Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос. Русские княжества в период феодальной раздробленности (XII - нач. XIII вв.).



Вопрос

Считается, что распад на княжества начался при Ярославе Мудром (1019 - 1054 гг.) и усилился после его смерти. Процесс при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113 - 1125 гг.) - внуке Ярослава Мудрого - приостановился, за счет силы его авторитета.

В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича был организован Любеческий съезд князей, на котором приняли два решения:

Прекратить княжеские усобицы;
Ориентироваться на принцип «Князья должны были править только на тех землях, которые принадлежали их отцам».
Этим раздробленность земель Руси была практически узаконена.

Окончательный распад древнерусского государства

Период раздробленности государства Киевская Русь связывают с кончиной последнего киевского князя - великого Мстислава, сына Владимира Мономаха в 1132 г.

Деление Древнерусского государства на независимые княжества не решило проблему междуусобиц. Обстановка усложнялась порядком наследования по старшинству – брат, племянник, сын и остальная родня умершего претендовали на наследство, но старшинство установить не всегда было просто. Княжества стали дробиться и делиться на уделы. Князья нищают, ослабевает их власть.

Обостряются конфликты между боярством и князьями, так как бояре хотят оказывать влияния на политику и сократить власть князей.

Основные причины распада Киевской Руси

Киевская Русь не была государством централизованным.

Экономические причины:

Эксплуатация зависимого населения;
Желание князя укрепить свое княжество;
Отсутствие возможности получать богатства за счет заморской торговли;
Влияние натурального способа хозяйства (удаленные территории, развивающиеся на основе экономической и хозяйственной замкнутости, являлись самодостаточными общественными организмами), что создавало феодальную раздробленность.
Политические причины:

Самостоятельные органы управления в волостях;
Желание наместников (представителей князя киевского) отделиться от Киева;
Поддержка горожанами наместников;
Отсутствие твердого порядка правления;
Желание и старания князя передавать власть по наследству.
Последствия распада Киевской Руси

Как итог - новые политические образования на месте государства древнерусского.

Отрицательные последствия распада Киевской Руси:

Раздробленность оказала негативное влияние на обороноспособность государства перед лицом внешнеполитических врагов (со стороны северо-запада: католические немецкие Ордена и литовские племена, на юго-востоке - Золотая Орда, и половецкая опасность в меньшей степени - с 1185 г. не было вторжений вне рамок русских междоусобиц);
Усилились межкняжеские распри.
Положительные:

Раздробленность способствовала активному развитию экономики и культуры русских земель;
Общее увеличение территорий Руси, за счет интенсивной колонизации.

Вопрос. Русские княжества в период феодальной раздробленности (XII - нач. XIII вв.).

Постепенно в древнерусском обществе вызревали экономические, социальные, политические тенденции, которые привели к раздробленности Руси. В первой половине 12 в. Русь раскололась на 15 самостоятельных земель, в начале 13в их насчитывалось уже около 30. Раздробленность особенно усилилась после смерти Ярослава Мудрого. Усобицы раздирали Русь. Киев как магнит притягивал к себе взоры князей. В то время как половцы разоряли русские земли, древнерусские князья продолжали скрещивать мечи за власть. В 30-х гг. 12 в. уже можно говорить об окончательном обособлении ряда древнерусских земель. Кроме того, Владимиру Мономаху, правившему в Киеве, удавалось сдерживать окончательный политический распад Руси и подчинять своей воле других древнерусских князей

Причины раздробленности:

1.Рост крупной частной собственности на землю, который приводил к экономическому и политическому усилению местной знати.

2.Появление вотчинного землевладения в конце 11 – начале 12 в. приводило к оседанию князей и их дружин в княжествах,

3.Формирование с 11 в. территориальных связей и складывании на этой основе городских волостей

4.Ослабление Киева, обусловленное постоянными набегами и грабежами степных орд

5.Перемещение торговых путей

Политическая раздробленность сопровождалась дальнейшим экономическим и культурным развитием отдельных русских земель. Осваивались новые земли, росли города, возникали новые центры летописания, местные школы живописи и архитектуры.

Крупнейшими землями эпохи политической раздробленности являлись Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская и Новгородская:

1.Владимиро-Суздальская земля – далекая северо-восточная окраина Древней Руси, расположенная в густых труднопроходимых лесах. Здесь обосновалась династия Владимира Мономаха. Владимиро-Суздальская земля достигла своего расцвета и могущества при Андрее Боголюбском и его брате Всеволоде Большое Гнездо.

2.Галицкая и Волынская возникли в Юго-Западной Руси и граничили с Венгрией и Польшей, не однократно пытавшихся овладеть этими землями. Это был богатый край с плодородными землями. Первые серьезные попытки поставить под свой контроль княжескую власть галицкие бояре предпринимают при Ярославе Осмысле. Князю Роману Мстиславичу удалось объединить обе земли в своих руках, но ненадолго. 3.Новгородская земля занимала северо-западные просторы Руси. Среди особенностей ее развития следует отметить следующие. Во-первых, суровый климат, природные условия не способствовали развитию земледелия, своего хлеба в Новгороде не хватало, а следовательно, соседние земли имели политическое воздействия на Новгород. Во-вторых, Великий Новгород с самого начала противостоял Киеву, был другим центром становления древнерусской государственности. Власть в Новгороде сосредоточивалась в руках крупнейших боярских фамилий, из среды которых выбирались все важнейшие должностные лица. Сложилась боярская феодальная республика.

Вопрос

Монголо-татарское нашествие

В XIII веке монголы были наистрашнейшей силой известного мира. Они захватили могучий Китай, поработили Персию, а затем двинулись на Европу, и первыми на их пути встали княжества, на которые к тому моменту распалась Киевская Русь. Русские княжества получили краткую отсрочку от монголо-татарского нашествия, когда после победы на реке Калка монгольское войско двинулось дальше на запад, и полегло в боях с волжскими булгарами.


Это произошло в 1223 году, однако уже через 15 лет к Киевской Руси пришло воинство хана Батыя. Монголы без особого труда захватили Рязань, Владимир, Чернигов и Киев. Дольше всех продержался город Козельск, сумевший выстоять в течение семи недель. Другие города, к примеру, Москва и Углич откупились, позволив монголам поставить вместо текущих правителей своих ставленников. Таким образом, почти вся Киевская Русь попала под владычество монгол, однако те не пожелали заселяться в этих местах, сделав русичей своими данниками. Однако все местные князья, как русские, так и поставленные монголами, после смерти Чингисхана вознамерились вернуть себе свободу.

Даже в таких условиях между русскими княжествами начались трения – длительная война между Москвой и Тверью закончилась жестокой казнью тверского князя и разорением тверских земель – Москва сделала все, чтобы Тверь навсегда забыла о том, что она была когда-то отдельным княжеством.
Князь Москвы, Иван Калита добился положения, в котором он сам собирал дань со всех русских княжеств, и направлял ее в Золотую Орду. При этом в Москве оседала большая часть собранных русскими княжествами богатств. Таким образом, через подкупы и маленькие войны со слабыми княжествами, Москва добилась главенствующего положения. Кроме того, в Орде тоже произошел раскол, и часть монгол решили служить московскому царю.


Когда конфликт в Орде достиг апогея, и началась борьба между ханом Мамаем и ханом Тохтамышем, последний добился союза с Москвой. Затяжная война, при небольшой поддержке со стороны московского царя – Дмитрия Донского, закончилась победой Тохтамыша. Впрочем, Москва тогда настолько осмелела, что перестала платить дань, и монгольский хан, забыв о былом союзе, разорил и сжег Москву. О последствиях монголо-татарского нашествия можно рассказать кратко. Если Москва была отстроена, и продолжала собирать под свою руку русские княжества, которые не могли ей противостоять, Орда, спустя 100 лет окончательно разбилась на части, и в 1480 году Иван III, наконец, сбросил монголо-татарское иго. В последующие годы уже московские войска вели военные экспансии по всем возможным направлениям, исполняя, таким образом, наследие Орды

Вопрос.

1240 г - нападение шведских феодалов на русские земли. Шведский флот вошёл в устье Невы. Александр Невский с суздальской дружиной и новгородским ополчением двинулся на шведский лагерь. 15 июля 1240 нанёс сокрушительное поражение шведам.
Также, в 1240г на Руси напал Ливонский орден, захватив Псков. Часть крестоносцев двинулась в сторону Финского залива и заложила г. Капоре.5 апрель 1240 Ледовое побоище

 

 

9 вопрос.
Правление Ивана I
Калиты (1327-1341) стало периодом стабильности для Владимирской земли. Страна
получила отдых от внешних вторжений и внутренних смут, размеры ордынской дани
были снижены. Иван немало сделал для процветания и своего удела. В Москву на службу
привлекались бояре и даже княжичи из других земель. Границы владений и сфера влияния
московских князей существенно расширились. Княжеский престол во Владимире стал
фактически их наследственным владением, а митрополичий престол был скоро перенесен
в Москву. Таким образом, была заложена основа формирования централизованного
государства с центром в Москве.
В 1378г. на реке Воже московские и рязанские войска разгромили карательный
отряд мурзы Бегича, посланный на Русь правителем Орды Мамаем. Эта проба сил стала
прологом к решающей битве, происшедшей между войсками Мамая и Дмитрия 8 сентября
1380г. на Куликовом Поле. После кровопролитного сражения русские войска одержали
победу. Мамаю она стоила власти и жизни - вскоре он был свергнут и убит своими
соперниками. Хотя Куликовская битва и не избавила окончательно Русь от татарской
зависимости, но она завершила наиболее трагический период чужеземного ига,
восстановила международный авторитет и политическое значение Русского государства.
Огромно значение Куликовской битвы для роста национального самосознания русских.
По горячим следам эта первая крупная победа над завоевателями была воспета в поэме
«Задонщина» и других произведениях Куликовского эпического цикла.

 

Билеты по истории. №10

Образование централизованного государства. Сын Василия II, Иван III (1462-1505), стал фактическим создателем Русского централизованного государства. Огромное значение имела окончательная ликвидация зависимости Руси от Орды в 1480 г. В 1471г. в битве на реке Шелони московские войска разгромили новгородцев. Была уничтожена правящая группировка бояр Борецких. В 1485г. к Москве было присоединено Тверское княжество, а в 1489г. – Вятская земля. В результате русско-литовских войн к Москве отошли бывшие чернигово-брянские и отчасти смоленские земли. Иван III Великий князь впервые принимает царский титул, в государственной символике используется имперский двуглавый орел. При Иване III создается Боярская Дума, приказы – органы управления по тем или иным вопросам. На местах упорядочивается налогово-административная система, возрождаются кормления. В 1497г. принимается Судебник. Зависимые крестьяне фактически прикреплены к земле - право перехода с земли феодала было ограничено двумя неделями – до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября), причем крестьянин обязан был оплатить феодалу «пожилое». Судебник ограничивал возможность обращения в холопство, что также свидетельствует об упрочении феодальных отношений. Удельные князья превращаются в служилых князей. Низший слой феодального сословия составили дворяне и бояре, получавшие за службу поместье. Преемник Ивана III, его сын Василий III (1505-1533) завершил формирование Русского централизованного государства. При нем к Москве был присоединен Псков (1510г.). В результате новой русско-литовской войны в 1514г. отошел Смоленск. В 1521г. в состав Московской Руси вошло Рязанское княжество. Таким образом, объединение русских земель вокруг Москвы завершилось.

Вопрос.


Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В январе 1613 г. в столице собрался Земской собор из почти 700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и
казаков. Решался вопрос об избрании нового русского царя. Им стал 16-летний Михаил Романов (1613-1645 гг.), сын митрополита Филарета. Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно- представительной монархии. При молодом царе власть в свои руки захватила Боярская Дума, укрепления централизованной власти государства требовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно. " Великое московское разорение" начала XVII в. опустошило Россию. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым.
В первые десятилетия XVII в. шло восстановление всех отраслей экономики страны. К середине XVII в. было восстановлено сельское хозяйство. Подъем сопровождался укреплением положения феодальных землевладельцев и дальнейшим закрепощением крестьян. По данным переписи 1678 г. более 80% крепостного населения России находилось в крепостной.
1649 г. Соборное уложение законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость частновладельческих крестьян от помещиков и от государства. По тому же Соборному уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и права землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Согласно новому закону в стране был установлен бессрочный розыск и возвращение беглых крестьян. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в суде с иском. Это право принадлежало помещику. С его разрешения происходило заключение браков, семейных разводов. За укрывательство беглых крестьян следовало наказание в виде тюрьмы, штрафов и т.п.
Барщина преобладала в южных районах страны, на плодородных землях, где феодалу было выгодно увеличивать барскую запашку и, соответственно, размеры барщины. На нечерноземных землях, наряду с барщиной, заметную роль играл оброк, в который входили как натуральные продукты, так и денежные платежи. Упрочиваются права дворянства. Поместья по своему статусу сближаются с вотчиной. Рост рыночных связей в городах приводит к усилению мелкого товарного производства. Дальнейшее развитие общественного разделения труда и рыночных отношений создало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Их создание ускорялось потребностью государства в вооружении, которое не могло удовлетворить мелкое ремесло. На мануфактурах преобладал ручной труд, лишь некоторые процессы были механизированы на основе водяных двигателей.
Неуклонное развитие промышленного производства на протяжении XVII в. обусловило рост торговли и городов. Общественное и территориальное разделение труда вело к хозяйственной специализации районов страны. На этой основе уже к концу XVI в. стали складываться областные рынки. В XVII в. происходит усиление связей между ними. Огромную роль в торговле между регионами стали играть ежегодные ярмарки, устраивавшиеся в крупнейших городах.
" Торговый устав" 1653 г. - устанавливавший единую рублевую пошлину
Учитывая потребности отечественной торговли, государство начинает проводить протекционистскую политику.
Таким образом, возникавшие буржуазные отношения в России затронули в основном сферу торговли. Они почти не касались промышленного производства и в особенности сельского хозяйства - основы экономики страны, где по-прежнему господствовал феодальный уклад.

 

Вопрос

Церковь и государство в XVII
В XV веке переход метрополии в русские руки окончательно закрепил подчинение церкви государственным властям. Церковь не представляла собой единую силу. В XVI веке церковь составила с государством один мир «закованный в сакральный быт» – это было подлинной трагедией Русского православия. Церковная власть постоянно ослабевала
Православная церковь в XVII столетии имела огромное значение в жизни страны
Взаимоотношения между церковной и советской властью усложнилось. В Русском обществе росло недовольство церковью. В каждой местности стали свои традиции, порядки, культура. Проведение богослужения расходились с греческими чинами. (Одни из первых митрополитов были греки, они были образованней и мудрей, и этим приобретали не только духовный авторитет но и государственный).
C приходом к власти Бориса Годунова отношения между государством и Церковью были нормализованы. Высшим выражением этого явилось учреждение в 1589г. на Руси патриаршества. Митрополит Московский Иов стал первым Патриархом Московским и всея Руси.
Никон
Никон родился в 1605 г. около Нижнего Новгорода, в семье крестьянина Мины. При крещении был назван Никитой. Отличался высоким ростом и богатырским телосложением. Мальчишкой сбежал от злой мачехи в Макарьевский Желтоводский монастырь (под Костромой). Затем стал священником, обзавёлся семьёй и 10 лет прожил мирно и счастливо. Но в одночасье все его сыновья умерли. Горе потрясло Никиту и его жену, в смерти детей они увидели знамение Божье, призыв уйти из «мира». Уговорив жену постричься, Никита отправляется на Соловки, где на 31 году жизни постригается в монахи под именем Никона. Вскоре Никон становится игуменом.
В 1646 г. Никон прибывает в Москву по делам монастыря, где очаровывает царя Алексея Михайловича. Царь любил благочестивых и ревностный в вере людей. Между царем и Никоном сложились дружеские отношения. После чего карьера Никона стала стремительно расти вверх. Религиозный и политический деятель избирается патриархом и приобретает большое влияние на царя. Активно проводит реформу и становится ближайшим советником в государственных делах.
Церковная реформа Никона
Одним из важнейших итогов царствования Алексея Михайловича стала церковная реформа, проводившаяся в 50-60 г. XVII века. Целью реформы было духовное сближение с другими православными народами и, прежде всего с греками. Возникают противоречия между церковью и государством. Власти стремились поставить под свой контроль хозяйственную деятельность церкви, ограничить рост монастырского землевладения, судебный и фискальный иммунитет монастырей и «белого» духовенства. Церковные иерархи сопротивлялись, особенно, после того как главой церкви стал патриарх Никон, отстаивавший принцип «симфонии властей».
Постепенно стала изменяться социально-экономическая и политическая жизнь страны, в том числе это затронуло и церковь. Реформа началась с преобразования и унификации богослужебных книг. Острота этого вопроса встала после воссоединения Украины и России связи с различиями обрядов православных церквей. Часть церковных деятелей и правительство считало, что за образец нужно взять греческие книги. Другая часть деятелей (ревнители благочестия) настаивали на исправлении книг по древнерусским образцам. Изначально в круг «ревнителей благочестия» наряду с протопопом Аввакумом Петровичем и Степаном Ванифатьевичем входил и митрополит Никон, но став патриархом Никон изменил свои убеждения.. Патриарх решил заменить те старинные церковные обряды которые не совпадали с греческими: во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; петь аллилуйя после молитвы не 2, а 3 раза; заменить земные поклоны поясными; креститься не двумя, а тремя перстами, вместо традиционного Иисус имя стало писаться Исус, и привести иконы и богослужебные книги в полное соответствие с греческими. Были и другие нововведения. Темпераментная и страстная натура не позволила Никону совершить церковную реформу безболезненно для русского религиозного

· сознания.
Суть реформы укрепить нравственные устои, порядок и дисциплин духовенства. Реформа не посягалась на суть вероучения, а касалась только обрядов.
Таким образом, конфликт светской и духовной власти в России завершили тем, что удалось сохранить церковную внутреннюю самостоятельность, земельные владения, а так же усилилась зависимость церкви от государства.
Протопоп Аввакум
Наиболее последовательными противниками Никона стали некоторые из его прежних друзей-ревнителей древнего благочестия, воспринявших реформу как катастрофу, погибель всей веры христианской. Как потом писал его непримиримый враг Аввакум: «зима хочет быте, сердце озябло, и ноги задрожали». Приверженцы старых обрядов, тысячи старообрядцев выступали против реформы Никона и были за возврат к дореформенным порядкам.
Во второй половине XVII в. церковный раскол привёл к появлению старообрядчества, так как сторонники старой церкви не принимали никонианского духовенства. Люди массами покидали поселения, деревни и уходили на Север, Урал, Сибирь, за волгу и там образовывали раскольничьи общины.
Движение старообрядцев в России стало одной из форм массового социального протеста против крепостничества. Старообрядцы были привержены старине и осуждали все новое. В 1654 и 1656 гг. состоялись церковные соборы. Патриарх при поддержке царя и большинства духовенства добился одобрений своих действий. Его противники были обвинены в расколе, отлучены от церкви и были сосланы. Так Аввакум оказался в Сибири. Тяжел был путь в ссылку. Умирали дети, да и сам протопоп с женой был ни раз на краю гибели. Но страдания не сломили их упорства и фанатичной веры.
Раскольники были убеждены, что с падением Никона «старая вера» восторжествует, но их надежды не оправдались. Алексей Михайлович сам взялся за борьбу с расколом.. Церковный собор 1666-1667гг. окончательно проклял старую веру и принудил городские власти действовать по отношению к её сторонникам в соответствии с Уложением 1649г. согласно которому всякий, «кто возложит хулу на господа Бога» подлежал сожжению на костре. Началось жестокое преследование старообрядцев.
В1664г. после того как произошел разрыв, между царём и Никоном, Аввакума вернули в Москву. Он яро противился поддерживать нововведения, и опять ссылка, но на сей раз в Мезень. В1666г. протопопа привезли в Москву, где был расстрижен и проклят церковным собором. В ответ Аввакум не стесняясь двух вселенских патриархов сам предал проклятию церковный собор. Он был снова сослан со своими единомышленниками в Пустозерск. Даже там сидя 14 лет в «земляной тюрьме» он продолжал проклинать Никона и царя. Аввакум писал, что видит как в аду «кушают черви великого государя». Бедной, бедной безумной царишко! Что ты над собою сделал?
В 1682 г. по указу царя Федора Алексеевича узники Пустозерска были заживо сожжены «за великие на царский дом хулы».
Падение Никона
Постепенно пыл Никона стал остывать. Добившись титула великого государя, святейший патриарх явно переоценил свои силы. Чрезмерное самовластие, интриги стали тяготить Алексей Михайловича. Конфликт произошёл в 1658 г. когда царь не пригласил Никона на церемонию встречи грузинского царевича. К тому же при выходе из церкви окольничий ударил палкой патриарха. Никон потребовал наказать виновного, но Алексей Михайлович не сделал этого. Оскорбленный Никон демонстративно покинул столицу, сославшись что, не хочет быть патриархом в Москве, а останется им на Руси. И уехал в Воскресенский Новоерусалимский монастырь, строившийся по его же проекту.
Москва осталась без патриарха. Однако, когда Никона потребовали сложить патриаршие полномочия, чтобы можно было избрать новую главу Русской церкви, он заявил что отказывается быть патриархом лишь «на Москве». Началось долгое «дело» Никона. Сместить патриарха не мог не только царь, но и церковный собор. Принять такое решение можно было в санкции вселенских патриархов. В 1666г. состоялся такой собор, где Никон был официально лишен патриаршего сана: «…именоваться ему простым

· монахом Никоном, а не патриархом Московским…». Собор также не обошел вниманием вопрос об отношении между церковью и государством. Соборный приговор постановил, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх- в церковных, дабы сохранилась целостность и непоколебимость церковного учреждения.
После суда Никон был заключен в монастырскую тюрьму. Содержали его сурово. Перед смертью царь завещал просить прощения Никона. Но Никон заявил « Если Государь на земле перед смертью не успел получить прощения, то мы с ним будем судиться во второе пришествие Господне. По заповеди Христовой я его прощаю, и Бог его простит. А на письме прощения не дам…». 17 августа 1681г Никон умер. Царь Фёдор, сын Алексея Михайловича, провожал гроб и просил поминать усопшего патриархом. В 1682г. вселенские патриархи включили Никона в поминовение как патриарха.

  • 15 вопрос
    НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ В РОССИИ В XVII ВЕКЕ

    1. " Соляной бунт"

    XVII век в русской истории обрел репутацию " бунташного". И действительно, он начался Смутой, середина его ознаменовалась городскими восстаниями, последняя треть - восстанием Степана Разина.

    Важнейшими причинами такого небывалого прежде в России размаха социальных конфликтов явились развитие крепостничества, усиление государственных налогов и повинностей.

    В 1646 г. была введена пошлина на соль, значительно увеличившая ее цену. Между тем, соль в XVII в. являлась одним из важнейших продуктов - главным консервантом, позволявшим хранить мясо и рыбу. Вслед за солью сами эти продукты вздорожали. Продажа их упала, нераскупленный товар стал портиться. Это вызывало недовольство, как потребителей, так и торговцев. Рост государственных доходов оказался меньше ожидавшегося, так как развилась контрабандная торговля солью. Уже в конце 1647 г. " соляной" налог был отменен. Стремясь компенсировать потери, правительство урезало жалование служилым людям " по прибору", то есть стрельцам и пушкарям. Общее недовольство продолжало расти.

    1 июня 1648 г. в Москве произошел так называемый " соляной" бунт. Толпа остановила карету возвращавшегося с богомолья царя и потребовала сменить главу Земского приказа Леонтия Плещеева. Слуги Плещеева попытались разогнать собравшихся, что лишь спровоцировало еще большее озлобление. 2 июня в Москве начались погромы боярских усадеб. Был убит дьяк Назарий Чистой, которого москвичи считали вдохновителем соляного налога. Восставшие потребовали выдать на расправу ближайшего сподвижника царя - боярина Морозова, фактически руководившего всем государственным аппаратом, и главу Пушкарского приказа боярина Траханиотова. Не имея сил для подавления восстания, в котором наряду с посадскими участвовали служилые " по прибору", царь уступил, приказав выдать Плещеева и Траханиотова, которых немедленно убили. Морозова, своего воспитателя и свояка (царь и Морозов были женаты на сестрах) Алексей Михайлович " отмолил" у восставших и отправил в ссылку в Кирилло-Белозерский монастырь.

    Правительство объявило о прекращении взимания недоимок, созвало Земский собор, на котором были удовлетворены важнейшие требования посадского населения о запрете перехода в " белые слободы" и дворян - о введении бессрочного сыска беглых (подробнее см. тему 24). Таким образом, правительство удовлетворило все требования восставших, что свидетельствует о сравнительной слабости государственного аппарата (прежде всего репрессивного) в это время.

    2. Восстания в других городах

    Вслед за Соляным бунтом городские восстания прокатились по другим городам: Устюгу Великому, Курску, Козлову, Пскову, Новгороду.

    Наиболее сильными были восстания в Пскове и Новгороде, вызванные вздорожанием хлеба из-за поставок его в Швецию. Городская беднота, которой угрожал голод, изгнала воевод, разгромила дворы богатых купцов и захватила власть. Летом 1650 г. оба восстания были подавлены правительственными войсками, правда в Псков им удалось вступить лишь благодаря раздорам в среде восставших.

    3. " Медный бунт"

    В 1662 г. вновь произошло крупное восстание в Москве, вошедшее в историю как " Медный бунт". Он был вызван попыткой правительства пополнить казну, опустошенную тяжелой длительной войной с Польшей (1654-1667 гг.) и Швецией (1656-58 гг.). Дабы компенсировать огромные затраты, правительство выпустило в оборот медные деньги, приравняв их по цене к серебряным. При этом налоги собирались серебряной монетой, а товары предписывалось продавать на медные деньги. Жалованье служилым людям также платилось медью. Доверием медные деньги не пользовались, тем более, что их часто подделывали. Не желая торговать на медные деньги, крестьяне перестали привозить в Москву продовольствие, что вызвало взлет цен. Медные деньги обесценивались: если в 1661 г. за серебряный рубль давали два медных, то в 1662 г. - 8.

    25 июля 1662 г. последовал бунт. Часть горожан бросилась громить боярские усадьбы,
  • а другие
    двинулись в подмосковное село Коломенское, где находился в эти дни царь. Алексей Михайлович обещал мятежникам приехать в Москву и разобраться. Казалось, толпа успокоилась. Но тем временем в Коломенское явились новые группы восставших - те, кто ранее разбивал дворы бояр в столице. У царя потребовали выдачи наиболее ненавистных народу бояр и пригрозили, что если государь " добром им тех бояр не отдаст", то они " начнут имать сами, по своему обычаю".

    Однако за время переговоров в Коломенское уже прибыли вызванные царем стрельцы, которые обрушились на безоружную толпу и погнали ее к реке. Свыше 100 человек утонули, многие были изрублены или схвачены, а остальные разбежались. По царскому приказу 150 бунтовщиков были повешены, остальных били кнутом и клеймили железом.

    В отличие от " соляного", " медный" бунт был жестоко подавлен, так как правительству удалось удержать на своей стороне стрельцов и использовать их против посадского населения.

    4. Восстание Степана Разина

    Крупнейшее народное выступление второй половины XVII в. произошло на Дону и Волге.

    Население Дона составляло казачество. Земледелием казаки не занимались. Их основными занятиями были охота, рыбная ловля, скотоводство и набеги на владения соседних Турции, Крыма и Персии. За сторожевую службу по охране южных рубежей государства казаки получали царское жалованье хлебом, деньгами и порохом. Правительство также мирилось с тем, что на Дону находили приют беглые крестьяне и посадские. Действовал принцип " с Дону выдачи нет".

    В середине XVII в. в казачьей среде уже не существовало равенства. Выделялась верхушка зажиточных (" домовитых" ) казаков, владевших лучшими рыбными промыслами, табунами коней, получавших лучшую долю в добыче и царском жаловании. Бедные (" голутвенные" ) казаки работали на домовитых.

    В 40-х гг. XVII в. казачество лишилось выхода в Азовское и Черное моря, так как турки укрепили крепость Азов. Это побудило казаков перенести свои походы за добычей на Волгу и Каспийское море. Грабеж русских и персидских купеческих краванов наносил большой ущерб торговле с Персией и всему хозяйству Нижнего Поволжья. Одновременно с притоком беглых из России росла и враждебность казаков к московским боярам и приказным людям.

    Уже в 1666 г. отряд казаков под началом атамана Василия Уса вторгся с Верхнего Дона в пределы России, дошел почти до Тулы, громя на своем пути дворянские имения. Лишь угроза встречи с большим правительственным войском заставила Уса повернуть назад. С ним ушли на Дон и многочисленные примкнувшие к нему крепостные. Выступление Василия Уса показало, что казачество готово в любой момент выступить против существующих порядков и властей.

    В 1667 г. отряд в тысячу казаков отправился на Каспийское море в поход " за зипунами", то есть за добычей. Во главе этого отряда стоял атаман Степан Тимофеевич Разин - выходец из домовитого казачества, волевой, умный и беспощадно жестокий. Отряд Разина на протяжении 1667-1669 гг. грабил русские и персидские купеческие караваны, нападал на прибрежные персидские города. С богатой добычей разинцы вернулись в Астрахань, а оттуда - на Дон. " Поход за зипунами" был чисто грабительским. Однако значение его шире. Именно в этом походе сформировалось ядро разинского войска, а щедрая раздача милостыни простому люду принесла атаману неслыханную популярность.

    Весной 1670 г. Разин начал новый поход. На сей раз он решил идти против " бояр-изменников". Без сопротивления был захвачен Царицын, жители которого с радостью открыли казакам ворота. Посланные против Разина из Астрахани стрельцы перешли на его сторону. Их примеру последовал и остальной астраханский гарнизон. Сопротивлявшиеся воевода и астраханские дворяне были перебиты.

    После этого Разин направился вверх по Волге. По пути он рассылал " прелестные письма", призывая простонародье бить бояр, воевод, дворян и приказных. Для привлечения сторонников Разин распустил слух о том, что в его войске находятся царевич Алексей Алексеевич (на самом
  • деле уже
    умерший) и патриарх НиконСтремление использовать авторитет патриарха свидетельствует о том, что старообрядчество не играло существенной роли в движении Разина.. Основными участниками восстания являлись казаки, крестьяне, холопы, посадские и работные люди. Города Поволжья сдавались без сопротивления. Во всех захваченных городах Разин вводил управление по образцу казачьего круга.

    Неудача поджидала Разина лишь под Симбирском, осада которого затянулась. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесли разинцам жестокое поражение. Разин был ранен и бежал на Дон, в Кагальницкий городок, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на все казачество, схватили его и выдали правительственным воеводам.

    Разина пытали и летом 1671 г. казнили на Болотной площади в Москве вместе с братом Фролом. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням.

    Главными причинами поражения восстания Разина явились его стихийность и низкая организованность, разрозненность действий крестьян, как правило, ограничивавшихся разгромом имения своего собственного барина, отсутствие у восставших ясно осознаваемых целей. Даже в том случае, если бы разинцам удалось одержать победу и захватить Москву (в России такого не случалось, но в других странах, например, в Китае, восставшим крестьянам несколько раз удавалось взять власть), они не смогли бы создать новое справедливое общество. Ведь единственным образцом такого справедливого общества в их сознании был казачий круг. Но вся страна не может существовать за счет захвата и раздела чужого имущества. Любое государство нуждается в системе управления, армии, налогах. Поэтому за победой восставших неизбежно последовала бы новая социальная дифференциация. Победа неорганизованных крестьянских и казацких масс неизбежно привела бы к большим жертвам и нанесла бы значительный урон русской культуре и развитию российского государства

    В исторической науке нет единства по вопросу о том, считать ли восстание Разина крестьянско-казацким восстанием или крестьянской войной. В советское время употреблялось наименование " крестьянская война", в дореволюционный период речь шла о восстании. В последние годы вновь преобладающим является определение " восстание".

Внешняя политика Петра I.

Задачи внешней политики

На Юге:


Поделиться:



Популярное:

  1. IV Найдите в правой колонке русские эквиваленты английских слов и словосочетаний.
  2. VII. Дайте русские эквиваленты следующим английским словм и выражениям.
  3. Американские протестанты и русские старообрядцы – религиозные основы этики ведения бизнеса
  4. Глава 3. Знаменитые русские пиры
  5. Дайте краткую характеристику русской философской мысли конца XIX-нач.XX вв. и ее основным представителям (Вл.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк)
  6. Детские игры, преимущественно русские
  7. История государства Франции периода феодальной раздробленности – IX – XIII вв.
  8. Нач. сглаж. уск. (ТА1), Кон. сглаж. уск. (ТА2), Нач.
  9. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
  10. Особенности социально политического развития русских княжеств в период феодальной раздробленности.
  11. Период удельной раздробленности на Руси: причины и последствия.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 3095; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь