Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛАВЯНЕ В V—VII вв. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН



СЛАВЯНЕ В V—VII вв. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Термины и понятия урока
Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.
Племенной союз — тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
Язычество (от церк.-слав. «языцы» — народы-иноземцы) — обозначение нехристианских, в широком смысле — политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Термины и понятия урока
Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.
Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.
Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.
Люди — свободные общинники.
Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.
Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.
Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.
Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.
Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.
Старейшины — родоплеменная знать.

ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Основные даты и события
862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.
907, 911 гг. — походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией.

Термины и понятия урока
Антинорманнская теория — направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности.
Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков.
Варяги (от древнескандинавского vaeringjar) — 1) в русских источниках — скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.); 2) наемные дружинники русских князей IX—XI вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».
Историография — 1) написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.
Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.

Персоналии
Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей.
Олег (879—912) — древнерусский князь. Правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры.

ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО

Основные даты и события
1015 г. — восстание в Новгороде против варягов.
1036 г. — Ярослав Мудрый нанес сокрушительное поражение печенегам, от которого они не смогли оправиться.
1037 г. — заложен Софийский собор в Киеве.
1051 г. — образование Киево-Печерского монастыря.

Термины и понятия урока
Гривна — основная денежная единица в Киевской Руси.
Династический брак — брак между представителями различных монархических династий с целью укрепления международных связей.
«Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия — порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.
Раннефеодальная монархия (IX—XI вв.) — форма политического режима, при котором монарх находится в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями.
Русская Правда — первый письменный свод законов Древней Руси.

Персоналии
Ярослав Мудрый (ок. 978—1054 гг.) — великий князь киевский (с 1019 г.), сын Владимира I. Изгнал Святополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, разделил с ним государство в 1026 г. После смерти Мстислава в 1036 г. Русь вновь объединилась. Рядом побед обезопасил южные и западные границы Руси. Установил династические связи со многими странами Европы. При нем составлен общерусский свод законов Русская Правда.
Нестор — древнерусский летописец, монах Киево-Печерского монастыря, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков Средневековья — автором первой редакции «Повести временных лет» (ок. 1113 г.).

причины усобиц в Древнерусском государстве, начавшихся в X—XI вв.:
1) «лествичный» порядок престолонаследия;
2) огромная территория;
3) различный уровень развития частей Древнерусского государства;
4) многонациональный состав государства.
2. Данный вопрос учащиеся изучают самостоятельно по тексту учебника. Итогом этой работы должен быть ответ на вопрос 3 после § 9 или заполнение таблицы.

Борьба Ярослава Мудрого за власть

Этап междоусобной борьбы Хронологические рамки этапа Содержание этапа
I этап 1015—1019 гг. Борьба со Святополком Окаянным
II этап 1019—1026 гг. Борьба с Мстиславом Тмутараканским

ВРЕМЯ НОВЫХ УСОБИЦ

Термины и понятия урока
Любечский съезд — съезд древнерусских князей, состоявшийся в 1097 г. в городе Любече — вотчине Владимира Мономаха, на котором было принято решение о том, что «каждый владеет отчиной своей», юридически оформившее политическую раздробленность на Руси.
Половцы (кипчаки) — тюркоязычный народ, кочевавший в XI — начале XIII в. в южнорусских степях. Совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в конце XI в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в.

Основные даты и события
Середина XI в. — у границ Руси появились половцы.
1097 г. — Любечский съезд русских князей.

Персоналии
Владимир Мономах (1053—1125 гг.) — князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина Мономаха. Призван киевскими боярами во время восстания. Боролся против княжеских междоусобиц. Разработал «Устав», ограничивавший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.
Изяслав, Святослав и Всеволод — сыновья Ярослава Мудрого, создатели Правды Ярославичей.

причины независимости отдельных земель:
1) усиление хозяйственной и военной мощи;
2) рост городов;
3) увеличение городского населения;
4) отсутствие сильного лидера.
Как следствие — местные бояре не нуждались в защите центральной власти. У каждой земли имелись свои дружины, крепости, храмы, епископы.

Фрагменты закона Чингисхана

1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти.
2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза.
3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти.
4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти.
5. Он1 поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному.
6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это.
7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды.
8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится.
9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву.
10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей.
11. Он предписал... учреждение постоянных почт...
12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана.
13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности.
14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право) жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой.

Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы:
а) общественные отношения;
б) семейные отношения;
в) быт;
г) взаимоотношения с покоренным населением.

«Сокровенное сказание»
(Извлечение)

...Оказав милости нойонам — темникам и тысячникам, достойным этих милостей, о чем были изданы соответствующие указы, Чингисхан повелеть соизволил: «...Ныне и вы учреждайте для меня сменную гвардию... образуя оную путем отбора изо всех тысяч и доведя таковую до полного состава тьмы (10 000)...» К сему повелению следовал указ государя Чингисхана относительно избрания и пополнения кешиктенов: «Объявляем во всеобщее сведение по всем тысячам о нижеследующем. При составлении для нас корпуса сменной гвардии надлежит пополнять таковой сыновьями нойонов — темников, тысячников и сотников, а также сыновьями людей свободного состояния, достойными при этом состоять при нас как по своим способностям, так и по выдающейся физической силе и крепости. Сыновьям нойонов-тысячников надлежит явиться на службу не иначе как с десятью товарищами и одним младшим братом при каждом. Сыновьям же нойонов-сотников — с пятью товарищами и одним младшим братом при каждом. Сыновей нойонов-десятников, равно и сыновей людей свободного состояния, каждого сопровождают по одному младшему брату и по три товарища, причем все они обязаны явиться со своими средствами передвижения, коими снабжаются на местах».

Вопросы и задания к документу: 1. Какой принцип комплектования войска был положен в основу формирования гвардии Чингисхана? 2. Вспомните состав, структуру и порядок комплектования древнерусских дружин. 3. Найдите черты сходства и различия в комплектовании русских дружин и гвардии Чингисхана.

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА — РОССИИ. ИВАН III

Основные даты и события
1425—1453 гг. — феодальная война.
1462—1505 гг. — княжение Ивана III.
1478 г. — окончательное присоединение Новгорода к Москве.
1480 г. — стояние на Угре.
1485 г. — присоединение Твери к Москве.
1497 г. — принятие Судебника Ивана III.
XV — начало XVI в. — создание ансамбля Московского Кремля.

Термины и понятия урока
Автокефальная церковь — самостоятельная в административном отношении церковь в православии.
Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Киевской Руси Боярская дума была совещанием князей с дружинниками (княжьими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной знати), иногда присутствовали и высшие представители духовенства. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г.
Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего).
Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу.
Помещики — держатели поместий, дворяне.
Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

Персоналии
Василий II Темный (1415—1462 гг.) — сын Василия I, великий князь московский с 1425 г. Одержал победу в феодальной войне (1425—1453 гг.). Ослеплен в ходе войны в 1446 г. князем Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище). Ограничил самостоятельность Новгорода и Пскова.
Василий Косой (? —1448 гг.) — удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вел долголетнюю феодальную войну с Василием II Темным. Пытался захватить власть в Москве, но был побежден в 1436 г. и ослеплен.
Дмитрий Шемяка (1420—1453 гг.) — сын Юрия Дмитриевича, князь Галича-Костромского. В ходе феодальной войны в 1446 г. взял в плен и ослепил Василия II Темного, после ряда поражений бежал в Новгород.
Юрий Дмитриевич (1374—1434 гг.) — князь звенигородский и Галича-Костромского, сын Дмитрия Донского. С 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Темным. В 1433—1434 гг. дважды захватывал великокняжеский стол.
Иван III (1440—1505 гг.) — сын Василия II, великий князь московский с 1462 г. Женат первым браком на княжне тверской Марии Борисовне, вторым — на Софье Палеолог. В правление Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось складывание центрального государственного аппарата. Были присоединены Ярославль, Новгород, Тверь, Вятка, Пермь и др. При нем было свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре в 1480 г.), составлен Судебник 1497 г., развернулось большое строительство в Москве, вырос международный авторитет Российского государства, произошло оформление титула — великий князь всея Руси.

Рассмотрению Судебника 1497 г. целесообразно уделить особое внимание. Во-первых, он закрепил единое устройство и управление в государстве. Схема управления Русским государством в XV в. на основе материала параграфа.

КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.

Термины и понятия урока
Былины — русские народные эпические песни-сказания.
«Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».
Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.
Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).
Основные даты и события
1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.
XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля.
10—20-е гг. XV в. — Андрей Рублев создал «Троицу».

Персоналии
Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
Даниил Черный (ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.).
Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (? —1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.
Афанасий Никитин (? —1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.
Прохор с Городца — один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля.
Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр.
Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.).
Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.
Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.

РЕФОРМЫ ИВАНА ГРОЗНОГО

Основные даты и события
1505—1533 гг. — княжение Василия III.
1533—1584 гг. — правление Ивана IV Грозного.
1547 г. — венчание на царство Ивана IV Грозного.
1550 г. — принятие Судебника.
1551 г. — Стоглавый собор.

Термины и понятия урока
Бармы — драгоценные оплечья, украшенные изображениями религиозного характера, у византийских императоров, русских князей и царей в XIV — начале XVIII в. Надевались во время коронации и торжественных выходов.
Губа — территориальный округ в Русском государстве XVI—XVII вв. Как правило, совпадала с волостью, с середины XVI в. — с уездом.
Дьяк — начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до XVIII в. Дьяки руководили работой местных учреждений (съезжие избы) и приказов (начальники приказов или их помощники). В Русском государстве XV—XVII вв. были в составе думных чинов.
Земский собор — собрание представителей различных сословий для решения важнейших государственных дел. Первый собор был созван в 1549 г., последний — в 1698 г. В состав входили члены Освященного собора, Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан.
Избранная рада — неофициальное правительство Русского государства в конце 40—50-х гг. XVI в. (А. Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, И. М. Висковатый, А. М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов, присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. Провели реформы центрального и местного государственного аппарата.
Стоглав — сборник решений Стоглавого собора 1551 г. Состоит из 100 глав, отсюда название. Кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством.
Судебник Ивана IV — царский судебник, утвержден первым на Руси Земским собором в 1550 г. Явился важным шагом на пути централизации Русского государства.

Персоналии
Иван IV Грозный (1530—1584 гг.) — сын Василия III, с 1533 г. — великий князь всея Руси, с 1547 г. — первый русский царь. С конца 40-х гг. XVI в. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 г. Проведены реформы управления, суда и др. В 1565 г. им была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 г.), была создана первая типография в Москве (1563 г.). Покорены Казанское (1552 г.) и Астраханское (1556 г.) ханства. В 1558—1583 гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581 г.). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян. В то же время он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией, являлся автором многочисленных посланий (например, к А. Курбскому), распева и текста службы праздника Владимирской иконы Богоматери, канона Архангелу Михаилу.
Адашев Алексей Федорович (? —1561 гг.) — окольничий, член Избранной рады. С конца 40-х гг. XVI в. руководил восточной русской политикой, с середины 50-х гг. XVI в. — всей дипломатией. Инициатор реформ середины XVI в., укреплявших центральную власть. Возглавлял составление разрядных книг и летописей. С 1560 г. находился в опале.
Макарий (1482—1563 гг.) — русский митрополит, писатель. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился провала правительственной программы секуляризации церковных земель. Руководил церковными соборами 1553—1554 гг. против еретиков. Редактор Четьих Миней и Степенной книги.
Курбский Андрей Михайлович (1528—1583 гг.) — русский князь, государственный деятель, писатель, переводчик. Участник Казанских походов, член Избранной рады, воевода в Ливонской войне. Опасаясь «неправедной» опалы Ивана IV Грозного, в 1564 г. бежал в Литву; член рады Речи Посполитой; участник войны с Россией. Написал мемуарный памфлет «История о великом князе Московском» (1573 г.) и три обличительных послания «лютому самодержцу», составивших вместе с двумя ответами Ивана IV уникальный литературный памятник, исполненный страстной полемики о пределах царской власти и о ее верности «пресветлому православию».
Сильвестр (? — ок. 1566 г.) — священник московского Благовещенского собора (конец 1540-х гг.). Оказывал большое влияние на Ивана IV Грозного. Член Избранной рады. Автор особой редакции «Домостроя» и многих посланий. С 1560 г. — в опале, принял монашеский постриг.

Реформы Ивана IV

Реформа Основное содержание реформы Результаты реформы
Центрального и местного управления Расширение состава Боярской думы Кроме бояр и окольничих, в состав Боярской думы вошли думные дворяне и думные дьяки
Введение Земских соборов Формирование сословно-представительной монархии
Создание приказной системы Формирование новой системы центральных органов власти; укрепление центральной власти
Продолжение осуществления губной реформы Завершение формирования системы территориально-административного деления
Упразднение института кормленчества Вместо бояр-кормленщиков избирались земские старосты из местного дворянства, верхушки купечества и зажиточного крестьянства
Военная Создание «Избранной тысячи» Формирование корпуса военачальников и администраторов не увенчалось успехом из-за нехватки земель в центральных уездах
Принятие «Уложения о службе» Установление нового оклада денежного жалования дворянам и нового порядка несения ратной службы (со 100 четвертей земли дворянин должен был выставить вооруженного воина с конем; за выставленных сверх этой нормы устанавливалось дополнительное вознаграждение)
Формирование стрелецких полков Создание регулярного войска
Финансовая Замена подворного обложения поземельным Введение новой единицы налогообложения большой сохи
Таможенная реформа Введение единой рублевой пошлины и унификация системы мер и весов
Судебная Издание нового свода законов, закрепляющего и регулирующего основные правовые отношения Ликвидирована привилегия монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено превращать в холопов детей боярских (дворян). Затруднялся переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день путем увеличения размера взимаемого с них пожилого. Усилен контроль над судебной деятельностью наместников и волостелей в городах, уездах и волостях; наиболее важные судебные дела решали в Москве царь и Боярская дума. На местах за судебным разбирательством наблюдали старосты и целовальники
Церковная Издание «Стоглава» Расширение пантеона русских святых. Компромисс между светской и церковной властью, направленный на унификацию идеологической и духовной жизни русского общества

«Стоглав» (1551 г.)
(Извлечение)

О монастырех, иже пусты от небрежения. В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают... Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязай будет в день страшнаго суда?
О училищах книжных по всем градом... В царствующем граде Москве и по всем градом... избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых... и грамоте бы и чести и пета и писати горазди. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия... и чтения налойнаго.
О книжных писцех. Так же которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писата с добрых переводов. Да написав правили, потом же и продавали. А которой писец написав книгу продаст не исправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением. А кто... неисправленну книгу купит... потому же возбраняли... чтобы впредь так не творили. <...>

Писати живописцем иконы с древних преводов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочие пресловущии живописцы, и подписывати святая Троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти.

 

Об отмене кормлений (1556 г.)
(Извлечения)

Приговор царской о кормлениах и о службе. Лета 7064-го (1556 г.) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлением по городом и по волостем, для росправы людем и всякого устроенна землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха обращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил.
...О повелении царьском. И повеле государь во грацех и в волостях разчинити старосты, и сотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывое послушество; а кого промеж собою такова лиха найдут, таковых велел казнем предавати; а на грады и на волости положити оброкы по их промыслом и по землям, и те оброкы збирати к царьскым казнам своим диаком; бояр же и велмож и всех воинов устроил кормлением, праведными урокы, ему же достоит по отечеству и по дородству, а городовых в четвертой год, а иных в третей год денежьным жалованием.

 

«Уложение о службе» (1556 г.)
(Извлечение)

...Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воини многыми землями завладели, службою оскудеша, — не против государева жалования и своих вотчин служба их — государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди дает денежное жалование; а хто землю держит, а службы с нее не платит, на тех на самех имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею, через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их перед уложеными в полътретиа давати денгами. И все государь строяше, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскых чиноначалников, у приказных людей.

 

СЛАВЯНЕ В V—VII вв. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Термины и понятия урока
Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.
Племенной союз — тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
Язычество (от церк.-слав. «языцы» — народы-иноземцы) — обозначение нехристианских, в широком смысле — политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Термины и понятия урока
Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси.
Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.
Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю.
Люди — свободные общинники.
Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая.
Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия.
Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.
Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы.
Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода.
Старейшины — родоплеменная знать.

ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
Основные даты и события
862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.
907, 911 гг. — походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией.

Термины и понятия урока
Антинорманнская теория — направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности.
Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков.
Варяги (от древнескандинавского vaeringjar) — 1) в русских источниках — скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.); 2) наемные дружинники русских князей IX—XI вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».
Историография — 1) написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных исторически


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь