Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восприятие движения и времени



Основными признаками, на основании которых формируется перцептивный образ движущегося объек­та , являются скорость, траектория, направление, уско­рение движения и др. По вопросу восприятия движения в психологии имеются две основные позиции: 1. Перцептивный образ движущегося объекта формирует­ся в результате последовательного слияния элементар­ных зрительных ощущений отдельных точек, которые последовательно обозначают траекторию движения. 2. Перцептивный образ движущегося объекта возникает не простым суммированием отдельных ощущений дви­жения, а сразу в виде неразложимого ощущения дви­жения благодаря специфическим перцептивным пере­живаниям, которые соединяют ощущения соседних по­ложений объекта (представители гештальт-психоло­гии, придерживающиеся этой позиции, называют такие переживания фи-феноменом ). Обе позиции, хотя и вносят разумное начало в сущность восприятия движения, оставляют без объяс­нения многие тонкие детали.

В формирование образа движущегося объекта включены факторы: 1. предшествующий перцептивный опыт индивида, свя­занный с движущимися объектами, и интеллектуаль­ное осмысление текущей конкретной ситуации, в кото­рой наблюдается движение; 2. специальные типы мозговых клеток, реакции кото­рых «специализируются» по различным скоростям и направлениям движения; 3. сигналы обратной связи, информирующие перцептив­ные центры мозга о перемещении головы и глаз че­ловека в соответствии с перемещением объекта. Восприятие движения констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции. Механизм восприятия времени связывают с «биологическими часами» – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено.

Для формирования адекватного перцептивного образа необходимы следующие условия : – активное движение; – обратная связь; – поддержание определенного оптимума информации, поступающей в мозг из внешней и внутренней среды; – сохранение привычной структурированности информации.

Бывают случаи, когда восприятие мира искажается. Это происходит, когда от предметов поступают противоречивые сигналы или когда мы неправильно интерпретируем получаемые сигналы.

Восприятие времени не даровано человеку природой. В процесс формирования условных реф­лексов восприятия времени включены многие физио­логические и психологические механизмы. Это, в част­ности: ритмические процессы в коре головного мозга (чере­дование сна и бодрствования в соответствии с чере­дованием времени суток и общей освещенности, сме­на процессов возбуждения и торможения), эти свое­образные «биологические часы»; чередующиеся процессы возбуждения и торможения, сопровождающие выполнение какой-либо работы; циклические явления сердцебиения, ритмы дыхания.

На восприятие времени человеком оказывают вли­яние: его эмоциональные переживания (например, за прият­ной работой время «пролетает» быстро, а томительное ожидание его «растягивает»); некоторые фармакологические средства, влияющие на вегетативную систему человека; индивидуально-личностные свойства человека (напри­мер, для холерика время движется быстрее, а для флег­матика медленнее, что используется в некоторых диаг­ностических процедурах); специальные тренировки (хороших результатов в оцен­ке малых отрезков времени можно достичь в резуль­тате недельной тренировки; с возрастом оценка време­ни становится более точной).

Вопрос 18. Восприятие части и целого.

Восприятие частей и целого. Рассматривая фо­токарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспри­нимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Возникает вопрос, как происходит про­цесс узнавания? Предстает ли наблюдателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивает­ся на отдельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомо­го человека, рассматривая отдельные части его лица (глаза, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Общий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опознава­тельными признаками, известными наблюдателю. Количество опознавательных признаков, обес­печивающих правильное узнавание объекта, состав­ляет порог восприятия.

Известно, что для узнавания предмета вовсе не обязательно воспринимать все его части. Установлено, что на восприятие целого объекта непосредственно влияет восприятие его частей, и наоборот, целое влияет на восприятие отдельных элементов объекта. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части - букве. Скажется фактор дефицита опознавательных призна­ков. Так, мы часто узнаем слово по отдельным буквам. На этом построена, например, известная телеигра " Поле чудес", где, скажем, буквы " ПС...ХО...ИЯ" будут восприниматься большинством людей как слово " ПСИХОЛОГИЯ".

Представители гештальтпсихологии потратили много сил, времени и научной изобретательности, чтобы открыть важнейшие закономерности человеческого восприятия. Они сформулировали один из наиболее важных принципов: человек ощущает мир по элементам, а воспринимает как целое. Тогда оказывается, что целостный взгляд на мир во многих случаях для людей важнее представления о мире по его отдельным деталям.

В узнавании объекта важную роль играет, кроме опыта, свойство целостности восприятия.

Например, быстро читая некий текст, мы можем не замечать, вернее, не обращать внимания, на то, что он содержит ошибки. Буквы в тексте могут быть переставлены, слова в нем написаны неправильно, но смысл сообщения нам понятен. Опыт иллюстрирует идею гештальтпсихологов о том, что восприятие – сложный процесс, где образ как целоене обязательно является результатом сложения частей, из которых он состоит.

Рассматривая познание с позиции не отдельного человека, а человечества, становится понятно, что представление о мире формулируется в соответствии с состоянием науки как целого в исторический момент времени, а не строится по частям. Это доказывает, что познание любого объекта, явления или процесса никогда не завершается абсолютной истиной, ведь количество частей, на которые можно разложить любое целое, бесконечно. Вот почему познание мира в целом всегда является неполным и дает лишь относительные представления о мире, ибо точность познания ограничена возможностью изучать частности.

В ряде случаев целое воспринимается в контексте более широкой системы, в свою очередь, являясь ее элементом. Например, попробуйте определить, в чем разница между двумя словами: BECK и BECK. Это задание сразу многие выполнить не могут, хотя наиболее внимательные и сообразительные все-таки понимают, что слова написаны на разных языках – одно на русском, другое на английском. Действительно, в контексте (фон) эти слова (фигура) будут восприниматься по-разному. Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития инди­видуальных свойств восприятия, мотивации, установ­ки и др.). Некоторые люди склонны воспринимать признаки более высокого уровня обоб­щения, целостные (Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым по­лушарием головного мозга). Другие на­чинают с выделения отдельных частей («мыслите­ли») с доминирующим левым полушарием.

Обусловленность узнавания индивидуальными факторами можно иллюстрировать неодно­значными изображениями, введенными под назва­нием двойственных фигур. Если наблюдателю дать предварительную установ­ку, сказав, что базовым, главным элементом этого пор­трета, на который следует обратить внимание, являет­ся ухо, то он увидит портрет молодой женщины, от­вернувшей лицо вправо. Если в качестве главно­го элемента предложить глаз (в предыдущей установке этот же элемент служил ухом! ), то в его сознании отразится образ недоброжелательной старухи, а образ молодой женщины останется «за кадром».

Вопрос 19. Нарушение восприятия. В литературе по психопатологии встречаются описания следующих нарушений восприятия: 1) гиперстезия - усиление восприятия по силе; 2) гипостезия - ослабление восприятия по силе; 3) агнозия - неузнавание; 4) тотальная анестезия - потеря чувствительности при истерии; 5) деперсонализация - расстройство восприятия собственной личности; 6) бедность участия - утрата сложных чувств; 7) дереализация - искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы «уже виденного», «никогда не виденного; 8) обманы восприятия ( иллюзии и галлюцинации ).

Для отечественных исследований характерен подход к восприятию как деятельности. Нарушения восприятия рассматривают как расстройство тех или иных характеристик деятельности. Нарушения проявляются: 1) в затрудненности узнавания (агнозии); 2) в искажениях воспринимаемого материала (псевдогнозии); 3) в обманах чувств (галлюцинации); 4) в ложных узнаваниях (псевдогаллюцинации); 5) в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности (перцептивные защиты, измененные смыслы).

Вопрос 20. Восприятие по степени волевых усилий. Наблюдение и наблюдательность.

Восприятие считается произвольным, или предна­меренным, если в его основе лежат осознанная цель и воля. Часто такое восприятие включено в профес­сиональную деятельность. Человек, например, поста­вил себе задачу: провести социологическое исследо­вание по выявлению спроса населения на автомаши­ны определенной марки и цвета. Естественно, наби­рая статистику, он усилием воли включает процесс восприятия проносящихся мимо него в течение про­должительного времени наблюдения машин этого типа. Еще пример: следователь, прибывший на место совершения преступления, вряд ли с удовольствием воспринимает вид изувеченного человеческого тела, но профессиональные обязанности требуют от него точного восприятия общей картины преступления. Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие обусловлено внешними обстоятельствами и не тре­бует предварительной постановки целей, задач и во­левых усилий. В сознании человека отразится, на­пример, вид пестро одетого прохожего, явление раду­ги на небосклоне в зимнее время.

В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение. Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Оно является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности. Наблюдательность - это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства личности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь