Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Россия в эпоху Смутного времени.



1598-1613 гг. – период в истории России, названный Смутным временем.

На рубеже 16-17 веков Россия переживала политический и социально-экономический кризис. Ливонская война и Татарское нашествие, а также опричнина Ивана Грозного способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Это и послужило причиной начала смутного времени в России.

Первый период смуты характеризуется борьбой за престол различных претендентов. После смерти Ивана Грозного к власти пришел его сын Федор, но он оказался неспособен править и фактически управлял брат жены царя - Борис Годунов. В конечном счете, его политика вызвала недовольство народных масс.

Смута началась с появлением в Польше Лжедмитрия (в действительности Григорий Отрепьев), якобы чудесным образом выжившего сына Ивана Грозного. Он переманил на свою сторону значительную часть русского населения. В 1605 г. Лжедмитрия поддержали воеводы, а затем и Москва. И уже в июне он стал законным царем. Но он действовал слишком самостоятельно, чем вызвал недовольство бояр, также он поддерживал крепостничество, что вызвало протест крестьян. 17 мая 1606 г. был убит Лжедмитрий I и на престол вступил В.И. Шуйский, с условием ограничения власти. Таким образом, первый этап смуты был отмечен правлением Лжедмитрия I (1605 — 1606 гг.)

Второй период смуты. В 1606 г. поднялось восстание, предводителем которого стал И.И. Болотников. В ряды ополчившихся входили люди из разных слоев общества: крестьяне, холопы, мелкие и средние феодалы, служилые, казаки и посадские люди. В битве под Москвой они потерпели поражение. В итоге Болотников был казнен.

Но недовольство властью продолжалось. И вскоре появляется Лжедмитрий II. В январе 1608 г. его войско направилось к Москве. К июню Лжедмитрий II вошел в подмосковное село Тушино, где и обосновался. В России образовалось 2 столицы: бояре, купцы, чиновники работали на 2 фронта, иногда даже получали жалование от обоих царей. Шуйский заключил договор со Швецией и Речь Посполитая начала захватнические военные действия. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Шуйский был подстрижен в монахи и увезен в Чудов монастырь. В России наступило междуцарствие – Семибоярщина (совет из 7-и бояр). Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и 17 августа 1610 г. Москва присягнула польскому королю Владиславу. В конце 1610 г. был убит Лжедмитрий II, но борьба за престол на этом не окончилась.

Итак, второй этап был отмечен восстанием И.И. Болотникова (1606 — 1607 гг.), царствование Василия Шуйского (1606 — 1610 гг.), появлением Лжедмитрия II, а также Семибоярщиной (1610 г.).

Третий период смуты характеризуется борьбой с иноземными захватчиками. После смерти Лжедмитрия II русские объединились против поляков. Война приобрела национальный характер. В августе 1612 г. ополчение К. Минина и Д. Пожарского дошло до Москвы. И уже 26 октября польский гарнизон сдался. Москва была освобождена. Смутное время закончилось.

21 февраля 1613 г. Земский собор назначил царем Михаила Романова.

Итоги смуты были удручающими: страна находилась в ужасном положении, казна разорена, торговля и ремесла в упадке. Последствия смуты для России выразились в ее отсталости по сравнению с европейскими странами. На восстановление хозяйства ушли десятки лет.

 

Вопрос.


Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В январе 1613 г. в столице собрался Земской собор из почти 700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и
казаков. Решался вопрос об избрании нового русского царя. Им стал 16-летний Михаил Романов (1613-1645 гг.), сын митрополита Филарета. Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно- представительной монархии. При молодом царе власть в свои руки захватила Боярская Дума, укрепления централизованной власти государства требовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно. " Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Россию. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым.
В первые десятилетия XVII в. шло восстановление всех отраслей экономики страны. К середине XVII в. было восстановлено сельское хозяйство. Подъем сопровождался укреплением положения феодальных землевладельцев и дальнейшим закрепощением крестьян. По данным переписи 1678 г. более 80% крепостного населения России находилось в крепостной.
1649 г. Соборное уложение законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость частновладельческих крестьян от помещиков и от государства. По тому же Соборному уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и права землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Согласно новому закону в стране был установлен бессрочный розыск и возвращение беглых крестьян. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в суде с иском. Это право принадлежало помещику. С его разрешения происходило заключение браков, семейных разводов. За укрывательство беглых крестьян следовало наказание в виде тюрьмы, штрафов и т.п.
Барщина преобладала в южных районах страны, на плодородных землях, где феодалу было выгодно увеличивать барскую запашку и, соответственно, размеры барщины. На нечерноземных землях, наряду с барщиной, заметную роль играл оброк, в который входили как натуральные продукты, так и денежные платежи. Упрочиваются права дворянства. Поместья по своему статусу сближаются с вотчиной. Рост рыночных связей в городах приводит к усилению мелкого товарного производства. Дальнейшее развитие общественного разделения труда и рыночных отношений создало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Их создание ускорялось потребностью государства в вооружении, которое не могло удовлетворить мелкое ремесло. На мануфактурах преобладал ручной труд, лишь некоторые процессы были механизированы на основе водяных двигателей.
Неуклонное развитие промышленного производства на протяжении XVII в. обусловило рост торговли и городов. Общественное и территориальное разделение труда вело к хозяйственной специализации районов страны. На этой основе уже к концу XVI в. стали складываться областные рынки. В XVII в. происходит усиление связей между ними. Огромную роль в торговле между регионами стали играть ежегодные ярмарки, устраивавшиеся в крупнейших городах.
" Торговый устав" 1653 г. - устанавливавший единую рублевую пошлину
Учитывая потребности отечественной торговли, государство начинает проводить протекционистскую политику.
Таким образом, возникавшие буржуазные отношения в России затронули в основном сферу торговли. Они почти не касались промышленного производства и в особенности сельского хозяйства - основы экономики страны, где по-прежнему господствовал феодальный уклад.

 

Вопрос

Церковь и государство в XVII
В XV веке переход метрополии в русские руки окончательно закрепил подчинение церкви государственным властям. Церковь не представляла собой единую силу. В XVI веке церковь составила с государством один мир «закованный в сакральный быт» – это было подлинной трагедией Русского православия. Церковная власть постоянно ослабевала
Православная церковь в XVII столетии имела огромное значение в жизни страны
Взаимоотношения между церковной и советской властью усложнилось. В Русском обществе росло недовольство церковью. В каждой местности стали свои традиции, порядки, культура. Проведение богослужения расходились с греческими чинами. (Одни из первых митрополитов были греки, они были образованней и мудрей, и этим приобретали не только духовный авторитет но и государственный).
C приходом к власти Бориса Годунова отношения между государством и Церковью были нормализованы. Высшим выражением этого явилось учреждение в 1589г. на Руси патриаршества. Митрополит Московский Иов стал первым Патриархом Московским и всея Руси.
Никон
Никон родился в 1605 г. около Нижнего Новгорода, в семье крестьянина Мины. При крещении был назван Никитой. Отличался высоким ростом и богатырским телосложением. Мальчишкой сбежал от злой мачехи в Макарьевский Желтоводский монастырь (под Костромой). Затем стал священником, обзавёлся семьёй и 10 лет прожил мирно и счастливо. Но в одночасье все его сыновья умерли. Горе потрясло Никиту и его жену, в смерти детей они увидели знамение Божье, призыв уйти из «мира». Уговорив жену постричься, Никита отправляется на Соловки, где на 31 году жизни постригается в монахи под именем Никона. Вскоре Никон становится игуменом.
В 1646 г. Никон прибывает в Москву по делам монастыря, где очаровывает царя Алексея Михайловича. Царь любил благочестивых и ревностный в вере людей. Между царем и Никоном сложились дружеские отношения. После чего карьера Никона стала стремительно расти вверх. Религиозный и политический деятель избирается патриархом и приобретает большое влияние на царя. Активно проводит реформу и становится ближайшим советником в государственных делах.
Церковная реформа Никона
Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала церковная реформа, проводившаяся в 50-60 г. XVII века. Целью реформы было духовное сближение с другими православными народами и, прежде всего с греками. Возникают противоречия между церковью и государством. Власти стремились поставить под свой контроль хозяйственную деятельность церкви, ограничить рост монастырского землевладения, судебный и фискальный иммунитет монастырей и «белого» духовенства. Церковные иерархи сопротивлялись, особенно, после того как главой церкви стал патриарх Никон, отстаивавший принцип «симфонии властей».
Постепенно стала изменяться социально-экономическая и политическая жизнь страны, в том числе это затронуло и церковь. Реформа началась с преобразования и унификации богослужебных книг. Острота этого вопроса встала после воссоединения Украины и России связи с различиями обрядов православных церквей. Часть церковных деятелей и правительство считало, что за образец нужно взять греческие книги. Другая часть деятелей (ревнители благочестия) настаивали на исправлении книг по древнерусским образцам. Изначально в круг «ревнителей благочестия» наряду с протопопом Аввакумом Петровичем и Степаном Ванифатьевичем входил и митрополит Никон, но став патриархом Никон изменил свои убеждения.. Патриарх решил заменить те старинные церковные обряды которые не совпадали с греческими: во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; петь аллилуйя после молитвы не 2, а 3 раза; заменить земные поклоны поясными; креститься не двумя, а тремя перстами, вместо традиционного Иисус имя стало писаться Исус, и привести иконы и богослужебные книги в полное соответствие с греческими. Были и другие нововведения. Темпераментная и страстная натура не позволила Никону совершить церковную реформу безболезненно для русского религиозного

· сознания.
Суть реформы укрепить нравственные устои, порядок и дисциплин духовенства. Реформа не посягалась на суть вероучения, а касалась только обрядов.
Таким образом, конфликт светской и духовной власти в России завершили тем, что удалось сохранить церковную внутреннюю самостоятельность, земельные владения, а так же усилилась зависимость церкви от государства.
Протопоп Аввакум
Наиболее последовательными противниками Никона стали некоторые из его прежних друзей-ревнителей древнего благочестия, воспринявших реформу как катастрофу, погибель всей веры христианской. Как потом писал его непримиримый враг Аввакум: «зима хочет быте, сердце озябло, и ноги задрожали». Приверженцы старых обрядов, тысячи старообрядцев выступали против реформы Никона и были за возврат к дореформенным порядкам.
Во второй половине XVII в. церковный раскол привёл к появлению старообрядчества, так как сторонники старой церкви не принимали никонианского духовенства. Люди массами покидали поселения, деревни и уходили на Север, Урал, Сибирь, за волгу и там образовывали раскольничьи общины.
Движение старообрядцев в России стало одной из форм массового социального протеста против крепостничества. Старообрядцы были привержены старине и осуждали все новое. В 1654 и 1656 гг. состоялись церковные соборы. Патриарх при поддержке царя и большинства духовенства добился одобрений своих действий. Его противники были обвинены в расколе, отлучены от церкви и были сосланы. Так Аввакум оказался в Сибири. Тяжел был путь в ссылку. Умирали дети, да и сам протопоп с женой был ни раз на краю гибели. Но страдания не сломили их упорства и фанатичной веры.
Раскольники были убеждены, что с падением Никона «старая вера» восторжествует, но их надежды не оправдались. Алексей Михайлович сам взялся за борьбу с расколом.. Церковный собор 1666-1667гг. окончательно проклял старую веру и принудил городские власти действовать по отношению к её сторонникам в соответствии с Уложением 1649г. согласно которому всякий, «кто возложит хулу на господа Бога» подлежал сожжению на костре. Началось жестокое преследование старообрядцев.
В1664г. после того как произошел разрыв, между царём и Никоном, Аввакума вернули в Москву. Он яро противился поддерживать нововведения, и опять ссылка, но на сей раз в Мезень. В1666г. протопопа привезли в Москву, где был расстрижен и проклят церковным собором. В ответ Аввакум не стесняясь двух вселенских патриархов сам предал проклятию церковный собор. Он был снова сослан со своими единомышленниками в Пустозерск. Даже там сидя 14 лет в «земляной тюрьме» он продолжал проклинать Никона и царя. Аввакум писал, что видит как в аду «кушают черви великого государя». Бедной, бедной безумной царишко! Что ты над собою сделал?
В 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича узники Пустозерска были заживо сожжены «за великие на царский дом хулы».
Падение Никона
Постепенно пыл Никона стал остывать. Добившись титула великого государя, святейший патриарх явно переоценил свои силы. Чрезмерное самовластие, интриги стали тяготить Алексей Михайловича. Конфликт произошёл в 1658 г. когда царь не пригласил Никона на церемонию встречи грузинского царевича. К тому же при выходе из церкви окольничий ударил палкой патриарха. Никон потребовал наказать виновного, но Алексей Михайлович не сделал этого. Оскорбленный Никон демонстративно покинул столицу, сославшись что, не хочет быть патриархом в Москве, а останется им на Руси. И уехал в Воскресенский Новоерусалимский монастырь, строившийся по его же проекту.
Москва осталась без патриарха. Однако, когда Никона потребовали сложить патриаршие полномочия, чтобы можно было избрать новую главу Русской церкви, он заявил что отказывается быть патриархом лишь «на Москве». Началось долгое «дело» Никона. Сместить патриарха не мог не только царь, но и церковный собор. Принять такое решение можно было в санкции вселенских патриархов. В 1666г. состоялся такой собор, где Никон был официально лишен патриаршего сана: «…именоваться ему простым

· монахом Никоном, а не патриархом Московским…». Собор также не обошел вниманием вопрос об отношении между церковью и государством. Соборный приговор постановил, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх- в церковных, дабы сохранилась целостность и непоколебимость церковного учреждения.
После суда Никон был заключен в монастырскую тюрьму. Содержали его сурово. Перед смертью царь завещал просить прощения Никона. Но Никон заявил « Если Государь на земле перед смертью не успел получить прощения, то мы с ним будем судиться во второе пришествие Господне. По заповеди Христовой я его прощаю, и Бог его простит. А на письме прощения не дам…». 17 августа 1681г Никон умер. Царь Фёдор, сын Алексея Михайловича, провожал гроб и просил поминать усопшего патриархом. В 1682г. вселенские патриархи включили Никона в поминовение как патриарха.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1112; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь