Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Иконостас в русских храмах XVII-XIX веков: его эволюция, символика и основные составные части.



Линия движения сверху вниз-творение Богом истории

Праотеческий (предки Христа по плоти от Адама до Моисея)

Пророческий (стоят библейские пророки, возвещавшие о Христе. В руках держат свитки с текстами своих пророчеств)

Праздничный (двунадесятые праздники: Рождество Богоматери и Христа, введение Богоматери во храм, Благовещение, Успение, Сретение, Крещение, Преображение, воздвижение креста, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица)

Деисусный (Деисус)

Местный (ряд, не объедин одной идеей; образа святых, особо чтимых в данной местности)

Центральная ось(ряд)-божественная; ТроицаВетхозаветная в виде 3х ангелов в праот ряде, Знамение или БогомНа Троне-в центре пророческого. Слева от входа в алтарь – икона Богоматери, справа - Христа, еще правее храмовая икона с изображ того праздника или святого, которым посвящен храм. На царских вратах – Благовещение с 4 евангелистами. Когда открыв врата современность сввязыв с вечностью.

С XVII в: наверху иконы, посвященные Страстям Христовым (его страданиям перед казнью и событиям после нее); весь иконостас стали завершать резным распятием; самый низ – тумбы иконостаса заняли портреты «греческих мудрецов», будто бы предсказавших явление Христа. Резные иконостасы, напоминающие райский сад: виноград – символ крови Христовой, гранат – атрибут его страданий, роза – знак райского блаженства. С XVIII в Царские врата могут быть резными.

31. Ордерное оформление иконостасов (история формирования с раннехристианской эпохи, символика, формальные особенности).

В этот период расписываются фресками многие церкви: Николы в Меленках, Благовещения, Федоровская, Иоанна Златоуста, Михаила Архангела, приделы Ильи Пророка и др. Почти во всех храмах перво начальные «тябловые» иконостасы заменяются высокими, многоярусны ми, украшенными ордером с богатой резьбой и позолотой. Именно здесь пышно расцвело искусство стиля барокко в ярославском зодчестве.

 

32. Иконы Дионисия (особенности живописной техники и стиля, композиции и цвета)

Фигуры удлиненные, очень стройные, даже тонкие, но снижается степень индивидуализации, фигуры обобщенные, существ. признаки маньеризма.Дионисий работает локальными цветами красками, светящимися изнутри, очень много белого.Противопостаавляется белому- алый цвет.Иконам Д, с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми, грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность(БогомОдигитр1482, Спас в силах, Распятие 1500). Мастер жеста, позы, геометрических построений. Композиции с изящными, лишенными тяжести фигурами выполнены в холодной колористической гамме с преобладанием светлых оттенков. Изобр смотрят «наружу», отс эмоций. В фигурах его икон и фресок чувствуется излишняя утонченность, лица однообразны и маловыразительны. В яркой цветистости ферап фресок, в обилии орнамента обнаружив безразличие к смысловой стороне росписи, в ней начинает преобладать декоративность.

33. Фрески Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (цвет-тон, расположение в пространстве, сюжеты и символика).

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы, Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть, успение Б.Ничто не омрачает праздничного, торж настроения, создающегося прежде всего коллоритом, поразительной гармонией нежных тонов: бирюзовых, бледно-зеленых, лиловатых, сиреньевых, светло-розовых, палевых, белых, темно-вишенвых.Все это объединено ярко-лазурным фоном.все производит впечатление радостного, ликующего славословия в красках: свободная многофигурная комп, узорные одежды, роскошь пиршественных столов, пейзаж с далекими горками, и тонкими деревьями.Стандартизция ликов – нет гармонической естественности и простоты высокодуховных образов Рублева.

 

34. Система росписи центральной апсиды в древнерусском храме (можно на примере киевских мозаик, Спас-Мирожского монастыря во Пскове, Рождественскго собора Ферапонтова монастыря).

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы, Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть, успение.

+33

35. Тема Акафиста в древнерусской живописи (на примере фресок Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря и росписей Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве).+33

Роспись посвящена теме Богородицы, около 25 композиции.Изображаюся сцены собор Богородоцы, Похвала Б., Покров Б., акафист Б. Именно хвалебное песнопение- акафист Б. становитсья основ темой росписи. В сценах ни разу не встречается смерть, успение.

36. Станковая живопись XVI - начала XVII века. Общая характеристика (развитие стиля Дионисия; исторические и «приточные» сюжеты; изменение цвета и изобразительной формы; новое понимание назначения и смысла иконы; Строгановская школа живописи).

Все более усиливается декоративность., усложненность, многоречивость композиции.Церковь и государь устанавл каноны иконописаниястали более часто прибегать к историч жанру, жанровые элементы, реалии быта, тяготение к сложным богословским сюжетам, отвлеченному толкованиюцерковных догматов., использ много тем из апокалипсиса(время борьбы с еретиками).Условн архитектурные фоны(эллинистич), сменяются архитектурой вполне реальной, русской.От иконописцев требовали прославление Ивана Грозного и его деяний(«Битва Новгородцев с Суздальцами»Иконы обязательно обложены серебрянным басменным или чеканным окладом.

Строгановская школа иконописи (или «строгановские письма») — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц. Наиболее известные представители: Прокопий Чирин (умер не позже середины XVII века), Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин. Особенности: виртуозный рисунок, дробная и тонкая проработка деталей, сияющие и чистые краски, многофигурные композиции, пейзажные панорамы.Характерные произведения: икона «Никита-воин» Прокопия Чирина (1593, хранится в Государственной Третьяковской Галерее), икона «Иоанн Предтеча в пустыне» (20-30-е годы XVII века, хранится в Государственной Третьяковской Галере

37. Монументальная живопись XVII века (Москва: на примере церкви Троицы в Никитниках и кремлёвских соборов; Ярославль: росписи церквей Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове; Переславль-Залесский: росписи Троицкого собора Данилова монастыря).

Арх СобМК: В росписи Архангельского собора участвовали лучшие живописцы из разных городов во главе с мастерами Оружейной палаты. Они привнесли в древние композиционные схемы изощренный динамичный рисунок, сложное и энергичное архитектурное обрамление композиций, яркий, праздничный колорит, построенный на сочетании интенсивных тонов синего, вишневого, желтой охры с нежными тонами белого, розового, фисташкового.

В содержании программы декорации ансамбля идеи " политического богословия" времени Ивана Грозного переплетаются с темами смерти и покаяния. " Эпиграфом" ко всей росписи служат фрески предваряющей вход в храм лоджии, которые представляют собой " иллюстрации" к летописному сказанию о выборе христианской веры князем Владимиром. В алтаре храма звучит тема торжества русской национальной церкви. Здесь располагается композиция " София Премудрость Божия" в сопровождении многочисленных изображений русских церковных иерархов. В центральном куполе - " Отечество". «Страшный Суд»- зап стена. На северной и южной стенах храма - композиции, повествующие о чудесах Архангела Михаила. Тема прославления самодержавной власти находит свое развитие в изображениях святых князей - царских сродников и святых воинов, их покровителей. Среди них - Владимир и Ольга, Борис и Глеб, Петр и Феврония Муромские, князь Михаил Черниговский и его боярин Федор.Уникальная особенность росписи Архангельского собора - цикл надгробных портретов князей московской династии. Они располагаются непосредственно над княжескими гробницами. Фресками украшена и усыпальница Ивана Грозного.Фрески церк Ильи Пророка отличаются большим разнообразием сюжетов, утверждают новые светские тенденции в религиозной живописи. Легкая и воздушная роспись, изобилующая голубым цветом, вносит ощущение радости и праздника. Она покрывает не только стены храма, но и галереи. Наиболее интересны фрески, располож по стенам и посвящ истории Ильи и его ученика Елисея. Светские моменты преобладают над религ содержанием.Фрески покрыв стены сплошным многоцветным ковром. В стремлении к декоративности художники зачастую сплетают контуры фигур в один замысловатый узор.

 

38. Росписи Митрополичьего двора в Ростове Великом.

Нарядность крылец ворот не уступает пышности собственно

церковных сооруж, и культовая гражд архитектура как будто соперничают в праздничности образа. Ростовский Кремль 70-80 17 в.Весь фасад разукрашен многоцветными израсцами.

Все его разнообразные сооружения были объединены в редкий по живописности, но в то же время удивительно гармоничный ансамбль. Единство и благородная сдержанность цветового решения придавали ему особую одухотворенность. Белая со слегка розоватым оттенком окраска каменных стен своеобразно сочеталась с серебристым, почти черным цветом тесовых кровель и тускловатым блеском луженого покрытия глав и крестов. Картину дополнял разбитый на центральном дворе роскошный сад с широким зеркалом пруда, уподоблявшийся райскому саду. Да и ансамбль в целом, по замыслу митрополита Ионы, должен был символизировать небесный град Иерусалим.

 

39. Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты (теоретические основы «световидной» живописи, особенности цвета и формы в новых иконах, использование орнамента).

Выделил худож, эстетич сторону иконы, добывается телесногго тонна лиц, почти классическоц правильности черт, объемности построен, подчерк перспективы(используя иногда архитектурные фоны итальянской живописи Возрождения.В живоп нет одухотворенности образов Рублева, ангелы выглядят вполне земныими существами.

Мастера Оруж палаты создавали рисунки для икон, изображ измельчены, с большим трудом читаются на растоянии, отсутствует тектоника.Фрески покрывают стены, столбы, наличники, одним сплошным узором, в котором жанровые сценки переплетаются затейливыми орнаментами.Орнамент покрывает архит, фигуры людей, их костюмы, из орнаментальных ритмов вырастают пейзажные фоны.Декоративизм – одна из отличительных особенностей.Праздничность и постоянный интерес к человеку в его повседневной жизни. Акцент, в сюжетах на красоте природы, труда человека, т.е. жизни во всем ее многообразии.

подлинная стихия праздника, постоянная победа над обиденностью.Тема священного писания превращаются в увлекательные новэллы.

Используя традиционные иконографические схемы, он одновременно стремился к светотеневой моделировке формы, к объемности изображаемых ликов, добиваясь впечатления их реальности («Троица» 1671, «Благовещение» 1673). В своем искусстве мастер активно использовал приемы " фряжского", т.е. западного ренесансно-барочного искусства (с его эффектами иллюзионистической натурности). Лики в его иконах обретают светотеневую моделировку, взгляды кажутся " живыми", - он добивается этого впечатления с помощью мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой. Интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Порою отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком (как в его гравюре " Семь смертных грехов", 1665) заимствуются с западных гравюр. В свои иконы он вводил портретные изображения и пейзажи. Недостает одухотворенности икон XIV-XV веков. Именно с его творчеством связывают постепенный переход от средневековой иконописи к светской реалистической живописи. Ушаков уподобляет живопись зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.

 

 

40. Парсуны XVII - начала XVIII века (особенности жанра: композиция, техника исполнения, их назначение).

Портрет- парсуна(от лат. персона – личность.)Изображение Ивана 4, еще близко к иконе, но в них уже есть опр. портрет. сходство.При всей наивности формы, линеарности, статичности, локальности, есть попытка свето-теневой моделировки.

В творчестве русских художников этого времени возникает интерес к изображению реального человека, его индивидуальных портретных черт. В портретах, называемых в это время парсунами, живописцы стремятся и к тому, чтобы как можно точнее воспроизвести внешнее сходство. Однако в общих принципах композиции, в некоторой идеализации образов явно ощутимы старые иконописные черты. Во 2-й полов XVII в в портретах можно выделить два направления. Одни художники, изображая царя и бояр, создают парадные композиции, идеализируют образ, возвеличивая портретируемого. Другие - ставят перед собой задачу как можно более точного изображения, достигая почти натуралистической иллюзорности в передаче фактуры тканей, блеска глаз, мягкости кожи лица, создавая интимного, жанрового характера портреты.

 

 

41. Живопись петровской эпохи (парсуна 90-х годов XVII века, И. Таннауэр, Л. Каравакк, И. Никитин, А. Матвеев).

Танауэр «Петр 1», Коровак «Елизавета Петровна», «Наталья Алексеевна», Анна петровна», Никитин «Прасковья Ивановна».(Читается в глазах ее собств внутр мир, определ хар-р, чувство собств достоинства.Еще много от старорус живописи: нет анатом правильности, светотеневая моделировка формы осущ приемом высветления от темнго светлому, поза статична.Цвет рефлексы отсутствуют.Свет ровный, рассеянный.), «Канцлер гОЛОВКИН»(насыщен предельно напряженной внутренней жизнью, душевной серьезностью, сосредоточенностью, почти меланхолией, как и «доитальянские портреты»Он близок им общим композиционным решением, постановкой фигуры в пространстве, красочной гаммой.Фон плоскостной, «иконный» характериз котгор выступает фигура)

 

42. Скульптурное творчество Б.К. Растрелли.

Расттрелли, приехал в Росиию и работал до конца жизни.сКУЛЬПТОР НАЧАЛА РАБОТУ над образом Петра 1, с создания воскового раскрашеного бюста.Сделанный на его основе бронзовый бюст представляет собой типичное произвидение барокко.Динамическая композиция с подчеркнутой пространственностью и неприменным акцентом на множественности фактур, со свето-теневыми контрастами, пластических мас их живописностью.Это придает черты монументальности.Растрелли продемонстрировал не только безупречную монументальность скульпутры, мастерство обобщения при сохранении индивидуальной характеристики, но и глубокое проникновение в мир русккой жизни создав символ эпохи.Скульптура Анна Ианнова (1741), императрица изображена в великолепном коронациооному уборе-вообплошает важнейшие приципы барочной композиции.Скульптуры: бюст А.Д. Меншикова, Анна Ианнова (1741), Бюст Просковьи Федоровой.

43. Русская гравюра первой половины - середины XVIII века (А. Зубов, М. Махаев)Графика –самый оперативный, мобильный вид искуства, быстро откликающийся на все события времени.Усвоив от Схонебека ряд новых технич приемов, Зубов, Махаев сохранили нац характер русской гравюры.Ведутах и баталиях Алексея Зубова преобладает локаничный штриховой рисунок.Большую роль играет цвет самой бумаги.Композиция проста, логична, ясна.Все простарнсто чаще всего разделено на три плана, нпр. в изображениях Петербурга(«панорамы Петербурга»)на первом плане жанровая сцена, второй план- занят вводной артерией, на третьем- архитектура.Название размещается в развернутой как свита ленте.Почти объязательный моти Зубовских гравюр – корабль, обволакаемы клубами дыма или нарядно плещущей парусами на ветру.На ведутах Зубова Петербрг- столица гигантской морской державы.Гравюры передают дух суровости и праздничности эпохи грандиозных свершений.Наряду с ведутами и баталиями в этот период распрострянен еще один жанр гравюр- фейверк(потешные огни).

44. Творчество И. Вишнякова, А. Антропова, И. Аргунова.с18в

Композиция Антропова-статична, изображение фигуры при подчеркнутой объемности лица, в портретных фонах мало воздуха." Портрет атамана краснощекого", " портрет стац.дамы измайловой", " портрет румянцево"

Аргунов- Портреты соединяют в себе запад-европейс парадного портрета, и идещего от парсуны черты застылости живописной сухости, плоскостности.Грандиозныи несколько манерные вытянутые фигуры радостное праздничное светлое гамма голубватых тонов.Колорит посторен на игре взаимодействий тончайших отенков зеленоватых, коричневых, оливковых цветов.С ввсплесками светло-голубого и розового в шейном платке.Произведения: " Портрет неизветсной крестьянки в русском костюме", " спаситель", " Богоматерь", " портрет К.А.Хрипунова"

Вишняков-его работы " портрет С.Фермор", " портрет Бегичева", " портреты четы (семьи)тишининых", " портрет правительници анны виопольдовной".Для вишнякова типична резкие контрастыне черты портретов: еще ощущается живая русская средневековая традиция и блеск формы парадного европ искусства.Фигура и поза условны.Задний план трактован плоскостно.Это открто-деокративный пейзаж но лицо вылеплено объемно.цветовое решение-серебристая теневая ивопись отказ от локальных пятен, обусловалнно характером модели хрупеой и воздушной, сходно с каким--то экзотическим цветком.

 

45. Создание Академии художеств: академическая система художественного образования (виды изобразительного искусства, жанры и классы, теория и практика, соревновательность, открытые выставки, пенсионерство).

Основание Академии художеств 1757- крупнейший художественный центр втор пол 18 в. Возродил систему пенсионерства. Первое поколение выпускников Баженов, Лосенко, Шубин. Обучение, тесное художественное содружество в Италии, Франции. Господствующий стиль- классицизм, также был сентиментализм и предромантизм. Классицизм: ранний 60-е перв пол 80-х, строгий, зрелый втор пол 80-х до 1800 гг, поздний, развивающийся до 30-х гг 19в. Основано на идеалах просветительства.

Основание Академии художеств 1757- крупнейший художественный центр втор пол 18 в. Возродил систему пенсионерства. Первое поколение выпускников Баженов, Лосенко, Шубин. Обучение, тесное художественное содружество в Италии, Франции. Господствующий стиль- классицизм, также был сентиментализм и предромантизм. Классицизм: ранний 60-е перв пол 80-х, строгий, зрелый втор пол 80-х до 1800 гг, поздний, развивающийся до 30-х гг 19в. Основано на идеалах просветительства.

Историческая живопись- Лосенко.Жанровая живопись(малое развитие)-Шибанов, Фирсов, Ермеев.Пейзажная- Алексеев, Сем. Ф. Щедрин.Портретная –Кипренский, Тропинин.

46. Исторический жанр в русской живописи второй половины XVIII века (А. Лосенко, П. Соколов, И. Угрюмов).

Система жанров исторической живописи отводилось 1-место.По сравнению искусством портрета она не достигла аналогичный высот.Однака характер ее интересен, прежде всего исторический жанр-прекраная школа композиции, рисунку и техники масляной живописи.В цетре его внимания античная мифология и национальная история, осмысление граждатсвенности и патриотизма.Самый крупны представитель исторического жанра –Лосенко-ученик академии, пенсионер.Превая композиция –Владимир и Рогнеда(1770), Прощание Гектора с Андромахой(1773).Цвет –довольно живой в эскизе, в картинке играет скорее всего раскраска.

Угрюмов-окончил академию художест, отправилася в пенсионерскую поездку в Италию, (Взятия Казани, Избрание Михаила Федоровича на царсвто, торжественнвй въезд в Псков Александра Невского, Испытание Яна Усмыря.Соколов-изображение Дедала и Икара(легенда)- Сила и правдивость красок отличают изящные портреты и натюрморты Соколова. Соколов состоял членом-учредителем общества русских акварелистов и с 1891 года хранителем музеев Академии Художеств.

47. Бытовой жанр в русской живописи XVIII века. (М. Шибанов, И. Фирсов, И. Ерменёв).

Считался в Академии Художеств на одном из последних мест. Тк недостаточное развитие буржуазного начала в России. Шибанов – Празднество Свадебного договора, Крестьянский обед 1774.Колористичекое и композиционное решение близко историческому жанру. Факт использования сцен из крестьянского быта- новый.Эстетическая и нравственная ценность и человеческое достоинство своих персонажей.

Ермеев -графическая серия нищих слепцов, странствующих по просторам России. Социальный сентиментализм. Контраст легкости акварели и рубища кт ею нарисовано. Мощное телосложение персонажей, эмоциональность. Образ слепцов -символ невежества – главное препятствие кт видели просветители на пути к прогрессу.

48. Творчество Ф. Рокотова (особенности цвета и тона, психологические характеристики).

Ф.С. Рокотов (1732 или 1735-1808 ). в 1760 году ученик академии художеств, а через 3 года – ее преподаватель и затем академик. служба отвлекала художника от творчества, а официальные заказы тяготили. В 1765 году покинул академию и переехал навсегда в москву.Рокотов создал интимный психологический портрет. Художник любил изображать человека без парадного окружения, не позирующим. Портреты: князя Павла, Петра 3, девочки Е. Юсуповой и др. в портрете Майкова (ок 1766) впервые у художника такая темпераментная живопись, такая звучность колорита, построенная на противопоставлении красного и зеленого, такая свобода кисти. Портрет Новосельцевой (1780), «неизвестный в розовом»(1770е гг), Н.Е. Струйского (1772), Е.Н.Орловой (1779), Е.В. Санти (1785), В.Н. Суровцевой (к 1780-х гг) – одно из самых тонких психологических полотен художника, очаровательный образ женственности.Обычно Рокотов использует мягкое освещение и сосредотачивает все внимание на лицах. Люди в его портретах почти всегда чуть-чуть улыбаются, иногда пристально загадочно глядят на зрителя.

 

49. Творчество Д. Левицкого (особенности цвета и тона, жест в композиции и символике парадного портрета).

Д.Г. Левицкий (1735-1822) – портретист. Родился в Киеве, учился живописи у своего отца – известного украинского гравера. Потом был среди учеников Антропова и участвовал в выполнении портрета Екатерины 2. На выставке в Академии художеств Левицкий выставляет серию своих портретов, его сразу признают зрелым художником. За портрет архитектора А.Ф. Кокоринова (1769-1770) ему дают звание академика. Худ опирается на традиции барочного репрезентативного портрета. Знаменитая серия портретов смолянок – воспитанниц Смольного института: Е.И. Нелидова, Н.С. Борщова, Е.Н. Молчанова, Г.И. Алымова. А так же портреты Е.Н. Хованской, Е.Н. Хрущевой.Портрет Екатерины 2- законодательницы.Интимные портреты на 1770-е-1780-е – вершина достижения художника. Портрет Дени Дидро в халате и без парика (1773-1774). Портрет М.А. Львова 1778 и 1781, Урсула Мнишек (1782), А.Д. Бернуцции (1782).Левицкий не льстил своим моделям, он показывал свое отношение средствами художественного языка живописи. Он был замечательным рисовальщиком и колористом. Его портреты всегда сгармонированы в цвете, золотистый свет окутывает полотна. Художник часто прибегает к интенсивным, сочным и определенным тонам, составляющую для него определенную гамму, в кот парят ясность и чистота тональных и цветовых отношений.

50. Серия портретов смольнянок Д. Левицкого.

Работал во вторую половину 18 в.Ученик П.Антропова, принимал участие над парадными портретами в связи коронации Екатерин 2.В 1770 г, пришел успех и удостоен звания академика. Серия портретов смолянок- воспитанниц Смольного института(1772-1776гг), выполнены по заказу Екатерины2, она принесла ему подлинную славу. Художник изобразил каждую из воспитанниц за любимым занятием, в характерной позе: Нелидова и Борщова показаны танцующими, разыгрывающими пасторальную сценку, Молчанова-с книгой в руках демонстрирует опыт с электрической машинкой, Алымова - музицирует.Л. прекрасно передал очарование молодости, счастье –юной жизни, разные характеры. Портретам присуща тонкая декоративность, рождающаяся из продуманного изящества поз и движении девушек, одетых в разнообразные платья, богатого сопоставление красок одежд, изысканная красота линейных контуров и силуэтов. Театральный характер полотнам придают кулисы, изображающие условные пейзажи и драпировки. Портрет Хованской и Хрущевой может служить образцом тончайшей живописности. Колорит Левицкого в этой серии ясен и жизнерадостен.

51. Творчество В. Боровиковского (психологические характеристики, особенности живописной фактуры, пространство и аксессуары в композиции картины).

В.Л. Боровиковский (1751-1825). Художник портретного жанра. Первоначальные навыки живописи получил от своего отца-художника. Был лично знаком с Левицким, неизвестно, учился он у него или нет.Портрет Е.Н. Арсеньевой (2 пол 1790-х гг). художник любил изображать позирующих среди природы, в уютном уголке сада, на фоне зелени, с цветком или яблоком в руках. Портрет М.И. Лопухина – одна из хар-ных картин художника. Боровиковский близок к представителям русского литературного сентиментализма, например Карамзину.

 

Портреты Екатерины 2 (сер 1790-х ), крестьянки Христиньи (1795), групповой портрет семьи Гагариных (1802), Г.Р. Державин (1795), Трощинский (1790-е), Боровский (1799).Боровиковский – большой мастер колорита. Нежные сочетания розовых, белых, голубых и светло – зеленых тонов – особая гармоничность и тонкость, кот отличает его произведения от полотен Рокотова и Левицкого.Парадные портреты отличаются монументальностью и торжественностью: А.Б. Куракина (1801). В последние годы жизни художник много занимался религиозной живописью.Портреты, выполненные и в период сближения с сентиментализмом и позднее, отражают хар-е черты стиля классицизма. Творческое наследие художника завершает историю русского портретного жанра.

52. Портреты Екатерины II Д. Левицкого и В. Боровиковского.

Портрет Б(1794).- Екатерина II в Царскосельском парке- Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Б. отказался от изображения царицы в виде " земной богини". Она предстала в обычном домашнем облике.А портрет Л.(1783)- Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века. Программа портрета, подсказанная, надо полагать, Н. А. Львовым, позднее была изложена самим художником.

«Портрет Екатерины I — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер. Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров.

53. Иконопись XVIII века (основные стилистические направления).

Боровиковский, Матвеев – иконописец 18 века.Начало 18 века – сильное влияние стиля Ушакова (объемность, живоподобие, использование белил для написания ликов, при этом орнаментальность в написании сладок тканей ). Например икона петра и павла.Академический период – Боровиковский-Немножко от Ушакова, немножко от академии. Цветовые находки: бирюзовый синий с нежным розовым.В иконописи архитектура изображалась с птичьего полета.

54. Творчество Ф. Шубина.

Творчество Ф.Шубина портретного жанра в [русской] скульптуре [XVIII века].Закончивший Академию /Шубин уезжает в пенсионерскую поездку сначала в Париж, где учится у Пигаля и, а Рим (1770—1772)1-ое произв. Ш. по возвращении на родину — бюст бывшего вице-канцлера А. М. Голицына (гипс, 1773, ГРМ; мрамор, ГТГ) — свидетельствует -зрелости мастера. Многогранность характеристики модели раскрывается при круговом ее осмотре, хотя у портрета, несомненно, есть и главная точка зрения. Ум и скепсис, духовное изящество и следы душевной усталости, сословной исключительности и насмешливого благодушия. Конкретность облика не помешала скульптору создать в нем худ-ый образ целого поколения, образ русской аристократии ека-ого времени. Сложный абрис головы Голицына, ее разворот, противоположный развороту плеч, тщательная обработка разнофактурной поверхности (плащ, кружева, парик), тончайшая моделировка лица, породистая линия носа, капризный рисунок губ) и более свободно-живописная — одежды, — все здесь еще напоминает стил-ие приемы барокко. Это подчеркнуто и самой формой бюста, в котором динамичные скульптурные масса. Хотя заметим, что в приемах начинающего скульптора прослеживаются черты не только барокко, но и рокайля. Со временем в портретах Шубина будут усиливаться конкретность, жизненность, острая характерность.многогранности противоречив созданный скульптором образ Павла I (мрамор, 1797, бронза, 1798 — оба ГРМ; бронза, 1800, ГТГ). Здесь сентиментальная мечтательность уживается с жестким, почти жестоким выражением лица, а уродливые, почти гротескные черты не лишают образ величественности.-моделировкb формы.,.(работы: портреты Паниной, Чернышева, Барышникова, Ломоносова)

 

55. Русская скульптура второй половины XVIII века: от барокко к классицизму (Ф. Гордеев, Ф. Щедрин, М. Козловский, И. Прокофьев, И. Мартос; синтез архитектуры и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа).

Мартос: синтез арх-ры и скульптуры на примере памятников Петербурга и Петергофа) Мартос творил в эпоху, ознаменованную небывалым подъемом русской культуры, национального самосознания. Его современниками были поэты Державин, Жуковский, Карамзин, Пушкин, живописцы Кипренский, Тропинин, Брюллов. Работы таких скульпторов-современников, как Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Демут-Малиновский, свидетельствовали о том, что русское искусство развивалось широко и мощно, зарождалась отечественная пластика, отмеченная чертами самобытности и реализма. И хотя в искусстве этого периода преобладал классицизм, черпавший основные мотивы в культуре античных Греции и Рима, многие образы были тесно связаны с идеями гражданственности, свободы и достоинства человека, высокого долга перед Родиной

56. Творчество И. Мартоса.к18

" Портрет Графа Панина", Надгробие М.ПюСобакиной.Монумент Минину и Пожарскому.Мартос умел создать образы просветленные овеяные высокой скорбью высоким лирическим чувсвтом, мудром принятием смерти в живописи - принципы классицизма, воплотил ист жанр, античный или библейск сюжеты.Нац история трактовалась в ней соответв гражд и патриот-им идеалам просв-ва.

57. «Медный Всадник» Э.-М. Фальконе (стиль и форма).

Ме́ дный вса́ дник — памятник Петру I на площади Декабристов (бывшей Сенатской) в Санкт-Петербурге. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина. Фальконе –мастер станковой, камерной и миниатюрной скульптуры. Медный всадник выполнялся 12 лет.Символика заложена в композиционно-пластическом строе памятника, Петр1 ИЗОБРАЖЕН НА ВЗДЫБИВШИМ КОНЕ НАД ДИКОЙ СКАЛОЙ –ПЬЕДЕСТАЛОМ. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силы правой руки.(классицизм, влияние европейского искусства).

58. Русская пейзажная живопись конца XVIII века. (Ф. Алексеев, Семен Щедрин).С.Щ-Петербург - 1804, там же Родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в АХ, Сем. Ф. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы, и помещичьи усадьбы. Париж, потом в Рим.. В Риме Щедрин попал в обстановку нарождающегося классицизма, для которого реальная жизнь нуждалась в значительных " поправках" античностью. Здесь Щедрин задержался сверх срока своего пенсионерства на четыре года.. Расцвет его творчества приходился на 1790-е гг. Среди его работ наиболее известны серии видов Павловского, Гатчинского и Петергофского парков, виды Каменного острова и декоративные панно для Михайловского дворца в Петербурге. Щедрин запечатлел конкретные виды архитектурных сооружений, но главную роль отводил не им, а окружающей природе, с которой человек и его творения оказываются в гармоническом слиянии. Композиция строится в соответствии с правилами академического классицизма: " кулисы" -деревья - на первом плане (в коричневатых тонах); архитектура среди природы - на втором, центральном (в зеленых тонах); дали, обычно неглубокие, - на третьем (в голубых тонах). Кроны деревьев изображаются в условно-декоративной манере. Виды уютны, уравновешенны, в них есть прелесть открытия нового чувства природы, цельность восприятия, мягкий лиризм. Однако в сравнении с лучшими западноевропейскими мастерами пейзажа того времени Щедрин выглядит еще робким учеником. Постепенно положение будет меняться, но уже в творчестве его учеников и преемников.Ф.А-вначале своей деятельности занимался декорацией, затем пристрастиме становиться виды морских городов –рисовл Петропаловские крепости, он добивается гармоническое единение ясной красоты новой арх-ры, его перспектива уводит зрителя по дигонали в глубину причем точка схода остается за кадром-усиливает естественность и жизненное достоверность.Живописная манера-темпераметная и сильная.Колорит –отличается живостью, контрасты смелы.Надменная черта –Поэтичность.

59. Скульптура первой половины XIX века: от классицизма к реализму (? ) (С. Пименов, В. Демут-Малиновский, Б. Орловский, П. Клодт).Развитию всех жанров скульптуры-компактоность, четкость силуэтовПименов и Демут-Малиновский посвятили почти все свое творчество монументально-декоративной скульптуре.Им принадлежат убратнства Главного штаба-колестница славы, фасадов Александрийского Таетра, Михайловского дворца-классицизма.Орловский-начинал карьеру простым мраморщиком-автор памятников Отечественной воны Кутузову, и Бараклаю де Толли-поставленный у казанского монастыря.Переданая энергия –Кутузова, и сдержанность-Барклаю. В 19 в, как стиль классицизм терял свое прогрессвное значнеи и устая место реалистической пластикие.Реализм-Петр Клодт-он не получил систематичесго образования в Академии художеств-работа-конный группы Аничково моста в П(1849-1850)-идея покорения человеком природы, подчинение стихии, динамичность и темпераменность композиции, Памытник Крылову установлен в Летнем саду(1848-1855), с книгой и поместил барельеф с различными сценами из басен.Последния крупная работа Клодта Памятник Николаю 1-считался виртуазным мастремор литья. Все свои работы клодт отливал сам.

60. Романтизм и сентиментализм в контексте русского классицизма (можно на примерах живописи и графики первой половины XIX века).

61. Творчество О. Кипренского.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь