Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Системное обобщение принципов и методик выбора



картин и животных " Маска" и «Зеркало» Метод " 3ерксло" (выбор картины) Метод " Маска" (выбор изображения животного)

1. Многолетняя практика позволила получить уникальный на­бор картин и изображений животных, выбранных сотнями людей. Картины несли мощную эстетическую и эмоциональную ауру, жи­вотные отличались яркой эмоциональной характерностью.

Испытуемым предлагали указать наиболее приятные, а также наименее приятные картины и изображения животных.

2. Выбор картины и животного становился психологической диагностикой.

Выбранное животное оказывается интуитивным автопортретом, тогда как выбранная картина часто отражает ситуацию.

3. Желанные картины и животные отражают ситуации и самовосп­риятие человека в последние дни, это проблемы и резервы человека.

4. Нежеланные картины и животные отражают проблемы чело­века, возникшие у него в течение последних месяцев.

5. Образный выбор при цветопредпочтении. Многолетний опыт позволил узнать, какие животные и картины

оказались желанны людям, выбравшим тот или иной цвет (такой выбор наблюдался не всегда, но достаточно часто). Выбранные образы дополняют цветовую диагностику.

Теперь перед нами яркие образы 8 цветовых состояний человека.

1) Черный цвет сумрачный лик львицы.

2) Серый цвет необычайно часто выбирался образ спящих животных. Это поразительное образное воплощение программы данного цвета (оставьте меня в покое, я закрылся, Я СПЛЮ) до­полняет словесные портреты Клара.

3) Коричневый цветовыбор часто совпадал с выбором печально поникшего пса-бассета, которого называют «нищий у дороги».

4) Фиолетовый мечтательный львенок и бабочка. Оба этих образа поэтичны — не забудем, что фиолетовый создан из синего и красного цвета. Поэтому образ львенка сочетает нежность и будущую силу.

5) Тюленчик оказался образом покоя, доброты, связи с водой, милой слабости синего цветоиредпочтения.

6) Выбор волка не менее ярко отразил мудрость, силу воли связанную с зеленым цветовыбором.

7) Жизнерадостный дельфин, резвящийся в океане, стал сим­волом желтого цветовыбора.

8) Могучих, полных огня и энергии собак или мчащуюся ло­шадь выбирали те, кто предпочел красный цвет.

Выбор картин также выявил образы, связанные с цветовым пред­почтением. Их можно считать за архетипические или близкие к ним.

1) Черный и серый цветовыбор отличились предпочтением лика с закрытыми глазами («Пиета» Микеланджело, картина Шев­ченко — «Портрет с закрытыми глазами».) Образы черного и серого цвета похожи (закрытые глаза), они говорят нам: «Я не здесь, а в мире своих проблем».

2) Фиолетовый и коричневый изображение луны (Левитан и Куинджи).

3) Синий — небо и вода (Куинджи), зеленый лес (Левитан).

4) Желтый и красный солнечный «Март» Левитана, карти­ны — где много солнца (Жуковский — комната залитая потоками света, красного цвета).

Это архетипические образы нашего микрокосмоса — ночь и день, солнце и луна, земля, вода, небо.

1) Образы полностью совпадают с тем, что мы узнали о цве­товых программах.

2) Левитан и Куинджи — создали архетипические образы рус­ского подсознания.

3) Видна близость образов некоторых пар цветов.

134

 

Предпочтение образа луны у лиц с коричневым и фиоле­товым цветовыбором стало понятно, когда были найдены му­зыкальные предпочтения такого цветовыбора. Оказалось, что это программы: «Я вспоминаю, я представляю. (Я не здесь, а в подлунном мире памяти или воображения)». Это напоминает систему ЛНП: глаза уходят вверх влево — я вспоминаю, вверх вправо — я представляю.

При анализе 10 тысяч наблюдений выплыли главные архети-пичные образы цветовыбора: ночь, день, солнце, луна, земля, лес, вода, небо, — это символы нашего ближнего космоса.

Мы имеем 4 эмоциональных мира:

1) Мир трагических проработок — черный, серый цветовыбор людей трагического лика;

2) Мир воспоминания и мечты фиолетового и коричневого цветовыбора людей луны (вспоминающие и мечтатели);

3) Реальный мир синего и зеленого — цветовыбор людей земли и воды, людей реальных эмоций;

4) Мир оптимизма и энтузиазма — предпочтения красного и желтого цвета, людей солнца — страстных энергетиков.

6. На выбранной картине надо показать точку, где человеку комфортно, это позволяет глубже воспринять внутренний мир человека.

7. Выбранному животному надо дать эмоциональную харак­теристику.

Часто она оказывается самохарактеристикой. (Оценки желанности и зоологические признаки не нужны — не говорите, что это собачка, я сам вижу, что это не кошечка, не говорите, что она милая, — иначе бы вы ее не выбрали.)

8. Следует знать принцип слепого пятна — выбравшие картины и животных не видят, что это отчасти их самохарактеристика, хотя это заметно окружающим.

9. Признаки тревожности:

1) Работа с диагностическими образами для выявления тревожности.

Выбранные человеком образы можно оценить по двум критериям:

— тревожен — или не тревожен;

— энергичен — или не энергичен.

135

лица.

Женщина выбирает как отрицаемые ряд изображений, и все они несут образ мужской агрессии. Оказалось, что она перенесла насилие. Это воспоминание заставляет ее страдать.

2) Выявление парадоксального состояния.

Если тревожные картины или изображения животных воспри­нимаются как гармоничные, спокойные — это проявление тревож­ности и феномена парадокса.

Искажение адекватной психологической реакции обнаружил русский физиолог Введенский. При измененном состоянии нервной системы (парабозе) отмечается:

— уравнительная фаза — когда сильные и равные воздействия вызывают равный эффект;

— парадоксальная фаза — когда сильное раздражение вызывает слабый эффект, а слабое раздражение вызывает сильную реакцию.

Ярким знаком тревожности является феномен парадокса па­циент оценивает тревожную картину или животное, но не видит очевидного.

Страшная, перекошенная гневом обезьяна кажется молодой женщине веселой. Это знак напряженности. Личная беседа выяви­ла — любимый молодой человек не хочет жениться, не хочет, чтобы она сохранила ребенка.

Перед нами повторение феномена слепого пятна — человек не видит, что похож на выбранное животное, не видит его очевидных негативных черт — тревожности, агрессивности. Возможно, у него самого есть эти черты.

3) Если человек не выбрал тревожных образов, можно показать заведомо тревожные образы и попросить оценить, тревожны или спокойны эти изображения.

4) Предлагается дать оценку животному с неопределенным эмоциональным состоянием.

— Веселое или грустное это животное? — спрашиваете Вы. Ответ пациента отражает его внутреннее состояние.

5) Можно предъявить картины и животных разного типа (энергич­ные, спокойные, умеренно тревожные, трагические, агрессивные хищни­ки, мягкохарактерные существа), предложить оценить по 10-балльной системе — характеризовать эмоциональное состояние образа.

6) Сопоставление архетипических картин и животных с цветовыбором.

8 архетипических картин и животных можно расположить по желанное™ и сопоставить с тестом Люшера.

Мы получаем дополнительные сведения о человеке.

Если эти образы совпали с цветовыбором, мы получаем зримый образ цветовых психологических программ.

Если цветовыбор тревожен, а желанные образы гармоничны, спокойны — у человека есть резервы, началась гармонизация.

Если цветовыбор гармоничен, а желанные картины и животные тревожны — возможно, в памяти сохраняются тревожные образы скрытых проблем.

10. Определение типа восприятия мира.

Если преобладает выбор фотографий — человек более реа­листичен.

Преимущественный выбор картин говорит о преобладании символического восприятия.

И. Тень Юнга. Как узнать недостатки и проблемы человека.

Достаточно попросить кого-то спонтанно оценить выбранное че­ловеком животное. Иногда оценивающий подсознательно подмечает особенности, недостатки и проблемы человека, сделавшего выбор.

12. Метод позволяет не только подстроиться к пациенту, но также узнать восприятие пациентом своего психотерапевта.

(Если симпатичное Вам животное желанно пациенту — у Вас есть нечто общее, и сеанс психотерапии с большей вероятностью будет удачным).

Арттерапия

13. Метод Дюрера — человек идентифицирует себя с элемен­том картины «Трава» Дюрера. Это характеризует его самооценку и отношение к миру в мире.

14. Спонтанный выбор картины имеет аналогию с созданием художником ценного художественно образа, помогающего решить свои проблемы.

15. Погружение в образы, выбранные пациентом, их обсуждение позволяет глубоко проработать проблемы, изменить отношение к ним.

16. Желанные картины и желанные животные позволяют оце­нить резервы пациента.

137

Выбор отрицательных картин и животных позволяет узнать проблемы. Все это полезно обсудить с пациентом. Желательно не навязывать ему своих оценок, а внимательно выслушать его.

17. Метод Кулешова, Куросавы, Дали, Магритта. Талантливый фотомастер Кулешов обнаружил, что наложение

изображений резко меняет их эмоциональное воздействие. Фото артиста Мозжухина сочеталось с разным фоном — с обнаженной женщиной, с гробом, с праздничным столом, и каждый раз казалось, что меняется его эмоциональный облик.

Метод Куросавы: мысленно проникнуть в картины — войти в одну выбранную картину, а выйти в другую.

В своем фильме «Сны» Куросава входит в картину Ван Гога, встречает самого художника, выходит из мира художника через другую картину.

Художник Магритт изобразил человека, в грудной клетке ко­торого находится большая клетка с птицей. Так он символически изобразил его душу.

Художник Сальвадор Дали накладывал изображение носорога на картину Вермеера, добиваясь новых образных эффектов.

Наложение выбранных пациентом изображений животных и картин производит мощное психологическое воздействие.

Сочетания несут неожиданные образы, напоминающие карти­ны сюрреалистов и коллажи Параджанова, который умел создавать незабываемые образы из сочетания различных материалов.

18. Делая аппликацию — наложение желанных картин на от­рицаемые изображения, мы символически гасим проблемы резер­вными образами.

Часто возникает образная подсказка решения проблем.

Отрицаемые картины гасим положительными животными, возникает понимание, инсайт, катарсис. Отрицаемые животные гармонизируются в мире принимаемых картин.

Потрясение и мощная эмоциональная проработка иногда по­могает пациенту.

Живые лица

Наложение, картины и животного впервые осуществил мальчик, стра­дающий заиканием и страхами. Он создал сюрреалистический шедевр.

Наиболее тягостной картиной для него оказалось лицо жен­щины работы Модильяни на этом лице не было глаз, а какие-то 138

две дыры в неведомый космос. Наиболее неприятным животным он считал трагический лик тигрицы. Мальчик соединил эти два обра­за, наложив их. Получился образ страха, который мог потрясти и взрослых людей.

Пожилой пациент соединил два отрицаемых образа — змею и картину с огромным желтым солнцем.

Аппликация этих образов — змея вместо солнца — создала образ страха смерти. Пациенту было за 60 лет, и эта тема — главный страх всего человечества — не была ему далекой. Он выбрал двух энергичных животных — отважного волка и тигра, который с муд­рым ожесточением смотрел на зрителя.

Пациент мужественно преодолевал трудности и реализовал свои идеи. Он выбрал бабочку, которую связал с неким набоковским символом эстетичности, а выбранным животным оказался морской котик — его седая голова и простодушно растерянная физиономия отразили возрастные проблемы пациента.

По словам мужчины у него было два хронических заболевания — возраст и безденежье.

Наложение положительных животных на трагические отрицае­мые картины сняло напряженность. Пациент чувствовал облегчение. Змея символ смерти, и солнце — символ жизни слились в мощный образ. Пациент осознал свои страхи смерти и отнесся к ним фило­софски. Кроме того, он вспомнил, что змея — символ года рождения его матери.

Работа с картинами и животными оказалась мощной психоте­рапией, снявшей страх смерти. Это напоминает снятие симптома в системе НЛП когда якоря, поставленные на хорошие и плохие воспоминания одновременно, оказывают мгновенный психотерапев­тический эффект.

'ЦКайнаврем.ени в выборе картин.

Предпочитаемые картины и животные отражают дни. Интуитивный счет времени подсознание производит от часа постановки методики.

Отрицаемые картины и животные отражают месяцы. Счет времени подсознание производит от дня постановки методики.

Наблюдение

Если 5-е предпочитаемое животное или картина тревожны — возможно, 5 дней назад была стрессовая ситуация.

139

Если 3-я отрицаемая картина радостна — это говорит о тревож­ных проблемах 3 месяца назад. И я призываю читателя:

— Возьми на вооружение этот метод.

— Собирай выразительные эмоциональные образы животных и прекрасные картины.

— Предлагай их сотням людей.

— Находи наиболее значимые изображения.

— Подмечай, кто и какие образы выбирает.

— Используй для решения психологических проблем.

— Находи новые возможности метода. Успеха тебе, читатель!

Сеанс музыкотерапии

Сведения о ллузыкотерапии

1, Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Еще в Библии мы видим страдающего от психического недуга царя Саула и по­могающего ему игрой на арфе Давида. Лечение музыкой отличало древние цивилизации Греции и Китая.

Пифагор, Аристотель и Платон считали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной и способна восстановить нару­шенную гармонию в человеческом теле.

Аристотель полагал, что музыка — средство не только лечения, но и очищения души. Музыка мощно действовала на человека, ее применяли с лечебной целью в психиатрии — в XIX веке психиатр Эскироль ввел лечение музыкой в медицинскую практику.

В носледние десятилетия музыкотерапия находит сторонников в таких странах, как Англия, Америка, Голландия, Германия.

Она пришла в клиники и больницы, стала самостоятельной ветвью психотерапии благодаря могущественному действию на подсознание человека.

Здоровому человеку музыка доставляет наслаждение и радость, для заболевшего — она может стать средством излечения.

В XX веке музыканты после I и II мировых войн шли в госпи­тали помочь ветеранам войны, страдающим от физических и эмоци-ональтных травм. В 1944 году возникла первая программа музыкоте­рапии, а в 1950 году создана Ассоциация музыкотерапии в Америке.

140

Существуют центры музыкотерапии в Канаде, Германии, Англии. Специалист обучается 5 лет — он должен знать психологию, меди­цину и музыку. Существует много журналов по музыкотерапии.

В европейских странах и Америке музыкотерапия используется в психиатрических лечебницах, центрах реабилитации, больницах, клиниках, лечебных центрах, центрах помощи людям с проблемами, центрах помощи людям с церебральной патологией, зависимостью от лекарств и алкоголя, домах престарелых, хосписах, школах.

Показания к музыкотерапии:

— фукциональные заболевания нервной системы, неврозы, тре­вожность, заикание, энурез;

— психологическтие и эмоциональные проблемы;

— заболевания, имеющие психосоматический компонент (язвен­ная болезнь, астма, гипертоническая болезнь, сексопатология).

Абсолютных противопоказаний нет.

Относительные — острые состояния.

По существу, нет такого заболевания и болезненного состояния, где была бы излишней помощь музыкотерапии.

Специально подобранная музыка звучит в больницах во время операций, в послеоперационных палатах, в реанимации, снимая психологическое напряжение.

Муыкотерапия в госпиталях помогает бороться с болями, на­ладить нарушенный сон, снимает депрессию, страхи и сомнения, дает покой и расслабление, может повысить настроение и помочь по принципу, воплощенному в афоризме Наполеона:

В армии победителей раны заживают быстрее. Музыкотерапия помогала более быстрому возвращению речи

у больных после инсульта, возвращению памяти при тяжелых по­ражениях мозга.

С помощью музыки снимались боли и депрессии при родах, имеются данные об успокаивающем и обезболивающем действии музыкотерапии в хирургии.

Немецкие музыкотерапевты используют классическую музыку для лечения различных заболеваний (язвенная болезнь, болезни сердца).

Английский врач Деминг установил, что добавление к обычно­му лечению прослушивания музыки Бетховена и Моцарта помогало улучшению и рубцеванию язвы.

141

В больницах Голландии изучили помощь музыки в лечении болезней сердца.

В домах престарелых музыка оживляет эмоции пациентов, спа­сая от уныния, давая силы для жизни.

Исследования американских и чешских ученых показали, что пожилые люди с глубоким поражением интеллекта, забывшие свое имя, преображаются, услышав музыку своей молодости, — к ним возвращается память и гармоническое восприятие мира.

Приобщение к искусству помогает в психиатрии — музыкоте­рапия растворяет напряженность, помогает контролю за чувствами, улучшает контакт с людьми.

Существует аналитическая музыкотерапия, помогающая в ле­чении психозов, неврозов, функциональных нарушений.

Врач-психоаналитик судит о внутреннем мире пациента по его самовыражению в музыке — различные психологические и эмоци­ональные состояния пациента спонтанно и легко выражаются в музыке с помощью голоса или инструмента. Пациент раскрепоща­ется, выражая свое эмоциональное состояние, разрешает конфликт, достигая душевного равновесия.

Специальную программу для помощи детям с проблемами со­здал выдающийся немецкий композитор Карл Орф.

В нашем городе возник центр, созданный американским му-зыкотерапевтом Витенбергом. Музыкотерапия для отсталых и больных детей — это импровизация с ребенком на инструментах, совместное музицирование гармонизирует ребенка, помогает кон­такту, снятию напряженности.

Есть музыкотерапия для здоровых — она может снять стресс, помочь расслаблению, дать энергию для деятельности, гармонизи­ровать чувства, отношения с людьми.

Музыка используется для воздействия на беременных - она способна не только снять напряженность у будущих матерей, но и способствовать большей одаренности детей. Дети, матери которых слушали музыку во время беременности, опережают в развитии своих сверстников. Если в палате для недоношенных детей звучит музыка, они значительно быстрее прибавляют в весе. Английские специалисты для лучшего сна новорожденных применили запись ритмического шума сердцебиения матери — такая колыбельная музыка помогает уснуть не только детям, но и взрослым.

142

В школах используется специальная программа — музыка может оживить творческие способности, помочь обучению. Американская школа музыкотерапии расценивает музыку как дополнительное средство психотерапии. Педагоги опираются на значительный экс­периментальный опыт с психофизиологическим тестированием.

Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятель­ным методом влияния на подсознание.

Музыкотерапевтическая практика может быть разделена на два течения. Музыкотерапия бывает пассивная, когда слушают предложенную музыку, и активная, когда пациент включается в музицирование.

Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку. Замечательное воздействие оказывает музыка Моцарта. Использует­ся медитативная музыка, звуки природы — записи пения птиц, шума волн, голосов китов, журчания ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направленной на эмоциональную активацию пациента, она воплощает эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис, ее целью может быть состояние релаксации.

Британские музыкотерапевты убедились, что активная музы­котерапия помогала в работе с детьми с отставанием в развитии и с нарушением слуха и речи.

На симпозиуме по арттерапии музыкотерапевт из Америки представила кассету, где сначала были слышны трагические выкри­ки — кричал слепой негритенок, музыкотерапевт пыталась помочь, играя народные мелодии на рояле.

Следующая запись через два месяца также содержала звуки музыки и выкрики больного ребенка, но в них появилось нечто гармоничное.

На последней записи, сделанной через месяцы занятий, звучал голос мальчика — теперь он исполнял мелодию слепого музыканта Стива Уайльдера.

Одним из первых музыкотерапевтов нашей страны является композитор и ученый А. Г. Юсфин. Ему удавалось снять приступ астмы у ребенка, меняя ритм музыки от тревожно задыхающегося, как у страдающего астматическим приступом ребенка, до более спо­койного. Таким же ровным становилось дыхание ребенка.

Он обнаружил, что мелодии, сыгранные беременной женщине, после рождения ребенок узнает и особо выделяет.

143

Специалисты по музыкотерапии отрицают два распростра­ненных предрассудка. Один из них состоит в том, что для успеха музыкотерапии от пациента требуются специальные музыкальные способности. Другое — о преимуществе одного метода музыкотера­пии перед другими. Оба эти положения неверны.

Музыка использовалась в медицине Китая уже много веков назад. Музыкотерапия Китая — проявление гениальности древней цивилизации. Музыка была неотъемлемой частью жизни, философ­ской и религиозной картины мира на протяжении тысячелетий.

Философия Китая связывает музыку и здоровье на основе теории Инь-Янь и 5 элементов, задача врача выявить энергетические диспропорции и восстановить равновесие, соответствуя теории 5 элементов, музыка может лечить, влиять на работу различных органов, воплощая связанные с ними эмоции.

Каждому элементу по концепции 5 элементов соответствует тон и инструмент.

Есть уникальный документ, созданный во II веке до новой эры, в нем ставится диагноз по восприятию инструмента:

пациент боится звука дерева, а не звука колокола, — врач делает вывод о блокаде энергии в меридиане желудка.

В начале XX века начато изучение действия музыки на человека. Одним из первых был Бехтерев, отметивший воздействие ритма.

Механизмы воздействия музыки сложны — она воздействует на различных уровнях.

Существует воздействие на уровне сознания в виде образов. Музыка вызывает эмоциональный ответ.

Существует физиологический тип реакции на уровне органов (изменения в центральной нервной системе, в железах внутренней секреции, в органах и системах). Обнаружено также воздействие музыки на тканевом, клеточном уровне.

Действующие факторы музыки изучены в психологических и физиологических методиках.


Поделиться:



Популярное:

  1. XXVII. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
  2. Анализ способа выбора детьми направления занятий, по мнению педагогов-организаторов
  3. Беседа по прочитанному; обобщение
  4. Билет 15 Проблема выбора метода обучения
  5. Ближайшим основанием кризиса юности является соотнесение идеального представления о профессии и реальной профессии, необходимость действенного подтверждением профессионального выбора.
  6. Вал выбора передачи в сборе.
  7. ВИДЫ ПРИНЦИПОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  8. Влияние инфантильного выбора объекта
  9. Вопрос 1.5 Товарная политика как совокупность действий, методов и принципов по обеспечению мер по формированию и управлению ассортиментом товаров
  10. Вопрос: 32 Теория выбора стиля руководства
  11. Выбор метода получения заготовки: экономическое обоснование выбора заготовки
  12. Границы производственных возможностей. Проблема выбора. Альтернативная стоимость. Закон возрастания альтернативных (вмененных) затрат


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь