Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Об изобразимости Воскресения Христова ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Неоднократно в Церкви возникали разногласия по поводу того, как должен изображаться на иконе тот или иной праздник, тот или иной святой, то или иное богочеловеческое понятие. Вызывают разномыслие и различные, принятые в церковном обиходе, иконы Воскресения Христова. Возник и продолжает возникать вопрос о том, какие именно иконы Воскресения Христова правильно выражают смысл священного события, и какие иконы являются менее совершенными и желательными. Какие, наконец, вовсе недопустимы для поклонения и почитания как ложные, совершенно искажающие смысл события праздника и уводящие сознание верующих на темные тропы лживых образов, чувств и представлений, препятствуя постижению события, будучи непреодолимой преградой к нему, а не дверью, вводящей в светлый чертог церковного торжества. Одно из мнений высказано было с большой определенностью Л. Успенским. Он полагает, что Воскресение Христово является Таинством совершенно неведомым и непостижимым и не может быть изображено, ибо таким образом умалялась бы сама таинственная природа события. Единственно приличествующим изображением Воскресения Христова является изображение Жен Мироносиц у Гроба. На этой иконе изображены жены, приносящие миро на гроб Спасителя и удостоверяемые Ангелом о Воскресении Христа. Перед женами изображается опустевший гроб Спасителя с оставленными пеленами и отдельно лежащим святым платом. Ангел в белоснежных одеждах, восседающий на отваленном камне гробницы, возвещает женам радостную весть. Иногда изображается не один, а два Ангела. На основании евангельских повествований, Ангел или Ангелы являются первыми свидетелями и очевидцами Воскресения Христова, надо думать, первыми собеседниками Спасителя после его воскресения.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима. Спаситель изображен сходящим в преисподнюю, окруженный сиянием, пронизанный лучами, небесными кругами (мандрола), - знаменующими Его божественное достоинство и славу. Спаситель на этой иконе является как бы солнцем, сошедшим в преисподнюю. Все в Спасителе исполнено стремительного движения. Край одежды развевается и приподнят ветром, знаменуя молниеносность сошествия Спасителя во ад. Ноги Спасителя попирают сокрушенные врата ада, сорванные с заклепов и простертые крестообразно над бездной, в которую низвергнуты ад и смерть. В левой руке Спаситель держит крест, который и является здесь оружием победы над смертью, как бы копьем в руке воина. Правая рука протянута Адаму. Спаситель своей рукой крепко обхватывает руку Адама и с силой вырывает его, совершенно обессиленного, из смертного сна. Левая рука Адама бессильно покоится в руке Христа. В движении правой руки уже заметно самостоятельное движение Адама к Спасителю, она молитвенно раскрыта и протянута ко Христу. В этом противоречивом движении рук Адама приоткрывается таинственное оживотворение человека Воскресением Христовым. Полное бессилие смерти и возникающее внутреннее нерасторжимое тяготение человека к Богу. В чертах лика Адама также борются смертельная изможденность и радость вновь видеть своего Создателя. По другую сторону бездны Ева простирает закрытые краем одежды руки ко Христу, стоя на коленях. По правую руку Христа мы видим сонм пророков во главе с Предтечей. По левую руку Спасителя, со стороны Евы, - сонм праотцов. Горы, в верхней части, сужаясь и сходясь друг к другу, образуют вход в преисподнюю. Над ними два Ангела, вносящие орудия страстей: крест, трость с губкой, наполненной уксусом и желчью, и копье.
" И почи Бог в седьмой день"
В этой замечательной иконе все наполнено глубокой и таинственной прозрачностью: и богатство легчайших зеленоватых оттенков, положенных плавно, и движение основных линий, и распределение изображений, как бы сведенных к самой середине иконы, и очень простой, несколько геометрический ее характер. Все в этом образе дышит беспредельной небесной высотой. Созерцательной высотой овеян сам замысел иконы, в котором иконописец, создавший этот образ, выразил почивание Господа Саваофа, отдохновение его от дел творения мира. И в этом почивании, в пророческих снах провидения - искупление мира, воплощение Бога Слова, пребывание Эммануила, Сущаго от века, в недрах Отчих, в недрах Божией Матери. Икона имеет такое строение: самую середину ее занимают небесные круги, их два, и средний круг, или сфера, как бы небо небес, и заключает в себе основной замысле иконописца. Почти посредине, несколько справа, изображен одр. На одре, в сияющих белых одеждах, изображен почивающий Бог Отец в образе Старца с белоснежными длинными волосами и бородой. Положение тела и головы исполнены глубокого покоя седьмого дня, отдохновение от шестоднева - от труда сотворения вселенной. Весь внутренний небесный круг полон исполненных легчайшей и светлой прозеленью Херувимов, окружающих одр. Все пространство сферы заполнено движением херувимских крыльев, и это обилие мерцающих крыльев усиливает впечатление покоя и сна. Но Бог Отец не изображен погруженным в полный покой. Глава его приподнята, глаза открыты и обращены к Божией Матери, изображенной с левой стороны внутреннего небесного круга. Божия Матерь изображена с воздетыми руками и со Спасителем Эммануилом на груди, окруженным небесной сферой. Над главой Божией Матери осеняющий крыльями Спасителя и Приснодеву пламенный Херувим. Над изображением Божией Матери и Господа Саваофа, над этим внутренним небом, изображен воевода небесных сил, - Архангел Михаил со сферой в левой руке. Все три небесных круга вписаны в звезду, составленную из двух четырехугольников, как бы наложенных один на другой. Такая звезда является образом Отеческой славы, венцом Господа Саваофа, и неизменно окружает главу Бога Отца. В самой верхней части иконы изображена Святая Троица, написанная вся только прозеленью. Троица здесь знаменует Великий Совет Пресвятой Троицы - совещание о сотворении мира. Изображение Троицы - это уже не явление Ее Аврааму и Сарре, но совещание Трех Ангелов Великого Совета о сотворении мира и о спасительном воссоздании искупительной жертвой воплощающегося Бога Слова. Ниже изображен уготованный престол, на котором будет принесена Бескровная Жертва. Близ четырех углов иконы помещены, заключенные в круги, четыре Евангелиста, возвещающие спасение четырем концам вселенной.
Иконы Матери Божьей
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах -не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы. Но выражение благодатного присутствия в Церкви и спасительного действия в мире, например, благословляющее изображение Бога Саваофа, - мы видим во множестве икон. Наиболее характерной иконой такого рода можно признать чудотворный образ Курской Коренной Божией Матери - " Знамение", где Бог Саваоф, окруженный пророками, благословляет Матерь с Предвечным Младенцем Эммануилом. В этой иконе есть известное своеобразие. Здесь сонм пророков обращен не к Матери Божией и ПреДвечному Младенцу Эммануилу, как обычно бывает в пророческом чине иконостаса, но к Богу Саваофу. И тут мы видим Бога Отца, преподающего благословение двумя руками с одинаковым сложением перстов правой и левой руки. Благословляет Господь Саваоф и Божию Матерь с воздетыми в молении руками, и Эммануила, и пророков, склоненных к Нему. В этой иконе останавливает внимание иконографическое ее содержание. Божия Матерь " Знамение" с Младенцем Эммануилом в небесном круге на Ее груди, помещается в середине пророческого ряда в уставном иконостасе, а Бог Отец, благословляющий двумя руками, является неполным изображением " Отечества" - иконы, которая помещается в иконостасе в среднем чине праотцов, прямо над образом Божией Матери " Знамение". На одной стороне, по правую руку Бога Отца, царь Давид во главе пророческого ряда, на другой стороне - царь Соломон. Подобная же икона была явлена уже в наше время. Эта икона тоже чудотворная, " Державной Божией Матери", или, как она называлась первоначально, " Божия Матерь Коломенская". И здесь Бог Отец благословляет Божию Матерь, сидящую на престоле с Младенцем Спасителем на руках. Верхнее облачение Божией Матери ярко-красного цвета, на главе венец, в правой руке Царица Небесная держит скипетр, левой держит Младенца. Спаситель в белом одеянии правой рукой благословляет державу, левой держит свиток. На заднем плане изображено небо, покрытое темной, почти черной, грозовой тучей. В верхней части иконы, над самой главой Божией Матери, тучи разрываются, слагаясь венцом и открывая темносинее ночное небо. В этом бездонном небе изображен Бог Отец с простертыми в благословении руками. В благословении простерта не только правая рука, но обе руки, так же, как в иконах " Отечество". Так почти всегда изображается на иконах благословение Бога Отца, благословение, подобное тому, каким благословляли ветхозаветные патриархи, каким благословляет архиерей на богослужении, ибо в таком благословении выражается благодать Отечества, оно соответствует самой отеческой природе первой ипостаси - в этом вся сила.
Празднование Всем святым
Первое воскресение после Пятидесятницы посвящено празднованию Всем святым Церкви. Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов. В праздновании Всем святым раскрывается и обнаруживается до конца смысл Пятидесятницы, самое устроение Церкви Духом Святым. Полнота славы, чистота огненосных одежд Духа, в которую облачается вся Церковь Христова, - не какая-либо избранная ее часть, но вся она, во всей полноте, во всем своем неисчислимом многообразии, что и есть исполнение пророчества Иоиля: " В последние времена, говорит Господь, изолью Духа Моего на всякую плоть..." Думается, что установление Церкви праздника Всех Святых вслед за отданием праздника Троицы стоит в неразрывной смысловой связи с самим праздником Сошествия Святого Духа, и трудно представить себе праздник Пятидесятницы без последующего, как бы завершающего праздника Всем святым. Можно ли представить себе, чтобы в этом празднике Матерь Божия не имела участия? Была бы лишена Своего места Та, которая возглавляет неисчислимую семью святых, в том числе и апостолов. Думается, изображение Матери Божией является уместным в празднике, в котором прославляется вся Церковь. По крайней мере, в Церкви живет неустанная потребность Ее присутствия. Думается, тут человеческий род получил чистейшие одеяния Духа Святого. В этом смысле благодать Духа Святого, освятившая человеческий род, исцелила и непроходимый ров, ископанный грехом, разобщивший и отделивший ангельский собор от человеческого рода. Скорбь по утраченному единству наполняет всю историю человечества. Недостижимость и неприступность ангельского мира для людей является для человеческого ума никогда не заживающей раной. И ангельский собор безмерно человеколюбив, исполнен неиссякаемой любви и заботы о человеческом роде. Полностью вернуть человека ангельскому лику может только святость, только полнота пребывания во Святом Духе, и в этом смысле в Пятидесятнице залог исцеления. Праздник Пятидесятницы обращен к человеческому роду, но по значению своему он исцеляет древнюю рану отпадения человека от ангельского мира, сопрягает изволением Духа Святого земное с небесным.
Стихира о добром пастыре
" Христос восприим на рамо заблудшее горохщное овча, ко Отцу приинесет и с небесными совокупит силами." Под заблудшей овцой Церковь всегда разумела падший человеческий род. Под Добрым Пастырем - Христа, воплотившееся Слово Божие, понесшее на Себе человечество, - все естество человеческое. Как пастырь взял в руки заблудшую овцу и тем приблизил ее к себе более других овец, не рассеявшихся и не заблудившихся, и приблизил не рад и ее особого достоинства, но потому, что иначе не могла она быть возвращена стаду, не могла быть спасена. Какому же стаду возвращена овца? Стихира говорит: " с небесными совокупит силами". То есть в действии спасительного Промысла Божия о человеческом роде исцеляется не только отпадение человека от божественной благодати, но и страшное отпадение его от среды Ангелов, раздрание грехом безгранично благого союза лика Ангелов и человеческого рода, раздрание союза, без которого даже невозможно представить себе жизнь Будущего Века. Это отпадение человека от Ангелов стало раной, поразившей мир, и полное исцеление этой раны дано только в обетовании. Обетование - это жизнь Будущего Века. И в жизни, которая протекает еще во времени, которая не исполнилась еще всей полнотой будущей славы, эта боль разобщения с ликом Ангелов действует в нас и, думается, и не должна прекратиться, потому что не может человеческий род безучастно перенести это разобщение и не может забыть, что призван быть в бесконечной близости к миру Ангелов. Боль разобщения, лишение полной и совершенной близости к Ангелам, несет в жизнь человечества и нечто целительное, некоторое созидательное движение, живое дуновение, которое охватывает все человеческие устремления после отпадения первого человека. Там, где эта боль прекращается, где человеческое сознание начинает обособляться, ищет отвергнуться от мира Ангелов, утвердиться в своей независимости, там, и это так несомненно, человек лишается полноты своего достоинства, обезображивается, как бы умирает наполовину. Все усилия, вся сознательная деятельность человека становятся плоскими, неполными, непоправимо обесславленными. И думается, в самой основе этой неполноты лежит порочное обособление человека в отношении к ангельскому миру, потому что предвечное и совершенно непреложное смотрение Божие состоит в том, чтобы человеческий род был совершенно неразлучен с ликом Ангелов, стремился к близости с ними и не находил покоя в своем глубоком обособлении от мира Ангелов, в обособлении, порожденном грехом и только грехом, отнюдь не различием природы, которая определяет различие свойств ангельского и человеческого мира, но не является средостением между ними.
Иисус Христос Ветхий Денми
Быть может, следует вернуться к образу " Отечество". Видимо, образ этот, задуманный как образ предвечного рождения Сына от Отца, сразу же, в силу некоторой внутренней необходимости, превращается в образ Святой Троицы. И Троица эта не полна, не совершенна, самое иконографическое строение ее является неудобоносимым бременем. Основное стремление этого образа есть изображение Троицы, уходящей в свои недра. Во всем изображении господствует величественный образ Отца. Сын, изображенный в образе Эммануила, расположен как бы в недрах Отца. Дух Святой в образе голубя бесконечно умален образом Своим перед образом Сына и Отца. Он изображен окруженный мандролой в чреве Сына, со сложенными крыльями, или парящим, или иногда как бы вылетающим из чрева Эммануила. Получается бесконечно отягощающее движение внутрь. Образ Троицы, так изображенный, величественный и.торжественный, скрывает, думается, в самой основе неисправимую неправильность, он стремится и не может сопрячься с богослужебным строем Церкви и с внутренним движением молитвы, сковывая ее своей тяжестью. В этой иконе мы видим, как образ Отца не находит вполне правильного иконографического осуществления. И, как призывал Московский Собор и некоторые отцы, быть может, правильно воздержаться от таких изображений. Но изображение становится вполне оправданным и благословенным там, где в образе Ветхого Денми изображен не непосредственно Бог Отец, но Христос - второе Лицо Святой Троицы. Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа, - " видяй меня видяй и Отца". Оно глубоко символическое по своей природе, и как изображение Господское вполне может быть самодовлеющей иконой и не имеет той безысходной и неразрешимой трудности, которая связана с непосредственным изображением Бога Отца, не вполне принятым Церковью и являющимся подчас источником не вполне правильных или вовсе неправильных изображений. Надо думать, что образ Ветхого Денми, имеющий все черты, которые относятся к изображению Бога Отца и в то же время являющийся иконой Христа, и есть чистое, безусловное изображение, говорящее о Боге Отце. Можно сказать, что образ этот также до некоторой степени отвечает содержанию иконы " Отечество", не допущенной к изображению Московским собором. Икона Христа Ветхого Денми может быть аналогична иконе " Отечество" тем, что выражает предвечное и полное сродство, сыновство Бога Сына - Богу Отцу. Спаситель на этой иконе изображается совершенно так же, как изображается Бог Отец. Одною разницей является только надписание имени. В одном случае имя иконе дано " Бог Саваоф" или " Бог Отец". В другом надписании имени являются слова: " Иисус Христос Ветхий Денми". На первый взгляд, разница не представляется значительной, но если отнестись к начертанному имени со вниманием, то мы увидим, что вся тяжесть, все неразрешимое противоречие, скрытое в прямом изображении Бога Отца, - является безусловно неоспоримым свидетельством о Боге Отце. И восьмиконечный венец, состоящий из двух квадратов, из черно-синего и огненно-красного, так же как и на иконах Бога Отца, венчает главу Христа Ветхого Денми, указывая на полноту отеческой славы, которой облечен Христос. Думается, что этот образ имеет непреходящее и непреложное значение в Церкви. Непосредственное же и неповрежденное изображение Бога Отца мыслимо, думается, лишь в изображении Святой Троицы в образе трех Ангелов.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы