Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера
Содержание 1. Понятие компенсации чувства неполноценности в теории личности А. Адлера 2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера 3. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру 4. Виды личностной компенсации и сферы социализации по А. Адлеру 5. Основные принципы адлерианской психотерапии 6. Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии 7. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности 8. Индивидуальная психология А. Адлера Список использованной литературы Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера Еще, когда Адлер сотрудничал с Фрейдом, он опубликовал монографию “Исследование неполноценности органа и ее психическая компенсация” (почему одно заболевание беспокоит одного человека больше другого и почему одни участки тела болезнь поражает быстрее). Считал что у каждого человека процесс заболевания именно того органа, который был менее развит. Неполноценность органа, т.е. его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них + появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из чувства ощущения собственной психики или социального бессилия. В самом начале своей карьеры, когда еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную “Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации”. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был “неполноценный” от рождения. Так например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективной чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Стиль жизни Стиль жизни, в первоначальном варианте “жизненный план”, или “путеводный образ”, представляют собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторские усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения его индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, какими сторонами своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышление - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенством и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, ели говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни. Основные принципы адлерианской психотерапии 1) выявление ошибочных суждений о себе и других 2) устранение ложных целей 3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личности потенциал. 1) Понимание пациента (обсуждение тем - воспоминания раннего детства, порядковая позиция в себя, болезни…) 2) Углубление самопонимания пациента. Пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невротическими симптомов. ! В терапии не терапевт, а прежде всего пациент несет ответственность за успешный результат терапии. 3) Усиление социального интереса Человек становится более смелым, уверенным Структура личности Постуирует психическую целостность личности. Концепция Адлера финометическая. Личность - динамическая структура, направленная на достижение полноценности. Личность - это вектор, это направление движения в социальном пространстве, позволяющий компенсировать чувство собственной неполноценности. Психологическое единство зависит от объективных факторов, биологических потребностей, стремлений, прошлого поведения и приобретает жизненное значение только в отношении к цели. Важно бессознательное, как определенный аспект цели, которая заключается в абстрактном предвосхищении какого-то результата. Бессознательные фиктивные цели или фиксации, которые становятся переменным, фактором, определяющим наше поведение. Феномен сознания, сознательное - это социальный опыт, это апперцептивная схема индивида, которая определяет его стиль жизни. Личность у Адлера - это сознательная личность. Момент социализации индивида важен как момент становления личности. Внутренний план находится в бессознательных слоях человеческой души, и его истоки прослеживаются в раннем детстве, когда ребенок, благодаря фантазиям, создает первые фикции. Личность - борьба с потребностями Социализация индивида - это соотношение себя с себе подобными или человечеством в целом, как врожденные способности, как чувство социального интереса. Чем шире социальный интерес, тем человек имеет больше средств для компенсации неполноценности. Социальный интерес - это потенциальная способность индивида к соотношению с миром. Человек оценивает себя с помощью социальных установок. Социальный интерес как чувство общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В социальных средах человек формирует личность. Развитие и становление личности: Движущие силы - противоречение между биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и чувство принадлежности к человеческому роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков. Развитие я - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты. Направленность компенсации: - бессознательное стремление к власти - бессознательное стремление к превосходству - бессознательное стремление к совершенству - это внутреннее движение, которое в процессе социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с другими людьми. Детские фантазии - это определители конечной цели индивида, за ними лежит творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки и приспособиться к жизни. Связь я с обществом осуществляется в совместной игре, деятельности, жизни благодаря тому, что человек становится для других, это порождает чувство: - есть личность. Развитие происходит в 3-х жизненных сферах: - в отношениях я - ты идеологические отношения - продуктивной деятельности - в любви. Условия появления чувства неполноценности в раннем детстве: 1) физические недостатки воспринимаются как жизненные препятствия? экзистенциональные пессимисты; 2) кроме того, изнеженность, предполагает симбиотический характер существования. Отсюда возникают “изгнанники из рая”; 3) бессердечность, порождающая плохое отношение со стороны окружающих? “параноики во враждебной стране”. Основы адлеровской терапии: 1) социальные детерминанты развития личности более мощные, чем сексуальные. 2) людей можно лучше понять, наблюдая, где они собираются и за что они борются, людьми движет преодоление собственной неполноценности. 3) на людей нужно смотреть через очки, через то, как они соотносят себя с миром 4) знание ролевых позиций в семье отправная точка терапии. Интеллектуальная проработка своих чувств, эмоции - следствие когнитивных процессов, мысли и убеждения, - это основные компоненты работы у Адлера. Сбор информации о семейных отношениях с последующим синтезом и интерпретацией. Ретроспекция соответствует сегодняшним актуальным состояниям нашего сознания. В терапевтическом моменте сознательным факторам должно уделяться больше внимания, чем бессознательным. Сновидения - это репетиция, предвосхищение возможного будущего исхода действий. Инсайт - перевод самопонимания в конструктивное действие. Основные терапевтические цели: - актуализация ведущих личностных преддиспозиций и жизненных целей клиентов - поощрение к развитию социальных полезных целевых установок - изменение ошибочной мотивации, не соответствующей целевым установкам личности Техники и процедуры: - привлечение внимания к определенным аспекта своей судьбы, развития, качествам (не вписывающихся в жизненный стиль). - поощрение определенного поведения, которое соответствует целевым позициям - конфронтация - представления о том, что мы часто должны изменять. Привлечение конкретных примеров, социального опыта. - парадоксальная сентенция - это драматизация определенных желаний, стремлений, целей данной личности. - интерпретация семейной констиляции и ранних воспоминаний. Адлер анализирует структуру окружения в семье ребенка в каждый период становления. - домашние задания Модель личности: теория направлена на помощь достижения людьми их полного потенциала. Подходит для работы с группами, парами, семьями. Альфред Адлер (1870 - 1937) Адлер представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единения психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Альфред Адлер родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годы прошли под знаком постоянных болезней, зависимости по отношению к старшему брату и полного неприятия со стороны матери. Сам себя он считал слабым, тщедушным и непривлекательным. Он ощущал большую близость с отцом, нежели с матерью и потому впоследствии не принял фрейдовской концепции эдипова комплекса, поскольку сам его в детстве не испытал. Ребенком он тратил много сил на то, чтобы завоевать признание и популярность в среде сверстников. Став старше, он сумел добиться высокой самооценки и был оценен по достоинству окружающими, чего ему так не хватало в собственной семье. Поначалу Адлер был настолько слабым учеником, что по мнению учителя мог рассчитывать в будущем только на место подмастерья сапожника. Однако, благодаря усердию и настойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. Он смог преодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки и комплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своей собственной теории, созданной им в последствии. В развитии личности существенную роль играет компенсация личных слабостей и недостатков. Лежащие в основе его системы чувства неполноценности является прямым наследием детских лет, в чем и сам Адлер охотно признавался. В возрасте 4 лет, едва оправившись от смертельно опасной пневмонии, Адлер решил, что станет врачом. Он получил медицинское образование и свою первую ученую степень в Венском университете в 1895 году. После специализации в офтальмологии и прохождения практики по общей медицине он стал заниматься психиатрией. В 1902 году Адлер присоединился к еженедельным заседаниям психоаналитического дискуссионного кружка на правах одного из четырех членов - основателей. Хотя он и был близким сотрудником Фрейда, личные отношения между ними так и не сложились. Фрейд однажды даже отозвался об Адлере как о зануде. В течение нескольких последующих лет Адлер развивал свой вариант психоанализа существенно отличавшийся от фрейдовской системы по целому ряду пунктов. Он также позволял себе открыто критиковать Фрейда за переоценку роли сексуальных факторов. В 1910 году Фрейд предложил кандидатуру Адлера на пост президента Венского психоаналитического общества, видимо, до того, чтобы уладить имевшиеся между ними разногласия. Однако уже в 1911 году неизбежный разрыв состоялся. Расставание было довольно драматичным. Адлер назвал Фрейда мошенником, а психоанализ - «мерзостью и непристойностью». Фрейд тоже не остался в долгу и охарактеризовал Адлера как «ненормального», «Человека, свихнувшегося на почве собственных амбиций». Во время первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии. Позже он организовал детскую клинику в рамках венской школьной системы. В 20-е годы его социально-психологическая система, которую он сам назвал индивидуальной психологией, привлекла большое число последователей. В 1926 году Адлер совершил несколько визитов в США и через 8 лет получил приглашение занять должность профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Нью-Йорке. Умер он в Шотландии во время одного из напряженных лекционных турне. Индивидуальная психология По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейд полагал, что поведение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожидании вечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот у которого таких ожиданий нет. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей, то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и согласованность личности. В основе его концепции - представление о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самой главной цели, предающей смысл всему существу личности. Такой целью, по его мнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности. Адлер не принимал утверждение Фрейда о том, что только секс составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности (как это было в его собственной жизни). Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Ребенок - заика, при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок - со слабыми конечностями, после интенсивных физических упражнений становиться хорошим атлетом или танцором. Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков - реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановке ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс волей-неволей движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации. Чувство неполноценности может оказывать и положительное воздействие, как на уровне индивида, так и на уровне социума, поскольку именно с ним связано постоянное стремление к превосходству. Однако, если в детские годы в ответ на чувство неполноценности ребенок наталкивается на слишком мягкое, или же напротив излишне жесткое отношение, у него в результате может появиться некое аномальное компенсаторное поведение. Неспособность в достаточной мере компенсировать чувство неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности, что приводит человека к серьезным жизненным проблемам. По Адлеру, борьба человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этом возможны разные способы достижения поставленной цели. Мы по- разному осуществляем эту борьбу, что приводит в итоге к появлению уникальных, характерных только для данного человека методов или форм, которые Адлер назвал стилем жизни. Стиль жизни включает в себя те характерные поведенческие типы или приемы, при помощи которых мы компенсируем свою неполноценность, реальную или мнимую. В нашем примере с ребенком, у которого присутствуют телесные недостатки, такой стиль включил бы в себя занятия спортом, что в итоге должно привести к развитию физической силы и выносливости. Стиль жизни обычно формируется к 4- 5 годам и в дальнейшем с трудом поддается каким-либо изменениям. Он как бы задает рамки для восприятия и упрорядочивания всего доступного жизненного опыта. И вновь мы видим, что Адлер, как и Фрейд, подчеркивает важность раннего периода жизни. Но, в отличие от Фрейда, он настаивает на том, что мы способны сознательно формировать свой стиль жизни - наше собственное Я. Концепция творческой силы Я составляет, безусловно, вершину и кульминацию всей его теории. Адлер высказал предположение, что мы можем сами формировать свою личность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Это творческая сила составляет активный принцип человеческого существования. Ее можно уподобить традиционному понятию души. Мы строим свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладаем благодаря нашей наследственности и влияния окружающей среды. Но именно от нас зависит, как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что собственно, и создает основу нашего стиля жизни. А это значит, что мы способны сознательно влиять на формирование собственной личности и свою судьбу. Адлер считал, что, скорее, мы сами определяем свою судьбу нежели оказываемся объектом воздействия прошлого опыта. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка рождения и личности человека. Он обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий положения в семье обладают различным социальным опытом, и, как следствие имеют разные структуры личности. Старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания - но только до тех пор, пока не появиться следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье. По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший. Ведь младших детей в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Концепция Адлера с пониманием встречена теми, кого не удовлетворял выстраивавшийся во фрейдовской теории образ человека как существа, у которого доминируют сексуальные мотивы, а все самое главное происходит только в детстве. Конечно же, нам куда приятнее считать, что мы в состоянии сознательно контролировать собственное поведение, вне зависимости от генетических ограничений и особенностей детского периода жизни. В целом, Адлер давал удовлетворительный и оптимистичный взгляд на природу человека. Однако и на его долю хватало критиков. Многие психологи считали его построения поверхностными и основанными всего лишь на здравом смысле, хотя другие, напротив, видели в нем проницательного и талантливого теоретика. По мнению Фрейда, система Адлера слишком проста. Для того, чтобы освоить психоанализ может потребоваться целых 2 года, поскольку он довольно сложен, адлеровские же идеи можно «освоить за две недели потому, что здесь нет необходимости знать столь уж много». Адлер немедленно согласился с такой оценкой. Именно в этом все и дело: ему потребовалось 40 лет для того, чтобы сделать свою систему столь простой. Хотя концепция Адлера в целом с большим трудом поддается научному подтверждению, отдельные идеи по поводу роли порядка рождения подверглись серьезному рассмотрению. Например, было показано, что первенцы, как правило, обладают хорошими интеллектуальными способностями и сильной тягой к достижениям. Им также свойственно испытывать беспокойства и тревогу после того, как их отодвигает на второй план следующий ребенок. Дальнейшие исследования подтвердили, что по особенностям раннего детства можно сделать некоторые заключения относительно стиля жизни взрослого человека. Адлер оказал значительное влияние на постфрейдовский психоанализ. Можно сказать, что все работы эго-психологов, ориентировавшихся в большей степени на исследование сознательных, рациональных процессов, нежели бессознательного следуют по пути, проложенному Адлером. Представления о творческой способности Я задавать определенный стиль жизни человека оказало воздействие на теорию Абрахама Маслоу. Акцент, который Адлер делал на социальных факторах, можно проследить в работах необихевиориста Джулиана Роттера. В заключении отметим, что многие идеи Адлера значительно опередили свое время и по-настоящему могут быть оценены лишь на фоне современной психологии.
Содержание 1. Понятие компенсации чувства неполноценности в теории личности А. Адлера 2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера 3. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру 4. Виды личностной компенсации и сферы социализации по А. Адлеру 5. Основные принципы адлерианской психотерапии 6. Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии 7. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности 8. Индивидуальная психология А. Адлера Список использованной литературы Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера Еще, когда Адлер сотрудничал с Фрейдом, он опубликовал монографию “Исследование неполноценности органа и ее психическая компенсация” (почему одно заболевание беспокоит одного человека больше другого и почему одни участки тела болезнь поражает быстрее). Считал что у каждого человека процесс заболевания именно того органа, который был менее развит. Неполноценность органа, т.е. его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них + появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из чувства ощущения собственной психики или социального бессилия. В самом начале своей карьеры, когда еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную “Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации”. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был “неполноценный” от рождения. Так например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективной чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 3855; Нарушение авторского права страницы