Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восприятие художественных произведений



Восприятие художественного произведения — не только познавательный акт. Необходимым условием та­кого восприятия является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему. Известный советский психолог А. В. Запорожец отмечал: «Эстети­ческое восприятие... не сводится к пассивной констата­ции известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы восприни­мающий как-то вошел внутрь изображаемых обстоя­тельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали» (44, 71).

Каковы особенности развития художественного вос­приятия дошкольников? Можно ли вообще говорить об этом виде восприятия в шестилетнем возрасте? Конеч­но, не сразу ребенок воспринимает произведение искус­ства в качестве такового. Однако зачатки художествен­ного восприятия проявляются уже в дошкольном возрасте.

Одинаков ли уровень восприятия детьми картин?

В исследовании С. Л. Рубинштейна и Г, Т. Овоепян детям предлагали рассмотреть и затем описать разно­образные сюжетные картины. Оказалось, что один и тот же ребенок воспринимает картины на разных уров­нях в зависимости от их содержания. Так, он истолковы­вает содержание картин как единое целое, если они име­ют близкий для него сюжет, в других случаях он огра­ничивается перечислением деталей, описанием картины (если сюжет и содержание далеки от его опыта, являют­ся слишком сложными). Таким образом, восприятие детьми картины нельзя рассматривать в отрыве от ее содержания.

А как относятся дети к воспринятому?

В исследованиях, проведенных под руководством А. В. Запорожца, было выявлено своеобразное отноше­ние дошкольников к художественным произведениям. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пыта­ются непосредственно воздействовать на героев произ­ведения.

К концу дошкольного возраста, в младшем школь­ном возрасте отношение к воспринятому меняется — появляется способность занять позицию вне изображае­мого, позицию зрителя.

Имеет значение в художественном восприятии, и

 

степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники чаще всего предпочитают «поло­жительных» животных с антропоморфными признаками, средние дошкольники — животных, сказочных человеч­ков, детей-ровесников; шести-семилетки чаще выбирают наиболее занимательный и находчивый, наиболее весе­лый персонаж (12, 34). Они значительно чаще более младших детей оказываются способными воспринять в художественном произведении не только внешний ко­мизм, но и юмор, иронию.

В процессе развития художественного восприятия у детей появляется не только интерес к содержанию про­изведения искусства, но и понимание его выразитель­ных средств.

В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого.

Воспитательная сила искусства «дает возможность войти «внутрь жизни», пережить кусок жизни, отражен­ный в свете определенного мировоззрения, — говорил видный советский психолог Б. М. Теплов. — И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оцен­ки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что про­сто нравится, затем они приобретают характер суж­дений об искусстве с точки зрения определенного идеала.

Оценочные суждения детей шестилетнего возраста еще примитивны, но все же свидетельствуют о зарож­дении умения не только почувствовать красивое, но и оценить его.

К 6 годам дети дают эстетические оценки не только интересному содержанию, но и пейзажу, в котором за­хватывающий сюжет отсутствует, проявляют способ­ность улавливать настроение.

Однако, способность к художественному восприя­тию не появляется сама по себе. Она—результат раз­вития индивида. «Художественное полноценное восприя­тие, —как верно отмечал Б. М. Теплов, —это умение, которому надо учить».

Этому способствует расширение и укрепление зна­ний, представлений детей об окружающей действитель­ности, развитие их речи, мышления. Значительное место в этом процессе занимает развитие эмоциональной чув.

ствительности, отзывчивости к прекрасному.

Использование в ходе общения с природой поэзии, песни способно усилить эту отзывчивость. Умелое при­менение музыки, художественного слова положительно сказывается и при рассматривании картин шестилетни­ми детьми, помогая глубже воспринять образы, вопло­щенные в ней.

Положительное влияние на развитие художествен­ного восприятия шестилетних детей оказывает форми­рование умения выделять в художественных произведе­ниях элементарные средства выразительности, исполь­зуемые для выражения отношения к действительности (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.).

Развитие эстетического восприятия происходит не только на специальных занятиях, но и в ходе бытовой деятельности ребенка.

Восприятие человека

Сложный психический процесс, каким является вос­приятие человека человеком, развивается вместе с раз­витием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, в познании и в труде. В шес­тилетнем возрасте этому способствует овладение но­выми видами деятельности (особенно коллективными), расширение круга общения и появление внеситуативно­го личностного общения.

Показателем восприятия людей шестилетним ребен­ком является игра, в которой он воссоздает образы дру­гих людей, отношения между ними. Особенности отра­жения ребенком человека выявляются и в детском изоб­разительном творчестве. По тому, каких людей изобра­жает ребенок, что именно и как передает, раскрывая их образы (например, рисуя семью), можно в определен­ной степени судить о том, что им запечатлевается лег­че, на что ребенок обращает большее внимание, а что остается невоспринятым, малодоступным.

Восприятие шестилетним ребенком окружающих людей находит выражение и в его оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку дети дают тем из взрослых, к кому испытывают доверительное отношение, привязан­ность.

Мотивируя свое отношение к воспитательнице, дети указывают на ее внешний вид («Она всегда нарядная, красивая, светлая»), проявленное к ним отношение

 

(«Она меня целует», «Ольга Петровна меня на руки бе­рет и кружит. Я так люблю»). Оценивается и инфор­мированность, умения взрослого («Когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже»); его не­посредственное участие в деятельности («Мы с ней лук сажали», «Она играет с нами на прогулке»). Шестилет­ние дети высоко оценивают воспитателя и как органи­затора их учебной деятельности («Она нас учит»). Они оценивают и нравственные качества своих педагогов («Она ласковая», «Она шутит и смеется, веселая та­кая»). Особенно высоко оцениваются детьми личност­ные качества педагогов с активно-положительным от­ношением к детям. В шестилетнем возрасте мотивация отношения детей к педагогу становится более осознан­ной, полной, глубокой, все чаще оценке подвергаются его работа по обучению, личностные качества.

Замечено, что дети с высоким социометрическим статусом чаще «непопулярных» положительно оценива­ют педагога по признаку личного отношения к ребен­ку и степени его информированности.

Положение ребенка в группе сверстников проявля­ется и в восприятии детьми друг друга.

В специальных исследованиях было выявлено, что чем выше положение шестилетки в группе, тем выше оценивают его сверстники, и наоборот, дети низко оце­нивают сверстников, занимающих неблагоприятное по­ложение в межличностных отношениях.

Влияет на восприятие дошкольниками друг друга и характер их взаимоотношений. Оценивая детей, к кото­рым проявлялась симпатия, дети называют в подавляю­щем большинстве случаев лишь положительные качест­ва сверстников.

В числе основных положительных качеств сверстни­ка шестилетние дети отмечают такие черты, как уме­ние хорошо играть, доброта, товарищество, отсутствие агрессивности, трудолюбие, способности, аккуратность,

Женя (6 лет 10 мес.): «Жора мой самый лучший друг. Он, когда мы в футбол играли, говорил, что не кочет играть в той команде, где меня нет. Он такой ма­ленький, а лучше всех мяч водит. Жора и читать умеет. Он хороший».

Таня (6 лет 7 мес.) о своей подруге: «Она красивая малышка. Рисует хорошо, лучше всех занимается. Сказ­ки еще интересные рассказывает. Все дети ее любят».

Давая оценку сверстников, к которым нет симпа-

тии, дети характеризуют их, как правило, только с отри­цательной стороны. Наиболее часто дети указывают на такие отрицательные качества, как «бьется», «плохо играет», жадность, неаккуратность, непослушание, от­сутствие знаний, умений, способностей («Плохо отве­чает на занятии», «Не умеет рисовать») и т. п.

Во взаимооценке детей обнаруживаются и некото­рые половые различия. Так, например, оценивая девочек (при позитивном к ним отношении), шестилетние пред­ставители обоего пола отмечают у них большее число положительных качеств, чем при оценке мальчиков, к которым также проявляют симпатию. Характеризуя мальчиков (при негативном к ним отношении), девоч­ки в целом отмечают у них больше отрицательных ка­честв, чем у представителей своего пола при таком же отношении к ним.

Выявлено, что разные качества человека осознаются и оцениваются детьми далеко не одинаково. Так, по данным Н. Е. Анкудиновой, физические качества свер­стников дети воспринимают и оценивают более верно, нежели моральные.

Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то уже в 6—7 лет они становятся все более полными, развернутыми, адекват­ными, касаются не только внешних, физических данных воспринимаемого, но и его личностных качеств.

Важную роль в развитии социальной перцепции детей играет взрослый, который обращает их внимание на разные стороны поведения людей, героев художествен­ных произведений, особенности их внешнего облика, проявленные ими качества. Оценивая, фиксируя их, взрослый формирует у детей «точки зрения», «этало­ны», с которыми они сверяют свое поведение и поведе­ние своих товарищей.

 

ГЛАВА IX. ПАМЯТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1680; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь