чаше (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного Алтаря св. Антония, созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине Святой Себастьян (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика. Продолжение
Картины художника http: //www.artitaly.ru/art/m/mantegna/main.htm
13 билет. Архитектура и искусство эпохи эллинизма
ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА В конце 4 в. до н.э. рабовладельческие государства восточного Средиземноморья и Ближнего Востока вступили в новый период своего исторического и культурного развития, получивший в науке название эллинизма. Экономический и политический кризис греческих полисов в 4 веке до н.э. свидетельствовал о невозможности дальнейшего развития античного рабовладельческого общества в рамках старых государственных установлений - для этого требовались новые формы политического устройства. Кризис переживала не только Греция. Ее давний враг - персидская держава Ахеменидов, распрос-транившая свою власть на большую часть стран Переднего Востока, к концу 4 века находилась в состоянии глубокого упадка. Именно эти факторы сделали возможным быстрый разгром персид-ского царства, возникновение на его развалинах громадной империи Александра Македонского, расширение рынков, распространение греческой колонизации по обширным территориям Востока. Империя Александра не была долговечной, – она распалась тотчас после его смерти, но выделив-шиеся из ее состава отдельные державы явились уже государственными образованиями нового типа: это были деспотические монархии эпохи эллинизма. В качестве главнейших из этих государств должны быть названы эллинистический Египет, царство Селевкидов, Македонское царство (включавшее значительную часть Греции), Пергам и Родос. При общности социально-экономического строя, при известной близости форм государст-венного устройства, основанного на безграничной власти монарха и, по существу, полном беспра-вии граждан, каждое из названных государств имело свои отличительные особенности, определив-шие его исторические судьбы и черты его культуры. Так, громадное царство Селевкидов, границы которого простирались от берегов Средиземного моря до Сыр-Дарьи и Инда, было населено мно-гочисленными народами и племенами, различавшимися по степени социально-экономического развития, по культуре и языку. Египет, где укрепилась династия Птолемеев, был по своему насе-лению в культуре более целостным государственным образованием. В самой Греции и в городах Малой Азии еще сохранилось полисное устройство, но суверенность этих полисов была чисто внешней – полномочия их властей ограничивались вопросами городского самоуправления. Полис-ное устройство восстановилось после смерти Александра и на Родосе, но, по существу, республи-канскими формами правления здесь маскировалась диктатура узкой олигархической верхушки. Наряду с этими государствами в орбиту политических и торговых связей эллинистического мира оказался втянутым ряд стран в бассейне Средиземного моря, в Передней и Средней Азии. Сюда должны быть отнесены выделившиеся из царства Селевкидов Бактрия и Парфия в Средней Азии, Армения и Иберия в Закавказье, Понтийское и Боспорское царства на берегах Черного моря и другие. Эти государства восприняли высокие достижения греческой культуры, но преобладаю-щими в них оказались все же местные культурные традиции. Эпоха эллинизма в основном делится на два периода. Ранний период – с конца 4 в. до н.э. до начала 2 в. до н.э. – был ознаменован экономическим и культурным подъемом большинства элли-нистических государств, главным образом Египта, Сирии, Пергама и Родоса. Собственно же Гре-ция утратила ведущую роль в экономическом и политическом развитии античного мира, хотя и сохранила громадное культурное значение. В поздний период во 2-1 вв. до н.э. обнаружились уси-лившиеся признаки кризиса в основных эллинистических государствах. Зато именно на это время приходится политический и культурный подъем государств на периферии эллинистического Экономический прогресс в эллинистическую эпоху носил временный и неустойчивый харак-тер. Основные внутренние противоречия рабовладельческого общества – падение роли труда сво-бодных граждан, низкая производительность рабского труда и невозможность технического прог-ресса в этих условиях – должны были неизбежно проявиться с новой силой. В период эллинизма резко обострился контраст между фантастическим богатством рабовладельческой верхушки и ни-щетой народных масс. На это время приходятся восстания рабов, а также народов, насильственно включенных в состав больших эллинистических государств (движение в Иудее, восстание Аристо-ника в Пергаме). Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента: во-первых, широчайшее рас-пространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира - от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке. Второй важнейший момент – объединение элементов греческой культуры с местными, глав-ным образом, восточными культурными традициями. На основе переработанных эллинских и древних местных элементов ряд народов, входивших в состав эллинистических государств, создал свою собственную культуру, слившую эти элементы в своеобразном новом качестве. Большую роль в распространении греческой образованности сыграло сложение общегречес-кого языка (койне). Широчайшее распространение койне в государствах эллинистического мира было доказательством неразрывной связи культуры этих государств с передовой для того времени общеэллинской культурой. Египтянин Манефон и вавилонянин Берос создают труды по истории своих народов на греческом языке. На этом же языке писал свои исторические и литературные работы царь Армении Артавазд II. Значительную роль в развитии культуры эллинизма играли большие города. Для этого време-ни характерно широкое развитие градостроительства: старые города перестраивались, а в важных стратегических и торговых пунктах основывались новые. Столица Египта Александрия и столица государства Селевкидов Антиохия выросли в огромные по тому времени города, насчитывавшие по нескольку сот тысяч жителей. Центром эллинистической культуры была Александрия с ее му-зеем (в котором объединялись и научные учреждения) и библиотекой, где хранились сотни тысяч рукописных свитков. Крупными культурными центрами были также Пергам, Сиракузы, Родос и другие города. Наиболее значительными в эпоху эллинизма были успехи естественных наук и математики. Один из величайших ученых древности, Архимед, работавший в Сиракузах, автор многих замеча-тельных трудов по различным вопросам математики и механики, открывший основной закон гидростатики, создал также ряд механизмов, сыгравших большую роль в совершенствовании стро-ительной и военной техники того времени. Греческий астроном Аристарх Самосский первым выс-казал идею о вращении земли вокруг солнца и вокруг своей оси. Ученик Аристотеля Теофраст заложил научные основы ботаники. Исключительную роль в развитии точных наук сыграла алек-сандрийская школа, представителями которой были математик, астроном и географ Эратосфен, давший поразительно точное для того времени определение окружности земли, математик Эвклид, оставивший систематическое изложение основ геометрии, астроном Гиппарх, автор обширного звездного каталога. Расширение кругозора привело к созданию трудов по всемирной истории (со-чинения Полибия и Диодора Сицилийского). Для эллинистической философии в целом был характерен поворот к проблемам этики, морали и религии. Наиболее полно эти новые устремления отразили школы Эпикура, стоиков и киников. Материалистическая линия в развитии эллинистической философии, представленная школой Эпи-кура, сыграла большую прогрессивную роль. Общефилософские взгляды Эпикура, его естествен-нонаучные воззрения и по существу атеистическая трактовка вопросов религии оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие материализма и атеизма. К концу эпохи эллинизма материа-листическая линия философии шла на убыль, и особое развитие получили идеалистические уче-ния, например, стоическая философия, проповедовавшая фаталистическую покорность судьбе, а также мистические направления, рост которых был естественным следствием того кризиса, в кото-ром очутилось античное общество в период позднего эллинизма. Для религии эллинистической эпохи чрезвычайно характерно распространение мистических культов, в том числе синкретических греко-восточных божеств (например, культа Сераписа, объе-динившего в себе черты египетских богов Аписа, Осириса и греческих Зевса, Посейдона и Аида). Основные проблемы общественной жизни, узловые вопросы этики и морали, которые реша-лись в литературе эпохи классики, в частности в драме, перестали волновать эллинистических писателей. На смену монументальным трагедиям Эсхила и Софокла и ярким сатирическим коме-диям Аристофана пришла лишенная глубокого идейного содержания комедия нравов, крупней-шим представителем которой был Менандр. В поэзии преобладающее место заняли камерные жанры – эпиграмма, идиллия, буколика, элегия. Обычное назначение эллинистической литерату-ры, особенно позднего периода, – развлекать читателя, заполнять его досуг. Глубокого отражения общественных противоречий действительности того времени эллинистическая литература почти не знает. В отличие от литературы изобразительное искусство эллинизма оставило замечательные памятники, в чрезвычайно яркой форме выражающие специфические черты этой эпохи. Собственно эллинистическим искусством называется искусство материковой Греции и приле-гающих к ней островов Эгейского архипелага, Малой Азии (главным образом Пергамского цар-ства), Родоса, Сирии (западной части государства Селевкидов) и Египта, то есть тех областей и государств эллинистического мира, в искусстве которых греческие традиции, переработанные в соответствии с новыми общественными идеями, получили преобладающее значение. При несомненных и очень существенных чертах общности искусство каждой из этих областей отмечено также чертами своеобразия. Это своеобразие определялось особенностями экономичес-кого, политического и культурного развития каждого из государств, а также значением местной художественной традиции. Так, в эллинистической Греции сохранение общественных и художес-твенных традиций классической эпохи определило более тесную, нежели где-либо, связь искус-ства с классическими образцами. В значительно меньшей степени эта связь ощущается в художес-твенных памятниках Пергама и Родоса – здесь признаки эллинистического искусства как нового этапа в истории искусства получили наиболее отчетливое выражение. В искусстве эллинистиче- Процесс образования отдельных местных художественных школ проходил при наличии тес-нейших культурных связей между ними, чему способствовали, например, частые переезды худож-ников из одного государства в другое. Сходство социальных условий в сочетании с художествен-ными связями было причиной того, что при всей своей сложности и многогранности культура эллинистического мира отмечена чертами целостности, поскольку она отражала специфические черты определенного периода в развитии античного рабовладельческого общества. В целом искусство эллинизма разделяется на два основных этапа. Время от конца 4. до начала 2 вв. до н.э. составляет ранний период эллинистического искусства, когда оно переживало свой наивысший расцвет, и прогрессивные художественные тенденции получили наиболее глубокое выражение. 2-1 вв. до н.э. время нового кризиса рабовладельческого общества и его культуры, составляют поздний период эллинистического искусства, отмеченного уже чертами явного упадка. Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 вв. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. В последующие века, с приближением кризиса, охватившего государства эллинистичес-кого мира, размах строительной деятельности стал падать. Исторические условия эпохи определили основные задачи, стоявшие перед эллинистическими зодчими. От них требовалась не только разработка новых принципов градостроительства для обес-печения нормальной деятельности большого торгового города, но и применение всех образных средств архитектуры для утверждения идеи величия и могущества эллинистического монарха. Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торго-вого центра города. Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки. Установил-ся новый принцип архитектурного решения главной площади – агоры, – которая окружалась кры-тыми портиками, придававшими ей замкнутый характер; такова была, например, агора в Приене. Иногда центральная часть города состояла из нескольких ансамблей, как, например, центр города в Милете, акрополь в Пергаме. Широко вводились в архитектурные ансамбли произведения мону-ментальной скульптуры – колоссальные статуи и многофигурные группы. В качестве основных парадных магистралей обычно выделялись две пересекающиеся в центре города улицы. Они были значительно шире остальных и архитектурно богаче оформлены. В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Великолепны-ми, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия. Создавались общественные и административные сооружения с обширным внутренним пространством, способ-ные вместить значительное число людей, например Булевтерий в Милете. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии. Для эллинистического зодчества показательно не только увеличение размеров общественных сооружений, но и существенное изменение самого характера архитектурных решений. Так, напри-мер, в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пыш-ный и торжественный диптер. Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер. В связи с общими тенденциями эллинистической архитектуры и появлением новых типов соору-жений характер и функции ордера во многом изменились. Если в сооружениях 5 в. до н.э. двухъ-ярусная колоннада применялась только внутри храмовых целл, то в эллинистической архитектуре она стала применяться значительно шире, – например, святилище Афины в Пергаме окружено двухъярусным портиком. Этот прием отвечал характерным для эллинистического зодчества стремлениям к большей пышности здания и был связан с переходом к более крупным масштабам построек. Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим эле-менты ордера начали утрачивать свое конструктивное значение и использовались в качестве эле-ментов архитектонического членения стены, плоскость которой разбивалась нишами, окнами и пилястрами (или полуколоннами). Обогащение рабовладельческой верхушки, характерный для эллинистической эпохи интерес к частной жизни имели своим следствием повышенное внимание к архитектуре частного жилища. Эллинистическая эпоха создала более сложный по архитектурному решению перистильный тип жилого дома с богатым внутренним убранством, примером чего служат дома на острове Делосе. При всех своих достижениях эллинистическая архитектура несет на себе печать противоречий своего времени. Огромные масштабы сооружений, богатство ансамблей, усложнение и обогаще-ние архитектурных форм, пышность и нарядность построек, более совершенная строительная тех-ника лишь отчасти могли компенсировать утрату благородного величия и гармонии, свойственных памятникам архитектуры классической эпохи. Усилился контраст между кварталами, застроен-ными роскошными домами богачей, и жалкими лачугами бедноты. Как и в классическую эпоху, скульптура в эпоху эллинизма сохраняла ведущее значение сре-ди других видов изобразительного искусства. Ни в одном другом виде искусства сущность и ха-рактер эллинистической эпохи не отразились так ярко и полно, как в скульптуре. Рабовладельческая демократия полиса – основа высокого расцвета искусства классики – без-возвратно ушла в прошлое. С ней ушел из жизни и свободный гражданин полиса, активно участво-вавший в управлении государством, с оружием в руках защищавший его от врагов, постоянно ощущавший свою неразрывную связь с коллективом свободных граждан. На смену свободному эллину классической эпохи пришел подданный деспотической монар-хии, освобожденный от обязанности защищать свое государство во время войн и лишенный прав участия в государственном управлении. Тесная связь человека с коллективом оказалась утрачен-ной. В сознании людей эпохи эллинизма развиваются индивидуалистические тенденции, чувство неуверенности в себе, бессилия противостоять ходу событий. Так возникает характерное для мировоззрения эллинистического человека сознание конфликта с окружающей его действитель-ностью, конфликта, породившего в художественных образах элементы диссонанса, трагического надлома. Греческая классика создала свой художественный идеал, обобщенный образ человека-гражда-нина, в котором неразрывно связаны черты доблести и красоты. В эллинистическом искусстве произошло как бы расщепление целостного образа человека: с одной стороны, воплощаются в преувеличенно монументализированных формах его героические качества; с другой стороны, своеобразную противоположность им составляют образы лирически интимного или буднично-повседневного характера. Если в искусстве 5 в. до н.э. образы богов отличались такой же естес-твенностью и человечностью, как и образы людей, то в эллинистическом искусстве образы богов часто наделяются чертами гипертрофированной монументальности, например, в распространен-ных в эту эпоху колоссальных статуях типа Колосса Родосского; напротив, образ человека неред-ко претерпевает сильное снижение, как об этом свидетельствуют некоторые натуралистические по своему характеру жанровые скульптуры александрийской школы. Индивидуализм в эллинистическую эпоху выступает, с одной стороны, в форме самоутвер-ждения сильной эгоистической личности, стремящейся любыми средствами возвысить себя над общественным коллективом и подчинить его своей воле. Другая форма эллинистического индиви-дуализма связана с сознанием человеком своего бессилия перед законами бытия. Она проявляется в отказе от борьбы, в погружении в свой внутренний мир. Обе эти формы нашли свое отражение в эллинистическом портрете, где можно выделить две основные линии: тип портрета эллинистичес-ких правителей, в котором задача художника – прославление человека сильной воли и энергии, беспощадно сметающего на своем пути все препятствия для достижения своей эгоистической цели, и тип портрета мыслителей и поэтов, в образах которых нашло отражение сознание противо-речий реальной действительности и бессилия преодолеть их. Стоявшая перед эллинистическим художником необходимость вместо утверждения подлинно гражданственных идеалов прославлять могущество монарха, несомненно, отрицательно сказалась на этической стороне образов. В эллинистическом искусстве нередки памятники, в которых черты внешней репрезентативности преобладают над глубиной идейного содержания. Но было бы ошиб-кой видеть только эти негативные черты. Лучшие эллинистические художники сумели передать величие и пафос своей эпохи – эпохи внезапного расширения границ мира, открытия новых зе-мель, возникновения и падения громадных государств, грандиозных военных столкновений, вре-мени великих научных открытий, невиданно расширивших познания человека и его кругозор, периодов бурного подъема и жестокого кризиса. Эти черты эпохи определили титанический характер, сверхчеловеческую силу и бурную патетику образов - качества, присущие выдающимся произведениям эллинистической монументальной скульптуры. Сильные общественные противо-речия эпохи воспрепятствовали появлению художественных образов гармонического характера, и не случайно пафос эллинистических образов, несущих на себе отпечаток неразрешимых конфлик-тов, нередко приобретает трагический характер. Отсюда специфические черты образного строя эллинистических художественных произведений: в противовес спокойной волевой сосредоточен-ности, внутренней цельности образов высокой классики им присуще огромное эмоциональное напряжение, сильный драматизм, бурная динамика. Прогрессивной чертой искусства эллинизма было более широкое, нежели в классике, отраже-ние различных сторон действительности, выразившееся в появлении новой тематики, что в свою очередь повлекло за собой расширение и развитие системы художественных жанров. Среди отдельных жанров скульптуры наибольшее развитие в эллинистическом искусстве получила монументальная пластика, бывшая необходимым элементом архитектурных ансамблей и ярко воплотившая важнейшие черты эпохи. Кроме колоссальных статуй для монументальной скульптуры эллинизма характерны многофигурные группы и огромные рельефные композиции (оба эти вида скульптуры наиболее широко были применены в ансамбле пергамского акрополя). Наряду с мифологической тематикой в эллинистической монументальной пластике встречается и историческая тематика (например, эпизоды битвы пергамцев с галлами в групповых композициях того же пергамского акрополя). Второе по значению место среди скульптурных жанров в эпоху эллинизма занимал портрет. Греческая классика не знала столь развитого портрета; первые попытки внести в портрет элемен-ты душевного переживания, притом еще в очень общей форме, были сделаны только Лисиппом. Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типиз
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы