Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тип иптуита фантазера, артиста
— Вижу берег очарованный и очарованную даль. Афоризмы чрезмерностей отражают психологические акцентуации. Синий цвет: — Хочешь всем понравиться — проиграешь жизнь; — Будешь сладкий — расклюют. — Слишком добрый — значит, глуп. Зеленый цвет: — Не хвастай, что умный, — встретишь еще более умного. Желтый цвет: — Поспешность уместна при ловле блох. Красный цвет: афоризмы цветокоррекции — Огонь и вода хорошие слуги, но плохие хозяева. — Сон разума рождает чудовищ. — Можешь делать — делай, не можешь сделать — оставь, не трать энергии. — Опыт — суровый учитель. — Каждому карма по силам. — Бог уменьшит ветер стриженому ягненку. — Целься в орла — попадешь в скалу. — Надо возделывать свой сад (Вольтер).
— Надо выковывать дух (Блок). — Надо укротить и облагородить инстинкт. — Привычку не выкидывай сразу в окно, а проводи бережно по лестнице, как милого старого родственника. Восстановление покоя: — Глупец — кто не наслаждается каждым днем жизни. Восстановление мудрости: — Если у тебя нет друга, будь сам себе другом. — Мудрость — увидеть предмет со всех сторон. — Теория суха, мой друг, но зелено вечно живое дерево жизни. — Если у тебя что-то не получается, сделай это по-другому (Гете). Восстановление надежды: — Смеющийся пройдет через железо. Восстановление энергии: — Я проживу этот день так, как если бы он был последним. — Буду властелином своих чувств. — Я сам делаю себе погоду, ведь она —. во мне. Ищите шедевры афористики, используйте мудрость гениев. Живопись глазами арттерапевта (цветовыбор в зеркале пред почтения. шедевров живописи) Живопись — это искусство с помощью видимого сказать о невидимом (Фромантен). Одна картина лучше, чем десять тысяч слов (китайская поговорка) Высоким художественным примером к нашей теме «Цвет и шедевры искусства» могут стать строки Шпенглера из книги «Закат Европы» о восприятии цвета в искусстве разных эпох: «Желтый и красный цвета, тона, преобладающие в античной цивилизации, — это краски переднего плана, цвета материи, толпы, детей. 113 Красный — цвет сексуальности, языка крови. Они соответствуют звучанию медных труб. Синий и зеленый цвета — краски неба, равнины и моря. Они отрицают телесность, глубоко музыкальны, связаны с воздушной перспективой. Синий цвет влечет вдаль, связан с нереальным. Это цвета европейской фаустовской цивилизации, цвета одиночества. Они появляются в масляной живописи, с нарастающей силой появляются у Леонардо, голландцев, великих французов. Можно сравнить голубоватую зелень Ватто и бельканто Моцарта. Коричневый цвет — самый нереальный, его нет в природе, появляется у Джорджоне, звучащий коричневый цвет лучше всего понимал Рембрандт. Его загадочный коричневый тон — цвет души, музыки Бетховена для струнных, коричневое золото музыки Брукнера». В течение десятилетий я собирал репродукции живописи. Лучшие из них я отобрал, и стал предлагать сотням людей выбрать наиболее желанные. Проходили недели, месяцы и годы сеансов арттерапии. Оказалось, что одни картины выбирались часто, а другие — не менее прекрасные произведения - почему-то не оказались желанными, такие картины изымались из работы. Результат этого длительного сурового отбора — около пятидесяти репродукций. Все они могут считаться шедеврами по своей образной выразительности и эмоциональному влиянию. Я использую и фотошедевры. Каждая страна, работы ее великих художников, ведущие художественные стили отражены в этом выборе 1-2 картинами. Преобладают пейзажи. Здесь «Трава» Дюрера (ее можно назвать «Портрет травы» - каждая травинка как самостоятельное существо). Здесь работы Левитана и голландский натюрморт, работы Магритта и Дали, ранний Шагал, воспринимающий мир как бы глазами ребенка. Здесь репродукции Куинджи и Богаевского, Петербург Садовникова и работы Пи Бай Ши, японская графика и мудрый Рерих, Серебрякова, Рафаэль и Фридрих. Есть картины умиротворенные, радостные, напоминающие восприятие мира ребенком. 114 Картины лежат на столе, излучая какую-то добрую энергию. Расскажем о некоторых желанных тысячам людей образах. Шедевр Левитана «Март» — фиолетовые тени от деревьев, весенний воздух, подтаивающий снег на крыше, лошадь, которую звали Дамкой, крыльцо усадьбы Турчаниновых. «Лунная ночь» Левитана висела па камине Чехова, «Озеро» -последняя картина в жизни Левитана: он умер, не закончив ее. В начале работы над этой картиной он хотел назвать ее «Россия», но потом скромно назвал «Озеро». Фантастический пейзаж Чюрлениса из цикла «Сотворение мира» — «Гигантские, как деревья, цветы» был желанен многим, В этой работе Чюрленис хотел показать Сотворение мира — но не нашего, не библейского. Среди желанных картин работы Генералича, талантливого югославского примитивиста, часто выбирался «Рогатый конь» — лесной пейзаж с фантастическими животными. Цй Бай Ши — китайский мастер, писал акварели молниеносно ПО принципу дзен-буддизма, чтобы сохранить живое, непосредственное чувство восхищения природой. «Сирень» Кончаловского также оказалась в этом ряду. Заболоцкий на это полотно отозвался замечательным стихотворением: .... Художник нам изобразил Глубокий обморок сирени И красок звучные ступени На холст как струпья положил. Угадываются качели, Недомалеваны вдали, И в этом сумрачном развале Уже хозяйничает шмель. Сияющая картина Вермеера выбрана по праву - Дали считал его лучшим художником мира. Потом, по пониманию Дали, следовали Рафаэль и Веласкес, а уже за ними — все остальные мастера. Особое влияние картин Вермеера на зрителя я осознал после того, как многие картины стояли у меня в комнате длительное время и я заметил, что их восприятие притуплялось и исчезало впечатление чуда. Это происходило даже с картинами импрессионистов. И только картина Вермеера стояла в моей комнате 3 года, но восприятие ее каждый 115 раз было все таким же ярким, как будто это чудо живописи я увидел впервые. Теперь она — среди картин, желанных многим людям. Здесь же — пронизывающая щемящей красотой ранняя работа Врубеля — «Девочка на фоне персидского ковра», есть и тревожные, волнующие картины: «Небесный бой», «Гости заморские» Рериха завораживают многих. Мистический пейзаж Эль Греко «Гроза над Толедо» — одна из самых поразительных картин мировой живописи. Город похож на кости древних животных, окутан тревожным небом, которое расколото жутким сполохом молний, оно таит мистический религиозный ужас и восторг. Кажется, сейчас небеса разойдутся и предстанет лик Бога. «Пиета» Микеланджело — прекрасное скорбное лицо юной матери Христа, которая смотрит на своего погибшего сына; тревожно волнует работа Дали «Тайная Вечеря». Лицо Христа на картине — это портрет Гарсиа Лорки — друга Дали. Христос и апостолы являются как вечные символы, сквозь них сквозят предметы реального мира. Картина Магритта, где парадоксально сочетается дневной и ночной город, ночь и солнце помогает диагностике нестандартных психологических состояний. Таковы картины, которые остались после многих лет отбора из сотен замечательных репродукций. Выбор шедевров живописи как вариант арттерапии Существует активная арттерапия — человек спонтанно изображает свои чувства и проблемы на бумаге различными изобразительными средствами. Не раз я участвовал в таких сеансах. Можно прекрасно выразить свое внутренне состояние, погрузившись в творческое самовыражение. Однако, человек с достаточно высоким эстетическим чувством оказывается уязвленным и униженным низким художественным качеством своей художественной продукции. Иногда, осматривая комнату, где проходил сеанс арттерапии и проверяя результаты художественных усилий группы, чувствуешь себя как после игры в детском саду. Рассматривая литературу по арттерапии, я убедился, что понятие «арттерапия», созданное в Западной Европе, стало связываться 116 только с активным художественным изобразительным самовыражением. Трудно переоценить значимость такой работы. Однако возникает мысль: как же оказались невостребованными для психотерапии неисчислимые произведения искусства? У меня создалось ощущение, что в этом повинна перенасыщенность европейских стран произведениями искусства. Такие течения искусства, как футуризм, дадаизм и другие, в свою концепцию вводили жесткую критику искусства предыдущих эпох как отживших, омертвевших, устаревших. Возник интерес к примитивному искусству, художественному творчеству детей, творчеству душевнобольных. Все это уводило от использования классического искусства. Главное достоинство распространенной арттерапии — в личностном творческом воплощении эмоциональной жизни, слабость — в зачастую жалком художественном уровне. Существующая система арттерапии может быть дополнена другой системой — использования шедевров искусства. Она дает два преимущества: 1) возможность использовать художественную мощь и совершенство шедевров искусства; 2) человек выбирает интуитивно близкое ему произведение. Так он связывает свое внутреннее состояние с картиной, и она помогает ему. Мы сочетаем главное достоинство распространенной арттерапии — личностное интуитивное включение — с высоким эстетическим уровнем живописи. Пациент осматривает многообразие картин, желанных многим, и выбирает одну. Если бы он был художником, он нарисовал бы именно эту картину. И она сняла бы его проблемы. Выбранная человеком картина — окно в его внутренний мир, образ его желаний и творческих установок. Для музыкотерапевта это образ будущего сеанса — надо превратить картину в музыку. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы